Напоминание

" Рассуждение о языке и его значимости в жизни маленького человека"


Автор: Яковлева Валентина Михайловна
Должность: старший воспитатль
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: город Миасс
Наименование материала: Статья
Тема: " Рассуждение о языке и его значимости в жизни маленького человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рассуждения о языке и его значимости в жизни маленького человека.

«По отношению каждого человека к своему

языку можно совершенно точно судить не

только о его культурном уровне, но и о его

гражданской ценности.»

Паустовский К.Г.

Как мало мы задумываемся о значении слова в русской речи и в жизни человека. А

между тем Л.Н.Толстой сказал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это

гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей

социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего

великого будущего».

Предназначение педагогов, воспитателей не только в том, чтобы воспитать

грамотного гражданина своей страны, но и пробудить интерес, если не любовь, к

русскому родному слову. Мне думается, что начинать это делать нужно с самого

раннего детства.

В нашем детском саду уже стало традицией проводить праздник Наума

Грамотника , которому всегда предшествует большой и серьёзный разговор с детьми

о рождении языка и письменности, организации школ на Руси и в России. Мы учим

стихи о языке и поём песни, проводим игры-драматизации, создаём мини-музеи

букв, привлекая к этому и родителей.

В младших группах играем с детьми со звуками, используя для этого все

предметы из которых можно извлечь звук. Считаем эту деятельность наиболее

важной в деле обучения маленьких детей родному языку.

«Как известно из повести «В людях » М. Горький, чтобы понять слово, долго его

повторял» (Инна Векслер).

Этот приём мы используем во всех группах, начиная с малышей, когда играем со

словом; учим стихи, обращая внимание на музыкальность и благозвучие слога.

« Язык – это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры…поэтому-

то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего

делать, но насущной необходимостью» (Куприн А.И.)

Следуя этому постулату, мы особенно тщательно отбираем материал для занятий

по развитию речи, формируем картотеки, создаём библиотеки.

Набирает популярность в нашем детском саду мини-музей словарей. Мы

познакомились с орфографическим, толковым, фразеологическим и другими

словарями. А сейчас решили сделать свой коллективный словарик, куда войдут

новые, близкие детям слова и выражения, пословицы и поговорки.

Наблюдения показывают, что мы зачастую недооцениваем интересы детей. То, что

по-нашему мнению, будет непонятно дошкольникам, они охотно исследуют и

создают свои языковые «шедевры»: стихи, сказки, рассказы. Для того чтобы

поддержать, укрепить желание манипулировать, играть со словом, мы используем в

работе разные технологии (ТРИЗ, лэтбуки, мнемотаблицы) и методики.

«Количество слов и их сочетаний находятся в самой прямой зависимости от

впечатлений и представлений» (А.П. Чехов), разнообразие, которое мы стараемся

обеспечить детям за счёт просмотров презентаций, видео, иллюстраций, картин,

совместно изготовленных пособий и атрибутов к спектаклям, чтения книг.

Заронить искру любви к слову - вот наша конечная цель. Именно ей и осознанию

того, что «слово-нечто большее, чем простой знак или символ», подчинена вся

деятельность коллектива.

На пути к решению этой задачи лежит Книга. Проблеме чтения посвящено

множество трудов. Сейчас она актуальна особенно в связи с рождением

электронных книг, компьютерных технологий. Но наши дети находятся в том

нежном возрасте, когда умный взрослый может начать формировать (а может и

сформирует) читателя, книголюба, человека, который сможет сказать когда-нибудь,

что «всем хорошим во мне я обязан книгам…» (М. Горький).

И в заключении приведу слова Державина Г.Р. о языке:

«Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не

уступает в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все

европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».

Державин Г.Р.

Старший воспитатель Яковлева В.М.

МБДОУ №59 город Миасс



В раздел образования