Напоминание

"Рабочая программа по русскому языку, 6 класс, ФГОС" (к учебнику Ладыженской)


Автор: Бакулина Галина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Скляевская СОШ
Населённый пункт: село Скляево Воронежской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по русскому языку, 6 класс, ФГОС" (к учебнику Ладыженской)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Скляевская средняя

общеобразовательная школа Рамонского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на заседании МО

протокол от _______

№_____

Согласовано

зам. директора по УВР

__________ / /

Утверждено

приказом от ____________

№_______

Директор школы

_________ / /

Рабочая программа

по русскому языку

(учебный предмет)

для 6 класса

2017-2018 учебный год

(срок реализации)

Разработчик программы:

Бакулина Галина Петровна

(Ф.И.О. учителя)

учитель русского языка и литературы ВКК

(занимаемая должность, квалиф. категория)

с. Скляево, 2017 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для 6 класса.

Количество недельных часов – 6.

Количество часов в год – 204

Уровень рабочей программы – базовый.

Цели и задачи, реализуемые программой:

воспитание

духовно

богатой,

нравственно

ориентированной

личности

с

развитым

чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою

родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство

получения

знаний

в

различных

сферах

человеческой

деятельности,

средство

освоения

морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение

важнейшими

общеучебными

умениями

и

универсальными

учебными

действиями,

формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение

знаний

об

устройстве

языковой

системы

и

закономерности

её

функционирования,

развитие

способности

опознавать,

анализировать,

сопоставлять,

классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального

словарного

запаса,

расширение

объёма

используемых

в

речи

грамматических

средств,

совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

обучающихся,

развитие

речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях

общения,

воспитание

стремления

к

речевому

самосовершенствованию,

осознание

эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к

сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить

содержательные компромиссы.

Рабочая

программа

разработана

на

основе

Примерной

программы

общего

образования

по

русскому языку, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля

2015

г.,

применительно

к

конкретному

классу,

с

учетом

требований

регионального компонента

государственного стандарта общего образования, в соответствии с основными образовательными

программами МКОУ Скляевской СОШ, направленными на реализацию требований федеральных

государственных

образовательных

стандартов

второго

поколения,

учебным

планом,

с

учетом

образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), а

также авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,

Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому

языку и входит в состав УМК. Программа рекомендована Министерством образования и науки

Российской Федерации, опубликована в пособии для учителей общеобразовательных учреждений

(Москва,

«Просвещение»,

2011

год).

В

ней

также

учитываются

основные

идеи

и

положения

программы

развития

и

формирования

универсальных

учебных

действий

для

основного

общего

образования.

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

-от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования»(в редакции приказа от 29.12.2014 № 1644);

- от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов от

13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.15 г. №734);

-

от

31.03.14

№253

«Об

утверждении

федерального

перечня

учебников,

рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»(в редакции приказов

от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных

пособий,

которые

допускаются

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования»;

Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования:

- от 07.08.2015 г. N 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по

вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г № МД-

1552/03

«Об

оснащении

общеобразовательных

учреждений

учебным

и

учебно-лабораторным

оборудованием»

(вместе

с

«Рекомендациями

по

оснащению

общеобразовательных

учреждений

учебным

и

учебно-лабораторным

оборудованием,

необходимым

для

реализации

федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации

проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования; программы

отдельных учебных предметов;

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от

01.02.2012

г.

№56

«О

введении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»;

Устав МКОУ Скляевской СОШ;

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ

Скляевской

СОШ.

2.Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: общения во всех сферах жизни (в

быту, между гражданами и учреждениями, в

научном и художественном словесном творчестве);

хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,

словообразовательных

и

грамматических

средств,

располагает

неисчерпаемыми

возможностями

изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы

художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации

он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в

жизни, труде, творчестве.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:

является

не

только

объектом

изучения,

но

и

средством

обучения.

