Автор: Петракова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы"
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр
по формированию элементарных математических представлений
для детей 2 младшей группы
1.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном -
геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает
правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет
к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к
которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и
предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко
поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем
воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму.
Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
2.
Дидактическая игра «Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых
качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,
картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание.
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах
комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,
полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу
Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными,
а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в
трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную -
поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают
пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем
игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и
поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не
сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает
рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает
короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а
какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную
и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками
путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
3.
Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки.
Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети
рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая -
вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А
если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю
рисунки».
4.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в
их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает
задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы
фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все
фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить
каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на
начерченную фигуру.
5.
Дидактическая игра «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их
отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,
«самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3
квадрата, фланелеграф.
Содержание.
Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот
самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает
каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети
поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь -
самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни.
Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы
такую башню на своихфланелеграфах, говорит воспитатель
6.
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником,
треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры
каждой формы меньшего размера.
Содержание.
Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и
треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ,
говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем
обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника
только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их
вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
7.
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум
свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть
простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в
определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,
зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими
фигурами.
Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки.
Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит:
«Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила
составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две
такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют,
почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога
исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова.
Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить.
Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают
геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной
закономерностью.
8.
Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание.
Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать
ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины.
При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой
прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая
(одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя
машинами
9.
Дидактическая игра «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно
употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ;
картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы
производит различные действия, по которым дети должны определить часть
суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает
(день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла
умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток,
соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок
из стихотворениях, Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель
показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в
какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и
вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети
раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.
10.Дидактическая игра «Узнай и запомни»
Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по
представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических
форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких
карточек с изображением одной формы для нахождения на больших
карточках.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог
просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем
раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После
этого показывает маленькую карточку.кладет на стол изображением вниз,
мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих
карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог
вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9
форм).
11.Дидактическая игра «Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы
предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей),
набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает,
как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно).
Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково.
Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим
желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев,
сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными
листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых
листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на
верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их
стало поровну?»
После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и
правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую
сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).
В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают
об этом.
12.Дидактическая игра «Доползи до игрушки»
Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит
результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве;
обратить внимание на направление движения в пространстве и
самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры.
1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на
разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к
игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней.
Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение,
берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже.
Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и
подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко.
Игра повторяется с другой парой,
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки
раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая -
напротив - по диагонали, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей,
обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка -
определить направление, в котором надо ползти.
13.Дидактическая игра «Красивый узор»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов,
развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному
результату -ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей,
геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги,
квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносики, наборное полотно.
Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с
геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать
красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет
форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький
квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает
выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за
правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали
слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При
повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их
чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает
всем работам положительную оценку.