Напоминание

"Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ"


Автор: Лисичкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Данная адаптированная программа по русскому языку в 1 классе для обучающихся с

ограниченными

возможностями

здоровья

(О В З ) разработана

на

о снове

основополагающих документов современного российского образования

:

федерального государственного образовательного стандарта начального

общего

образования ( Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) «Об утверждении и

введении в действие ФГОС НОО», с учетом изменений (Приказы от 22.09.2011г. №

2357, от 29.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 28.10.2015г.№3/15, от

31.12.2015 г. № 1576),

примерной

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

МБОУ

«СОШ № 45» г.Чебоксары Приказ № 242 от 22.06. 2017г. (протокол № 6 от 22 июня

2017г.)

Адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ (ЗПР НОО) МБОУ

«СОШ № 45» г.Чебоксары

авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф.Шанько

авторской программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык для общеобразовательных

учреждений. 1-4 классы»

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования

Российской

Федерации

к

использованию

в

образовательном

процессе

в

общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год,

учебного плана МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2017-2018 уч.год

годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на

2017 - 2018 уч. год

Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ

«СОШ № 45» г.Чебоксары.

Количество учебных недель в 2017 - 2018 учебном году составляет – 33 недели.

На изучение русского языка на ступени начального общего образования в 1 классе

отводится 4 ч в неделю, программа рассчитана на 132 учебных часа. Из них 92ч (23

учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10

учебных недель) —урокам русского языка.

Рабочая учебная программа составлена по учебнику для 1 класса:

«Русский язык.Обучение письму»

Автор: Горецкий В. Г., Федосова Н. А.

Название: Прописи. 1 класс. В 4 частях к учебнику Горецкого В. Г., Кирюшкина В. А.,

Виноградской Л. А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях

Издательство: «Просвещение»

Год издания: 2016г.

Рабочая учебная программа составлена по учебнику для 1 класса:

«Русский язык»

Автор: Т. Г. Рамзаева

Название: Русский язык. 1 класс. В 2 ч.: учебник

Издательство: М. Дрофа

Год издания: 2015г.

Рабочая учебная программа по русскому языку содержит

содержание учебного предмета, курса

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы;

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

список литературы

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал, создавая

условия для максимального развития учащихся, для совершенствования возможностей и

способностей каждого ученика.

Рабочая учебная программа

Блок «Русский язык. Обучение письму»

Предмет

«Русский

язык»

играет

важную

роль

в

реализации

основных

целевых

установок

начального

образования:

становлении

основ

гражданской

идентичности

и

мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы

лингвистического

образования

и

речевого

развития,

обеспечивающий

готовность

выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».

Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:

формирование основ элементарного графического навыка;

развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;

осуществление грамматико-орографической пропедевтики.

Обучение

письму

идет

параллельно

с

обучением

чтению

с

учетом

принципа

координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает

решение

основных

задач

трех

его

периодов: добукварного

(подготовительного),

букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Адаптированная программа определяет ряд практических задач, решение которых

обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства

языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и

структуре

русского

языка:

лексике,

фонетике,

графике,

орфоэпии,

морфемике,

морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех его проявлениях, умений правильно

писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические

высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,

чувств

сопричастности

к

сохранению

его

уникальности

и

чистоты;

пробуждение

познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного

образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности,

развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется

выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно

слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности,

приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На

подготовительном

этапе

формируются

первоначальные

представления

о

гласных

и

согласных

(твёрдых

и

мягких

звуках),

изучаются

первые

пять

гласных

звуков

и

обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению

тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем

овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и

их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;

знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не

обозначающими звуков.

Послебукварный (заключительный)

повторительно-обобщающий

этап.

