Автор: Гурова Марина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством музыкального искусства"
Раздел: среднее образование
Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством
музыкального искусства
Что
такое
патриотизм?
Это
любовь
к
своей
родине
и
готовность
пожертвовать своими интересами ради нее. Патриотическое воспитание в
нашей
стране
проходит
на
законодательном
уровне
по
государственной
программе
"Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
2016- 2020 годы".
Еще с начальных классов детей приучают любить свою страну. Это
делается посредством изучения культуры и истории, литературы и родного
языка, а также с помощью посещения различных культурных мест: музеев,
художественных
галерей,
театров,
спектаклей,
концертов
и
так
далее.
Патриотическое воспитание школьников проходит непринужденно.
К
задачам,
которые
возлагаются
на
отечественное
музыкальное
искусство, можно отнести следующие:
-сформировать
желание
участвовать
в
изучении
и
развитии
музыкальных традиций;
-воспитать любовь к своей стране, к ее культуре и традициям, а также к
истории;
-воспитать
интерес
к
музыкальной
культуре
народов,
населяющих
Россию;
-познакомить с разными жанрами народной музыки;
-сформировать начальные навыки правильного исполнения песен;
Прививают
любовь
к
Родине
и
на
уроках
музыки
с
помощью
отечественных
песен
и
мелодий,
и
все
это
под
руководством
опытных
учителей, которые стараются поддерживать творческую атмосферу в классе.
Учитель знакомит детей с народным фольклором: народными песнопениями,
частушками, танцами, музыкальными инструментами. Они проходят русских
композиторов, которые неустанно трудились на благо родины: Н.А. Римский-
Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М. Глинка и другие. В своих
операх
они
восхваляют
народных
персонажей
и
исторических
героев.
Вспомним хотя бы оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, " Князь Игорь" А.
Бородина.
На учителей возлагается большая ответственность. Ведь выбор песни
во многом зависит не только от ее сложности, но и от интереса и симпатии к
ней детей. Разумеется, не все любят уроки музыки, особенно мальчишки.
Девочки более открытые, более эмоциональные. Но виноват в этом далеко не
сам
урок.
Дело
в
том,
что
в
возрасте
12-13
лет
у
ребят
происходят
физиологические изменения, появляется стеснительность, неуверенность в
себе.
Для
некоторых
ребят
урок
пения
становится
неинтересным
и
они
безразлично к нему относятся. В их годы становится популярна музыка,
которая не несет в себе какого-то глубокого смысла. Поэтому учитель должен
быть к этому готов и выбирать тот песенный репертуар, который понравится
подросткам.
Ведь
если
песня
понравится,
то
она
точно
будет
оказывать
положительное влияние на ребят с точки зрения воспитания.
Появилась
необходимость
создать
сборник
патриотических
песен,
которые отражают в себе такие темы как любовь к своей стране, природе,
культуре, рассказывали бы о войне и победе в ней (солдатские песни). Эти
песни
проверены
временем
и
актуальны
по
сей
день.
Они
добрые,
поучительные, в них заложен глубокий смысл, мелодия легкая и приятная. К
этим песням относятся «Катюша», «Три танкиста», «День Победы» и так
далее. Мало найдется людей, которые не слышали бы их. Также в сборник
вошли такие песни как «Моя Россия», «Давайте сохраним», «Прекрасное
далёко», «Летите голуби» и так далее.
Сила
воздействия
на
ребёнка
произведений
народного
творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности
воспитанника.
Исходя
из
этого,
в
работе
с
детьми
нужно
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и
т.п.,
активно
включались
в
работу
и
по
подготовке
к
праздникам
и
развлечениям.
Ведь
все,
что
воспринято
как
игра,
усваивается
намного
быстрее и интереснее. Например: «Знатоки песни»
Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится,
учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово,
или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же
сказать следующее слово или строку песни. Тот, кто ошибается, должен
встать.
Победителями
становятся,
кто
остались
сидеть
на
местах
после
окончания игры. Или еще вариант:
Игра «Разведчики»
Цель игры - закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового
чувства и музыкальной памяти школьников.
Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».
Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным
кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.
Музыкально-дидактическая
игра
с
элементами
драматизации
проводит ся
на
скоро сть.
Каждый
ученик
выступает
в
р ол и
«дешифровальщика», т.е. игрока, который должен раскодировать мелодию:
мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух.
Ученик,
который
первым
правильно
споёт
закодированную
мелодию,
становится «разведчиком». Перед ним становится новая задача - запомнить
«пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4 тактов). Послать в
«разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.
Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой
«пароль» и включить его при повторном проведении игры.
Данные игры повышают интерес к пению, дети приобретают умение
точно
передавать
мелодию.
Командная
работа
школьников
порождает
эмоциональное сопереживание, дети вместе работают и сообща радуются
успехам.
Также
для
школьников
проводятся
различные
фестивали
и
фольклорные праздники. В детском фольклоре можно выделить фольклор
взрослых,
предназначенный
для
детей.
К
этой
группе
относятся
всевозможные
колыбельные,
пестушки,
прибаутки,
потешки,
заклички,
считалки, молчанки, дразнилки, поддёвки. и т.д. Например: Большое место в
играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные
названия: счетки, сосчиталки, гадалки. Например:
***
Раз, два – кружева,
Три, четыре – прицепили,
Пять, шесть – кашу есть.
***
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся.
Грош потеряли,
Копейку нашли.
Часто считалки состоят из выдуманных слов:
***
Первенчики, друженчики,
Береенчики,
Трынцы, волынцы,
Поповы ладанцы.
Цынкинь, выкинь.
А такая приговорка говорится, чтоб соперник ошибся в игре и не
выиграл:
***
Колдуй баба, колдуй дед,
Заколдованный билет.
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную
воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,
прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,
его
историческое
прошлое,
элементы
крестьянского
труда,
национально-
психологические черты находят отражение в детских песнях.
Многие забавы, игры — это будто шуточное подражание трудовому
процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Искусство фольклора уникально:
оно
рождается
и
существует
в
среде
самих
творцов
и
исполнителей.
Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее
потенциальных
способностей,
инициативы.
Поэтому
обучение
«народной
мудрости» должно носить живой, неформальный характер.
И в этом случае
фольклор
является
действенным
средством
воспитания
национального
характера
мышления,
нравственности,
патриотизма,
эстетического
самосознания.
На уроках музыки учащиеся занимаются и хоровым пением. Это один
из самых любимых видов деятельности, с которым сталкиваются дети на
протяжении
обучения,
особенно
среди
школьников
младшего
возраста.
Ребята с большим усердием исполняют полюбившиеся песни в течение всего
урока. Репертуар весьма разнообразен. В него входят песни о Родине, своей
стране, школе, маме. Как писал Н.Г. Чернышевский: «Пение первоначально и
существенно, подобно разговору». То есть хоровое пение – это самый легкий
и доступный для каждого вид музыкального искусства. Традиции хорового
пения как воспитательной силы уходят далеко в прошлое. В древней русской
былине о Василии Буслаеве говорится, что помимо всех наук, необходимых
молодцу, нужно еще учиться и пению: «… И чтоб молодцу петье в наук
пошло». В дореволюционные годы наши русские композиторы и поэты много
внимания
уделяли
воспитанию
патриотических
чувств.
Сами
беззаветно
влюбленные
в
свою
Родину,
опираясь
на
богатые
традиции
народного
творчества,
они
создавали
произведения,
играющие
огромную
роль
в
формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства национальной
гордости
у
подрастающего
поколения.
Наши
национальные
композиторы
создали
такие
песенно-хоровые
шедевры,
которые
и
сейчас
созвучны
настроениям
юношеской
и
детской
среды
и
служат
благородному
делу
воспитания патриотических чувств у современной молодежи.