Как

средство

познания

действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей

ребенка,

развивает

его

абстрактное

мышление,

память

и

воображение,

формирует

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности,

самообразования

и

самореализации

личности.

Будучи

формой

хранения

и

усвоения

различных

знаний,

русский

язык

неразрывно

связан

со

всеми

школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в

перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного

подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая,

лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами

культуры

устной

и

письменной

речи,

базовыми

умениями

и

навыками

использования

языка

в

жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о

языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых

явлений

и

фактов,

необходимых

знаний

о

лингвистике

как

науке

и

ученых-русистах;

умение

пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры,

взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение

нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности

учащихся

на

основе

овладения

знаниями

об

устройстве

русского

языка

и

особенностях

его

употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного

языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных

условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в

программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного

человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и

чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как

различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных

источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

3.Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений

Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе

основного общего образования в 6 классе в объёме 204 часов (из расчёта 6 часов в неделю, 34-35

учебных недель).

В соответствии с Базисным учебным планом на 2017-2018 учебный год в МКОУ Скляевской

СОШ 19 часов из 204 отводится модулям по

предмету: 1) «Текст. Работа с различными видами

текстов»; 2) «Устное публичное выступление как составляющая часть культуры речи».

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и

содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося

знаниями –

на

другую –

сформировать

у

него

универсальные

учебные

действия.

Учебная

деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

ученик

должен

быть

ориентирован

на

нахождение

общего

способа

решения

задач

(выделение

учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные

действия);

уметь

самостоятельно

контролировать

процесс

своей

учебной

работы

(контроль)

и

адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом

учебной деятельности.

Данная программа ориентирована на развитие

навыков работы с текстом, воспитание и

развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,

интеллектуальных

и

других)

особенностей,

образовательных

потребностей

и

возможностей,

личностных склонностей, развитию их культуры устной речи. Это достигается путем создания

благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития

каждого школьника.

Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных

задатков

детей,

которая

в

дальнейшем

позволит

развитие

универсальных

компетентностей

обучающихся.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского

народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и

моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный

объём

словарного

запаса

и

усвоенных

грамматических

средств

для

свободного

выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

-

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной

установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)

текстов разных стилей и жанров;

-

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами

аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой

информации,

компакт-диски

учебного

назначения,

ресурсы

Интернета;

свободно

пользоваться

словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести

самостоятельный

поиск

информации;

способность

к

преобразованию,

сохранению

и

передаче

информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,

стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

-

способность

определять

цели

предстоящей

учебной

деятельности

(индивидуальной

и

коллективной),

последовательность

действий,

оценивать

достигнутые

результаты

и

адекватно

формулировать их в устной и письменной форме;

-

умение

воспроизводить

прослушанный

или

прочитанный

текст

с

заданной

степенью

свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

-

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом

замысла, адресата и ситуации общения;

-

способность

свободно,

правильно

излагать

свои

мысли

в

устной

и

письменной

форме,

соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме

и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к

прочитанному, услышанному, увиденному;

-

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание

разных

видов

монолога)

и

диалога

(этикетный,

диалог-расспрос,

диалог-побуждение,

диалог —

обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);

-

соблюдение

в

практике

речевого

общения

основных

орфоэпических,

лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение

основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно

использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-

способность

осуществлять

речевой

самоконтроль

в

процессе

учебной

деятельности

и

в

повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её

содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,

исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-

умение

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями,

докладом,

рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств

аргументации;

2) применение

приобретённых

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной

жизни;

способность

использовать

родной

язык

как

средство

получения

знаний

по

другим

учебным

предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном

уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого

общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных

тем;

овладение

национально-культурными

нормами

речевого

поведения

в

различных

ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка

русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального

общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое

общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;

разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной

литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;

основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии

русского

языка,

основными

нормами

русского

литературного

языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными),

нормами

речевого

этикета

и

использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание

и

анализ

основных

единиц

языка,

грамматических

категорий

языка,

уместное

употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического

анализа

словосочетания

и

предложения,

многоаспектного

анализа

текста

с

точки

зрения

его

основных

признаков

и

структуры,

принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового

оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической

синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону

речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание тем и разделов учебного предмета

п/

п

Название темы

Количество

часов

Основное содержание

темы, термины и понятия.