Он

нацелен на отработку каллиграфического письма.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и

навыков

грамотного,

безошибочного

письма,

развитие

устной

и

письменной

речи

учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому

творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность

для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового

анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,

недостаточной

сформированностью

основных

мыслительных

операций

и

знаково-

символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО

обучающихся

с

ЗПР

особыми

образовательными

потребностями

определяются общие

задачи учебного предмета:

формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

уточнять,

расширять

и

активизировать

словарный

запас

путем

расширения

непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать

целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,

внятности и выразительности речи);

формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

формировать

приемы

умственной

деятельности,

необходимые

для

овладения

начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений

языка);

удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упро -

щения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения перено-

су полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуни-

кации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недо-

статков сферы жизненной компетенции;

содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов

образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе

обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению

последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов,

предложений;

научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова,

предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные

слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах соб-

ственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;

научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йоти -

рованных гласных;

совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово»,

«предложение», «текст»;

обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая

практика»;

воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с

ЗПР низкую познавательную активность;

обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги,

слова), активизируя необходимые мыслительные операции;

удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет по-

шагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и

учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении

звуковых схем, схем предложения);

развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели):

из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения

грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Учебно-тематический план

Русский язык. Обучение письму

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный период)

15

2

Букварный (основной) период

58

3

Послебукварный (заключительный) период

19

ИТОГО

92 часа

Содержание программы

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета

«Русский язык» в 1 классе включает следующие разделы:

Слушание.

Адекватное

восприятие

звучащей

речи.

Понимание

на

слух

информации,

содержащейся

в

предъявляемом

тексте,

передача

его

содержания

по

вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое

овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей

(описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и

бытового

общения

(приветствие,

прощание,

извинение,

благодарность,

обращение

с

просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Установление

числа

и

последовательности

звуков

в

слове.

Сопоставление

слов,

различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных

твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог

как

минимальная

произносительная

единица.

Деление

слов

на

слоги.

Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным

способом

обозначения

звуков

буквами.

Буквы

гласных

как

показатель

твердости—

мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости

предшествующего согласного звука.

Ч те н и е . Формирование

навыка

слогового

чтения

(ориентация

на

букву,

обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со

скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,

словосочетаний, предложений. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого

материала.

Письмо. Усвоение

гигиенических

требований

при

письме.

Развитие

мелкой

моторики

пальцев

и

свободы

движения

руки.

Развитие

умения

ориентироваться

в

пространстве листа в тетради и в пространстве классной доски. Овладение начертанием

письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,

слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным

письмом.

Письмо

под

диктовку

слов,

написание

которых

не

расходится

с

их

произношением. Проверка написанного при помощи послогового чтения написанных

слов.

Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.

Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к

этому

виду

учебной

работы.

Списывание,

письмо

под

диктовку

в

соответствии

с

изученными правилами.

Слово

и

предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для

анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с

предложением: выделение слов.

Орфография. Правописание гласных после шипящих (ча-ща,

чу-щу,

жи-ши);

прописная (заглавная) буква в именах собственных.

Развитие

речи. Понимание

прочитанного

текста

при

его

прослушивании.

Составление

небольших

рассказов

повествовательного

характера

по

серии

сюжетных

картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» ученик научится:

называть

все

буквы

русского

языка,

осознавать

их

основные

различия

(звуки

слышим и произносим, буквы видим и пишем);

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

выделять предложения, слова из потока речи;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным

шрифтом.

К

концу

изучения

блока

«Русский

язык.

Обучение

письму» ученик

получит

возможность научиться:

слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесенных

предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

при письме ьукв выбирать их соединения с учетом начертания следующей буквы;

выделять последовательность звуков слова, характеризировать каждый звук;

строить модель слогового и звукового состава слова;

Оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с

предложенным образцом.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает формирование определенных личностных, метапредметных

и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических

и

демократических ценностных ориентаций.

2.

Формирование целостного,

социально

ориентированного

взгляда

на

мир

в

его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов.

4.

Овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире.

