Напоминание

Православные мотивы в произведениях кубанских писателей.


Автор: Антонива Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 15
Населённый пункт: город Лиски Лискинский район
Наименование материала: статья
Тема: Православные мотивы в произведениях кубанских писателей.
Раздел: среднее образование





Назад




Православные мотивы в произведениях кубанских писателей.

Благодаря

подвигу

святых

Кирилла

и

Мефодия,

изобретателей

славянской письменности и переводчиков на бесписьменный прежде язык

Библии и богослужебных книг, христианство на Руси смогло так глубоко

повлиять

на

народную

нравственность.

Смогло

настолько

преобразовать

человеческие души, что за короткий период после крещения в днепровских

водах Русь языческая стала Русью Святой.

Дав

славянскому

миру

церковный

язык,

святые

братья

оказали

решающее

влияние

на

формирование

духовного

облика

народа,

просвещенного с помощью этого языка, повлияли на тип нашей культуры, в

которой христианская закваска сохранилась в годы открытого гонения на

Христа

и

его

последователей.

Попытка

построить

иной

тип

культуры,

чуждый и враждебный христианским началам, закончилась В России крахом.

Невозможно

создать

гражданское

общество

обновленной

России,

не

восприняв изначально основ православия. Во всяком случае, тот, кто считает

себя

человеком

русской

культуры

и

гражданином

России,

должен

знать

основы

православия,

уметь

читать

священные

для

православных

книги,

понимать суть православных традиций и праздников, сердцем воспринимать

русскую православную культуру.

Россия со слезой на светлом лике

Всё молит Бога, глядя на Кубань,

На Тихий Дон и на Амур Великий:

- Приди, казак, из мёртвого восстань!

Б. Романов.

Православная вера казаков находила свое отражение в пословицах. Об

этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа: “Не дай

Бог”,

“Господи,

благослови”,

“Ради

Христа”,

“Слава

Тебе,

Господи”,

“Господи, помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани, говорили: “Бог в

помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казал Бог, шоб и ты помог”.

Духовно-нравственная сила православия пронизывала многие стороны

жизни казачьего войска, проявлялась в заботе казаков о сохранении народных

традиций,

в

преемственности

духовного

опыта

поколений.

Дом

казака

представлял собой малую церковь. В правом углу обязательно висели иконы,

обрамленные

рушниками:

Иисуса

Христа,

Богоматери,

Св.

Николая

Чудотворца,

а

также

икона,

покровительствовавшая

местному

храму.

Например,

Покров

пресвятой

Богородицы,

Св.

Параскева

Пятница

и

др.

Праздник, связанный с этой святой, отмечали всей станицей

как самый

большой.

Обычай встречи Рождества, сложившийся у кубанских православных

христиан,

хорошо

описан

в

очерке

П.

Ткаченко

«Святочный

обряд

«Мыланка» в кубанских станицах.

Слышится

сожаление:

уходят

вместе

с

прежним

бытом,

укладом

казацкой жизни, образом жизни наших далеких предков многие прекрасные

кубанские традиции.

Выбирались центральные персонажи – Мыланка и Василько, наиболее

красивые парень и девушка. К «мыланкованию» начинали готовиться еще с

ноября.

Подойдя ко двору, спрашивали: «Пустите Мыланку?» По приглашению

хозяев вся группа заходила в хату. Приветствовали хозяев, поздравляли с

Новым годом. Становились лицом к образам и начинали петь, желая хозяевам

здоровья. Обильного урожая, богатства и всего самого лучшего в новом году.

Потом шутили, показывали «козу». Участников обряда щедро одаривали

сладостями и деньгами.

Обряд «Мыланка» был очень красочным, и не только внешне, но и по

своему

духовному

содержанию.

В

образах

Мыланки

и

Василька,

в

сопровождающей

их

песне

воплощались

идеальное

жизненное

представление о прекрасном и вековая кубанская нравственная мудрость .

«Мыланка, так называли всю святочную группу, - пишет далее автор, -

с шумом выходила на улицу и шла дальше, сопровождаемая собачьим лаем и

чавканьем сапог по грязи. И уже где-то на другом конце улицы слышалось:

«Пустите

Мыланку?»

А

хозяева

долго,

до

поздней

ночи,

вспоминают

и

обсуждают святочных гостей».

Вот крестный ход идет вокруг Храма Божьего и подходит к закрытым

дверям.

В

это

время

наступает

полночь

час,

когда

мы

празднуем

Воскресение Христово.

Священник начинает петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию

смерть

поправ

и

сущим

во

гробех

живот

даровав».

И

все

входят

в

распахнутые

двери

храма.

И

все

радуются,

и

когда

священник

говорит

молящимся:

«Христос

воскресе!»

-

они

радостно

отвечают:

«Воистину

воскресе!»