Формы организации

учебных занятий

Основные виды учебной

деятельности

1.

Язык. Речь. Общение.

Русский язык – один из

развитых языков мира.

Ситуация общения

Развитие речи

2+1

1

Русский язык – один из развитых

языков мира. Богатство русского

языка.

Рассуждение.

Те зис.

Аргументы.

Язык и речь. Основные функции

языка.

Формы

речи:

устная

и

письменная. Общение. Ситуация

общения.

Компоненты

речевой

ситуации.

Организационное

планирование

Комбинированное (дебаты

+ дискуссия)

(Язык и речь)

Интеллектуальная игра

(Ситуация общения)

Планирование дальнейшей

работы. Чтение и анализ

текстов-рассуждений,

построение устных

монологических высказываний

на заданные темы.

Рецензирование ответов

товарищей. Самостоятельный

поиск информации, работа со

справочной литературой,

интернет-ресурсами.

Построение устных

высказываний в форме

монолога, диалога, полилога.

Комментирование, анализ и

моделирование проблемных

ситуаций.

2.

Повторение изученного

в 5 классе.

Фонетика, орфоэпия,

графика

Морфемика,

орфография

8+ 3

2

2

Фонетика. Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Орфоэпические

нормы. Графика. Алфавит.

Ассонанс. Аллитерация.

Орфограмма.

Морфемика. Морфемы.

Варианты морфем.

Однокоренные слова. Нулевое

окончание. Морфемный разбор

слова. Орфограммы в

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Конференция

Исследование

(Морфемика)

Подготовка докладов. Устные

выступления.

Языковой эксперимент.

Формулирование выводов.

Работа с таблицами.

Выполнение языковых

разборов, упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового

материала, выделение и

разграничение языковых

явлений и орфограмм,

конструирование,

Части речи

Синтаксис и

пунктуация

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

1

3

1

1

1

приставках, корнях, суффиксах,

окончаниях.

Самостоятельные и служебные

части речи. Морфологический

разбор слов. Морфологические

признаки: постоянные и

непостоянные. Синтаксическая

роль.

Словосочетание. Простое

предложение. Сложное

предложение. Пунктуация в

простом и сложном

предложении. Прямая речь,

диалог.

Языковой и

орфографический

практикум

Речевой практикум

Контрольный диктант

Консультация

конструирование с заменой.

Списывание с

орфографическим заданием.

Анализ языкового материала.

Выразительное чтение текстов.

Составление плана.

Создание собственного текста

(написание сочинения)

Написание словарного,

выборочного, контрольного

диктантов.

Выполнение коррекционных

упражнений, работа над

предметным проектом.

3.

Текст

Развитие речи

6+1

1

Текст

и

его

признаки.

Жанры.

Тема

текста.

Основная

мысль

текста. Заглавие. Способы связи

предложений в тексте. Средства

связи.

Ключевые

слова.

Стили

речи: официально-деловой стиль.

Собирание материалов к

сочинению. Виды планов.

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Языковой практикум

Речевой практикум

Чтение и анализ текстов,

пересказ текстов, работа с

опорным материалом,

составление плана, работа со

схемами, редактирование,

конструирование, выполнение

упражнений на систематизацию

и классификацию, создание

собственных текстов.

Выполнение компетентностно-

ориентированных заданий.

Анализ текста.

Выполнение коррекционных

упражнений, работа над

предметным проектом.

Обучение составлению плана к

сочинению

4.

5.

Лексикология. Культура

речи

Развитие речи

Фразеология. Культура

речи

Контроль

6+2

2

2+1

1

Повторение пройденного по

лексике в V классе.