5 . Принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

развитие

мотивов

учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной

деятельности,

на

основе

представлений

о

нравственных

нормах,

социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9 . Развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

1 0 . Формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

мотивации

к

творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее

эффективные способы достижения результата.

3.

Формирование

умений

проводить

самоконтроль

и

самооценку

результатов

своей

учебной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1. Использование знаково-символических средств представления информации.

2. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач.

3. Использование

различных

способов

поиска

справочных

источниках),

сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

4. Овладение

навыками

смыслового

чтения

текстов

различных

стилей

и

жанров

в

соответствии

с

целями

и

задачами:

осознанно

строить

речевое

высказывание

в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах.

5. Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

6.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский

язык».

7.Овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

8. Умение

работать

в

материальной

и

информационной

среде

начального

общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Русский язык».

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог,

признавать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

2. Определение

общей

цели

и

путей

её

достижения;

умение

договариваться

о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение окружающих.

3. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и

сотрудничества.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной

культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка

как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

русского

языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных)

и

правилах речевого этикета.

5. Формирование

умения

ориентироваться

в

целях,

задачах,

средствах

и

условиях

общения,

выбирать

адекватные

языковые

средства

для

успешного

решения

коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и

письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания

при

записи

собственных

и

предложенных

текстов.

Владение

умением

проверять

написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных

задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского

языка:

фонетике

и

графике,

лексике,

словообразовании

(морфемике),

морфологии

и

синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в

речи;

Рабочая учебная программа

Блок «Русский язык»

Характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении,

поскольку

направлен

на

формирование

функциональной

грамотности

младших

школьников.

Успехи

в

изучении

русского

языка

во

многом

определяют

качество

подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный

этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка

заключается

в

его

тесной

взаимосвязи

с

литературным

чтением.

Эти

два

предмета

представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка

сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения

направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать

средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства

языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского

языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному

языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение

познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В 1 классе после завершения «Азбуки» начинается работа по учебнику «Русский

язык». Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап

начального курса русского языка.

В

процессе

выполнения

разного

вида

заданий

по

учебнику

«Русский

язык»

проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их

функциями

в

общении,

а

также

обобщаются

элементы

лингвистических

знаний,

с

которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. У детей развивается

внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать

свою познавательную деятельность, работая по учебнику: воспринимать учебную задачу,

искать пути ее решения, точно выполнять задания, контролировать себя. Теоретический

материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и

речеведческие сведения используются в речевой и учебно-познавательной деятельности

практически.

Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе

специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения

рук,

отработка

правильного

начертания

букв,

рациональных

соединений,

достижение

ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в

системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников

отстаёт

от

развития

устной

речи

на

всём

протяжении

начальной

школы)

требует

проведения

достаточного

количества

письменных

упражнений

разных

видов

и

представления их в системе от простого к сложному.

Основные содержательные линии

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются

различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и

индивидуальный

опрос

знаний,

умений

учащихся.

Применяются

различные

средства

обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари,

опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского

языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения,

ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.

Место предмета в базисном учебном плане

Направленность программы: общеобразовательная. Уровень изучения учебного

материала: базовый. На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 4 часа в

неделю. Курс рассчитан на 40 ч - (10 учебных недель).

Основными разделами программы являются темы: «Слово. Предложение. Текст», «

Имена

собственные»,

«Предлоги»,

«Звуки

и

буквы»,

«Алфавит.

Слог.

Ударение»,

«Твердые

и

мягкие

согласные

звуки»,

«Правописание

буквосочетаний»,

«Парные

звонкие и глухие согласные звуки», «Правописание гласных в ударных и безударных

слогах», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Обобщение и

повторение изученного». Все темы расположены в определенной последовательности.

Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим

комплектом:

1.

Авторская программа Т. Г. Рамзаевой «Русский язык».

2.

Русский язык. 1 класс. В 2 ч.: учебник/ Т. Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2015г.

