Автор: Дмитриева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2093
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие общих и специальных способностей у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Развитие общих и специальных способностей
у детей младшего школьного возраста
В
отечественной
психологии
категория
способности
изучена
достаточно
полно.
В
частности,
С.Л.
Рубинштейн
понимал
под
способностями
«сложное синтетическое образование, которое включает в
себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-
либо
конкретной
деятельности,
и
свойств,
которые
лишь
в
процессе,
определенным
образом
организованной
деятельности,
вырабатываются»
(В.А.Крутецкий,
24,
с.537).
При
этом,
по
мнению
исследователя,
«способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи
принадлежностью
личности,
способность,
конечно,
сохраняется
за
личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге
способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая
определяет ее пригодность к деятельности» (С.Л. Рубинштейн,39, с.538).
Ю.Б.
Гиппенрейтер
определяет
способности
как
индивидуально-
психологические особенности человека, которые выражают его готовность к
овладению
определенными
видами
деятельности
и
их
успешному
осуществлению (Ю.Б. Гиппенрейтер, 12).
Говоря
об
индивидуально-психологических
особенностях,
выделяют
только
такие
способности,
которые,
во-первых,
имеют
психологическую
природу, во-вторых, индивидуально варьируют.
Подчеркивая
связь
способностей
с
успешным
осуществлением
деятельности,
мы
ограничиваем
круг
индивидуально-варьирующих
особенностей, только теми, которые обеспечивают эффективный результат
деятельности.
Наконец,
слово
«готовность»
(к
освоению
и
осуществлению
деятельности)
еще
раз
ограничивает
круг
обсуждаемых
индивидуально-
психологических свойств, оставляя за его пределами навыки, умения, знания.
(Ю.Б. Гиппенрейтер, с. 246-247).
Одним из самых сложных и волнующих вопросов психологии остается
проблема
происхождения
способностей:
врожденны
ли
они
или
формируются
прижизненно
(Ф.Гальтон,
С.Л.Рубинштейн,
Э.Толмен,
Б.М.Теплов). А отсюда и проблема выявления механизмов формирования и
развития способностей.
Так, например, Э.Торндайк считает, что “различие, обнаруженное в
способностях
детей,
в
весьма
значительной
степени
обуславливается
различием их природных способностей. Если бы каким-нибудь чудом дети
получили все совершенно одинаковое воспитание с момента рождения, то все
равно у них были обнаружены различия в способностях к математике. Более
того, Э.Торндайк говорит даже о природных склонностях к арифметике (В. А.
Крутецкий, 23).
На сегодняшний день ученым более или менее ясно, что ни один из
полярных
ответов
на
вопрос
о
происхождении
способностей
(их
врожденности
или
приобретенности)
неверен.
Мнение
о
том,
что
способности генетически предопределены (Франц Галль, Френсис Гальтон,
Котс)
,
по существу, содержит мысль о том, что они появляются «сами собой»,
без
процесса
развития.
При
этом
игнорируется
факт
напряженной
деятельности по достижению результата.
Противоположное
мнение
(Гельвеции,
У.Эшби), что
всему
можно
научить
или
научиться,
если
приложить
старания,
ложно
относительно
порождаемой сильной потребности в активности, например, у талантливых и
одаренных
людей,
желании
и
увлеченности
деятельностью,
которая
у
обычных
индивидов
вызывает
скорее
чувство
обязанности
при
ее
выполнении,
возникновение
затруднений
в
достижении
ожидаемого
результата.
Нельзя
научить
человека,
если
отсутствуют
его
собственная
активность, желание и увлеченность.
Отечественные психологи (Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюк, Я.Л.Коломенский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов) склоняются
к
мнению
о
том,
что
существуют
природные
предпосылки
способностей
–
задатки.
Точных
сведений о том, в чем именно они состоят, пока нет. Но что это, возможно,
некоторые свойства нервной системы и ее организации уже практически не
оставляют у психологов и физиологов сомнений. То, насколько проявляются
и
оформляются
в
способности
задатки,
данные
человеку
от
природы
и
носящие физиологическую основу, зависит от
индивидуального развития.
