Напоминание

"Народный фольклор как способ развития речи дошкольников"


Автор: Якупова Нурзаля Зайнетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР детский сад "Курай"
Населённый пункт: город Сибай республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Народный фольклор как способ развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

:

«Народный фольклор как способ развития речи дошкольников»

Тип проекта: Творческий

Участники проекта: Воспитатели – Дети - Родители.

Продолжительность проекта: 3года.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

В современном мире очень много инноваций и наши

дошкольники не

плохо их воспринимают.

Но не надо забывать про народный фольклор,

который

несет

детям

столько

тепла,

добра,

любви

к

родному

краю,

дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым, и т д.

Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность

каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему

народу, так - как

только на основе прошлого можно понять настоящее и

предвидеть

будущее.

Башкирское

народное

творчество

имеет

огромное

познавательное и воспитательное значение, которое

представляет собой

большую художественную ценность.

Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и

законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор,

развивает умственно и эстетично. Башкирские сказки, игры знакомят детей с

историческим промыслом башкирского народа.

Народный

фольклор

несет,

неоценимое

богатство

каждого

народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через фольклорные произведения ребёнок не только

овладевает

родным

языком,

но

и,

осваивая

его

красоту,

лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема:

В настоящее время родители

мало кто читает

народные сказки, при

общении

пользуются

поговорками,

пословицам,

поют

своим

детям

колыбельных,

играют

с ними в народные игры.

Им легче дать ребенку

планшеты, телефоны включить мультфильмы (зарубежные), компьютерные

игры,

зачастую

в

которых

отсутствует

нравственное

и

воспитательное

содержание.

Разучились разговаривать с ними. Вот и дети говорят плохо. Именно устное

народное

творчество

обладает

удивительной

способностью

пробуждать

в

людях доброе начало, создает условия для развития речи, мышления детей,

мотивации

поведения,

накопления

положительного

морального

опыта

в

межличностных отношениях. Поэтому я поставила задачу, заинтересовать

детей и родителей к сказкам, играм, особенно башкирским, потому что мы

живем в Башкортостане.

Гипотеза проекта:

Если

использовать

народный

фольклор

наряду

с

современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится

уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Цель проекта: 1.Воспитывать у детей интерес к башкирскому народному

творчеству.

2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых

действий.

3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в

процессе знакомства со сказками и потешками, играми.

задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту башкирского языка. Формирование у детей интереса к

детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4.Разнообразить игровую деятельность.

Методы

и

формы

проекта:

досуги,

развлечения,

конкурсы,

встречи,

консультативная

работа

с

воспитателями

и

родителями,

свободно-

самостоятельная

деятельность,

индивидуальная

работа

с

использованием

дидактических материалов.

Методы: Чтение фольклорных потешек , сказок,

пословиц, наблюдение,

беседы, рассказы, показ, экскурсии, все виды игры.

Наглядное пособие для родителей: «Фольклор в детском саду».

Предполагаемый результат:

1.

Дети

познакомятся:

с

устным

народным

творчеством

(сказками,

скороговорками,

потешками,

небылицами,

прибаутками,

присказками,

шутками, фольклорными праздниками) и разными играми.

2.Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание

произведений детского фольклора.

3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать

своѐ

поведение

с

поведением

других,

выстраивать

межличностные

отношения.

Реализация проекта: Я применяю в работе

малые формы башкирского

детского

фольклора с дошкольниками.

Ребѐнок младшего возраста чутко

откликается на потешки, приговорки, игры. Их роль трудно переоценить в

жизни

ребенка:

вслушиваясь

в

слова

потешки,

он

делает

ладушки,

притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это

забавляет,

радует

его,

организует

его

поведение.

Попевки,

приговорки

с

давних

времѐн

создавались

в

народе

на

потеху

детям.

Это

первые

художественные произведения, которые слышит маленький ребѐнок.

В

младшей

группе

организовали

акцию

«Подари

книгу

детям»

среди

родителей нашей группы, с целью приумножения библиотеки с башкирской

литературой. Об этом была статья в республиканской (Йәншишә), местной

(Атайсал)

газете.

Итоговым

мероприятием

акции

-развлечение

с

родителями,где

дети

инценировали

сказку,

рассказывали

потешки,стихи

писателей и

играли в народные игры, а родители рассказывали о своих

книгах, которые подарили детям. Продолжая свою работу в средней группе

знакомлю детей с башкирскими народными сказками.

Результатом было

участие

в республиканском конкурсе

«Устное народное творчество»,

«Сказители сказок»,

где наши дети были награждены благодарственными

письмами.