Содержание учебного предмета

Слово.

Предложение.

Текст.

Главные

члены

предложения.

Восстановление

деформированного текста. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях. Заглавная

буква в кличках животных. Понятие предлога. Упражнение в написании предлогов. Звуки

и буквы. Сопоставление звуков и графических знаков. Различие

гласных и согласных

звуков и букв. Обозначение звуков буквами. Фонетический анализ слов. Азбука, или

алфавит. Знакомство с алфавитом. Уточнение представлений о слоге. Ударение. Перенос

слов. Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на

письме. Шипящие согласные звуки. Буквы после шипящих в сочетаниях жи, ши, ча, ща,

чу, щу. Сочетания чн, чк.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных

согласных звуков на конце слов. Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их

обозначение на письме. Слова — названия предметов. Слова — названия признаков

предметов. Слова — названия действий предметов. Контрольный диктант. Работа над

ошибками. Повторение изученного.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений

(по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном

темпе

письма.

Упражнения

для

развития

ритмичности,

плавности

письма,

способствующие

формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в

почерках учащихся.

Слова с непроверяемым написанием.

Месяц, учебник, ребята, рисунок, собака, город.

Текст контрольного диктанта за год.

Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнёзда. Около дома

Витя учит Жучку служить. Котёнок Мурзик шипит на Жучку.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)

Контрольное списывание

Диктанты (контрольный, словарный)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

положительное отношение к школе и учению;

уважительное и доброжелательное отношение к учителям и одноклассникам;

выполнение правил поведения в школе — на уроке и вне класса;

умение работать в паре или в группе совместно с другими учениками.

Метапредметные

умение использовать родной язык для разных форм общения;

умение ориентироваться в учебной книге;

овладение условными знаками и способами схематического обозначения отдельных

объектов;

умение положительно относиться к оценке своей работы со стороны учителя и

одноклассников;

умение адекватно оценивать работу и высказывания товарищей.

Предметные

овладение

разными

видами

речевой

деятельности

(чтение,

письмо,

говорение,

слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики и графики:

—знание всех букв русского алфавита и их правильное называние;

—умение отличать звук от буквы;

—вычленение звуков из слова, их правильное произнесение;

—различение гласных и согласных звуков;

—обозначение звуков буквами;

—умение обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я и ь в

конце слова;

—умение делить слово на слоги;

—выделение в слове ударного слога;

—овладение простыми случаями переноса слова по слогам;

—умение правильно писать в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

—овладение способом проверки в словах парных звонких и глухих согласных;

—овладение способом проверки безударных гласных;

—умение правильно, без искажений писать строчные и прописные (заглавные)

буквы, соединения букв, слова;

усвоение первоначальных сведений из области грамматики:

—ознакомление

со

словами,

которые

обозначают

предмет,

действие

предмета,

признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают;

—умение вычленять слова из предложений;

—определение границ предложений в устной и письменной речи;

—употребление заглавной буквы в начале, точки в конце предложения;

—умение писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

—умение без ошибок списывать слова и предложения с печатного и рукописного

шрифта;

—умение писать под диктовку слова, предложения из трех—пяти слов, написание

которых

не

расходится

с

произношением,

и

небольшие

тексты

из

таких

предложений;

—устное составление текста из трех—пяти предложений на определенную тему;

—использование в общении слов речевого этикета.

В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции—

способность применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения

для успешной деятельности — общения, игры, обучения, образования.

Основные требования

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 1 класса.

Обучающиеся должны знать:

все буквы русского алфавита и правильно называть их; основное отличие звука от буквы

(звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем)

Обучающиеся должны уметь:

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова,

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и

мягким знаком;

-делить слово на слоги,

-выделять в слове ударный слог;

-переносить слово по слогам (простые случаи);

-вычленять слова из предложений; четко без искажений писать строчные и заглавные

буквы, соединения , слова;

-правильно

списывать

слова

и

предложения,

написанные

печатным

и

рукописным

шрифтом;

-грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова,

предложения из 3-5 слов, правописание которых

не расходиться с произношением;

-потреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

-устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.