Лингвистические словари.

Общеупотребительные слова.

Профессиональные слова. Диа-

лектные слова. Устаревшие

слова. Неологизмы. Исконно-

русская и заимствованная

лексика. Эмоционально-

окрашенные слова.

Языковой практикум

(Слово и его лексическое

значение)

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля,индивидуальные

консультации

Речевой практикум

Исследование

«Профессионализмы.

Диалектизмы.

Заимствованные слова.

Неологизмы. Устаревшие

слова»

Лингвистические

соревнования

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, развития речи,

развивающего контроля,

языковой практикум,

Работа со словарями,

конструирование,

конструирование с заменой,

выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию, работа со

значениями слов,

редактирование текста.

Сжатое изложение текста в

письменной форме.

Отбор материала по различным

источникам, анализ текстового

материала, работа со словарями,

составление таблиц, языковой

эксперимент, презентация

собственных выводов.

Работа со словарями, с

изображениями, отбор

материалов из разных

источников, конструирование,

конструирование с заменой,

чтение текста, анализ.

Создание текстов официально-

делового стиля.

Выполнение тестовой работы

6.

Словообразование.

Орфография. Культура

речи.

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

21+14

4

5

5

Понятие о фразеологизмах.

Источники фразеологизмов.

Употребление в речи.

Повторение

пройденного

по

словообразованию в V классе.

речевой практикум,

тестовая работа

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Исследование

Презентация

«Словообразование.

Основные способы

образования слов»

Языковой практикум

Контрольный диктант,

диагностическая работа,

тестирование, зачёт

Языковой эксперимент, работа

со словарями, с изображениями

и опорными схемами, создание

текстов-рассуждений,

презентация своих выводов,

рецензирование выступлений

товарищей.

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов.

Чтение, анализ текстов,

пересказ текста по плану,

составление плана, создание

текста с опорой на

изображение, подготовка

доклада «Этимология».

Этимология

слова.

Основные

способы

образования

слов

в

русском языке. Разбор слова по

составу и словообразовательный

разбор.

Правописание чередующихся

гласных О и А в корнях -ГОР-/-

ГАР-, -КОС/КАС-, -ЗОР-/-

ЗАР-.Правописание гласных в

приставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы

ЫиИпосле приставок на соглас-

ные. Сложные слова.

Правописание соединительных

гласных О и Е.

Сложносокращенные слова.

7.

Морфология.

Орфография. Культура

речи.

Имя существительное

81+19+12+13

21+8

Повторение сведений об имени

существительном, полученных в

V классе. Морфологические

признаки существительного.

Разносклоняемые

существительные. Несклоняемые

существительные

(ознакомление). Род

несклоняемых существительных.

Существительные общего рода.

Образование существительных.

НЕ с существительными.

Правописание гласных в

суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов, выполнение

языковых разборов.

Создание текстов разных

жанров в устной и письменной

формах, рецензирование

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

2

3

3

после шипящих и Ц в суффиксах

существительных. Согласные Ч и

Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

Речевой практикум

Языковой практикум

Контрольный диктант

Консультация

ответов товарищей.

Написание диктанта,

выполнение грамматического

задания.

Выполнение коррекционных

упражнений, работа над

предметным проектом.

Имя прилагательное

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

14+13

5

4

4

Повторение пройденного об

имени прилагательном в V

классе. Морфологические

признаки прилагательного.

Разряды прилагательных:

качественные, относительные и

притяжательные прилагательные.

Образование прилагательных.

Степени сравнения

прилагательных; образование

степеней сравнения.

НЕ с именами прилагательными.

Буквы О и Епосле шипящих и Цв

суффиксах прилагательных.

Правописание гласных Н и НН в

именах прилагательных.

Различение на письме суффиксов

-К- и -СК-.Слитное и дефисное

написание сложных

прилагательных.

