Автор: Батодоржиев Айдар Буинович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №13 г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Автор: учитель физической культуры Батодоржиев А.Б., МАОУ «СОШ №13 г.Улан-Удэ»
Сатья: «Особенности преподавания физической культуры в условиях реализации
ФГОС»
Согласно
ФГОС
основным
подходом
в
системе
образования
принят
системно-
деятельностный подход, где ведущее место занимает «деятельность», цель которой возникает
у человека как образ предвидимого результата. Деятельность это всегда целеустремлённая
система.
При
определении
результатов
важно
учитывать
индивидуальные,
психолого-
возрастные особенности развития личности ребёнка и в соответствии с этим определять
формы деятельности.
Предмету физическая культура в условиях реализации ФГОС уделяется важная роль.
Целью физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры личности школьника. Достижение
данной цели реализуется через ряд задач:
· содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной
осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
гигиены;
· обучение основам базовых видов двигательных действий;
· дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
· формирование
основ
знаний
о
личной
гигиене,
о
влиянии
занятий
физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
· выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
· углубление
представлений
об
основных
видах
спорта,
соревнованиях,
снарядах
и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой
помощи при травмах;
· воспитание
привычки
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
· выработку
организаторских
навыков
проведения
занятий
в
качестве
командира
отделения, капитана команды, судьи;
· формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
· в о с п и т а н и е
и н и ц и а т и в н о с т и ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
в з а и м о п о м о щ и ,
дисциплинированности, чувства ответственности;
· с од е й с т в и е
р а з в и т и ю
п с и х и ч е с к и х
п р о ц е с с о в
и
о бу ч е н и е
о с н о в а м
психической саморегуляции.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
К метапредметным результатам в области физической культуры относятся:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения
раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года
учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического
развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках
легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой
четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
К
формам
организации
занятий
по
физической
культуре
в школе
относятся
разнообразные
уроки
физической
культуры,
также
в
нашей
школе уроки
дополняются
внеклассными
формами
занятий (физкультминутки,
подвижные
перемены,
спортивные
кружки, сезонные занятии: осень-весна – легкая атлетика, зима – лыжи, хоккей т. д.)
С целью реализации поставленных задач уроки физической культуры подразделяются
проводятся по трем основным направлениям:
· уроки с познавательной активностью знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и
умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с опорой на изученный
материал;
· у р о к и
п р е д м е т н о й
н а п р а в л е н н о с т и
и с п о л ь з у ю т с я для формирования
обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр,
лыжной подготовки;
· уроки
тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного
развития
физических качеств, формируют представления о физической подготовке и физических
качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и
влиянии на развитие систем организма.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
· словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
· наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
· методы
развития
двигательных
качеств
(повторный,
равномерный,
соревновательный,
игровой и т.д.)
Используются современные образовательные технологии:
· здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного
дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование
физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект;
· личностно-ориентированное
и
дифференцированное
обучение
- применение тестов
и
заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
· информационно-коммуникационные
технологии
-
показ
презентаций
для
улучшения
мотивации
к
занятиям
физическими
упражнениями
и
в
приобретении
знаний
основ
физической культуры, занятия научно- исследовательской работой.
В последние годы учителя, врачи отмечают снижение уровня здоровья как среди
поступающих в образовательное учреждение первоклассников, так и обучающихся на всех
ступенях образования, возрастает количество учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов. В связи с
этим,
на
мой
взгляд,
необходимо
усилить
индивидуализацию
преподавания
физической
культуры,
системно
подходить
к
мониторингу
общего
физического
развития
каждого
школьника.