Автор: Панькина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1 "Земляничка"
Населённый пункт: г. Кумертау
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Тема: "Путешествие с экологом"
Раздел: дошкольное образование
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать
развитию познавательных интересов, формировать основы экологической
культуры.
Задачи
Обучающие:
- расширять знания детей о живой, неживой природе, домашних и диких
животных, растениях и взаимосвязи их между собой;
-совершенствовать практические умения и навыки впосадке семян астры.
Развивающие:
- развивать умение отгадывать загадки;
- способствовать развитию познавательных интересов, любознательности,
умения обобщать и делать выводы, классифицировать по определенному
признаку;
- развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы: ноутбук,символы, мяч, картинки животных и
растений,аудиозапись звуков природы, карточки с правилами поведения на
природе, горшочки с землёй, палочки, лейки, вставки с именами – по
количеству детей, посадочный материал, худ.слово, слайды «Времена года»,
музыка .
Ход НОД:
Дети и логопед заходят в группу, здороваются с гостями.
Л.- Ребята, а к нам кто-то спешит.
Э.-Здравствуйте, ребята, меня зовут И.И.Травкин, я эколог. А вы знаете, кто
такие экологи? Чем они занимаются (Ответы детей).
- Сейчас я вам расскажу: экологи - это люди, которые изучают
взаимоотношения живой и неживой природы. Я подготовил для вас
интересные игры и задания и приглашаю вас на экскурсию в мир природы.
Вы согласны?
Э.-Ребята давайте, возьмемся за руки перед длинной дорогой и покажем
какие мы дружные.
Д.-Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Все мы верные друзья друг без друга нам нельзя(звучит музыка).
Э.-Вот мы и попали на станцию «Времена года» (дети садятся на стульчики).
Э.-А вы знаете, сколько времен года и что можете рассказать о них (дети
загадывают загадки )
Р.- Солнце припекает, цветы расцветают
Б абочки порхают, ягоды поспевают,
Когда это бывает? (летом)
Р.-Вот и стали дни короче,и длиннее стали ночи
Птицы тянуться на юг, пожелтели лес и луг(осень)
Р.- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила (зима)
Р.- Тает снег, звенят ручьи
Все сильней потоки и летят уже грачи к нам из стран далеких (весна)
На экране картины времен года. Как мы можем сказать о лете? За что мы
любим лето? Осень золотая,а еще какие краски она нам дарит? Перечислите
осенние месяцы? А следующее время года… Зима ,подберите подходящие
для зимы описания? Назовите зимние забавы? Весна – красна , а еще как
можно сказать? Что бывает только весной?(ответы детей)
Э.-Молодцы, ребята.
-Ребята, а мы отправляемся на станцию«Мир живой природы»
- А как вы думаете, что такое живая природа? (Живая природа - это все, что
растет, дышит, питается, развивается,размножается). Посмотрите как здесь
красиво, а все ли здесь живое?(Дети находят среди комнатных растений
элементы неживой природы-камни, песок, искуственный цветок) Молодцы,
какие вы внимательные, предлагаю вам еще себя проверить и поиграть в
занимательную-внимательную игру
Д/и «Четвертый лишний» с мячом.
(Воспитатель называет четыре слова,одно из которых надо исключить и
объяснить свой выбор).
- Кот, баран, барсук, свинья (лишнее барсук, так как это дикое животное, а
остальные-домашние, ласточка, скворец, снегирь, грач-лишнее снегирь, так
как это зимующая птица а остальные перелетные, дуб, береза, осина, яблоня-
лишнее яблоня, т.к. это садовое дерево, а остальные растут в лесу, василек,
роза, колокольчик, ромашка-лишнее роза т.к. этот цветок растет на клумбе, а
остальные полевые цветы, бабочка, кузнечик, гусеница, дождевой червяк-
червяк, т.к. все остальные насекомые, подберезовик, груздь, шампиньон,
мухомор, карась, карп, щука, скалярия ) и т.п.
Э.-Молодцы, ребята справились с заданием. В природе все растет и
развивается, цветет.Япредлагаю игру «Кем был, кем стал». (Воспитатель
выкладывает картинки с изображением этапов развития курицы, рыбы,
дерева, одуванчика, делит детей на команды).
- Расскажите по этим картинкам, как происходит развитие курицы? (Дети по
очереди по картинке рассказывают: мама курица высиживает яйцо, потом из
яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом
взрослой курицей, воспитатель по ходу задает наводящие вопросы).
- Что нужно для того, чтобы цыпленок рос и развивался? (Кормить зерном,
гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым
крылом).
- Что же необходимо для роста и развития всего живого? (Тоже, что и
человеку: тепло, питание, вода, забота).
Э.-Молодцы, предлагаю немного отдохнуть.
Физ.минутка.(говорят дети)
Сильный ветер сосны крутит, словно самый тонкий прутик.
Ели наклонились тоже, мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится, белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко, ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет, ищет ягоды и мед.
Вот хитрющая лисица, затаилась здесь в кустах.
Поджидает ли зайчонка или мышку где-то там.
Э.-Ну что отдохнули пора на следующую станцию, а название ей вы дадите
сами после того как выполните задания. Предлагаю присесть на стулчики
(Воспитатель включает аудиозаписи звуков в природе , дети отгадывают).
Э.-В природе везде красота и порядок, но есть люди, которые нарушают его.
Но мы с вами не такие ?Скоро лето, многие из вас поедут с родителями и
друзьями на природу отдыхать, а знаете ли вы правила поведения в природе?
(ответы детей) На столе карточки дети берут по одной и рассказывают
правила.
Э.-Молодцы ребята,я думаю, и наши гости запомнили правила. Какое же
название можно дать этой станции? ( варианты ответов «Звуки природы»,
«Правила поведения в лесу» и т. П. )
А мы спешим настанцию «Посадка растений». У меня готовы грядки, но
посадить растения я не успел, поможете мне.
Воспитатель предлагает посадить семена астры, дети выбирают посадочный
материал,предварительно обговаривая моменты посадки.( на экране для
наглядности схема посадки растений) абочки порхают, ягоды поспевают,
(Воспитатель приглашает детей подойти к столу, познакомится с материалом
для посадки, горшочки с землей, палочки, семена астры и лейки с водой).
Э.-Как вы думаете для чего эти предметы? (Палочкой выкопаем ямку в
горшке, посадим зёрнышко, вода для полива). Дети приступают к работе.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О живой и неживой природе, как
растет все живое, посадили астры).
- Вам понравилось? Скажите, кто же такие экологи? (Ответы детей).
Э.-Ребята, я благодарен вам за помощь и рад нашей встрече. А что вам
понравилось во время экскурсии? Что интересного вы могли бы рассказать
дома? Молодцы,я дарю вам медали знатоков природы.
Э.-Нам пора возвращаться в группу.Дети закрывают глаза, воспитатель
произносит слова:
1,2,3,4,5- вот и в группе мы опять. Спасибо, а мне пора до скорых встреч.