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Языковой практикум

.Исследование

(Притяжательные

прилагательные)

Речевой практикум

Контрольный диктант

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов, выполнение

языковых разборов.

Языковой эксперимент, работа с

таблицей, с изображениями и

опорными схемами, создание

текстов-рассуждений,

презентация своих выводов,

рецензирование выступлений

товарищей.

Написание подробного

изложения, сочинений.

Написание контрольного

диктанта, выполнение

грамматического задания.

Имя числительное

11+6

Имя числительное как часть

речи. Морфологические

.Игра-путешествие

Языковой практикум

Уроки открытия новых

Анализ и решение проблемных

ситуаций, работа с рисунками,

таблицами, конструирование,

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

3

1

2

признаки числительного.

Синтаксическая роль имен

числительных в предложении.

Числительные количественные и

порядковые. Числительные

простые и составные.

Склонение количественных

числительных. Правописание

гласных в падежных окончаниях.

Буква Ь в середине и на конце

числительных. Слитное и

раздельное написание

числительных.

Склонение порядковых

числительных. Правописание

гласных в падежных окончаниях

порядковых числительных.

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля;

индивидуальные

консультации

Пресс-конференция

(Публичное выступление)

Проверочная работа

Контрольный диктант

редактирование.

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов, выполнение

языковых разборов.

Поиск и отбор материала из

разных источников, подготовка

монологических выступлений,

обсуждение в форме диалога,

полилога.

Местоимение

18+6

Местоимение как часть речи.

Морфологические признаки

местоимения. Синтаксическая

роль местоимений в

предложении. Разряды

местоимений. Склонение

местоимений. Раздельное

написание предлогов с

местоимениями. Буква Н в

личных местоимениях 3-го лица

после предлогов. Образование

неопределённых местоимений.

Дефис в неопределенных

Языковой практикум

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля; групповые или

индивидуальные

консультации

Исследование

(Притяжательные

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов, выполнение

языковых разборов.

Языковой эксперимент, работа с

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

4

1

1

местоимениях. НЕ в

неопределенных местоимениях.

Слитное и раздельное написание

НЕ и НИ в отрицательных

местоимениях.

местоимения)

Речевой практикум

Контрольный диктант

Консультация

таблицей, с изображениями и

опорными схемами, создание

текстов-рассуждений,

презентация своих выводов,

рецензирование выступлений

товарищей.

Чтение, анализ текста, создание

собственного текста-

рассуждения, написание

сочинения по картине с

выбором типа речи.

Написание диктанта,

выполнение грамматического

задания.

Глагол

Развитие речи

Контроль

Работа над ошибками

17+11

5

3

3

Повторение пройденного о

глаголе в V классе.

Морфологические признаки

глагола. Переходные и

непереходные глаголы. Изъяви-

тельное, условное и

повелительное наклонение.

Раздельное написание БЫ(Б) с

глаголами в условном

наклонении. Правописание

глаголов повелительного

наклонения. Разноспрягаемые

глаголы. Безличные глаголы.

Образование глаголов.

Правописание гласных в

суффиксах глаголов.

Языковой практикум

Уроки открытия новых

знаний, уроки

актуализации знаний и

умений, уроки

комплексного применения

знаний и умений, развития

речи, развивающего

контроля; групповые или

индивидуальные

консультации

Речевой практикум

Контрольный диктант

Тестовая работа

Консультация

Выполнение упражнений на

классификацию и

систематизацию языкового и

орфографического материала,

разграничение языковых

явлений и видов орфограмм,

конструирование с заменой,

редактирование, составление

таблиц, схем, алгоритмов,

написание обучающих

диктантов, выполнение

языковых разборов.

Чтение, анализ текста,

выделение главной и

второстепенной информации,

применение различных

способов сжатия текста.

Выполнение различных видов

контрольных заданий.

Выполнение коррекционных

упражнений, работа над

предметным проектом.

8.

Повторение и

систематизация

изученного в 6 классе.

Контроль

Работа над ошибками

7+2

1

1

Разделы науки о языке.

