Напоминание

"Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством музыкального искусства"


Автор: Гурова Марина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством музыкального искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством

музыкального искусства

Что

такое

патриотизм?

Это

любовь

к

своей

родине

и

готовность

пожертвовать своими интересами ради нее. Патриотическое воспитание в

нашей

стране

проходит

на

законодательном

уровне

по

государственной

программе

"Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

2016- 2020 годы".

Еще с начальных классов детей приучают любить свою страну. Это

делается посредством изучения культуры и истории, литературы и родного

языка, а также с помощью посещения различных культурных мест: музеев,

художественных

галерей,

театров,

спектаклей,

концертов

и

так

далее.

Патриотическое воспитание школьников проходит непринужденно.

К

задачам,

которые

возлагаются

на

отечественное

музыкальное

искусство, можно отнести следующие:

-сформировать

желание

участвовать

в

изучении

и

развитии

музыкальных традиций;

-воспитать любовь к своей стране, к ее культуре и традициям, а также к

истории;

-воспитать

интерес

к

музыкальной

культуре

народов,

населяющих

Россию;

-познакомить с разными жанрами народной музыки;

-сформировать начальные навыки правильного исполнения песен;

Прививают

любовь

к

Родине

и

на

уроках

музыки

с

помощью

отечественных

песен

и

мелодий,

и

все

это

под

руководством

опытных

учителей, которые стараются поддерживать творческую атмосферу в классе.

Учитель знакомит детей с народным фольклором: народными песнопениями,

частушками, танцами, музыкальными инструментами. Они проходят русских

композиторов, которые неустанно трудились на благо родины: Н.А. Римский-

Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М. Глинка и другие. В своих

операх

они

восхваляют

народных

персонажей

и

исторических

героев.

Вспомним хотя бы оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, " Князь Игорь" А.

Бородина.

На учителей возлагается большая ответственность. Ведь выбор песни

во многом зависит не только от ее сложности, но и от интереса и симпатии к

ней детей. Разумеется, не все любят уроки музыки, особенно мальчишки.

Девочки более открытые, более эмоциональные. Но виноват в этом далеко не

сам

урок.

Дело

в

том,

что

в

возрасте

12-13

лет

у

ребят

происходят

физиологические изменения, появляется стеснительность, неуверенность в

себе.

Для

некоторых

ребят

урок

пения

становится

неинтересным

и

они

безразлично к нему относятся. В их годы становится популярна музыка,

которая не несет в себе какого-то глубокого смысла. Поэтому учитель должен

быть к этому готов и выбирать тот песенный репертуар, который понравится

подросткам.

Ведь

если

песня

понравится,

то

она

точно

будет

оказывать

положительное влияние на ребят с точки зрения воспитания.

Появилась

необходимость

создать

сборник

патриотических

песен,

которые отражают в себе такие темы как любовь к своей стране, природе,

культуре, рассказывали бы о войне и победе в ней (солдатские песни). Эти

песни

проверены

временем

и

актуальны

по

сей

день.

Они

добрые,

поучительные, в них заложен глубокий смысл, мелодия легкая и приятная. К

этим песням относятся «Катюша», «Три танкиста», «День Победы» и так

далее. Мало найдется людей, которые не слышали бы их. Также в сборник

вошли такие песни как «Моя Россия», «Давайте сохраним», «Прекрасное

далёко», «Летите голуби» и так далее.

Сила

воздействия

на

ребёнка

произведений

народного

творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности

воспитанника.

Исходя

из

этого,

в

работе

с

детьми

нужно

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и

т.п.,

активно

включались

в

работу

и

по

подготовке

к

праздникам

и

развлечениям.

Ведь

все,

что

воспринято

как

игра,

усваивается

намного

быстрее и интереснее. Например: «Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится,

учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово,

или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же

сказать следующее слово или строку песни. Тот, кто ошибается, должен

встать.

Победителями

становятся,

кто

остались

сидеть

на

местах

после

окончания игры. Или еще вариант:

Игра «Разведчики»

Цель игры - закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового

чувства и музыкальной памяти школьников.

Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».

Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным

кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.

Музыкально-дидактическая

игра

с

элементами

драматизации

проводит ся

на

скоро сть.

Каждый

ученик

выступает

в

р ол и

«дешифровальщика», т.е. игрока, который должен раскодировать мелодию:

мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух.

Ученик,

который

первым

правильно

споёт

закодированную

мелодию,

становится «разведчиком». Перед ним становится новая задача - запомнить

«пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4 тактов). Послать в

«разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.

Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой

«пароль» и включить его при повторном проведении игры.

Данные игры повышают интерес к пению, дети приобретают умение

точно

передавать

мелодию.

Командная

работа

школьников

порождает

эмоциональное сопереживание, дети вместе работают и сообща радуются

успехам.

Также

для

школьников

проводятся

различные

фестивали

и

фольклорные праздники. В детском фольклоре можно выделить фольклор

взрослых,

предназначенный

для

детей.

К

этой

группе

относятся

всевозможные

колыбельные,

пестушки,

прибаутки,

потешки,

заклички,

считалки, молчанки, дразнилки, поддёвки. и т.д. Например: Большое место в

играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные

названия: счетки, сосчиталки, гадалки. Например:

***

Раз, два – кружева,

Три, четыре – прицепили,

Пять, шесть – кашу есть.

***

Одиннадцать, двенадцать –

На улице бранятся.

Грош потеряли,

Копейку нашли.

Часто считалки состоят из выдуманных слов:

***

Первенчики, друженчики,

Береенчики,

Трынцы, волынцы,

Поповы ладанцы.

Цынкинь, выкинь.

А такая приговорка говорится, чтоб соперник ошибся в игре и не

выиграл:

***

Колдуй баба, колдуй дед,

Заколдованный билет.

Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную

воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,

прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,

его

историческое

прошлое,

элементы

крестьянского

труда,

национально-

психологические черты находят отражение в детских песнях.

Многие забавы, игры — это будто шуточное подражание трудовому

процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

Искусство фольклора уникально:

оно

рождается

и

существует

в

среде

самих

творцов

и

исполнителей.

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее

потенциальных

способностей,

инициативы.

Поэтому

обучение

«народной

мудрости» должно носить живой, неформальный характер.

И в этом случае

фольклор

является

действенным

средством

воспитания

национального

характера

мышления,

нравственности,

патриотизма,

эстетического

самосознания.

На уроках музыки учащиеся занимаются и хоровым пением. Это один

из самых любимых видов деятельности, с которым сталкиваются дети на

протяжении

обучения,

особенно

среди

школьников

младшего

возраста.

Ребята с большим усердием исполняют полюбившиеся песни в течение всего

урока. Репертуар весьма разнообразен. В него входят песни о Родине, своей

стране, школе, маме. Как писал Н.Г. Чернышевский: «Пение первоначально и

существенно, подобно разговору». То есть хоровое пение – это самый легкий

и доступный для каждого вид музыкального искусства. Традиции хорового

пения как воспитательной силы уходят далеко в прошлое. В древней русской

былине о Василии Буслаеве говорится, что помимо всех наук, необходимых

молодцу, нужно еще учиться и пению: «… И чтоб молодцу петье в наук

пошло». В дореволюционные годы наши русские композиторы и поэты много

внимания

уделяли

воспитанию

патриотических

чувств.

Сами

беззаветно

влюбленные

в

свою

Родину,

опираясь

на

богатые

традиции

народного

творчества,

они

создавали

произведения,

играющие

огромную

роль

в

формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства национальной

гордости

у

подрастающего

поколения.

Наши

национальные

композиторы

создали

такие

песенно-хоровые

шедевры,

которые

и

сейчас

созвучны

настроениям

юношеской

и

детской

среды

и

служат

благородному

делу

воспитания патриотических чувств у современной молодежи.

