Автор: Якупова Нурзаля Зайнетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР детский сад "Курай"
Населённый пункт: город Сибай республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Народный фольклор как способ развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Проект
:
«Народный фольклор как способ развития речи дошкольников»
Тип проекта: Творческий
Участники проекта: Воспитатели – Дети - Родители.
Продолжительность проекта: 3года.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В современном мире очень много инноваций и наши
дошкольники не
плохо их воспринимают.
Но не надо забывать про народный фольклор,
который
несет
детям
столько
тепла,
добра,
любви
к
родному
краю,
дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым, и т д.
Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность
каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему
народу, так - как
только на основе прошлого можно понять настоящее и
предвидеть
будущее.
Башкирское
народное
творчество
имеет
огромное
познавательное и воспитательное значение, которое
представляет собой
большую художественную ценность.
Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и
законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор,
развивает умственно и эстетично. Башкирские сказки, игры знакомят детей с
историческим промыслом башкирского народа.
Народный
фольклор
несет,
неоценимое
богатство
каждого
народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через фольклорные произведения ребёнок не только
овладевает
родным
языком,
но
и,
осваивая
его
красоту,
лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:
В настоящее время родители
мало кто читает
народные сказки, при
общении
пользуются
поговорками,
пословицам,
поют
своим
детям
колыбельных,
играют
с ними в народные игры.
Им легче дать ребенку
планшеты, телефоны включить мультфильмы (зарубежные), компьютерные
игры,
зачастую
в
которых
отсутствует
нравственное
и
воспитательное
содержание.
Разучились разговаривать с ними. Вот и дети говорят плохо. Именно устное
народное
творчество
обладает
удивительной
способностью
пробуждать
в
людях доброе начало, создает условия для развития речи, мышления детей,
мотивации
поведения,
накопления
положительного
морального
опыта
в
межличностных отношениях. Поэтому я поставила задачу, заинтересовать
детей и родителей к сказкам, играм, особенно башкирским, потому что мы
живем в Башкортостане.
Гипотеза проекта:
Если
использовать
народный
фольклор
наряду
с
современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится
уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель проекта: 1.Воспитывать у детей интерес к башкирскому народному
творчеству.
2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых
действий.
3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в
процессе знакомства со сказками и потешками, играми.
задачи проекта:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту башкирского языка. Формирование у детей интереса к
детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4.Разнообразить игровую деятельность.
Методы
и
формы
проекта:
досуги,
развлечения,
конкурсы,
встречи,
консультативная
работа
с
воспитателями
и
родителями,
свободно-
самостоятельная
деятельность,
индивидуальная
работа
с
использованием
дидактических материалов.
Методы: Чтение фольклорных потешек , сказок,
пословиц, наблюдение,
беседы, рассказы, показ, экскурсии, все виды игры.
Наглядное пособие для родителей: «Фольклор в детском саду».
Предполагаемый результат:
1.
Дети
познакомятся:
с
устным
народным
творчеством
(сказками,
скороговорками,
потешками,
небылицами,
прибаутками,
присказками,
шутками, фольклорными праздниками) и разными играми.
2.Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание
произведений детского фольклора.
3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать
своѐ
поведение
с
поведением
других,
выстраивать
межличностные
отношения.
Реализация проекта: Я применяю в работе
малые формы башкирского
детского
фольклора с дошкольниками.
Ребѐнок младшего возраста чутко
откликается на потешки, приговорки, игры. Их роль трудно переоценить в
жизни
ребенка:
вслушиваясь
в
слова
потешки,
он
делает
ладушки,
притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это
забавляет,
радует
его,
организует
его
поведение.
Попевки,
приговорки
с
давних
времѐн
создавались
в
народе
на
потеху
детям.
Это
первые
художественные произведения, которые слышит маленький ребѐнок.
В
младшей
группе
организовали
акцию
«Подари
книгу
детям»
среди
родителей нашей группы, с целью приумножения библиотеки с башкирской
литературой. Об этом была статья в республиканской (Йәншишә), местной
(Атайсал)
газете.
Итоговым
мероприятием
акции
-развлечение
с
родителями,где
дети
инценировали
сказку,
рассказывали
потешки,стихи
писателей и
играли в народные игры, а родители рассказывали о своих
книгах, которые подарили детям. Продолжая свою работу в средней группе
знакомлю детей с башкирскими народными сказками.
Результатом было
участие
в республиканском конкурсе
«Устное народное творчество»,
«Сказители сказок»,
где наши дети были награждены благодарственными
письмами.
