Напоминание

Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности


Автор: Сергеева Ольга Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Дугинская СШ
Населённый пункт: д. Дугино Сычевского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одаренными детьми на уроках географии

и во внеурочной деятельности

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению

сложных заданий, способности мыслить и работать творчески, а также скрепить в них уверенность в

своих силах.

Задачи:

1) выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

2) использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во

внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

3) развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Направления работы:

-диагностика – изучение личности учащихся;

-работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии;

-внеклассная работа.

-участие в различных предметных конкурсах во внеурочное время.

Формы работы:

-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

-ведение элективных курсов;

-кружковая работа;

-свободное самообразование;

-участие в предметных неделях;

-участие в научно-практических конференциях;

-участие в олимпиадах.

Система

заданий,

способствующая

развитию

творческой

деятельности

учащихся

на

уроках

географии.

Задания на развитие логического мышления.

Содержание программы:

1.Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности.

2.Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр

заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая

особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности,

задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

расположение

понятий

от

более

частных

к

более

общим;

пространственная

логика;

нахождение

обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;

задания

на

составление

проектов

создание

учащихся

проектов

в

результате

самостоятельной

деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.

3.

Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (элективные курсы, кружок) и временных

групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов

учащихся.

Существенным

преимуществом

системы

внеклассной

работы

является

то,

что

учащийся

выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в

процессе

деятельности

цели,

cooтветствующие

его

интересам,

способностям

и

возможности

их

самостоятельной реализации.

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже более

20

лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный

школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории,

математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый

мой ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого

учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в

познании,

учебной

деятельности,

поведении,

то

есть,

как

создать

условия,

позволяющие

ученику

результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

Я

считаю

целесообразным

введение

деятельностного

подхода,

позволяющего

решить

главное

противоречие: между

привычным

репродуктивным

воспроизведением

изученного материала

школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность –

это одаренный ребенок.

Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие

внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь

ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и

способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых

он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со

всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос, я выбрала

проблему: «Индивидуальная траектория развития личности на уроках географии и во внеурочное

время».

Работая над данной проблемой, мною были поставлены следующие задачи:

-выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

-

организовать

работу

одаренных

учащихся

на

уроках

и

внеклассных

мероприятиях

и

создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской

культуры обучающихся;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во

внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

Работу на уроке осуществляю с применением своей методики, используя раздаточный материал на

каждого ученика по каждой теме. Это и работа по составлению вопросов, составлению тестов и много

других форм индивидуальной работы по изучению нового материал, используя учебник. Есть и работа в

парах,

а

также

описаны

формы

групповой

работы.

Таким

образом,

уроки,

предусматривающие

активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой,

интеллектуальной работе и вовлечь их во внеклассные мероприятия.

Внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы и работа над

проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.

Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление,

создание

условий

для

развития

способностей

одарённых

детей,

реализация

их

потенциальных

возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся.

В 6 классе, при изучении курса географии, можно

выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и

сделать выводы, определить причинно – следственные связи и т.д. Во втором полугодии определяю

уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных

возможностей учащихся.

Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10

минут

Объясняю новый материал.

Провожу закрепление новой информации.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

Напишите, что вы узнали нового на уроке.

Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

Выполните задание по образцу.

Выполните здание в измененной ситуации.

Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с

реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника.

Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел

ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно –

потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную

деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. На своих уроках я стараюсь

создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития

одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую прогрессивные

технологии в работе с одаренными детьми. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных

детей.

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу

которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне,

который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью

является

стремление

не

только

дать

больший

объём

знаний,

а

наметить

оптимальные

условия

для

развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план

учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом

работы.

В

нём

предусматривается

широкий

спектр

заданий:

на

изменение

диапазона информации,

моделирование

географических

ситуаций

и

явлений;

задания

на

составление

цепочек

причинно-

следственных

связей;

задания

на

узнавание

объектов,

явлений

по

данным

признакам;

задания

на

сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и

др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического

характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание

мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и

ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как

для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания

нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки

домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует

формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности

познания,

хотя

работать

учителю

при

этом,

конечно

профессионально

сложнее.

Здесь

требуется

систематическая

оценка

не

только

мотивационно

смысловых

тенденций,

но

и

степени

их

удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.

В седьмом и восьмом классах привлекаю их к исследовательской работе. Большое внимание уделяю

изучению

родного

края.

Исследовательская

деятельность

является

одним

из

самых

ярких

способов

активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов

работы,

как

для

преподавателя,

так

и

для

ученика.

Возможности

исследовательской

работы

неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во

всероссийских

и

международных

конкурсах.

Исследовательская

культура

школьников

формируется

поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания,

обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает

учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным

результатом этой творческой деятельности являются

итоговые работы, представляемые на конкурсы,

конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности

учащихся

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

с

учетом

характерных

для

одаренных

детей

особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к

участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой

развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.

Успешное

выступление

на

олимпиаде

требует

повышения

уровня

интеллекта,

развития

устной

и

письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро

оценивать

новую

информацию,

умения

сконцентрироваться

на

выполнении

поставленной

задачи,

готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества –

ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

Использованная литература :

1.Андреев

В.И

Педагогика:

Учебный

курс

для

творческого

саморазвития

/В.И.Андреев

М.,

Просвещение, 1988

2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними. Научно – практический

журнал «Одаренный ребенок» №1 2011

3.Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной

подготовки.- М.1990

4.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы.// Одаренный ребенок. -

№4 2004



В раздел образования