Разделы тематического планирования

Литература:

-

Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1кл.:учебник.- М.:Дрофа, 2015.

-

Рамзаева Т.Г., Савинкова Л.П. Русский язык.: тетрадь для упражнений по русскому

языку и речи.1кл.- М.:Дрофа, 2017

- Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Русский язык.1кл.: Поурочные разработки к

учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 1 класс» - М.:Дрофа, 2011

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

Предмет русский язык; Класс 1; Уровень базовый;

Количество часов в неделю 4; Всего за год 132;

Наиме

новани

е

раздел

а

Наименование тем

Всего

часов

В том числе на:

В том числе

на

самостоятел

ь-ные

работы

учащихся

Теоретич

еский

материал

Конт

рол

ьны

е

раб

оты

Тема

Кол-во часов

Слово. Предложение. Текст

5

Имена собственные

2

Предлоги

2

Звуки и буквы

4

Алфавит. Слог. Ударение

7

Твердые и мягкие согласные звуки

2

Правописание буквосочетаний

3

Парные звонкие и глухие согласные звуки

3

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

2

Имя существительное

2

Имя прилагательное

4

Глагол

2

Обобщение и повторение изученного

2

Итого

40

Блок «Русский язык. Обучение письму»

1

Добуква

рный

период

(17

часов)

1.

Пропись – первая учебная тетрадь.

1

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя

линии рабочей строки.

1

3.

Письмо овалов и полуовалов.

1

4.

Рисование бордюров.

1

5.

Письмо длинных прямых наклонных

линий.

1

6.

Письмо наклонной длинной линии с

закруглением внизу (влево). Письмо

короткой наклонной линии с

закруглением внизу (вправо).

1

7.

Письмо короткой наклонной линии с

закруглением вверху (влево). Письмо

длинной наклонной линии с

закруглением внизу (вправо).

1

8.

Письмо больших и маленьких овалов,

их чередование. Письмо коротких

наклонных линий.

1

9.

Письмо коротких и длинных наклонных

линий, их чередование.

1

10.

Письмо короткой наклонной линии с

закруглением, с петлёй.

1

11.

Письмо наклонных линий с петлёй

вверху и внизу. Письмо полуовалов и

овалов.

1

12.

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

13.

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

14.

Строчная буква и.

1

15.

Заглавная буква И.

1

16.

Строчная буква ы.

1

17.

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

2

Букварн

ый

период

(58

часов)

18.

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

19.

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

20.

Заглавная буква С.

1

21.

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

22.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

23.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

24.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

25.

Повторение и закрепление изученного.

1

26.

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1

27.

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

28.

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

29.

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

30.

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

31.

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

32.

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

33.

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

34.

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

35.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

36.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

37.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

38.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

39.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

40.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

41.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

42.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

43.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

44.

Строчная буква ч.

1

45.

Строчная буква ч.

1

46.

Заглавная буква Ч.

1

47.

Буква ь.

1

48.

Буква ь.

1

49.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

50.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

51.

Письмо слогов и слов с изученными

буквами.

1

52.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

53.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

54.

Строчная буква ё.

1

55.

Строчная буква ё.

1

56.

Заглавная буква Ё.

1

57.

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

58.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

59.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

60.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

61.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо

элементов изученных букв.

1

62.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

63.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

64.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

65.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

66.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

67.

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и

другими изученными буквами.

1

68.

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

69.

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

70.

Строчная буква щ.

1

71.

Заглавная буква Щ.

1

72.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

73.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

74.

Строчные буквы ь, ъ.

1

75.

Контрольное списывание.

1

Послебу

кварны

й

период

76.

Оформление предложений

1

3

77.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?»,

«Что?»

1

78.

Слова, отвечающие на вопросы «Что

1

(15

часов)

делать?», «Что сделать?».

