Автор: Завьялова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №50
Населённый пункт: город Арзамас, область Нижегородская
Наименование материала: статья
Тема: "Лепбук как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
«Лепбук как средство формирования элементарных математических
представлений у дошкольников.»
Н.К.Крупская писала «Игра, есть потребность растущего организма. В игре
развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,
развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Игра
—
самая
любимая
и
естественная
деятельность
младших
дошкольников. Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания
в детском саду. То, что давно известно взрослому, ребенок открывает для себя в
игре.
Поэтому
основной
формой
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
и
ведущим видом деятельности для них является игра. Задача воспитателя состоит в
том,
чтобы
сделать
игру
содержанием
детской
жизни,
раскрыть
малышам
многообразие мира игры.
Игра побуждает детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в
окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они
сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения. Поэтому в своей
работе при формировании элементарных математических способностей у детей
младшего дошкольного возраста я решила использовать дидактические игры.
Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр в лепбук.
«Лэпбук» - это самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками,
в которой представлена информация по определенной теме, которую дети могут
использовать
для
самостоятельного
изучения
и
закрепления
темы,
самостоятельной игры и творчества.
Лэпбук по математике выполняет следующие задачи:
-Заинтересовывает математическим материалом.
-Увлекает и развивает детей.
-Способствует закреплению полученных знаний и умений.
-Активизирует умственную деятельность.
В младшей группе я разработала лепбук «Веселый счет». Цель которого:
способствовать
развитию
количественного
представления
у
младших
дошкольников с помощью дидактических игр.
Для достижения цели необходимо было решить ряд задач:
-Побуждать соотносить число с количеством предметов
-Способствовать
формированию
у
детей
представления
равенства
на
основе
сопоставления
двух
групп
предметов,
активизировать
в
речи
слова
(столько,
сколько, поровну, одинаково).
-Способствовать
развитию
памяти,
мышления,
логики,
активного
словарного
запаса
-Способствовать
развитию
в
игре
сообразительности,
умения
самостоятельно
решать -поставленную задачу;
-Создать
радостное
настроение;
чувство
отзывчивости,
уверенность
в
себе,
активность.
Лепбук
представляет
собой
папку
с
конвертами,
в
которых
размещены
дидактический материал и дидактические игры. Расскажу подробнее о каждом.
Загадки в стихах о цифрах- это интересный материал для знакомства детей с
цифрами. Их можно порекомендовать так же для совместных занятий родителей с
детьми.
Дидактическая
игра
«Много
–
мало
–
один»
побуждает
соотносить
предметы по количеству. Играя в эту игру дети проговаривают: «Это одна веточка
рябины. Здесь мало веточек рябины. Тут много веточек рябин.», развивая речь.
Дидактическая игра «В стране сказок» отправляет ребенка в путешествие по
сказкам. Вспоминая сказку, ее героев дети выделяют один предмет из множества,
отвечают на вопрос «сколько?» словами «один», «много». Малыши очень любят
слушать сказки, поэтому эта игра особо им запомнилась.
Формированию у детей представления равенства на основе сопоставления
двух групп предметов способствует игра "Раздай угощение".
Дидактическая
игра
«Рыбалка»
побуждает
юных
рыболовов
соотносить
цифру на рыбке с цифрой на ведерке в пределах 5-ти. Эта увлекательная игра
позволяет устроить соревнование, кто больше «наловит рыбы».
Дидактиче ская
игра
"От счит ай
столько
же"
п од р а з у м е в а е т
дифференцированный подход. Первый вариант этой игры побуждает соотносить
количество
предметов
с
количеством
кружков.
Во
втором
варианте
детям
предлагается
посчитать
сколько
на
верхней
полоске
карточки
предметов
и
выложить
на
нижнюю
карточку
с
соответствующей
цифрой.
Это
задание
выполняют дети с высоким уровнем знаний.
Побуждать
детей
счёту,
познакомить
с
геометрическими
фигурами,
понятием симметрии способствует игра «Фигурки из счетных палочек».
Играющие должны по картинке сложить фигурки из счётных палочек и
назвать этот предмет, это очень увлекательное занятие. У детей сильно развито
воображение, поэтому они могут сами создавать свои фигурки, порой получается
очень необычно.
Одним
из
интересных
видов
деятельности
дошкольника
является
аппликация.
Так
в
игре
«Учимся
считать»
ребенку
предлагается
сделать
аппликацию
и
посчитать
количество
предметов
на
ней,
что
способствует
закреплению счета от 1 до 5.
Содействует развитию наблюдательности, внимания, тонкости зрительного
восприятия,
умения
подбирать
картинку
по
смыслу
игра
«Математические
пазлы». Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с
цифрами по порядку. Кто – то из ребят быстро справлялся с поставленной задачей,
кому- то нужно было время подумать. Но они возвращаются к этой игре вновь и
вновь.
Раскраски по цифрам(номерам) для детей - это изображение разделенное на
пронумерованные
области,
каждую
из
которых
следует
закрасить
соответствующим цветом.
Такое раскрашивание способствует развитию мелкой моторики, концентрации,
усидчивости,
скорости
мышления,
сообразительности;
побуждает
подбирать
цвета, способствует закреплению счета.
Дидактическая
игра
«Разложи
цифры
по
порядку»
способствует
закреплению
навыка
порядкового
счёта
в
пределах
5.
Можно
устроить
соревнование - кто быстрее соберёт цифры по порядку или усложнить задание,
предложив разложить цифры в обратном порядке. Эта игра достаточно сложная
для ребенка 3-4 лет, поэтому в основном я использую ее в индивидуальной работе
с детьми.
Очень много полезной и интересной информации поместилось в маленькой
папке.
Ребенок
не
раз
будет
возвращаться
к
лепбуку,
чтобы
полистать
его,
поиграть в игры, которые действительно дают большой заряд положительных
эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Список использованных источников
1.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и
родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.
Ч.2: Игры-головоломки / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.:
«Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил (Библиотека программы «Детсво»).
2.
Математика- это интересно. Парциальная программа. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015. – 64с.,цв. ил..
3.
Детство:
Программа
развития
и
воспитания
детей
в
детском
саду
/
В.И.Логинова, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е,
переработанное. – 244с. СПб.: Детсво – Пресс, 2010.