Автор: Ситдикова Гульназ Рифкатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в рамках НОД"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего
дошкольного возраста в рамках НОД
Проведение
диагностического
исследования
позволило
дать
методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития
сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
-
Необходимо
выделить
условия
планирования
и
индивидуальной
работы
с
детьми,
чтобы
эта
работа
не
превратилась
в
дополнительные
занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание
поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий
отрывать ребенка от интересных для него дел.
- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием
может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые
дети
выполняют
задания
быстро,
без
ошибок.
Основная
часть
детей
выполняет
индивидуальные
задания
с
периодической
помощью
педагога.
Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при
вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном
участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и
предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым
детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для
малышей,
находящихся
на
таком
уровне
выполнения
задания,
материал
занятий
оказывается
завышенным.
Необходимо
учитывать
причину
их
отставания
(дети
могли
болеть
или
просто
мало
посещать
детское
учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к
занятию.
- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи
со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий
по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при
наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего,
это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по
вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой,
рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала
Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания,
осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
-
Проведение
игр
и
упражнений
должен
предусматривать
учет
индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение
необходимо
начинать
с
выполнения
задания
совместными
действиями
взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и
действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность
ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем
позиция
взрослого
по
отношению
к
ребенку
может
меняться:
рядом
с
ребенком,
а
затем
напротив.
Каждое
действие
ребенка
должно
быть
прокомментировано и обобщено в речевом плане.
- Основным методом организации игр-занятий является побуждение
интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде
всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие,
пирамидки,
кубы-вкладыши,
доски
с
отверстиями
разной
величины
или
формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу
второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного
развития:
их
фактура,
устойчивость
при
манипулировании,
выполнении
элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего
возраста.
- Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические
пособия
имеют
большой
эмоциональный
заряд,
определяемый
фактурой,
пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать
возможность
наблюдать
за
формой,
цветом,
пропорциями
предметов,
явлений.
Например,
в
непосредственно-образовательной
деятельности
по
«Художественно-эстетическому
развитию»
(конструирование
из
мозаики)
«Бусы на елку», мы преследовали цель формировать конструктивные навыки
(ориентировка в двухмерном пространстве, способность к конструированию
по образцу), умения выстраивать длинные горизонтальные линии из мозаики,
чередуя элементы по цвету (выбор из четырех цветов), развитие зрительно-
моторной координации и мелкой моторики, совершенствование щипкового
захвата. Ход НОД: Посмотрите, ребята, какая у нас красивая ёлочка стоит.
Вместе с детьми подходим к ёлочке, разглядываем игрушки, любуются ими.
Но, посмотрите, ребятки, на нашей ёлочке нет красивых бус. Давайте сделаем
бусы для нашей ёлочки. Вот такие яркие, красивые бусы (показывается
образец). Дети садятся за столы.
Комментируем показ: я возьму вот такую синюю бусину и положу её, а
затем вот такую красную бусину и положу её рядом с синей, затем вновь
возьму синюю и положу её рядом с красной (и так до конца ряда).
Посмотрите, какие яркие, красивые бусы мы собрали, а теперь давайте
подарим
их
елочке.
Дети
несут
свои
бусы
и
кладут
возле
ёлочки,
а
воспитатель вешает бусы – образец на ёлочку. Все вместе водим хоровод и
поем песенку «Маленькой ёлочке». Способы выполнения, использованные в
работе: выкладывала, используя графический образец, пошагово вместе со
всеми
детьми
подгруппы
на
фланелеграфе;
контролировала
выполнение
задания; предлагала помощь в виде реального образца.
Для
реализации
задач,
поставленных
в
НОД,
нами
были
созданы
условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в
различных
центрах
активности.
Нами
была
разработана
система
игр
и
упражнений для совместной деятельности с детьми. Созданы условия для
развития
самостоятельной
познавательной
активности:
детям
были
предложены цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные
прищепки;
игры
с
цветными
пробками
и
закручивающими
предметами,
липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц»,
«Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
В своей работе с детьми используем игры - экспериментирования -
поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки,
наблюдая
за
таянием
льда,
пересыпая
песок
из
ладошки
в
ладошку,
из
совочка
в
формочку
и
т.
д.,
малыши
получают
новые
впечатления,
испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных
предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие
способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят
его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают
звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.
Дидактические игры, упражнения применяем как в качестве одного из
методов
проведения
образовательной
деятельности,
так
и
в
целях
расширения, уточнения и закрепления, полученных детьми знаний и умений.
Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному), составлен
перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь,
дидактические
игры
«Цветные
фоны»,
«Разноцветные
шарики»
«Закрой
мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи
шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам».
Частым гостем у детей бывает кукла Маша (из мультфильма «Маша и
Медведь»).
С
её
помощью
мы
вводили
игровую
проблемную
ситуацию:
Маша пролила воду прямо на стол. Что делать? Предлагаю детям взять губки
и собрать воду в чашку.
Маша просыпала крупу - дети берут щетку, совок сметают крупу и
высыпают ее в банку. Сначала действия детей были неловкими. Они не могли
держать ситечко, совок, не могли сметать со стола щеткой. Трудно им было
собирать воду губкой, а затем отжимать ее. Постепенно эти навыки стали все
более
уверенными.
Если
дети
испытывали
трудности
в
усвоении
цвета,
формы, связи между свойствами предмета, исправляла ошибку, не требуя от
детей
специального
запоминания.
В
этом
случае,
я
использовала
эффективный прием - любое понятие я связывала в представлении малыша с
реальным предметом, для которого данный признак является характерным
(предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной –
крыша.
Ознакомление
с
с енсорными
эт алонами
о суще ствляю
в
непосредственно
образовательной
деятельности
проводимой
с
детьми
не
только
на
занятиях
по
сенсорному
развитию,
но
и
занятиях
по
«Художественно-эстетическому» развитию.
Своевременное
сенсорное
воспитание
в
непо средственно-
образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте – главное
условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в
бесконечно
меняющимся
окружении,
эмоциональной
отзывчивости,
способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение
сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ
его полноценного развития.