В новелле замечательного кубанского писателя Николая Николаевича

Канивецкого «На фелюге» (1901) моряки уверены, что в «Великдень» (День

Пасхи) нельзя выходить в море, так как погибнешь. Они удивляются глупости

начальства,

отдавшего

приказ

плыть

в

«Великдень».

Приказы

надо

исполнять. И моряки готовят фелюгу к отплытию. Нужно отвезти пленного

черкеса, захваченного у Джугбы, в Новороссийск. При этом одни моряки

обвиняют

пленного

в

том,

что

нужно

плыть,

так

как

он

иноверец,

мусульманин, другие же злятся на тех казаков, которые поленились добить

его, захватив у Джугбы.

Наступило пасхальное утро. На фелюге моряки и их шкипер встречают

его молитвой и словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Вот что

удивительно! Сразу же меняется настроение экипажа фелюги. Все просят

прощение за былые обиды и распри, поминают умерших.

Настроение всепрощения и любви друг к другу настолько велико, что

шкипер приказывает развязать горца и подает ему чашку с яйцами и кусок

кулича.

Голодный

пленник

потрясен,

целует

грубую

мозолистую

руку

шкипера и плачет.

Словно

услышав

святые

слова

из

заповедей

Господних,

шкипер

обнимает и целует своего врага.

«Каждый стал смотреть в сторону и только утираемые рукавом слезы

свидетельствовали о воскрешении Христовой братской любви в сердце этих

простых

людей». Мы все христосуемся на Пасху. Мы целуем друг друга,

старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины, и говорим друг

другу: «Христос воскресе!» - и отвечаем: «Воистину воскресе!»

Мы делаем это оттого, что радость Воскресения учит нас тому, что все

люди - братья между собою. От радости мы больше не помним ни врагов

своих, ни обидевших нас. А в православном храме поют на пасху: «Сегодня

День Воскресения».

Н. Н. Канивецкий обладал несомненным писательским талантом. Его

новеллы высоко оценил А. П. Чехов.

Основными

идеями

новелл

являются

духовные

ценности,

вековая

православная вера, нравственные традиции казаков.

Главным

авторитетом

в

доме

был

старший

по

возрасту

мужчина.

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание

стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к

старику

расценивалось

как

предательство

казачьих

идеалов

и

сурово

каралось обществом.

Строго в казачьей среде, наряду с доводами Господними, соблюдались

традиции,

обычаи,

поверья,

которые

являлись

бытовой

необходимостью

каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми

жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни

появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые

и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от

далекой старины.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим

уважением,

и

только

постоянные

военные

походы

заставляли

их

быть

холостыми. Развратников, как давших обет целомудрия, холостые казаки в

своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного

младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда

у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и

восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Военный

быт

требовал

от

казаков

безусловного

послушания

и

выполнения всех станичных традиций и правил. Поэтому вахмистр Петр

Батог, вернувшийся со службы домой, обвиняет в супружеской измене не

жену Оксану, а того станичника, который вовлек женщину в грех, совратив

ее.

А

рассудить

их

с

обидчиком

Петр

просит

казацкий

сход

старейших

казаков во главе с атаманом. Батог требует сход выселить совратителя из

родной станицы, и сход выполняет его требование.

Такое ужасное наказание ожидало каждого, посмевшего посягнуть на

нерушимые

устои

казацкой

семьи,

нарушившего

наставление

Иисуса

Христа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего

писателя

Гария

Немченко.

В

1914

году,

утром

по

станице

Отрадной

проскакал казак с красным флагом, оповещая о войне. К вечеру Хоперский

полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком,

естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин

управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес

по помещичьему полю. Офицер по фамилии Эрдели, известный на весь

полк, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал

казак и зарубил офицера.

Такими были справедливые казаки, свято чтившие свои обычаи.

Тему

казачьей

семьи

раскрывает

и

сказка

в

обработке

Владимира

Когитина

«Чертова мельница». Выданная за богатого казака молодая красивая женщина

живет плохо с

мужем. Он пьет каждый день, бьет жену, да и свекор со

свекровью тоже не жалеют невестку. Выдав свою дочь замуж за богатого,

казак считал, что материальное благополучие явится прочной основой для

создания семьи. Одного не учел отец: жених и невеста, не узнавшие друг

друга до свадьбы,

не

могут

любить. А отсутствие любви заменяется

жестокостью

это

непреложный

духовный

закон.

И

происходит

это

объективно, без нашего желания.

Мудрая казачья сказка рассказывает о том, что в дальнейшем

случилось из-за супружеской ненависти: молодая казачка ушла от мужа,

забрав сына, и попала в лапы к черту. Она оказалась на чертовой мельнице и

заключила сделку с ее хозяином, продав тому сына.