В детском

саду

организовали

мероприятие

по

мотивам

«

Башкирские народные сказки для детей».Дети с увлечением рассказывали

сказки и инценировали отрывки из сказок, а в конце все дружно играли в

башкирские народные игры. Так же башкирские народные игры, играем в

развлечениях, досугах, в музыкальных занятиях, спортивных соревнованиях

в режимных моментах.Игра- естественный ступень жизни ребенка источник

радостных

эмоций,

обладающий

великой

воспитательной

силой

.Все

мероприятия проводим совместно с родителями. Родители очень довольные

вместе с детьми они тоже что-то узнают и благодарят.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта рассчитана на 3 года и проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (младшая группа начало учебного года). На

этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта,

осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (младшая, средняя, старшая группы первая половина

учебного года). Реализация основных видов деятельности по направлениям

проекта.

3 этап – заключительный (старшая группа конец учебного года). Итоговый,

включающий

в

себя

сбор

и

обработку

диагностических

результатов

и

соотнесение

поставленных

задач,

прогнозируемых

результатов

с

полученными результатами.

1 этап – Подбор методической и художественной литературы, наглядного

материала, разработка сценариев драматизации

сказок, беседы, конспекты

ООД, изготовление альбомов иллюстраций к башкирским народным сказкам.

Подбор народных игр. Изготовление атрибутов к играм, сказкам.

2 этап – основной

Познавательное

развитие:

Беседа.

Знакомство

с

башкирским

народным

творчеством (сказки, пословицы, поговорки) и т д. Просмотр видеофильмов,

«Башкирские сказки», книг, альбомов, слайдов. Экскурсия

виртуальный в

музей.

Социально-коммуникативное развитие: беседы с детьми о сказках, героях их

нравственных качествах беседы о книгах.

Речевое развитие: Чтение сказок. разучивание поговорок, пословиц, загадок,

пересказ башкирских народных сказок, дидактические игры. Задачи

по

сказкам «Продумай конец», «Узнай сказку по картине». Театральные игры.

Обыгрывание сюжетов сказок.

Художественно – эстетическое развитие: рисование «Любимые герои», лепка-

бочонок для меда, аппликация”Медведь и пчелы”.

Физическое развитие:Разучивание подвижных, хороводных игр-“Умедведя во

бору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”,

“Пустое место”, “Третий лишний”,

Работа с родителями.

Консультация “Башкирские народные сказки, игры, пословицы, поговорки”.

Привлечь

родителей

к

изготовлению

атрибутов

к

играм,

сказкам,вязание

шапки – маски, привлечь к организации сбору художественной литературы.

3 этап – заключительный.

Выставка книг”Подари книгу детям”, Фотовыставки”Дети и сказки”Итоговое

мероприятие “Сказка в гости к нам пришла , “Вечер сказок” с приглашением

малышей.

Результат проекта.

Повысился интерес к башкирским сказкам, играм.Расширился кругозор, речь

детей

стало

более

насышенной.

Дети

отражают

свои

впечатления

в

прдуктивной деятельности. Усилилась связь с семьей, повысилась активность

родителей их желание участвовать в жизни детского сада.

Вся

проделанная

работа

дала

возможность

приобщить

детей

к

истокам

национальной культуры.

Игра “Юрта”

В игре участвуют несколько групп детей, каждая из которых образуют круг

на площадке.В центре каждого

круга стул, на котором лежит

платок с

национальным

узором.Взявшись

за

руки

каждая

группа

двигается

переменным шагом по кругу и поём :

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям, берут за

края платок

и натягивают над головой в виде шатра(крыша) получается

юрта.При

проведении

этой

игры

необходимо

использовать

музыкальное

сопровождение с национальной мелодией. Выигрывает та команда , которая

первой построит юрту.

Игра “Пять пальчиков”

В игре участвуют в основном мальчики.

Готовится пять палочек (пальчики) длиной 10 см.и нумеруются: 1,2,3,4,5.У

всех

игроков

на

руках

палки

длиной

60-70см.

На

одну

линию

ставятся

“пальчики” на расстоянии 30-50 см друг от друга. Подальше от них в 6

-7метров

отмечается

линия

удара.

Игроки

по

очереди

кидают

палки

на

“пальчики”, если

бивается “пальчики”№1, то сбивший получает 10 очков,

если№2-20

очков

и.т.д.

Кто

из

игроков

наберет

500

или

1000

очков(по

договоренности) , тот и становится победителем.



В раздел образования