Напоминание

"Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы"


Автор: Петракова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр

по формированию элементарных математических представлений

для детей 2 младшей группы

1.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал).

Содержание.

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном -

геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает

правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет

к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к

которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и

предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко

поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем

воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму.

Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

2.

Дидактическая игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых

качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,

картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах

комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,

полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу

Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными,

а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в

трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную -

поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают

пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем

игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и

поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не

сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает

рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает

короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а

какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную

и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками

путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

3.

Игра «Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки.

Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети

рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая -

вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А

если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю

рисунки».

4.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в

их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает

задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы

фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все

фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить

каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на

начерченную фигуру.

5.

Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их

отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,

«самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3

квадрата, фланелеграф.

Содержание.

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот

самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает

каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети

поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь -

самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни.

Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх

сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы

такую башню на своихфланелеграфах, говорит воспитатель

6.

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником,

треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник,

квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат,

треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры

каждой формы меньшего размера.

Содержание.

Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и

треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ,

говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем

обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника

только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их

вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

7.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум

свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть

простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в

определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,

зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими

фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки.

Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит:

«Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила

составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две

такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют,

почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога

исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова.

Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить.

Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают

геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной

закономерностью.

8.

Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Содержание.

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать

ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины.

При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой

прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая

(одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и

мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя

машинами

9.

Дидактическая игра «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно

употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ;

картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы

производит различные действия, по которым дети должны определить часть

суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает

(день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла

умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток,

соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок

из стихотворениях, Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель

показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в

какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и

вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети

раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

10.Дидактическая игра «Узнай и запомни»

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по

представлению.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических

форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких

карточек с изображением одной формы для нахождения на больших

карточках.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог

просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем

раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После

этого показывает маленькую карточку.кладет на стол изображением вниз,

мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих

карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог

вновь показывает карточку-образец.

По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9

форм).

11.Дидактическая игра «Украсим платок»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы

предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей),

набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает,

как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно).

Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково.

Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим

желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев,

сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными

листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых

листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на

верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их

стало поровну?»

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и

правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую

сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).

В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают

об этом.

12.Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит

результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве;

обратить внимание на направление движения в пространстве и

самостоятельно выбирать это направление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры.

1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на

разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к

игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней.

Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение,

берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже.

Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и

подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко.

Игра повторяется с другой парой,

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки

раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая -

напротив - по диагонали, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей,

обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка -

определить направление, в котором надо ползти.

13.Дидактическая игра «Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов,

развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному

результату -ритмичному чередованию величин.

Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей,

геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги,

квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносики, наборное полотно.

Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с

геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать

красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет

форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький

квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает

выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за

правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали

слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При

повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их

чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает

всем работам положительную оценку.



В раздел образования