Орфография. Орфографический

разбор. Пунктуация.

Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Словообразование. Морфология.

Синтаксис.

Конференция

Игра «Что? Где? Когда?»

Лингвистические

соревнования

Подготовка устных

выступлений и докладов.

Выполнение различных заданий

на обобщение и повторение

материала в форме игры и

соревнования.

9.

Резервные уроки

3

ИТОГО

204

6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Примерная дата

изучения

Дата

фактичес-кая

I четверть

1.ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

1.

Русский язык - один из развитых языков мира

2.

Язык, речь, общение

3.Р/Р

Ситуация общения

2.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

4.

Фонетика. Орфоэпия.

5.

Графика. Фонетический разбор слов.

6.

Морфемика. Морфемы в словах. Орфограммы в приставках

и корнях

7.

Орфограммы в окончаниях слов

8.

Части речи.

9-10.

Синтаксис и Пунктуация. Словосочетание. Простое

предложение

11.

Сложное предложение. Знаки препинания. Синтаксический

разбор

12.Р/Р

Способы передачи чужой речи. Обучение составлению

диалога.

13.

Контрольная работа по повторению материала (входной

диктант)

14.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

3.ТЕКСТ

15.

Текст, его особенности

16.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

17.

Связь предложений в тексте

18.

Ключевые слова в тексте

19.Р/Р

Микротемы в тексте. Виды планов. Обучение

составлению простого плана.

20.

Текст и типы речи, виды текстов

21.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль

4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

22.

Лексика. Слово и его лексическое значение

23.Р/Р

Сбор материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова

«После дождя»

24.

Общеупотребительные и профессиональные слова

25.

Диалектизмы

26.Р/Р

Сжатое изложение

27.

Исконно русские и заимствованные слова

28.

Устаревшие слова и неологизмы

29.

Виды словарей. Работа со словарями

5. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

30.

Фразеологические обороты. Источники фразеологизмов

31.

Обобщение материала по теме «Фразеология»

32.

Контрольная работа по теме «Лексикология и Фразеология»

(тестирование)

6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

33-34

Морфемика и словообразование

35-36

Систематизация материала по теме

«Морфемика и Словообразование»

37.Р/Р

Текст-описание помещения

38-39.

Основные способы образования в русском

языке

40.

Этимология слов. Этимологические

словари.

41.Р/Р

Систематизация материалов к

сочинению-описанию помещения

(комнаты). Сложный план

42.

Буквы О-А в корне –КОС---КАС-

43-44.

Буквы О_А в корне –ГОР- -ГАР-

45.

Буквы О_А в корне –ЗОР- -ЗАР-

46.

Проверочная (зачётная) работа

47.

Работа над ошибками

48.

Контрольная работа (диктант)

49.

Работа над ошибками

50.

Буквы Ы-И после приставок

51.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

II четверть

52-54.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

55.

Контрольная работа (диктант) по теме

«Словообразование»

56.

Работа над ошибками

57.Р/Р

Выборочное изложение

58.

Работа над ошибками.

59.

Соединительные О-Е в сложных словах

60-61.

Сложносокращённые слова. Род

сложносокращённых слов.

62.Р/Р

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской

«Утро»

63.

Работа над ошибками

64.

Морфемный и словообразовательный разбор

слов

65.

Повторение и обобщение изученного по

теме « Словообразование»

66.

Проверочная (зачётная) работа по теме

«Словообразование»

67.

Контрольная работа (тестирование) по теме

«Словообразование»

7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

68-71.

Повторение изученного об имени

существительном в 5 классе

72.Р/Р

Изложение

73.

Работа над ошибками

74.

Разносклоняемые существительные

75-76.

Суффикс –ЕН- у существительных на -МЯ

77.

Несклоняемые существительные

78-79.

Род несклоняемых существительных

80.

Имена существительные общего рода

81.

Морфологический разбор имени

существительного

82.Р/Р

Текст - описание произведённых

впечатлений, обучение устному

сочинению о произведённых

впечатлениях

83.

