Автор: Петрова Евгения Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№18
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: М.М.Пришвин "Выскочка"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока.
Предметная область: Литературное чтение ( автор: Л.Ф.Климанова)
Класс: 4
УМК: Школа России.
Учитель: Петрова Е.Ю., МОБУ СОШ № 18,г.Белорецк
Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»
Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП у учащихся 4 класс в
предметной области
литературное чтение по теме:
М.М.Пришвин
«Выскочка»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умения
работать в паре и группе;
- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на
основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- развитие умения анализировать текст, поступки героев.
Подготовленная ИОС:
ПК учителя, мультимедийное оборудование ,учебник
литературное чтение
,
информационные листы по теме урока, инструкционные карты, расходный материал,
наглядность по теме урока.
Этапы урока
Ход урока.
Оформлени
е.
Организаци
онно-
мотивацио
нный.
Выход на
тему в
сотворчест
ве.
Приветствие гостей.
Прочитаем хором предложение с
последовательной постановкой логического
ударения:
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И
продолжим знакомства с произведениями,
которые входят в раздел «Природа и мы».
Посмотрите внимательно на портрет писателя.
Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М
Пришвина?
Спасибо!
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81
год. Наблюдать, понимать, любить природу учился
с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей,
деревьев и трав, есть свой язык, могут
разговаривать они, совсем, как люди.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за
открытиями: «Нужно было найти в природе такое,
чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в
своей жизни с этим не встречался» - писал
Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной
историей, но и помогают познавать мир. Пусть и
для вас встреча с природой станет чудесным
открытием. А помогать совершать эти открытия
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 2-2
Слайд 3.
Постановка
учебных
задач в
сотворчест
ве.
будут произведения М. Пришвина.
Каким надо быть читателем, чтобы совершить
эти открытия и поделиться ими с другими?
(Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)
Сегодня мы прочитаем один из рассказов
Михаила Пришвина, который называется
«Выскочка».
на доске
тема М.М.Пришвин «Выскочка»
Попробуйте сформулировать цель нашего урока,
а я вам покажу небольшую подсказку.
- Именно такой читатель может создать (пирамиду
критика).
Цель урока: создание пирамиды критика по
рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для
нашего урока в соответствии с поставленной
целью.
-Чему мы будем учиться?
Выразительно читать.
Делить текст на части.
Анализировать литературное произведение.
Давать характеристику героям.
Составлять план.
Слушать и уважать мнение своих товарищей.
Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
Работать в паре или группе
Ориентироваться в тексте
Давать оценку своей работе.
- Обоснуйте свой выбор.
Слайд 3-3
Слайд 4
Слайд 5
Осмысле
ние.
- Писатель дал своему рассказу название
«Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Выскочка
-
э т о
т о т,
к т о
п о с т о я н н о
выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь
своей очереди,
привлекает
к себе
внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Слайд 6
Слайд 6-6
- работа в
парах
Выскочка – это человек, который выдвинулся
(отличился,
стал
заметным,
известным)
с ли ш к о м
б ыс т р о
и ли
з а н я л
в и дн о е
общественное положение не по заслугам.
(Из
«Толкового словаря» Ожегова).
-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с
таким названием? (предполагает тот, кто не читал
рассказ)
-Свои предположения мы проверим, прочитав
рассказ.
-А вот главных героев я предлагаю вам узнать
сейчас.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. (сорока)
-Перед чтением проведём словарно-лексическую
работу.
Командиры групп выдают листы для работы в парах. Кто
закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему
сигналу. Правило «Стоп»
Соедините слова и выражения с их значением:
Выводок
Сородичи
Улучила
Поскакала дуром
С заскоком и с
-
нашла подходящее
время (Словарь
С.И.Ожегова )
– родственники.
– птенцы или
детеныши
млекопитающих, ещё
живущие с матерью.
Слайд 7.
Слайд 8
(выключ
пыльцой в голове
– не умная, глуповатая
-
не
попорядку,
как
попало,
не
дума я.
(Словарь В.И. Даля)
Подберите синонимы к словам:
срам -
разноцветный.
бдительность - стыд,
позор
радужный –
зоркость, настороженность
Проверка с доской.
ить)
Методическ
ий приём
«Чтение с
остановками
».
Чтение в
группах по
цепочке.
Открываем учебники с92 и приступаем к чтению
рассказа по цепочке, делая остановки по моему
сигналу. ( с карандашом в руке)
Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни
возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу
собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Кто является героем рассказа?
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет
встревоженность, бдительность?
- Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть
умных сорок»
Вопросы после 2 остановки.
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так
могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
- Как про таких говорят?
-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить
Вьюшку? Как же дальше будут развиваться
события?
Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Поднимите руки, чьи предположения
оправдались?
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ
«Выскочка»?
Физкультминутка.
Анализ
рассказа.
(ответы на
вопросы с
обращением
к тексту)
Обратимся к тексту.
- Прочитайте, как у собаки появилась такая
кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так
менялась кличка? (любили, ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный
приём использует автор при описании Вьюшки?
(сравнение)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью,
нежностью)
- Как автор описал Выскочку? (он использовал
народную мудрость)
-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в
тексте отрывок, который ей соответствует.
- Прочитайте описание сороки после этого случая.
- Как автор относится к Выскочке?
- А какое чувство испытала Выскочка в конце
рассказа?( стыда)
Рефлекс
ия.
-Предлагаю оценить работу своей группы по
шкале: «Интересно», «Трудно».
Интересно ___ зелёный
кружок
Не очень интересно -
жёлтый
скучно__ красный
легко __ зелёный кружок
Не очень трудно __ жёлтый
кружок
трудно ___ красный кружок
- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о
человеке только и думаю» М.Пришвин
-Что хотел автор донести до читателей этим
произведением?(
быть всегда вместе, держаться друг за
друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»
-В завершении урока прошу заполнить листы
самооценки.
- Командиры выдают листы самооценки.
Листы самооценки
Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства
________________________________
Рассказ помог понять
__________________________________________
________
На уроке мне
понравилось_______________________________
_______________
- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.
- Давайте вернёмся к цели урока.
- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.
Пирамида критика, одна из форм написания
отзыва о рассказе, книге.
Включить
компьюте
р
Слайд- 9-
10
Домашн
ее
задание.
Предлагаю выбрать домашнее задание:
-подготовить подробный пересказ рассказа от
лица автора;
-составить свою пирамиду критика в рабочей
тетради;
Обычную сороку Пришвин описал в рассказе
так, что она кажется необыкновенной.
Урок закончен.
Слайд 11