Каков был «вклад» задатка в дело развития способности определить пока
невозможно, на сколько становление и развитие способностей обусловлено
сензитивными периодами развития человека, с возможным научением в эти
периоды – также вызывает споры и неоднозначные высказывания по этому
поводу в общественных и научных кругах (Я.Л.Коломенский, Н.С.Лейтес,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).
Продвижение
научных
исследований
в
области
изучения
генотипического
фактора,
влияющего
на
развитие
способностей
и
индивидуального становления личности, возможно, скоро предоставят новые
факты о соотношении врожденности и приобретенности способностей.
Неотъемлемым
компонентом
развития
способностей
является
повышенная мотивация (А.М. Матюшкин, П.Торранс, Ю.С. Юркевич). Она
обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся
деятельность, необходимую для развития способностей.
Из вышесказанного следует, что неблагоприятные условия развития
способностей
могут
быть
различной
природы
(Д.Б.
Богоявленская,
М.Е.
Богоявленская,
А.М.
Матюшкин,
Ю.С.
Юркевич,
Н.Б.Шумакова)
Прежде
всего это:
– высокая спонтанная активность ребенка, нехватка соответствующих
впечатлений – обедненная среда;
– неблагоприятные общие условия воспитания, частые психические
травмы;
–
неправильное
обращение
с
мотивацией,
излишнее
принуждение
ребенка;
Таким образом, вышеизложенный подход к изучению и пониманию
природы
способностей
в
отечественной
психологии
подразумевает
следующие
признаки
способностей,
выделенные
в
своих
трудах Б.
М.
Тепловым:
– способности
–
это
индивидуально-психологические
особенности,
отличающие одного человека от другого;
– только те особенности, которые имеют отношение к выполнению
деятельности или нескольких деятельностей;
– способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже
выработаны
у
человека,
хотя
и
обусловливают
легкость
и
быстроту
их
приобретения (Б.М.Теплов,45).
Б.М. Теплов указывает на то, что, помимо успеха в деятельности,
способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной
деятельностью.
Другая
традиция
в
изучении
способностей
основана
на
системном
подходе и разрабатывается В. Д. Шадриковым и его учениками. Как полагает
Д. Б. Богоявленская концепция В.Д. Шадрикова «вобрала в себя все богатство
наработок
в
этой
области»
и
«является
«визитной
карточкой»
линии
исследования психологии способностей в России» (Богоявленская Д.Б.,5).
В.
Д.
Шадриков
считает,
что способность
выражает
какое-либо
свойство
или
множество
свойств,
проявляющиеся
в
проце сс е
функционирования.
Например,
«топор
способен
рубить
дерево»,
«атом
способен делиться» и т. д. Иными словами, способность – это система,
процесс
функционирования
которой
(психический
процесс)
обеспечивает
достижение некоторого полезного результата (В.Н.Дружинин,16). Отсюда «…
способности
можно
определить
как
свойства
функциональных
систем,
реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную
меру
выраженности,
проявляющуюся
в
успешности
и
качественном
своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При
определении
индивидуальной
меры
выраженности
способностей
целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике
любой
деятельности:
производительности,
качества
и
надежности,
в
отношении рассматриваемой функции (В.Д. Шадриков,47, с. 11).
Такой подход к пониманию способностей позволяет, по мнению В. Д.
Шадрикова
[там
же],
найти правильное соотношение между задатками и
способностями. Если способности – это свойства функциональных систем, то
элементами этих систем являются отдельные нейроны и нейронные цепи,
специализированные
по
своему
назначению.
Свойства
этих
нейронов
и
нейронных
цепей
можно
определить
как
специальные
задатки.
