Автор: Веденеева Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 "Ромашка"
Населённый пункт: город Богородск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Дети и даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его
опасности. Поэтому очень важно объяснить детям и их родителям необходимость
соблюдения определённых правил для обеспечения собственной безопасности , а также
давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных
ситуациях. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению,
воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является
наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем
раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность
за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
То, что нужно учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защищать себя, в
последнее время уже не вызывает сомнений. Дети – самая незащищенная часть населения.
Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности.
В детском саду №7 «Ромашка» вопросу безопасности детей уделяется большое внимание.
Цель работы: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и
понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
• Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной
опасности;
• Дать представления о труде пожарных, их профессиональных действиях;
• Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб
спасения: «01», «02», «03», «04»;
• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь
ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при
пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;
• Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной
опасности;
• Активизировать словарь детей по данной теме;
• Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;
• Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и
здоровью.
Обучение детей правилам пожарной безопасности в детском саду осуществляется по 2
направлениям:
1.Профилактическая работа с детьми.
2.Разъяснительная работа с родителями.
Взаимодействие с детьми в образовательной деятельности:
-НОД(« Основные правила пожарной безопасности», « Формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности», «Пожар-это страшно!» и т.д.)
-Совместная деятельность с детьми в режимных моментах (Беседы с детьми о правилах
поведения в опасных ситуациях, изготовление поделок –макет пожарной машины,
пожарный щит и т.д., создание игровых ситуаций «Куда звонить при пожаре?», « Что
можно и что нельзя?» и т.п., организация театрализованных сценок « Профессия -
пожарный!»)
-самостоятельная деятельность. ( Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре?»
«Знаки пожарной безопасности», «Огнеопасные предметы»)
- игровая ситуация «Диалоги по телефону» , игра с макетом дома «Лабиринт»
Методы и приемы при формировании основ пожарной безопасности в быту у
дошкольников:
• Беседы, основанные на опыте детей.(Рассказы детей о знакомых им случаях
неосторожного обращения с огнём)
• Дидактические игры .(«Разложи по порядку», «С чем можно играть», «Опасные
предметы – источники пожара»)
• Сюжетно – ролевые игры («Мы пожарные», « Важная профессия»)
• Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой (« Сообщи по телефону о пожаре»,
«Помоги мишке»)
• Викторины («Знатоки правил безопасности»)
• Конкурсы ( Лучший рисунок «Огонь друг , огонь и враг»)
• Чтение художественной литературы ( С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном
герое», «Кошкин дом»)
• Продуктивная деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование( «Рисуем
пожарную машину», «Делаем макет огнетушителя», аппликация «Пожарная машина» и
т.п.)
• Спортивные развлечения( « Мы отважные пожарные» , соревнования между группами)
Основные направления работы с родителями:
-Беседы о пожарной безопасности
-Открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике
-Анкетирование
-Консультации
-Встречи с инспектором пожарной охраны
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно
решать задачу формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной
познавательной и творческой деятельности.