Работа над ошибками

84-86.

НЕ с именами существительными

87-88.

Правописание суффикса –ЧИК- -ЩИК-

89.

Гласные в суффиксах –ЕК- -ИК-

90.

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах

существительных

91-92

Повторение изученного по теме

«Морфология»

93.

Контрольная работа (диктант) по теме

«Морфология»

94-95.

Итоговое тестирование и зачётная работа по

материалу, изученному в 1-м полугодии

96.

Работа над ошибками

III четверть

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

97.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе

98.Р/Р

Текст-описание природы

99.

Работа над ошибками

100.

Степени сравнения прилагательных.

Сравнительная степень

101.

Степени сравнения прилагательных.

Превосходная степень.

102.

Проверочная (диагностическая) работа

103-104.

Разряды имён прилагательных.

Качественные, относительные и

притяжательные прилагательные

105-106.

Р/Р

Выборочное изложение

107.

Морфологический разбор прилагательного

108-109.

НЕ с прилагательными

110.

Контрольная (диагностическая) работа

111.

Работа над ошибками

112.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах

прилагательных

113-114.

Н и НН в суффиксах прилагательных

115.

Контрольная работа (тестирование)

116.

Работа над ошибками

117.

Правописание в прилагательных суффиксов

–К- и –СК-

118.

Слитное и дефисное написание сложных

имён прилагательных

119.

Повторение и обобщение по теме «Имя

прилагательное»

120.

Контрольная работа (диктант)

121.

Работа над ошибками

122-

123.

Р/Р

Понятие устного публичного

выступления, его цели и виды

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

124.

Имя числительное как часть речи

125.

Простые, сложные и составные

числительные

126.

Ь на конце и в середине числительных

127.

Порядковые числительные, склонение,

правописание

128.Р/Р

Выборочное изложение

129.

Работа над ошибками

130.

Разряды количественных числительных

131-132.

Числительные, обозначающие целые числа

133.

Дробные числительные

134.

Собирательные числительные

135.

Морфологический разбор имени

числительного

136.

Повторение и обобщение по теме «Имя

числительное»

137.

Контрольная работа (диктант)

138.

Работа над ошибками.

139-

140.

Требования к устному публичному

выступлению, его структура

Р/Р

МЕСТОИМЕНИЕ

141.

Местоимение как часть речи

142-143.

Личные местоимения. Склонение,

синтаксическая роль

144.

Возвратное местоимение СЕБЯ

145-146.

Вопросительные и относительные

местоимения

147-

148.

Р/Р

Рассуждение как вид устного публичного

выступления. Виды спора

149-150.

Неопределённые местоимения

151.

Отрицательные местоимения

IVчетверть

152.

Отрицательные местоимения

153-154.

Притяжательные местоимения

155-156.

Р/Р

Сочинение-рассуждение

157-158.

Указательные местоимения

159.

Определительные местоимения

160.

Местоимения и другие части речи

161.

Морфологический разбор местоимения

162.

Повторение и обобщение материала по теме

«Местоимение»

163.

Контрольная работа (диктант) по теме

«Местоимение»

164.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

ГЛАГОЛ

165-166.

Повторение изученного о глаголе в 5 классе

167.Р/Р

Рассказ как вид устного публичного

выступления

168.Р/Р

Обучение устному сочинению-рассказу

169.

Разноспрягаемые глаголы

170-171.

Глаголы переходные и непереходные

172.

Наклонения глагола. Изъявительное

наклонение

173.Р/Р

Изложение

174.

Работа над ошибками

175.

Наклонения глагола. Условное наклонение

176-177.

Наклонения глагола. Повелительное

наклонение

178-179.

Употребление наклонений глагола в речи

180.

Контрольная работа (тестирование)

181.

Работа над ошибками

182.Р/Р

Рассказ на основе услышанного как вид

устного публичного выступления

183-184.

Безличные глаголы

185.