Вот
«соловушко»
тоскует
по
широким
полям
России…
Образ
изгнанника, стремившегося вернуться на родную землю, гениально воплощен
П. Чайковским в произведении для хора «Соловушко». В нем мы слышим
слова самого П. И. Чайковского, написанные им из Италии: «… Я еще не
встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь… Я страстно
люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту
лиц, русские обычаи». Дети с глубоким чувством поют это сочинение. А
песня М. Глинки «Москва»: «Здравствуй, славная столица, сердце Родины,
Москва!».
Гимнообразный
хоральный
склад
хоровой
партитуры
интерпретируется нашими школьниками как современная «Слава» великому
городу. Младших школьников нужно познакомить с «Песней о тревожной
молодости»
А.
Пахмутовой,
зовущей
к
тревогам
жизненного
пути;
«Бухенвальдский
набат»
Мурадели,
призывающий
всех
людей
мира
не
допустить новой войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева
«Нам
нужен
мир»
и
поэтичнейшую
песню
о
мире
Исаака
Дунаевского
«Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского,
посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом. «Песня о Родине» И.
Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к
Отечеству. Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в
котором преобладают черты песенности и маршеобразный, мужественный
характер запева. Причем песня начинается не с запева, как обычно, а с
припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна
моя родная». Они и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и
телевидению
перед
важными
сообщениями
о
событиях
в
жизни
нашей
страны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в
самой
песне
и
в
позывных
(волевая,
призывная,
энергичная,
маршевого
характера, с острым пунктирным ритмом - и звучащая в высоком регистре,
лишенная остроты пунктирного ритма и потому более песенная, сдержанная).
Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже
другого характера - русская песня «Дубинушка» («Эй, ухнем!»). Следует
обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация
создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.
Народные песни являются важной частью патриотического воспитания
и на начальном этапе воспитания ребенка ее сложно чем-либо заменить.
Школьники должны любить страну, в которой живут, они должны верить в
нее и делать все возможное, чтобы помочь ей стать еще лучше. Родная речь и
народная
песня
должны
присутствовать
в
воспитании
маленьких
детей
вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае
ребенок вырастает полноценно нравственным человеком. Ведь тот, кто не
любит свою Родину, не знает ее историю и культуру, не может чувствовать
себя ее частью. Он не привязан к своей земле, а значит, не может быть
настоящим патриотом и гражданином своей страны. Для кого-то родина - это
свой
дом,
своя
деревня,
своя
республика.
Но
еще
прекраснее,
если
для
человека Родина – это та страна, в которой он проживает, то есть сама Россия
в целом.
Поэтому
необходимо
учиться,
приобретать
новые
знания
о
достопримечательностях, о людях, которые внесли большой вклад в историю
своей страны. Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством
музыкального
искусства
имеет
огромное
значение,
ведь
ребята
должны
обладать не только богатым запасом знаний, но и должны быть зрелыми
духовно и интеллектуально.
Разумеется, этого всего не будет, если рядом не окажется мудрого и
опытного учителя. Именно благодаря ему ученики растут духовно. Фразы,
произнесённые им, западают детям в душу и будут тем самым музыкальным
произведением, которое вызывает положительные эмоции. Большое влияние
на
детей
оказывают
произведения
крупного
масштаба:
музыкальные
композиции на Красной площади, революционные песни (детям необходимо
разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), песни времён
Великой Отечественной войны и посвящённые ей, урокам музыки в школе и
так далее. Таким образом, школьники, изучая музыку уже с первого класса,
чувствуют,
что
они
изучают
жизнь,
что
музыка
–
это
сама
жизнь.
Необходимость
обращения
к
истокам
народного
искусства,
традициям,
обычаям
народа
не
случайны
-
не
секрет,
что
помимо
экономических
трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего
поколения.
Нарушились
традиции,
порвались
нити,
которые
связывали
старшее
и
младшее
поколения.
Поэтому
очень
важно
дать
детям
нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях
старшего
поколения.
Необходимо
приобщать
детей
ко
всем
видам
национального искусства – от архитектуры до живописи, от плясок, сказок и
музыки
до
театра.
Только
тогда
будет
развиваться
личностная
культура
ребенка как основа его любви к Родине.