Напоминание

"Темперамент детей младшего подросткового возраста, обучающихся в школах разного типа"


Авторы: Измайлова Юлия Сергеевна, Лобаскова Марина Михайловна
Должность: педагог - психолог, к. спихол. н., доцент
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Экспериментальное исследование
Тема: "Темперамент детей младшего подросткового возраста, обучающихся в школах разного типа"
Раздел: среднее образование





Назад




Результаты экспериментального исследования по теме

«Темперамент детей младшего подросткового возраста, обучающихся в

школах разного типа»

В ноябре 2016 года мною был проведен психодиагностический

мониторинг учащихся 8-ых классов в учреждениях общего образования

(МБОУ ЭМЛи № 29 и МБОУ СОШ № 62). Для мониторинга я использовала

методику М.К. Ротбарт, направленную на определение темперамента

младшего подростка. Данный опросник валиден и надежен, состоит из 116

вопросов, по уровню сложности соответствует возрастным особенностям

исследуемых детей.

В обследовании приняло участие 92 подростка. Из них, девочек –42,

мальчиков – 50.

Ц е л ь данного

исследования

состоит

в

изучении

особенностей

функциональных

взаимосвязей

между

особенностями

темперамента

у

младших подростков.

Объектом

исследования

являются

особенности

темперамента

у

младших подростков.

Предмет данного

исследования

взаимосвязь

тревожности

и

темперамента у младших подростков.

Большинство авторов определяют темперамент как совокупность

индивидуальных особенностей человека, которые определяют динамику его

деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами и

обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются

относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного

периода времени и проявляются в разных ситуациях. Темперамент

развивается в ходе онтогенеза. Меняются абсолютные значения отдельных

свойств темперамента, меняется характер проявления одного и того же

свойства в различных возрастах, разные свойства проявляются в ходе

развития неодновременно. Проблема развития темперамента

непосредственно связана с проблемами воспитания, обучения.

Психобиологическая модель темперамента (RothbartM., DerryberryD.

1981) учитывает качественные изменения темперамента в ходе онтогенеза.

Особенности проявления свойств темперамента были прослежены

М.Ротбарт в разных возрастах: младенческом (Rothbart, 1981; 1986), раннем

детском (Jones, Gartstein, Rothbart, &Chasman, 1999), дошкольном

(Goldsmith&Rothbart, 1991; Rothbart, Ahadi, Hershey, &Fisher, 1997),

подростковом (Capaldi&Rothbart, 1992) и взрослом (Derryberry&Rothbart,

1988; Evans&Rothbart, 1999). Для каждого из возрастов были разработаны

опросники темперамента, учитывающие качественную специфику

соответствующего возрастного периода.

Для исследования природы темперамента в подростковом возрасте мы

выбрали

концепцию

темперамента

М.К.

Ротбарт,

которая

позволяет

исследовать темперамент в соответствие с принципом развития.

Концепция темперамента М.К. Ротбарт и ее коллег относится к числу

психобиологических

моделей

темперамента.

Ротбарт

и

Дериберри

(1981)

определяют

темперамент

как

конституционально

обусловленные

особенности реактивности и саморегуляции, формирующиеся под влиянием

наследственности и среды. Ротбарт М.К. и коллеги сформулировали модель

темперамента,

которая

включает

четыре

обобщенных

конструкта

-

Негативный

аффект,

Произвольный

контроль,

Экстраверсия/

Сургенсия

и

Ориентировочная

чувствительность.

Одним

из

основных

положений

концепции темперамента М.К. Ротбарт является представление о том, что

темперамент

развивается

в

ходе

онтогенеза,

то

есть

разные

эмоции

и

компоненты

эмоций,

а

также

составляющие

моторной

системы,

активационной

системы

и

системы

внимания,

появляются

в

разные

возрастные

периоды.

Процессы

созревания

организма,

а

также

опыт

взаимодействия

индивидуума

со

средой

влияют

на

проявление

свойств

темперамента. М.К. Ротбарт и ее коллеги изучали свойства темперамента в

разных

возрастах

(младенческом,

раннем

детском,

дошкольном,

подростковом и взрослом) и разработали опросники темперамента с учетом

специфики каждого возрастного периода.