В детском
саду
организовали
мероприятие
по
мотивам
«
Башкирские народные сказки для детей».Дети с увлечением рассказывали
сказки и инценировали отрывки из сказок, а в конце все дружно играли в
башкирские народные игры. Так же башкирские народные игры, играем в
развлечениях, досугах, в музыкальных занятиях, спортивных соревнованиях
в режимных моментах.Игра- естественный ступень жизни ребенка источник
радостных
эмоций,
обладающий
великой
воспитательной
силой
.Все
мероприятия проводим совместно с родителями. Родители очень довольные
вместе с детьми они тоже что-то узнают и благодарят.
План реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 3 года и проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (младшая группа начало учебного года). На
этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта,
осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (младшая, средняя, старшая группы первая половина
учебного года). Реализация основных видов деятельности по направлениям
проекта.
3 этап – заключительный (старшая группа конец учебного года). Итоговый,
включающий
в
себя
сбор
и
обработку
диагностических
результатов
и
соотнесение
поставленных
задач,
прогнозируемых
результатов
с
полученными результатами.
1 этап – Подбор методической и художественной литературы, наглядного
материала, разработка сценариев драматизации
сказок, беседы, конспекты
ООД, изготовление альбомов иллюстраций к башкирским народным сказкам.
Подбор народных игр. Изготовление атрибутов к играм, сказкам.
2 этап – основной
Познавательное
развитие:
Беседа.
Знакомство
с
башкирским
народным
творчеством (сказки, пословицы, поговорки) и т д. Просмотр видеофильмов,
«Башкирские сказки», книг, альбомов, слайдов. Экскурсия
виртуальный в
музей.
Социально-коммуникативное развитие: беседы с детьми о сказках, героях их
нравственных качествах беседы о книгах.
Речевое развитие: Чтение сказок. разучивание поговорок, пословиц, загадок,
пересказ башкирских народных сказок, дидактические игры. Задачи
по
сказкам «Продумай конец», «Узнай сказку по картине». Театральные игры.
Обыгрывание сюжетов сказок.
Художественно – эстетическое развитие: рисование «Любимые герои», лепка-
бочонок для меда, аппликация”Медведь и пчелы”.
Физическое развитие:Разучивание подвижных, хороводных игр-“Умедведя во
бору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”,
“Пустое место”, “Третий лишний”,
Работа с родителями.
Консультация “Башкирские народные сказки, игры, пословицы, поговорки”.
Привлечь
родителей
к
изготовлению
атрибутов
к
играм,
сказкам,вязание
шапки – маски, привлечь к организации сбору художественной литературы.
3 этап – заключительный.
Выставка книг”Подари книгу детям”, Фотовыставки”Дети и сказки”Итоговое
мероприятие “Сказка в гости к нам пришла , “Вечер сказок” с приглашением
малышей.
Результат проекта.
Повысился интерес к башкирским сказкам, играм.Расширился кругозор, речь
детей
стало
более
насышенной.
Дети
отражают
свои
впечатления
в
прдуктивной деятельности. Усилилась связь с семьей, повысилась активность
родителей их желание участвовать в жизни детского сада.
Вся
проделанная
работа
дала
возможность
приобщить
детей
к
истокам
национальной культуры.
Игра “Юрта”
В игре участвуют несколько групп детей, каждая из которых образуют круг
на площадке.В центре каждого
круга стул, на котором лежит
платок с
национальным
узором.Взявшись
за
руки
каждая
группа
двигается
переменным шагом по кругу и поём :
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям, берут за
края платок
и натягивают над головой в виде шатра(крыша) получается
юрта.При
проведении
этой
игры
необходимо
использовать
музыкальное
сопровождение с национальной мелодией. Выигрывает та команда , которая
первой построит юрту.
Игра “Пять пальчиков”
В игре участвуют в основном мальчики.
Готовится пять палочек (пальчики) длиной 10 см.и нумеруются: 1,2,3,4,5.У
всех
игроков
на
руках
палки
длиной
60-70см.
На
одну
линию
ставятся
“пальчики” на расстоянии 30-50 см друг от друга. Подальше от них в 6
-7метров
отмечается
линия
удара.
Игроки
по
очереди
кидают
палки
на
“пальчики”, если
бивается “пальчики”№1, то сбивший получает 10 очков,
если№2-20
очков
и.т.д.
Кто
из
игроков
наберет
500
или
1000
очков(по
договоренности) , тот и становится победителем.