В
свою
очередь
известно,
что
работоспособность,
активность,
произвольная
и
непроизвольная
регуляция,
мнемические
способности
зависят
от
свойств
нервной системы, а вербальные и невербальные способности определяются
специализацией и взаимодействием полушарий головного мозга. В этой связи
общие
свойства
нервной
системы,
проявляющиеся
в
продуктивности
психической деятельности, можно отнести к общим задаткам. Таким образом,
и
способности
и
задатки
–
свойства.
Способности
–
свойства
функциональных систем. Задатки – свойства компонентов этих систем. С
развитием
системы
изменяются
ее
свойства,
которые
определяются
как
элементами системы, так и связями между ними. Таким образом, концепция
способностей В. Д. Шадрикова раскрывает сущность способностей задатков
как психологических понятий и уточняет характер отношений между ними
(Выготский Л.С.,10).
Достаточно
спорным
в
отечественной
психологии
является
вопрос
классификации
способностей.
В
частности
В.Д.
Шадриков
выделяет
способности мыслительные, восприятия, памяти и т.д. Способности по В.Д.
Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам
деятельности: не существует, с этой точки зрения, «летных», «кулинарных»,
«музыкальных»,
«педагогических»
и
прочих
способностей»
(В.Н.
Дружинин16, с.14).
По
мнению
В.Н.
Дружинина,
в
контексте
взглядов
Б.М.
Ломова,
который выделил три функции психики: коммуникативную, регуляторную и
познавательную
(Б.Ф.
Ломов,
27),
правомерно
актуализировать
коммуникативные,
регуляторные
и
познавательные
(когнитивные)
способности (Дружинин В.Н., 16). В рамках когнитивной парадигмы сам В.Н.
Дружинин выделяет общие способности: интеллектуальные и творческие.
Д.Н. Завалишина (вслед за Б.М. Тепловым) выделяет специальные и
общие способности. При этом общие способности связывает с более общими
условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с
отдельными
видами
деятельности.
Тем
самым
исследователь
проводит
линию
«деятельностной
редукции»:
способности
конституируются
не
по
видам психических функциональных систем, а по видам деятельности (Д.Н.
Завалишина 19).
А.Г. Маклаков в своей работе, приводит следующую классификацию
способностей:
– природные способности: способности, которые являются общими для
человека и животных (особенно высших): восприятие, память, способность к
элементарной коммуникации и т.д. Данные способности непосредственно
связаны с природными задатками;
–
у
человека
в
отличие
от
животных
из
природных
задатков
развиваются
специфические
способности,
имеющие
общественно-
историческое
происхождение,
формирующиеся
в
социальной
среде
и
которые
разделяются на общие и специальные высшие интеллектуальные
способности. В свою очередь они могут подразделяться на теоретические и
практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д.;
–
под
общими
способностями
понимают
те,
которые
определяют
успехи
человека
в
самых
различных
видах
деятельности.
Данные
способности
свойственны
практически
всем
людям
(мыслительные
способности, память, речь и
др.), но которые в силу их психологической
индивидуальности развиваются у каждого человека по-своему;
–
под
специальными
способностями
подразумеваются
те,
которые
определяют
успехи
человека
в
специфических
видах
деятельности.
Необходимы и особого рода задатки и их развитие. К таким способностям
можно
отнести
музыкальные,
математические,
лингвистические,
технические,
литературные,
художественно-творческие,
спортивные
и
т.д.
(Маклаков А.Г. 28, с.537).
Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том,
что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют,
взаимно дополняя и обогащая, друг друга. Более того, в отдельных случаях
высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве
специальных
способностей
по
отношению
к
определенным
видам
деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется
тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития
специальных.
Другие
исследователи,
объясняя
взаимосвязь
общих
и
специальных
способностей,
подчеркивают,
что
деление
способностей
на
общие
и
специальные
весьма
условно.
Например,
практически
каждый
человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д.,
поэтому
математические
способности
могут
рассматриваться
как
общие.
Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько
высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта,
который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и
операций, способности решать чрезвычайно сложные задачи и др.
.