Опросник темперамента

младшего

подростка

(EATQ)

в

форме,

предназначенной для заполнения самими подростками (EATQ-R) . EATQ-R

содержит

103

вопроса

и

оценивает

11

свойств

темперамента:

контроль

активации, аффилиация, уровень активности, внимание, страх, фрустрация,

удовольствие от стимуляции высокой интенсивности, контроль торможения,

перцептивная

чувствительность,

удовольствие

от

стимуляции

низкой

интенсивности,

застенчивость.

Кроме

этого, EATQ-R

включает

шкалы

агрессивности

и

депрессивного

настроения,

что

позволяет

анализировать

связь

свойств

темперамента

и

особенностей

социально-аффективного

функционирования подростков.

Шкалы темперамента

1.

Уровень

активности

(ActivityLevel):Уровень

общей

моторной

активности, включая темп и интенсивность передвижений.

2.

Контроль

активации

(Activationcontrol):

способность

выполнять

действие при сильном желании избежать его.

3.

Аффилиация

(Affiliation):

потребность

в

теплых

отношениях

и

близости с другими независимо от застенчивости или экстраверсии.

4. Внимание (Attention): способность сосредотачивать и переключать

внимание по мере необходимости.

5.

Страх

(Fear):

Негативные

эмоции,

связанные

с

ожиданием

неприятностей.

6.

Фрустрация

(Frustration):

Отрицательные

эмоции,

связанные

с

прерыванием текущей деятельности или невозможностью достижения цели.

7.

Удовольствие

от

стимуляции

высокой

и н т е н с и в н о с т и

(HighIntensityPleasure):

удовольствие

от

действий,

характеризующихся

высокой интенсивностью или новизной.

8. Контроль торможения (Inhibitorycontrol): способность планировать и

подавлять несоответствующие реакции.

9. Перцептивная чувствительность (PerceptualSensitivity): Обнаружение

или

перцептивное

осознание

слабых,

низко

интенсивных

воздействий

окружающей среды.

10.

Удовольствие

от

стимуляции

низкой

и н т е н с и в н о с т и

(PleasureSensitivity): Удовлетворение, связанное с действиями или стимулами,

характеризующимися

низкой

интенсивностью,

скоростью,

сложностью,

новизной и несовместимостью.

11.

Застенчивость

(Shyness):

Медленное

или

зат рудненно е

приближение и/или дискомфорт в социальных ситуациях.

Поведенческие шкалы

1.

Агрессия

(Aggression):

Враждебные

и

агрессивные

действия,

включая направленное на человека и предметы физическое насилие, прямую

и косвенную вербальную агрессия и враждебную реактивность.

2. Депрессивное настроение (DepressiveMood): Неприятные эмоции и

пониженное

настроение,

потеря

удовлетворенности

и

интереса

к

деятельности.

В исследовании принимали участие восемь групп испытуемых.

Таблица 1 Группы испытуемых

Номер группы

Наименование

Количество человек

Гр. 1

СОШ № 62

47

Гр. 2

ЭМЛи № 29

47

Гр. 3

Мальчики

52

Гр. 4

Девочки

43

Гр. 5

Девочки СОШ № 62

25

Гр. 6

Девочки ЭМЛи № 29

19

Гр. 7

Мальчики СОШ № 62

21

Гр. 8

Мальчики ЭМЛи № 29

30

Все

полученные

результаты

были

подвергнуты

математической

обработке

в

статистической

программе SPSS

версия

11.5 for

Windows.

Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от

характера распределения данных: непараметрический тест для несвязных

выборок Манна-Уитни.

Достоверность

и

обоснованность результатов

обеспечивалась

разработкой

программы

исследования,

адекватной

целям

и

задачам

исследования; достаточным объёмом выборки обследуемых; количественной

обработкой полученных данных с выявлением статистической значимости

различий

результатов

в

сравниваемых

группах

(p<0,05),

для

чего

использовались

методы

непараметрической

статистики

(тест

для

двух

независимых выборок Манна-Уитни).

1. Проведенный сравнительный анализ показателей в 1 и 2 группах по тесту

Манна-Уитни

выявил

значимые

различия

по

изучаемым

показателям

«агрессивность», «внимание», «застенчивость».

