Автор: Семыкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еткульская СОШ"
Населённый пункт: Село Еткуль, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: Обобщающий урок по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование
РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».
Составила учитель МБОУ «Еткульская СОШ»
Семыкина Н.А.
Тип урока: урок обобщения знаний и умений
Цели урока:
- обобщить знания о деепричастии и деепричастном обороте;
- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
- формировать УУД:
регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты
деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной
деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и
второстепенное действие в процессе.
коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение
говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и
достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для
организации всей деятельности;
познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,
извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по
уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не
с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном
деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи,
определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные
обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами,
составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения
действий.
Личностные УУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать
собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей,
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать
собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,
ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по
уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении
проблемы.
Оформляем записи в тетрадях
- Я хочу загадать вам загадку:
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,
Я по значению похожа на глагол.
- О какой части речи говорится в загадке? (Деепричастие).
- Верно, сформулируйте тему урока.
Цель урока.
Молодцы!
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме
«Деепричастие».
Мы вспомним грамматические признаки деепричастий, правописание не с
деепричастиями, расстановку знаков препинания при деепричастном обороте,
употребление деепричастий в речи.
Ответы уч-ся на вопросы учителя:
Что такое деепричастие?
Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
Чем является деепричастие в предложении?
С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?
Что такое деепричастный оборот?
Как он выделяется на письме?
А если вы уже всё знаете о такой части речи как деепричастие, то вы без труда
составите его автобиографию.
(Кто знает, что такое автобиография?)
Заполнить анкетный
лист.
АВТОБИОГРАФИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
Я, деепричастие,_________________________, происхожу из семьи
____________________и __________. Мой отец (______________________) оставил
мне ____________________значение,
_______________________________и _______________________________вид.
Мать (____________________________) оставила в наследство
вопросы:__________?_______________?_____________?___________________?
_______________?,
свою синтаксическую роль (___________________________), научив не изменяться
ни в каких
обстоятельствах.
А поскольку вы всё уже знаете о деепричастиях – задание на внимательность.
Если я говорю правильное утверждение – поднимаете руку, если неправильное
– не шевелитесь.
- Деепричастие – самостоятельная часть речи.
- Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после
определяемого слова.
- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Не с деепричастиями всегда пишется раздельно.
- Деепричастия и деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
- Деепричастие совершенного вида отвечает на вопрос что делая?
Работа у доски и в тетрадях.
Учитель: Кто сможет продолжить строчки…
Под голубыми небесами…
Ученики отвечают, называют автора.
На доске записан отрывок без знаков препинания, 1 ученик расставляет
пропущенные запятые, находит грамматическую основу предложения,
деепричастный оборот, определяет вид деепричастия, составляет схему.
Остальные ученики выполняют задание в тетради.
Правописание «НЕ» с деепричастиями.
Все получают карточку с орфографической задачей. 2 ученика у доски за ширмой
один, другой на той стороне доски выполняют каждый свою задачу: выписать только
слитное написание, только раздельное написание. Класс выполняет обе задачи.
Подписываем часть речи
Работа с карточками и у доски.
«НЕ» слитно «НЕ» раздельно
негодуя не видя
ненавидя не читая
недоумевая не написав
невзлюбить не встретившись
невежа не выполнил
невежда не приготовить
Повторение «НЕ» с глаголами и существительными.
Словарная работа: лексическое значение слов «невежа» и «невежда»
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – малообразованный человек.
Физкультпауза.
Игра с мячом.
– Образуйте деепричастия от глаголов.
Дышать – дыша, узнать - узнав, сказать - сказав, накормить - накормив, грохотать -
грохоча, а дальше сложнее!- крутить -крутя, достичь - достигнув, брать - беря, взять
- взяв, волноваться волнуясь, улыбнуться - улыбнувшись. Как называются
деепричастия с суффиксом – СЯ?
Редактирование предложений.
1.Засидевшись очень поздно в гостях, последний трамвай уже ушел.
2. Вскоре, перевалив через последнюю гору, перед нами открылся заповедник
“Столбы”.
3. Затормозив у станции, я вышел из вагона.
4.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
5. Играя на рояле, мне пришла в голову мысль.
6.Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
Повторение.
Причастный оборот. Заменить причастный оборот деепричастным.
Работа у доски и в тетрадях. Ученики записывают предложение, выделяют
причастный оборот с определяемым словом, составляют схему предложения, затем
записывают предложение с деепричастным оборотом, разбирают его, составляют
схему.
Пролетевший над садами ветерок зашумел листочками деревьев.
Ветерок, пролетая над садами, зашумел листочками деревьев.
Работа по карточкам письменно в тетради – найти причастные и
деепричастные обороты.
Уч-ся слушают предложения и записывают в тетради только ответы.
Карточка №1.
Отметив маршрут, туристы устроились на привал.
Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
Усеянное звёздами небо манило к себе.
Ответы:
1. Д.
2. П.
3. П.
4. П.
-3-
Карточка № 2.
Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.
Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.
Поднявшись, он быстро подошёл к окну.
Ответы:
1. Д.
2. П.
3. П.
4. Д.
Итог урока. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторили тему «Деепричастие», хочу спросить, зачем же нам
нужны деепричастия?
Действительно, деепричастие помогает распространить предложения, сделать их
более интересными, богатыми, даёт возможность точно и красочно описать то, о чём
идёт речь. В доказательство хочу привести вам такой пример: писатель Григорович
написал очерк «Петербургские шарманщики» и одно место в очерке ему не
понравилось. Там было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из
окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, -
раздражённо заговорил писатель Ф.М.Достоевский, которому Григорович читал своё
произведение, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам... Надо
было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». «Это замечание, -
пишет Григорович,- помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да,
действительно, ЗВЕНЯ и ПОДПРЫГИВАЯ – выходит гораздо живописнее,
дорисовывает движение…».
ТЕСТ. На оборотной стороне попробуйте написать синквейн про деепричастие.
Существительное.
Два прилагательных
Три глагола.
Предложение.
Вывод.