Вот

«соловушко»

тоскует

по

широким

полям

России…

Образ

изгнанника, стремившегося вернуться на родную землю, гениально воплощен

П. Чайковским в произведении для хора «Соловушко». В нем мы слышим

слова самого П. И. Чайковского, написанные им из Италии: «… Я еще не

встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь… Я страстно

люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту

лиц, русские обычаи». Дети с глубоким чувством поют это сочинение. А

песня М. Глинки «Москва»: «Здравствуй, славная столица, сердце Родины,

Москва!».

Гимнообразный

хоральный

склад

хоровой

партитуры

интерпретируется нашими школьниками как современная «Слава» великому

городу. Младших школьников нужно познакомить с «Песней о тревожной

молодости»

А.

Пахмутовой,

зовущей

к

тревогам

жизненного

пути;

«Бухенвальдский

набат»

Мурадели,

призывающий

всех

людей

мира

не

допустить новой войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева

«Нам

нужен

мир»

и

поэтичнейшую

песню

о

мире

Исаака

Дунаевского

«Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского,

посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом. «Песня о Родине» И.

Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к

Отечеству. Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в

котором преобладают черты песенности и маршеобразный, мужественный

характер запева. Причем песня начинается не с запева, как обычно, а с

припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна

моя родная». Они и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и

телевидению

перед

важными

сообщениями

о

событиях

в

жизни

нашей

страны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в

самой

песне

и

в

позывных

(волевая,

призывная,

энергичная,

маршевого

характера, с острым пунктирным ритмом - и звучащая в высоком регистре,

лишенная остроты пунктирного ритма и потому более песенная, сдержанная).

Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже

другого характера - русская песня «Дубинушка» («Эй, ухнем!»). Следует

обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация

создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.

Народные песни являются важной частью патриотического воспитания

и на начальном этапе воспитания ребенка ее сложно чем-либо заменить.

Школьники должны любить страну, в которой живут, они должны верить в

нее и делать все возможное, чтобы помочь ей стать еще лучше. Родная речь и

народная

песня

должны

присутствовать

в

воспитании

маленьких

детей

вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае

ребенок вырастает полноценно нравственным человеком. Ведь тот, кто не

любит свою Родину, не знает ее историю и культуру, не может чувствовать

себя ее частью. Он не привязан к своей земле, а значит, не может быть

настоящим патриотом и гражданином своей страны. Для кого-то родина - это

свой

дом,

своя

деревня,

своя

республика.

Но

еще

прекраснее,

если

для

человека Родина – это та страна, в которой он проживает, то есть сама Россия

в целом.

Поэтому

необходимо

учиться,

приобретать

новые

знания

о

достопримечательностях, о людях, которые внесли большой вклад в историю

своей страны. Воспитание чувства патриотизма обучающихся посредством

музыкального

искусства

имеет

огромное

значение,

ведь

ребята

должны

обладать не только богатым запасом знаний, но и должны быть зрелыми

духовно и интеллектуально.

Разумеется, этого всего не будет, если рядом не окажется мудрого и

опытного учителя. Именно благодаря ему ученики растут духовно. Фразы,

произнесённые им, западают детям в душу и будут тем самым музыкальным

произведением, которое вызывает положительные эмоции. Большое влияние

на

детей

оказывают

произведения

крупного

масштаба:

музыкальные

композиции на Красной площади, революционные песни (детям необходимо

разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), песни времён

Великой Отечественной войны и посвящённые ей, урокам музыки в школе и

так далее. Таким образом, школьники, изучая музыку уже с первого класса,

чувствуют,

что

они

изучают

жизнь,

что

музыка

это

сама

жизнь.

Необходимость

обращения

к

истокам

народного

искусства,

традициям,

обычаям

народа

не

случайны

-

не

секрет,

что

помимо

экономических

трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего

поколения.

Нарушились

традиции,

порвались

нити,

которые

связывали

старшее

и

младшее

поколения.

Поэтому

очень

важно

дать

детям

нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях

старшего

поколения.

Необходимо

приобщать

детей

ко

всем

видам

национального искусства – от архитектуры до живописи, от плясок, сказок и

музыки

до

театра.

Только

тогда

будет

развиваться

личностная

культура

ребенка как основа его любви к Родине.



В раздел образования