Давайте

вспомним

самое

важное

и

именно

сейчас

свершающееся

пророчество Иисуса Христа о кончине мира. Описывая духовное состояние

людей последних времен, Спаситель говорит: «И по причине беззакония во

многих охладеет любовь». (Матфея 24:12).

В

рассказе

Ивана

Афанасьевича

Зубенко,

современного

кубанского

писателя,

«Мальчик

и

лошадь»

основной

идеей

является

идея

любви

к

ближнему. Пусть этим ближним является не только мальчик-сирота, но и

лошадь, верой и правдой служившая своему хозяину. Поэтому и связаны эти

двое нерушимой любовью. «Была в нашем хуторе лошадь. Нет, не так,

неправильно.

Дружили

мальчик

и

лошадь.

Так

будет

точнее»,

-

так

начинается рассказ. На хуторе лошадь Ею уважают больше, чем ее хозяина

«Сеньку в бедарке», которого иначе, как этой кличкой, и не величают. О

лошади же говорят, «что у нее понимание человеческое». Не любит Сенька

своего племянника, навязанного ему после смерти сестры, ненавидит старую

лошадь, которая верно несет свою службу. Ненавидит, потому что не умеет

любить,

а,

скорее

всего,

не

хочет.

Ненависть

«Сенька

в

бедарке»

выплескивает в отвратительных поступках: в истязании Еи, в бездушном

отношении

к

племяннику.

Ненавидит

их

Сенька

и

завидует

их

доброму

отношению к другу. Приказывает мальчику избить лошадь кнутом, а когда

тот отказывается, Сенька избивает Ею сам. И, наконец, самый зверский

Сенькин поступок в рассказе – продажа лошади на живодерню.

Грех вошел в жизнь человека и сделал его злым и бездушным. Забыл он

о том, что Бог заповедал прародителям Адаму и Еве: человек должен быть

хозяином на земле, а не ее уничтожителем. Эта мысль легла в основу рассказа

Зубенко.

Мальчик

будет

всегда

помнить

наказ

своей

покойной

матери,

советовавшей ему быть добрым ко всему живому. «Пусть, - говорила она, -

тебя обидят, но ты не должен стремиться ответить этим…» Иисус Христос

учил…

История

кубанского

казачества

неразрывно

связана

с

историей

Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось

красноречивое название – “Рыцари Православия”, т. е. защитники Христовой

веры.

К

своим

братьям

они

обращались

словами:

“Кто

хочет

за

веру

христианскую быть посаженным на кол, кто готов претерпеть всякие муки за

святой

крест,

кто

не

боится

смерти,

становись

казаком”.

Постоянные

военные

походы,

жизнь

полная

опасностей

и

военных

тревог

особенно

усиливали потребность в вере, которая была “…очень присуща жителям

Черномории, а потому при всяких случаях неблагоприятных черноморец

обращался к религии...”.

Насколько была сильна вера у казаков, можно судить, прочитав сказку в

обработке Б. Алмазова «Благоразумный сотник». В основу ее лег отрывок из

«Евангелия от Луки» (7: 1-10)…

В сказке сотник – казак, нанятый римлянами для службы в иудейском

городе Капернауме. Сотник сам лично прибегает к Христу и просит исцелить

его слугу. Христос, пораженный силой веры сотника, восклицает: «Истинно

говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры».

Благословил Спаситель перстень сотника, когда он захотел вернуться

домой на Кавказ…

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились

пригласить на службу и французские короли, и германские курфюсты, но

особенно соседние православные народы. В 1574г. молдавский господарь

Иван пригласил к гетману Смирговскому, преемнику Ружинского, просить

помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно, отказу

быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в

полторы тысячи казаков. В знак радости молдаване палили из пушек. После

знатного угощенья казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные

червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на

баню». Но казаки не захотели принимать гостинцы. «Мы пришли к вам,

волохи,

не

за

деньгами,

не

для

жалованья,

а

единственно

затем,

чтобы

доказать вам нашу доблесть и сразиться с неверными, коли к тому будет

случай», - ответили они озадаченным молдаванам. Со слезами на глазах Иван

благодарил казаков за их намерение.

«Русский человек — православный человек. Без православия русский

человек — дрянь», — говорил Достоевский. Если у народа отобрать его веру,

его язык и его традиционную культуру, то человек, несомненно, остается без

родины — безродным. Мы же, русские люди, воспитаны на любви к родине.

Любовь

к

ней

у

русского

человека

чрезвычайно

высока.

И

хотя

православный

человек

понимает,

что

Царство

Небесное

выше

царства

земного, тем не менее, мы родились на Земле, родились и стараемся жить во

славу Божию. И земная родина для нас — образ родины Небесной.



В раздел образования