Таблица 2 Достоверность различий показателей опросника М.К. Ротбарт

в

1 (шк 62) и 2 (шк29) группах (баллы)

Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

1 группа

62 шк

2 группа

Шк 29

U –Манна-

Уитни

уровень

значимости

Контроль активации

2,95

3,08

994,5

р>0,05

Аффиляция

3,67

3,52

939,0

р>0,05

Агрессивность

2,6

2,26

762,0

р≤ 0,05

Уровень активности

2,97

3,01

1065,0

р>0,05

Внимание

2,72

3,08

741,5

р≤ 0,05

Депрессивное

настроение

2,72

2,52

951,0

р>0,05

Страх

3,09

2,86

897,0

р>0,05

Контроль торможения

3,02

3,24

90,5

р>0,05

Фрустрация

3,07

2,93

855,5

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции низкой

интенсивности

3,04

3,49

868,0

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции высокой

интенсивности

3,25

3,37

978,5

р>0,05

Перцептивная

чувствительность

3,24

3,07

972,5

р>0,05

Застенчивость

3,04

2,54

703,0

р≤ 0,05

Полученные результаты представлены графически на рис. 1

К

о

н

т

р

о

л

ь

а

к

т

и

в

а

ц

и

и

А

ф

ф

и

л

я

ц

и

я

А

г

р

е

с

с

и

в

н

о

с

т

ь

У

р

о

в

е

н

ь

а

к

т

и

в

н

о

с

т

и

В

н

и

м

а

н

и

е

Д

е

п

р

е

с

с

и

в

н

о

е

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

С

т

р

а

х

К

о

н

т

р

о

л

ь

т

о

р

м

о

ж

е

н

и

я

Ф

р

у

с

т

р

а

ц

и

я

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

у

л

я

ц

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

у

л

я

ц

и

и

в

ы

с

о

к

о

й

и

н

П

е

р

ц

е

п

т

и

в

н

а

я

ч

у

в

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

З

а

с

т

е

н

ч

и

в

о

с

т

ь

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

1 гр

2 гр

Рис. 1 Сравнение среднегрупповых значений показателей в 1 и 2 группах

Исходя из данных по шкале «контроль активации», среднее значение у

лицеистов

выше,

чем

у

детей,

которые

обучаются

в

про стой

общеобразовательной школе,из этого можно сделать следующий вывод, что

дети,

обучающиеся

в

лицее

способны

выполнять

действие

при

сильном

желании избежать его, в отличие от учеников обычной общеобразовательной

школы. Этим ребятам сложно закончить дело в срок, перед тем, как сесть за

уроки, они обычно развлекаются, не сразу делают то, что просят их родители,

могут иметь особенность опаздывать на школьные занятия и откладывать

большие дела на неограниченный срок, а также выполнять их в последний

момент.

По шкале «аффилиация» среднее значение выше у детей, обучающихся

в средней школе, в отличие от детей из лицея. А это значит следующее: они

нуждаются больше в теплых отношениях и близости с другими, в отличие от

лицеистов, то есть, им

бы хотелось разделять свои сокровенные мысли и

переживания с другим человеком. Эти дети чаще всего хотят проводить

свободное

время

с

другом

или

подругой,

обнимать

людей,

которые

им

нравятся,

всячески

помогать

людям.

Некоторым

из

них

нравится

рассматривать чужие фотографии, слушать рассказы других людей о себе.

Эти ребята сердечные и дружелюбные.

«Агрессивности» подвержены больше дети, обучающиеся в средней

образовательной школе, это мы видим, исходя из данных в таблице, т.к.

показатель

агрессивности

у

них

выше,

чем

у

лицеистов.

Это

может

проявляться в грубости по отношению к другим людям. Они могут сказать

обидные

вещи,

ударить

человека,

говорить

за

глаза,

некоторые

могут

расплакаться из-за пустяков.

По шкале «уровень активности» показатели выше у лицеистов, чем у

ребят, из простой школы, это обусловлено тем, что им нравится физическая

активность, у них есть возможность заниматься спортом и участвовать в

разных спортивных состязаниях. Они гораздо энергичнее, тяжелый труд им

не в тягость. Этим ребятам сложно находится дома, поэтому при любой

возможности они проводят своё свободное время на улице.