Морфологический разбор глагола

186.Р/Р

Обучение устному сочинению-рассказу на

основе услышанного

187-188.

Правописание гласных в суффиксах

глаголов

189-190.

Обобщение материала по теме «Глагол».

Зачётная работа

191.

Контрольная работа (диктант) по теме

«Глагол»

192.

Работа над ошибками

8.ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ

193-194.

Разделы науки о языке. Словообразование.

Орфография. Морфемный и

словообразовательный разбор

195-196.

Лексика и фразеология. Работа со

словарями

197-198.

Морфология. Орфография.

Морфологический разбор изученных частей

речи

199.

Синтаксис и пунктуация

200.

Итоговая контрольная работа (диктант)

201.

Работа над ошибками

202-204.

Резерв

Модуль I « Текст. Работа с различными видами текстов»

п/п

Тема урока

Примерная

дата изучения

Дата

фактичес

-кая

Примечания

1.

(15)

Текст, его особенности.

2.

(16)

Тема и основная мысль текста.

Заглавие текста.

3.

(17)

Связь предложений в тексте.

4.

(18)

Ключевые слова в тексте.

5.

(19)

Микротемы в тексте. Виды

планов. Обучение составлению

простого плана.

6.

(20)

Текст и типы речи. Виды текстов.

7.

(21)

Текст и стили речи. Официально

- деловой стиль.

8.

(37)

Текст – описание помещения.

9.

(41)

Обучение составлению сложного

плана к тексту-описанию

помещения.

10.

(82)

Текст-описание произведённых

впечатлений.

11.

(98)

Текст описание природы.

Модуль II « Устное публичное выступление как

составляющая часть культуры речи»

п/п

Тема урока

Примерная

дата изучения

Дата

фактичес-

кая

Примечания

1.

(122-123)

Понятие устного публичного

выступления, его цели и виды.

2.

(139-140)

Требования к устному публичному

выступлению, его структура.

3.

(147-148)

Рассуждение как вид устного

публичного выступления. Виды

спора.

4.

(167)

Рассказ как вид устного

публичного выступления

5.

(182)

Рассказ на основе услышанного

как вид устного публичного

выступления.

7. Учебно-методическое обеспечение

Класс

Программа

Учебник

Методическое, дидактическое обеспечение

6

Русский язык.

Рабочие

программы.

Предметная линия

учебников Т.А.

Ладыженской,

М.Т. Баранова,

Л.А.

Тростенцовой и

других. 5-9

классы: пособие

для учителей

общеобразоват.

учреждений/ [М.Т.

Баранов, Т.А.

Ладыженская,

Н.М. Шанский и

др.]. – 12-е изд.,

перераб. – М.:

Просвещение,

2011.

Русский язык. 6 класс. Учебник

для общеобразовательных

учреждений в 2 ч./ [М.Т.

Баранов, Т.А. Ладыженская,

Л.А. Тростенцова и др.; науч.

ред. Н.М. Шанский]. – 6-е изд.

– М.: Просвещение, 2015.

1. Чермашенцева О.В., Цветкова Г.В. Русский язык, 6 класс.

Технологические карты уроков к учебнику Баранова, Ладыженской.1-2

полугодие - Волгоград,2016-402 с.;

2. В.Д.Янченко. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь,1-

2 часть. – Просвещение,2016;

3. Е.А.Ефремова. Русский язык, 6 класс. Рабочая тетрадь.-

Просвещение,2016;

4. Н.Н. Соловьёва. Русский язык, 6 класс. Диагностические работы.-

Просвещение,2016;

5. Е.В.Селезнёва. Зачётные работы по русскому языку, 6 класс, к

учебнику М. Баранова. - Экзамен, 2016;

6. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку, 6 класс, к учебнику

Баранова.-Экзамен,2016;

7. КИМы. Русский язык:6 класс/ Составитель Н.В. Егорова.-

ВАКО,2011

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

компьютер, проектор, экран, принтер.



В раздел образования