Напоминание

М.М.Пришвин "Выскочка"


Автор: Петрова Евгения Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№18
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: М.М.Пришвин "Выскочка"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока.

Предметная область: Литературное чтение ( автор: Л.Ф.Климанова)

Класс: 4

УМК: Школа России.

Учитель: Петрова Е.Ю., МОБУ СОШ № 18,г.Белорецк

Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП у учащихся 4 класс в

предметной области

литературное чтение по теме:

М.М.Пришвин

«Выскочка»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях.

- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации;

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умения

работать в паре и группе;

- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;

- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на

основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;

- развитие умения ориентироваться в тексте;

- развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Подготовленная ИОС:

ПК учителя, мультимедийное оборудование ,учебник

литературное чтение

,

информационные листы по теме урока, инструкционные карты, расходный материал,

наглядность по теме урока.

Этапы урока

Ход урока.

Оформлени

е.

Организаци

онно-

мотивацио

нный.

Выход на

тему в

сотворчест

ве.

Приветствие гостей.

Прочитаем хором предложение с

последовательной постановкой логического

ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И

продолжим знакомства с произведениями,

которые входят в раздел «Природа и мы».

Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М

Пришвина?

Спасибо!

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81

год. Наблюдать, понимать, любить природу учился

с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей,

деревьев и трав, есть свой язык, могут

разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за

открытиями: «Нужно было найти в природе такое,

чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в

своей жизни с этим не встречался» - писал

Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной

историей, но и помогают познавать мир. Пусть и

для вас встреча с природой станет чудесным

открытием. А помогать совершать эти открытия

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2-2

Слайд 3.

Постановка

учебных

задач в

сотворчест

ве.

будут произведения М. Пришвина.

Каким надо быть читателем, чтобы совершить

эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов

Михаила Пришвина, который называется

«Выскочка».

на доске

тема М.М.Пришвин «Выскочка»

Попробуйте сформулировать цель нашего урока,

а я вам покажу небольшую подсказку.

- Именно такой читатель может создать (пирамиду

критика).

Цель урока: создание пирамиды критика по

рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».

-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для

нашего урока в соответствии с поставленной

целью.

-Чему мы будем учиться?

Выразительно читать.

Делить текст на части.

Анализировать литературное произведение.

Давать характеристику героям.

Составлять план.

Слушать и уважать мнение своих товарищей.

Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

Работать в паре или группе

Ориентироваться в тексте

Давать оценку своей работе.

- Обоснуйте свой выбор.

Слайд 3-3

Слайд 4

Слайд 5

Осмысле

ние.

- Писатель дал своему рассказу название

«Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка

-

э т о

т о т,

к т о

п о с т о я н н о

выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь

своей очереди,

привлекает

к себе

внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 6

Слайд 6-6

- работа в

парах

Выскочка – это человек, который выдвинулся

(отличился,

стал

заметным,

известным)

с ли ш к о м

б ыс т р о

и ли

з а н я л

в и дн о е

общественное положение не по заслугам.

(Из

«Толкового словаря» Ожегова).

-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с

таким названием? (предполагает тот, кто не читал

рассказ)

-Свои предположения мы проверим, прочитав

рассказ.

-А вот главных героев я предлагаю вам узнать

сейчас.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Трещала с самого утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…. (сорока)

-Перед чтением проведём словарно-лексическую

работу.

Командиры групп выдают листы для работы в парах. Кто

закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему

сигналу. Правило «Стоп»

Соедините слова и выражения с их значением:

Выводок

Сородичи

Улучила

Поскакала дуром

С заскоком и с

-

нашла подходящее

время (Словарь

С.И.Ожегова )

родственники.

– птенцы или

детеныши

млекопитающих, ещё

живущие с матерью.

Слайд 7.

Слайд 8

(выключ

пыльцой в голове

– не умная, глуповатая

-

не

попорядку,

как

попало,

не

дума я.

(Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам -

разноцветный.

бдительность - стыд,

позор

радужный –

зоркость, настороженность

Проверка с доской.

ить)

Методическ

ий приём

«Чтение с

остановками

».

Чтение в

группах по

цепочке.

Открываем учебники с92 и приступаем к чтению

рассказа по цепочке, делая остановки по моему

сигналу. ( с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни

возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу

собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет

встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть

умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так

могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить

Вьюшку? Как же дальше будут развиваться

события?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения

оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ

«Выскочка»?

Физкультминутка.

Анализ

рассказа.

(ответы на

вопросы с

обращением

к тексту)

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая

кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так

менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный

приём использует автор при описании Вьюшки?

(сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью,

нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (он использовал

народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в

тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце

рассказа?( стыда)

Рефлекс

ия.

-Предлагаю оценить работу своей группы по

шкале: «Интересно», «Трудно».

Интересно ___ зелёный

кружок

Не очень интересно -

жёлтый

скучно__ красный

легко __ зелёный кружок

Не очень трудно __ жёлтый

кружок

трудно ___ красный кружок

- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о

человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим

произведением?(

быть всегда вместе, держаться друг за

друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»

-В завершении урока прошу заполнить листы

самооценки.

- Командиры выдают листы самооценки.

Листы самооценки

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства

________________________________

Рассказ помог понять

__________________________________________

________

На уроке мне

понравилось_______________________________

_______________

- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.

- Давайте вернёмся к цели урока.

- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

Пирамида критика, одна из форм написания

отзыва о рассказе, книге.

Включить

компьюте

р

Слайд- 9-

10

Домашн

ее

задание.

Предлагаю выбрать домашнее задание:

-подготовить подробный пересказ рассказа от

лица автора;

-составить свою пирамиду критика в рабочей

тетради;

Обычную сороку Пришвин описал в рассказе

так, что она кажется необыкновенной.

Урок закончен.

Слайд 11



В раздел образования