79.

Слова, отвечающие на вопросы

«Какой?», «Какая?», «Какое?»,

«Какие?».

1

80.

Предлоги

1

81.

Местоимения

1

82.

Диктант

1

83.

Безударные гласные в корне слова

1

84.

Звонкие и глухие согласные в конце

слова

1

85.

Правописание ЖИ-ШИ

1

86.

Правописание ЧА- ЩА

1

87.

Правописание ЧУ-ЩУ

1

88.

Правописание ЧК, ЧН, ЩН

1

89.

Словарный диктант

1

90.

Контрольное списывание.

1

Блок «Русский язык»

4

Слово.

Предло

жение.

Текст (5

ч)

91.

Слово — единица речи

1

92.

Связь слов в предложении

1

93.

Предложение и текст как единицы

речи

1

94.

Главные члены предложения

1

95.

Текст — единица речи

1

5

Имена

собстве

нные (2

ч)

96.

Заглавная буква в словах

1

97.

Заглавная буква в словах в кличках

животных

1

6

Предлог

и (2 ч)

98.

Предлог

1

99.

Упражнение в написании предлогов

1

7

Звуки и

буквы (4

ч)

100.

Звуки и буквы. Сопоставление звуков и

графических знаков

1

101.

Различие гласных и согласных звуков и

букв

1

102.

Гласные и согласные звуки

1

103.

Гласные и согласные звуки.

Закрепление.

1

8

Алфавит

. Слог.

Ударени

е (6 ч)

104.

Азбука, или алфавит

1

105.

Слово и слог

1

106.

Ударение

1

107.

Распознавание в словах ударных и

1

безударных слогов

108.

Перенос слова

1

109.

Закрепление правил переноса слов

1

9

Твердые

и

мягкие

согласн

ые

звуки

(2ч)

110.

Обозначение мягкости и твердости

согласных звуков на письме

1

111.

Обозначение мягкости согласных

звуков мягким знаком

1

10

Правоп

исание

буквосо

четаний

(3 ч)

112.

Правописание гласных после шипящих

в сочетаниях жи, ши

1

113.

Правописание гласных после шипящих

в сочетаниях ча, ща, чу, щу

1

114.

Правописание чк, чн

1

11

Парные

звонкие

и глухие

согласн

ые

звуки (3

ч)

115.

Парные звонкие и глухие согласные

звуки.

1

116.

Обозначение парных согласных звуков

на конце слова

1

117.

Правописание парных согласных

звуков на конце слов

1

12

Правоп

исание

гласных

в

ударных

и

безудар

ных

слогах

(2 ч)

118.

Гласные в ударных и безударных

слогах

1

119.

Правописание гласных в ударных и

безударных слогах

1

13

Имя

существ

ительно

е (2 ч)

120.

Общее понятие о словах, отвечающих

на вопросы «кто?» «что?»

1

121.

Слова, отвечающие на вопросы «кто?»

«что?»

1

14

Имя

прилага

122.

Понятие о смысловом значении слов,

1

тельное

(4 ч)

отвечающих на вопросы «какой?»,

«какая?», «какое?»

123.

Закрепление общего понятия о словах,

отвечающих на вопросы «какой?»,

«какая?», «какое?», «какие?»

1

124.

Слова, отвечающие на вопрос

«какие?»

1

125.

Слова – названия признаков

предметов. Восстановление

деформированного текста

1

15

Глагол

(2 ч)

126.

Понятие о словах, отвечающих на

вопросы «что делает?», «что делают?»

1

127.

Слова, отвечающие на вопросы «что

делает?», «что делают?»

1

16

Обобще

ние и

повторе

ние

изученн

ого (5 ч)

128.

Контрольный диктант по теме

«Повторение изученного в 1 классе»

1

129.

Сопоставление слов, обозначающих

предмет, признак предмета, действие

предмета. Повторение сведений о

тексте

1

130-

132.

Повторение изученного

3

Итого

131

1

Итого

132



В раздел образования