Автор: Бодрова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№18
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Играют волны, ветер свищет."
Раздел: начальное образование
Тема: Звуки [ф], [ф
,
], буква Ф. Играют волны, ветер свищет.
УМК «Школа России», 1 класс
Учитель: Бодрова С.М.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звуки [ф], [ф,], буквы Ф,ф.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звуков [ф], [ф,], букв Ф,ф.
Задачи:
Познавательные: создать условия для развития у учащихся умения: отличать на слух звуки [ф], [ф
,
], характеризовать их,
находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Ф, ф в словах и текстах, читать слоги, слова и тексты с ними, сопоставлять
слоги-слияния, читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения: контролировать выполнение учебной задачи;
применять базовые предметные понятия; работать со знако-символическими средствами представления информации (слого-
звуковыми схемами, лентой букв); осознанно и выразительно читать небольшие тексты и стихотворения, строить высказывания
о чувстве гордости за Родины, российский народ и историю России при знакомстве с российским флотом.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Мотивация
Проверяют готовность
рабочего места к
уроку.
Познавательные УУД:
1)
формируем умение
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов;
2)
формируем умение
представлять
информацию в виде
схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы;
5) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение
находить ответы на
вопросы
в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать
других;
ΙI. Актуализация знаний
1. Прочитайте четверостишие, подумайте, из
какого произведения отрывок? 1,5,7, 1,2
…Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин
Человек издревле мечтал о покорении
небесного и водного пространства, постоянно
совершенствовал механизмы, которые помогли
бы ему в этом. Человек не может, как рыба,
дышать кислородом, растворенным в воде, а
силы его не хватит, чтобы переплыть большое
пространство. Поэтому нужно было изобрести
какие-то плавательные средства, чтобы
переплывать большие реки, плавать по озерам,
морям, океанам.
Как вы думаете, какое плавательное средство
было у древнего человека первым? (Бревно)
- Рассмотрите рисунки на с. 70. Распределите
корабли на группы. 1
- Назовите корабли, которые уже не
используются: галера, парусник, пароход.
- Современные корабли: атомный ледоход,
круизный лайнер, подводная лодка, военный
корабль.
- Как одним словом называют соединение судов?
(Флот)
- Определите тему урока. Назовите её. 4 4
– Давайте составим план урока.
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
1.
Знакомство с новыми звуками и буквой.
Чтение текста детьми.
Слушание.
Ответы детей.
Дети сопоставляя
тему урока и
формулируют
самостоятельно цель
урока, составляют
4) формируем умение
работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
ΙΙ. Постановка учебной
проблемы. Открытие
нового знания
1.
Работа в «Букваре» (с. 140). 1 2 5 6
1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов шарф и
шарфик
– Что нарисовано? (Шарф.)
– Сколько слогов в слове шарф? (Один.)
– Произнесите выделенный звук.
– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый
глухой согласный [ф].)
2)
Звуко-буквенный
анализ
слова шарф
выполняется
коллект и в н о ,
а
зат е м
д е т и
самостоятельно
выполняют
звуко-буквенный
анализ
слова шарфик Обращают внимание на
четвертый звук, сравнивают его со звуком [ф].
Дают
характеристику
новому
звуку.
([ ф ’ ] –
согласный глухой, мягкий.)
3) Сравнительный анализ слов. Выяснение
различий лексического значения слов.
4) Подберите слова, которые начинаются с этих
звуков.
5)
Найдите
на
ленте
букв,
какой
буквой
обозначаются новые звуки.
6) Наблюдение за графическим обликом буквы
Ф.
– На что похожа буква Ф?
Всем известно без подсказки:
Буква Ф –
Как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
(В. Степанов)
Показываем жестами:
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
(Г. Виеру)
Работа в парах.
Дети называют слова
с буквой ф и делают
вывод:
звук [ ф ] согласный,
т.к. встречаются
препятствия во рту
при произнесении,
твердый, глухой т.к.
произносится без
участия голоса.
Аналогично звук [ф’].
Шарф – большой
предмет. Шарфик -
уменьшительно-
ласкательное
значение.
Ответы детей.
Определение места:
парный согласный ф-
в. Объяснение детей.
Дети по желанию
читают стихи на
доске. Не читающие
запоминают.
1) формируем умение
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции;
2) формируем
мотивации к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности;
3)
формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание:
ΙΙΙ. Применение нового
знания
1.
Работа в «Букваре» (с.71). 5 6 2
Чтение слогов (с. 71).
– Прочитайте слоги.
–
Обозначьте
мягкость [ф’]
и
твёрдость [ф]
цветным карандашом.
– В каких словах встретятся эти слоги?
– На какие группы возможно разделить данные
слоги?
– В чём их различие?
–
Что
вы
заметили?
(Не
все
гл а с н ы е
использованы)
– Попробуйте составить слоги с буквами я, ю, э.
Существуют ли слова с данными слогами?
-
Для
русского
языка
нехарактерен
слог
фя,
сочетание фю (парфюм, фюрер, фюзеляж). Слов
с
с
э т и м
с оч е т а н и е м
н е м н о го
и
о н и
заимствованы из других языков.
–
Что
мы
сейчас
делали?
(Читали
слова,
развивали свою речь.)
– Какое умение формировали? (Умение работать
с информацией.)
Физкультминутка
.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
2.
Работа в «Букваре». 3 7 1 1
Чтение слов.
– Просмотрите слова на этой странице.
– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех
словах есть Ф.)
Индивидуальная
работа -«жужжащее»
чтение.
Работа в парах -
взаимопроверка.
Составление детьми
слогов и
придумывание слов с
данными слогами.
Подведение итога
данного этапа.
Выполнение детьми
действий,
соответствующих
словам.
Поиск слов с буквой
ф, чтение и отметка
ΙV. Итог
– Что нового узнали? 4 4
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Узнали согласный,
твердый и мягкий,
глухой, звук
Научились узнавать
звук на слух в словах,
писать печатную
букву, читать с ней
слоги, слова,
предложения,
узнавать и отличать ее
среди изученных букв.
Учились рассуждать.