Способность

сосредотачиваться

и

быстро

переключать

«внимание»

лицеистам

проще,

чем

детям

из

обычной

школы,

у

лицеистов

средние

показатели выше. Это связано с тем, что посторонние звуки не мешают им

выполнять какую-либо работу, они могут заниматься несколькими вещами

одновременно,

доводят

свои

дела

до

конца,

внимательно

выслушивают

объяснения.

Неприятные

эмоции

и

пониженно е

наст ро ение,

п о т е р я

удовлетворенности

и

интереса

к

деятельности

свойственны

детям

из

общеобразовательной

школы.

Показатель

среднего

значения

по

шкале

«депрессивное настроение» выше, чем у лицеистов. Эти ребят могут легко

расплакаться

из-за

пустяков,

постоянно

находить

недостатки

в

своей

внешности, а, если у них что-то не ладится, им становится грустно.

«Страху» подвержены в больше степени ребята из обычной школы, у

этих

ребят

цифровое

значение

по

данной

шкале

выше,

чем

у

детей,

обучающихся

в

лицее.

Ученики

из

простой

школы

чаще

испытывают

негативные эмоции, связанные с ожиданием неприятностей. Например, они

могут побаиваться более влиятельных и сильных ребят из школы, которые

могут обидеть. Они беспокоятся о своей семье, если она находится не рядом,

бояться, что родители или близкие могут умереть. Так же эти дети могут

бояться темноты, быстрой езды на машине и многое другое.

По шкале «контроль торможения» числовые показатели выше у детей

из

лицея.

Данная

шкала

означает

способность

планировать

и

подавлять

несоответствующие

реакции.

Эти

ученики

обычно

справляются

с

теми

заданиями, за которые они взялись. Им не составляет труда избавиться от

дурной привычки. В школе, при ответе на уроке, они не выкрикивают с

места,

а

дожидаются,

когда

их

спросит

учитель,

отвечают

первое,

что

приходит в голову.

«Фрустрация»

- отрицательные эмоции, связанные с прерыванием

текущей деятельности или невозможностью достижения цели. Показатели

данной

шкалы

немного

выше

у

учеников,

обучающихся

в

обычной

общеобразовательной

школе,

чем

у

лицеистов.

Эти

ребята

часто

раздражаются и расстраиваются по каким-либо причинам. Они нетерпеливы,

вынуждены быстро прекратить какое-то дело, если оно для них неприятно.

Числовые показатели по шкале «удовольствие от стимуляции низкой

интенсивности» выше у детей, обучающихся в лицее. Это удовлетворение,

связанное

с

действиями

или

стимулами,

характеризующимися

низкой

интенсивностью, скоростью, сложностью, новизной и несовместимостью. То

есть можно сказать, что шорох листьев, пение птиц, разглядывание узоров на

небе им нравится больше, чем детям из простой школы.

Числовые показатели по шкале «удовольствие от стимуляции высокой

интенсивности»

так

же

выше

у

лицеистов,

чем

у

простых

школьников.

Данная

шкала

означает

удовольствие

от

действий,

характеризующихся

высокой интенсивностью или новизной. Им нравится жить в большом городе

и находится в большом скоплении людей. Им не страшны аттракционы,

гоночные автомобили, походы в горы.

Среднее значение по шкале «перцептивная чувствительность» выше у

детей из простой школы. Это означает перцептивное осознание слабых, низко

интенсивных воздействий окружающей среды. Это выражается в том, что

ребята замечают незначительные изменения, которые не замечают другие

люди. Например, цвет глаз случайного собеседника или незначительный шум

в кинотеатре.

«Застенчивость»

у

ребят

из

обычной

общеобразовательной

школы

выше, чем у лицеистов. Застенчивость

- это медленное или затрудненное

приближение и/или дискомфорт в социальных ситуациях. Эти дети могут

сте сняться

с

кем-то

познакомиться,

сте сняют ся

р о в е с н и ко в

противоположного

пола,

стесняются

разговаривать

со

взрослыми

или

незнакомыми.

2. Проведенный сравнительный анализ показателей в 3 и 4 группах по тесту

Манна-Уитни

выявил

значимые

различия

по

изучаемым

показателям

«аффиляция»,

«депрессивное

настроение»,

«страх»,

«удовольствие

от

стимуляции низкой интенсивности», «перцептивная чувствительность».

