Автор: Сергеева Ольга Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Дугинская СШ
Населённый пункт: д. Дугино Сычевского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Работа с одаренными детьми на уроках географии
и во внеурочной деятельности
Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению
сложных заданий, способности мыслить и работать творчески, а также скрепить в них уверенность в
своих силах.
Задачи:
1) выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
2) использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во
внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
3) развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы:
-диагностика – изучение личности учащихся;
-работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии;
-внеклассная работа.
-участие в различных предметных конкурсах во внеурочное время.
Формы работы:
-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
-ведение элективных курсов;
-кружковая работа;
-свободное самообразование;
-участие в предметных неделях;
-участие в научно-практических конференциях;
-участие в олимпиадах.
Система
заданий,
способствующая
развитию
творческой
деятельности
учащихся
на
уроках
географии.
Задания на развитие логического мышления.
Содержание программы:
1.Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности.
2.Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр
заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая
особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности,
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
расположение
понятий
от
более
частных
к
более
общим;
пространственная
логика;
нахождение
обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;
задания
на
составление
проектов
–
создание
учащихся
проектов
в
результате
самостоятельной
деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.
3.
Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (элективные курсы, кружок) и временных
групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов
учащихся.
Существенным
преимуществом
системы
внеклассной
работы
является
то,
что
учащийся
выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в
процессе
деятельности
цели,
cooтветствующие
его
интересам,
способностям
и
возможности
их
самостоятельной реализации.
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже более
20
лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный
школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории,
математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый
мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого
учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в
познании,
учебной
деятельности,
поведении,
то
есть,
как
создать
условия,
позволяющие
ученику
результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я
считаю
целесообразным
введение
деятельностного
подхода,
позволяющего
решить
главное
противоречие: между
привычным
репродуктивным
воспроизведением
изученного материала
школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность –
это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие
внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь
ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и
способности, стремясь выйти за их пределы.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых
он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со
всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос, я выбрала
проблему: «Индивидуальная траектория развития личности на уроках географии и во внеурочное
время».
Работая над данной проблемой, мною были поставлены следующие задачи:
-выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
-
организовать
работу
одаренных
учащихся
на
уроках
и
внеклассных
мероприятиях
и
создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской
культуры обучающихся;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во
внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Работу на уроке осуществляю с применением своей методики, используя раздаточный материал на
каждого ученика по каждой теме. Это и работа по составлению вопросов, составлению тестов и много
других форм индивидуальной работы по изучению нового материал, используя учебник. Есть и работа в
парах,
а
также
описаны
формы
групповой
работы.
Таким
образом,
уроки,
предусматривающие
активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой,
интеллектуальной работе и вовлечь их во внеклассные мероприятия.
Внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы и работа над
проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.
Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление,
создание
условий
для
развития
способностей
одарённых
детей,
реализация
их
потенциальных
возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся.
В 6 классе, при изучении курса географии, можно
выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и
сделать выводы, определить причинно – следственные связи и т.д. Во втором полугодии определяю
уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных
возможностей учащихся.
Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10
минут
Объясняю новый материал.
Провожу закрепление новой информации.
Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
Напишите, что вы узнали нового на уроке.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните здание в измененной ситуации.
Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с
реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника.
Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел
ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно –
потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную
деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. На своих уроках я стараюсь
создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития
одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую прогрессивные
технологии в работе с одаренными детьми. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных
детей.
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу
которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне,
который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью
является
стремление
не
только
дать
больший
объём
знаний,
а
наметить
оптимальные
условия
для
развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план
учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом
работы.
В
нём
предусматривается
широкий
спектр
заданий:
на
изменение
диапазона информации,
моделирование
географических
ситуаций
и
явлений;
задания
на
составление
цепочек
причинно-
следственных
связей;
задания
на
узнавание
объектов,
явлений
по
данным
признакам;
задания
на
сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и
др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического
характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание
мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и
ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как
для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания
нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки
домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует
формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности
познания,
хотя
работать
учителю
при
этом,
конечно
профессионально
сложнее.
Здесь
требуется
систематическая
оценка
не
только
мотивационно
–
смысловых
тенденций,
но
и
степени
их
удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
В седьмом и восьмом классах привлекаю их к исследовательской работе. Большое внимание уделяю
изучению
родного
края.
Исследовательская
деятельность
является
одним
из
самых
ярких
способов
активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов
работы,
как
для
преподавателя,
так
и
для
ученика.
Возможности
исследовательской
работы
неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во
всероссийских
и
международных
конкурсах.
Исследовательская
культура
школьников
формируется
поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания,
обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает
учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным
результатом этой творческой деятельности являются
итоговые работы, представляемые на конкурсы,
конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности
учащихся
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
с
учетом
характерных
для
одаренных
детей
особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к
участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой
развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.
Успешное
выступление
на
олимпиаде
требует
повышения
уровня
интеллекта,
развития
устной
и
письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро
оценивать
новую
информацию,
умения
сконцентрироваться
на
выполнении
поставленной
задачи,
готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества –
ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Использованная литература :
1.Андреев
В.И
Педагогика:
Учебный
курс
для
творческого
саморазвития
/В.И.Андреев
–
М.,
Просвещение, 1988
2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними. Научно – практический
журнал «Одаренный ребенок» №1 2011
3.Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной
подготовки.- М.1990
4.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы.// Одаренный ребенок. -
№4 2004