Таблица 3 Достоверность различий показателей в 3 (М) и 4 (Д) группах

(баллы)

Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

3 группа

4 группа

U –Манна-

Уитни

уровень

значимости

Контроль активации

2,88

3,2

941,5

р>0,05

Аффиляция

3,29

3,97

602,5

р≤ 0,05

Агрессивность

2,35

2,53

1078,5

р>0,05

Уровень активности

3,08

2,85

804,5

р>0,05

Внимание

2,79

3,04

14049,5

р>0,05

Депрессивное

настроение

2,22

3,13

486,0

р≤ 0,05

Страх

2,71

3,3

696,5

р≤ 0,05

Контроль торможения

3,06

3,25

1017,5

р>0,05

Фрустрация

2,90

3,15

1011,0

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции низкой

интенсивности

2,75

3,89

518,5

р≤ 0,05

Удовольствие от

стимуляции высокой

интенсивности

3,3

3,32

1035,5

р>0,05

Перцептивная

чувствительность

2,96

3,4

861,0

р≤ 0,05

Застенчивость

2,68

2,95

863,0

р>0,05

Полученные результаты представлены графически на рис. 2

К

о

н

т

р

о

л

ь

а

к

т

и

в

а

ц

и

и

А

ф

ф

и

л

я

ц

и

я

А

г

р

е

с

с

и

в

н

о

с

т

ь

У

р

о

в

е

н

ь

а

к

т

и

в

н

о

с

т

и

В

н

и

м

а

н

и

е

Д

е

п

р

е

с

с

и

в

н

о

е

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

С

т

р

а

х

К

о

н

т

р

о

л

ь

т

о

р

м

о

ж

е

н

и

я

Ф

р

у

с

т

р

а

ц

и

я

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

у

л

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

у

л

я

ц

и

и

в

ы

с

П

е

р

ц

е

п

т

и

в

н

а

я

ч

у

в

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

З

а

с

т

е

н

ч

и

в

о

с

т

ь

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

3 гр

4 гр

Рис. 2. Сравнение среднегрупповых значений показателей в 3 и 4 группах

В

группе

младших

подростков

выявлены

различия

по

шкалам.

Показатели девочек выше, чем у мальчиков по шкалам контроль активации,

аффилиация, страх. У девочек 10 – 14 лет выше уровень страхов, связанных с

ожиданием неприятностей, темноты, быстрой езды, агрессивных сверстников

и т.п. У девочек, в отличие от мальчиков, чаще всего, развита способность

выполнять деятельность, несмотря на выраженную тенденцию к избеганию

ее

выполнения.

Например,

девочки

реже

опаздывают,

чаще

выполняют

учебные домашние задания, в целом, они гораздо исполнительнее. У девочек

более выражена потребность в теплых отношениях и близости.

По шкале «уровень активности» у мальчиков показатели выше, чем у

девочек,

это

характеризуется

тем,

что

мальчики

в

этом

возрасте

более

подвижны и склонны к какой-либо физической деятельности.

Агрессия и депрессивное настроение выше у девочек, чем у мальчиков.

В последнее время мы всё чаще наблюдаем закономерность, что девочки

чаще мальчиков проявляют агрессию, которая представляет собой выражение

гнева

или

негодование

в

словесной

форме,

одной

из

причин

это

может

служить

ошибками

в

воспитании.

Девочкам

свойственна

внутренняя

направленность эмоциональных реакций, поэтому они чаще мальчиков могут

находиться в депрессивном состоянии.

Числовые

показатели

по

таким

шкалы

как

«фрустрация»,

«удовольствие от стимуляции низкой интенсивности» и «удовольствие от

стимуляции высокой интенсивности» выше у мальчиков, чем у девочек, это

связано с тем, что мальчики довольно часто раздражаются и расстраиваются

по каким-либо причинам, они нетерпеливы и готовы быстро закончить дело,

если

оно

для

них

неприятно.

Также

мальчикам

нравится

заниматься

экстремальными видами спорта, в отличие от девочек, находиться в шумной

компании. Они жаждут новых и необычных впечатлений.

Показатели

по

шкалам

«внимание»,

«контроль

торможения»,

«перцептивная чувствительность» и «застенчивость» имеют высокую оценку

у девочек, чем у мальчиков. Девочкам проще на чем-то сконцентрировать

внимание или быстро переключить его с одного объекта на другой. Им легко

справляться с заданиями, за которые они взялись. Девочкам свойственна

такая

черта,

как

застенчивость.

Эти

дети

могут

стесняться

с

кем-то

познакомиться или стесняться разговаривать со взрослыми или незнакомыми

людьми.

3. Проведенный сравнительный анализ показателей

в 5 (Д 62) и 6 (Д 29)

группах по тесту Манна-Уитни выявил значимые различия по изучаемым

показателям

«агрессивность»,

«удовольствие

от

стимуляции

низкой

интенсивности».

Таблица 4 Достоверность различий показателей в 5 (Д 62) и 6 (Д 29)

группах (баллы)

Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

5 группа

6 группа

U –Манна-

Уитни

уровень

значимости

Контроль активации –

произвольный

3,11

3,15

212,5

р>0,05

контроль

Аффиляция - общение

3,92

3,82

227,5

р>0,05

Агрессивность –

негативная

эмоциональность по

методике

2,82

2,01

92,0

р≤ 0,05

Уровень активности -

реактивность

2,83

2,73

227,5

р>0,05

Внимание

2,87

3,11

174,5

р>0,05

Депрессивное

настроение

3,15

2,94

204,5

р>0,05

Страх

3,37

3,04

191,0

р>0,05

Контроль торможения

3,09

3,28

181,5

р>0,05

Фрустрация

3,23

2,87

180,5

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции низкой

интенсивности

3,47

4,25

131,0

р≤ 0,05

Удовольствие от

стимуляции высокой

интенсивности

3,32

3,15

223,5

р>0,05

Перцептивная

чувствительность

3,44

3,18

209,5

р>0,05

Застенчивость

2,99

2,73

189,0

р>0,05

Полученные результаты представлены графически на рис. 3

К

о

н

т

р

о

л

ь

а

к

т

и

в

а

ц

и

и

А

ф

ф

и

л

я

ц

и

я

А

г

р

е

с

с

и

в

н

о

с

т

ь

У

р

о

в

е

н

ь

а

к

т

и

в

н

о

с

т

и

В

н

и

м

а

н

и

е

Д

е

п

р

е

с

с

и

в

н

о

е

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

С

т

р

а

х

К

о

н

т

р

о

л

ь

т

о

р

м

о

ж

е

н

и

я

Ф

р

у

с

т

р

а

ц

и

я

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

П

е

р

ц

е

п

т

и

в

н

а

я

ч

у

в

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

З

а

с

т

е

н

ч

и

в

о

с

т

ь

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5 гр

6 гр

Рис. 3 Сравнение среднегрупповых значений показателей в 5 и 6 группах

Мною

были

проведены

исследования

по

методике

М.К.

Ротбарт,

направление

которой

заключается

в

изучении

определения

темперамента

младшего подростка, исходя из этого, можно сделать следующие выводы. По

шкале

«контроль

активации»

средний

показатель

выше

у

девочек,

обучающихся в простой общеобразовательной школе, чем у девочек из лицея,

это

обусловлено

тем,

что

эти

дети

способны

выполнять

задания,

имея

сильное желания избежать его.

Цифровой

показатель

по

шкале

«аффилиация»

выше

у

девочек-

лицеисток, чем у девочек, которые учатся в обычной школе. Это можно

интерпретировать

так,

что

лицеисты

больше

нуждаются

в

теплых

и

доверительных отношениях, нежели дети из МБОУ СОШ.

Агре ссивно сти

подвержены

больше

девочки

из

п р о с то й

общеобразовательной школы, у них средний показатель немного выше, чем у

девочек из лицея, это говорит о том, что чувство злости они испытывают

гораздо чаще и могут проявлять по отношению к людям вербальную или

невербальную агрессию.

По шкале «уровень активности» цифровой показатель выше у девочек,

обучающихся

в

общеобразовательной

школе,

чем

у

лицеисток,

что

обусловлено тем, что эти дети всегда готовы к участию в спортивных или

культмассовых мероприятиях.

Внимание, по-другому, сосредоточенность, больше развито у девочек,

обучающихся

в

лицее,

нежели

у

девочек,

из

простой

школы.

По

мере

необходимости им проще переключать внимание с одного объекта на другой.

По

шкале

«депрессивное

настроение»

показатели

выше

у

девочек-

лицеистов, чем у девочек, обучающихся в обычной общеобразовательной

школе, т.к. лицеисты имеют возможность потерять интерес к деятельности

или подвержены пониженному настроению.

Цифровой показатель по шкале «страх» выше у девочек, обучающихся

в лицее, нежели у девочек из простой школы, т.к. лицеисты подвержены

большему стрессу, поэтому они чаще ожидают каких-либо неприятностей на

учебе, например, что не смогут оправдать ожидания родителей или учителей.

По шкале «контроль торможения» показатели выше у девочек

из

лицея, чем у девочек из общеобразовательной школы, а всё потому, что эти

ученики обычно справляются с теми заданиями, за которые они взялись. Им

не составляет труда избавиться от дурной привычки. В школе, при ответе на

уроке, они не выкрикивают с места, а дожидаются, когда их спросит учитель,

отвечают первое, что приходит в голову.

Показатели по шкале «фрустрация» ниже у девочек из простой школы,

чем у девочек, из лицея, т.е., можно сказать, что лицеисты могут часто

раздражаться и расстраиваться по каким-либо причинам.

Цифровой показатель по шкале «удовольствие от стимуляции низкой

интенсивности» выше у лицеистов, чем у девочек из простой школы. Это

уд о в л е т в о р е н и е ,

с в я з а н н о е

с

д е й с т в и я м и

и л и

с т и м у л а м и ,

характеризующимися

низкой

интенсивностью,

скоростью,

сложностью,

новизной и несовместимостью. То есть, можно сказать, что шорох листьев,

пение птиц, разглядывание узоров на небе им нравится больше, чем девочкам

из простой школы.

Цифровой показатель по шкале «удовольствие от стимуляции высокой

интенсивности» ниже у девочек - лицеистов, чем у девочек из обычной

школы. Это говорит нам о том, что дети из МБОУ СОШ любят находиться в

большом городе. Им не страшны большие скопления людей, аттракционы,

гоночные автомобили, походы в горы.

Показатели

по

шкале

«перцептивная

чувствительность»

выше

у

девочек,

обучающихся

в

простой

школе,

чем

у

девочек

из

лицея.Это

выражается в том, что дети замечают незначительные изменения, которые не

замечают другие люди. Например, цвет глаз случайного собеседника или

незначительный шум в кинотеатре.

Более

стеснительные

и

застенчивые

девочки

обучаются

в

простой

школе, у них показатели по данной шкале выше, чем у лицеистов.

4. Проведенный сравнительный анализ показателей в 7 и 8 группах по тесту

Манна-Уитни

выявил

значимые

различия

по

изучаемым

показателям

«внимание», «застенчивость».

Таблица 5 Достоверность различий показателей в 7 (М 62) и 8 (М 29)

группах (баллы)

Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

7 группа

8 группа

U –Манна-

Уитни

уровень

значимости

Контроль активации

2,92

2,96

286,5

р>0,05

Аффиляция

3,55

3,22

233,5

р>0,05

Агрессивность

2,48

2,34

289,0

р>0,05

Уровень активности

3,27

3,06

288,0

р>0,05

Внимание

2,67

2,37

210,0

р≤ 0,05

Депрессивное

настроение

2,345

2,21

299,5

р>0,05

Страх

2,91

2,67

271,0

р>0,05

Контроль торможения

3,1

3,13

270,5

р>0,05

Фрустрация

2,04

2,90

287,5

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции низкой

интенсивности

2,62

2,93

250,5

р>0,05

Удовольствие от

стимуляции высокой

интенсивности

3,34

3,38

270,5

р>0,05

Перцептивная

чувствительность

3,16

2,91

164,0

р>0,05

Застенчивость

3,24

2,37

139,0

р≤ 0,05

Полученные результаты представлены графически на рис. 4

К

о

н

т

р

о

л

ь

а

к

т

и

в

а

ц

и

и

А

ф

ф

и

л

я

ц

и

я

А

г

р

е

с

с

и

в

н

о

с

т

ь

У

р

о

в

е

н

ь

а

к

т

и

в

н

о

с

т

и

В

н

и

м

а

н

и

е

Д

е

п

р

е

с

с

и

в

н

о

е

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

С

т

р

а

х

К

о

н

т

р

о

л

ь

т

о

р

м

о

ж

е

н

и

я

Ф

р

у

с

т

р

а

ц

и

я

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

У

д

о

в

о

л

ь

с

т

в

и

е

о

т

с

т

и

м

у

л

П

е

р

ц

е

п

т

и

в

н

а

я

ч

у

в

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

З

а

с

т

е

н

ч

и

в

о

с

т

ь

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

7 гр

8 гр

Рис. 4 Сравнение среднегрупповых значений показателей в 7 и 8 группах

Интерпретируя

полученные

результаты

из

таблицы

3,

делаем

выводы, что по шкале «уровень активности» цифровой показатель выше у

лицеистов, чем у учащихся изпростой школы, что говорит о том, мальчики –

лицеисты

имеют

возможность

заниматься

спортом

и

участвовать

в

спортивных соревнованиях, им нравится физическая активность в отличие от

мальчиков из простой школы.

Данные по шкале «контроль активации» выше у учеников из МБОУ

СОШ, чем у детей – лицеистов, из этого следует, что эти ученики способны

выполнять длительную монотонную работу при сильном желании избежать

её, в отличие от ребят, которые учатся в лицее.

Полученный

показатель

по

шкале

«аффилиация»

выше

у

ребят

из

школы, чем из лицея. Это обусловлено тем, что ребята из школы очень

нуждаются в теплых и доверительных отношениях со стороны других людей,

т.е. им хочется чаще проводить свободное время в окружении людей, которые

им нравятся.

Большое

«внимание»

и

способность

сосредотачиваться

проявляют

мальчики из лицея, а не из простой школы.

По шкале «страх» числовой показатель выше у детей из обыкновенной

школы,

чем

из

лицея.Ученики

из

простой

школы

чаще

испытывают

негативные эмоции, связанные с ожиданием неприятностей. Например, они

могут побаиваться более влиятельных и сильных ребят из школы, которые

могут обидеть. Они беспокоятся о своей семье, если она находится не рядом,

бояться, что родители или близкие могут умереть. Так же эти дети могут

бояться темноты, быстрой езды на машине и многое другое.

В состоянии «фрустрации» чаще всего находятся дети из МБОУ СОШ,

чем из ЭМЛи. Эти ребята чаще всего расстраиваются и раздражаются по

каким-либо

причинам.

Они

нетерпеливы,

вынуждены

стремительно

прерывать какие-то дела, если они для них неприятны.

Показатели

по

шкале

«удовольствие

от

стимуляции

высокой

интенсивности»

между

учащимися

двух

учебных

заведений

равны.

Этимребятам

нравится

жить

в

большом

городе,

они

не

боятся

новых

знакомств, им не страшны аттракционы, гоночные автомобили, прыжки с

парашютом.

По шкале «контроль торможения» мы видим, что числовой показатель

ниже

у

учеников

из

общеобразовательной

школы,

чем

у

лицеистов.

Мальчикам

из

МБОУ

СОШ

обычно

легко

справляться

с

заданиями,

за

которые они взялись, им не составляет труда избавиться от дурной привычки.

Данные по шкале «перцептивная чувствительность» выше у мальчиков

из школы, чем у обучающихся в лицее. Это обусловлено тем, что эти ребята

замечают

небольшие

изменения,

которые

не

замечают

другие

люди.

Например, цвет глаз случайного собеседника или незначительный шум в

кинотеатре.

Числовой показатель по шкале « удовольствие от стимуляции низкой

интенсивности» ниже у мальчиков из МБОУ СОШ, чем мальчиков из лицея.

Показатели по шкале «застенчивость» ниже у простых школьников, чем

у лицеистов, то есть мальчики-лицеисты могут чувствовать дискомфорт в

разных социальных ситуациях, например, при знакомстве с ровесниками

противоположного пола.

Враждебные и агрессивные действия, а то есть «агрессию» проявляют

чаще всего ученики из обычной школы, нежели лицеисты.

«Депрессивное настроение», неприятные эмоции, потерю интереса к

деятельности можно наблюдать у мальчиков из обычной школы, показатель

по данной шкале у них выше, чем у лицеистов.

Исследования психологов показали, что представители разных

темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности,

но идут они к этим успехам разными путями. Темперамент не имеет

отношения к таланту и одаренности людей. Обучая и воспитывая учащегося,

нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его

личности, проявляющихся в темпераменте.



В раздел образования