Автор: Гоцуцура Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Начальная школа - детский сад "Созвездие"
Населённый пункт: г. Видное Московская область
Наименование материала: Проект по художественному творчеству в младшей группе
Тема: "Как прекрасен этот мир..."
Раздел: дошкольное образование
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «СОЗВЕЗДИЕ»
ПРОЕКТ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
НА ТЕМУ: «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР…»
(младшая группа)
Составила:
Воспитатель группы № 1
Гоцуцура
Ирина
Леонидовна
г. Видное
2017г.
Актуальность проекта
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть
достойного
образования.
«Нельзя
растить
полноценного
человека
без
воспитания
в
нем
чувства
прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и
эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры
всех вещей.
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к
прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из
отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать
на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи.
Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить
усилия
для
введения
ребенка
в
мир
искусства
как
можно
раньше;
необходимо
так
организовать
предметно-развивающую
среду
и
социокультурное
окружение
в
ДОУ,
чтобы
они
способствовали
выявлению
особенностей
эстетического
отношения
и
развития
художественно-эстетического
восприятия у дошкольников.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами
искусства
получила
свое
отражение
в
современных
исследованиях.
В
работах
Н.М.Зубаревой,
Т.Г.Казаковой,
Р.М.Чумичевой
и
других
представлены
показатели
и
уровни
художественно-
эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников
разных
возрастов.
В
основе
концепции
эстетического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
разработанной
Т.С.Комаровой,
лежит
принцип
интеграции
искусств
–
взаимодействие
и
взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется
и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы
художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами
искусства живописи.
Цель проекта:
1.Выбор эффективных методов и приемов ознакомления дошкольников с искусством живописи
для развития художественно-эстетического восприятия.
2.Способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и
бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.
3. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
4.Формировать у детей представление о различных жанрах живописи, художниках и их
произведениях.
5.Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный
пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
5.Познакомить с художниками и их произведениями, историей их возникновения, материалами
используемыми для создания образов.
6.Использование произведений искусства для отработки технических навыков детей в рисовании
различных жанров живописи.
7.Учить использовать различные приемы рисования.
8. Использовать сведения, полученные о живописи в самостоятельной творческой деятельности.
9. Расширять и активизировать словарный запас детей, учить умению составлять небольшие
рассказы по картине, умению задавать вопросы.
1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей
действительности:
создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы:
ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.
2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на
протяжении всей работы:
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их
формы, величины.
3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по
рисованию.
Участники проекта:
Дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
2. Координация усилий воспитателей, родителей, социума.
3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с
живописью.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
Консультация «Как организовать домашние занятия по рисованию».
Рекомендации родителям «О дополнительной работе с детьми»
Создание папки ширмы с фотографиями детей «Мы рисуем»
Консультация в родительский уголок «Приобщение детей к живописи»
Чтобы эффективно решить задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный
рисунок, я выступила на родительском собрании с сообщением «Как прекрасен этот мир, посмотри!» о
пользе наблюдений отдельных явлений и состояний природы и дала рекомендации. Многие родители
прислушались к моим советам и в результате пришли к выводу, что воспитание детей через общение с
живой природой – это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а
главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.
- В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они
наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые
особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными
огоньками», «Луна мне улыбалась»).
- Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На
заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника».
-Родители вместе с детьми стали чаще посещать выставки в городской Картинной галерее.
Показатели личностного развития:
Физическое развитие
Социальное развитие
Познавательное развитие
Эстетическое развитие
Этапы работы над проектом.
Этап
Задачи развития
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Выбор темы
Обучающие:
Пробуждать интерес к
художественной дея-
тельности, предлагаемой
воспитателем: созданию
альбома «Зимняя
сказка»
Развивающие:
Обогащать познаватель-
ную деятельность и
творческое воображение
для создания альбома
«Зимняя сказка»
Воспитательные:
Формировать потреб-
ность в общении и взаи-
1.Формулирует проблему:
- Скоро в нашем детском саду
будет проходить развлечение
«Зимушка- зима». Наш музы-
кальный руководитель Альбина
Яковлевна попросила украсить
музыкальный зал.
Цель: организация выставки на
центральной стене зала.
2.Вводит в игровую ситуацию:
-Давайте украсим зал нашими
рисунками, в которых расска-
жем о зимних пейзажах, зимней
сказке в разных местах (в де-
ревне, горах, на реке…).
3.Формулирует задачи:
1.Входят в проблему.
2. Входят в игровую ситуацию.
модействии со сверстни-
ками и взрослыми.
-Сходить на экскурсию в бли-
жайший лес, парк, сквер.
- Посетить вместе с папой и ма-
мой выставочный картинный
зал города.
-Рассмотреть картины и иллю-
страции художников в альбо-
мах « Четыре времени года»,
«Знакомимся с пейзажной жи-
вописью».
- Чтение стихотворений и
рассказов о зимнем времени
года:
М.Пришвин «Этажи леса»,
В.Бианки «Лес зимой», «Пись-
мо простое и письмо с хитро-
стью», Г.Скребицкий «На лес-
ной полянке», В.Архангельский
«Летят пушистые снежинки»,
3. Принимают задачи, соглашают-
ся с предложением воспитателя.
Э.Успенский «Проказы старухи
зимы», Н.Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зи-
мовье зверей», «Заяц-хваста»,
«Два мороза».
Литературные сказки: «Мороз-
ко», «Двенадцать месяцев»,
«Мороз Иванович»,.
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о
зиме.
- Познакомиться с картографом
«Рисуем пейзаж» (последова-
тельность рисования пейзажа),
и выполнить по нему задания.
- Выполнить задания «Подбери
краски к картинке», «Собери
4.Уточняют задачи проекта.
пейзажную картинку».
- Организация выставки в груп-
пе «Зима на картинах художни-
ков».
- Нарисовать рисунки «Зимние
ветки», «Деревья ночью»,
«Зима».
- попросить родителей нарисо-
вать картины о зиме.
- Создание в музыкальном зале
галереи «Зимушка-зима» из
рисунков детей и родителей.
2.Подготови-
тельный этап
Образовательные зада-
чи:
Обогащать, расширять и
уточнять представления
детей о пейзажной жи-
вописи.
1.Популяризирует и система-
тизирует полученную ранее
информацию о живописи.
- НОД. Чтение художественной
литературы. Тема произведе-
ний: «У природы нет плохой
1.Дети систематизируют ранее по-
лученные знания о пейзажной жи-
вописи в средней группе.
Формировать умение
планировать свою дея-
тельность, ориентиро-
ваться на листе бумаги.
Совершенствовать навы-
ки рисования пейзажа.
Развивающие задачи:
Развивать творческие
способности и вообра-
жение, коммуникатив-
ные навыки в деятельно-
сти детей через социаль-
ное взаимодействие в
играх, наблюдениях, экс-
курсиях, занятиях. Вос-
питательные задачи:
Воспитывать доброжела-
тельное отношение к
природе; положитель-
погоды».
-Совместная деятельность в
центе активности «Наша ма-
стерская»:
- подбор картин к произведени-
ям русских поэтов С. Есенина,
И. Никитина, А. Пушкина;
- беседы по рассматриванию
пейзажных картин художников:
И. Грабаря «Зимний вечер», И.
Шишкина «Зима»;
- слушание музыкальных
произведений: отрывки из му-
зыкального альбома «П.
Чайковский «Четыре времени
года».
2.Дает детям новые представ-
ления о живописи художни-
ную эмоциональную от-
зывчивость к детскому
рисунку, как произведе-
нию эстетической
культуры.
ков.
НОД:
- экскурсия в зимний парк;
- изобразительное искусство
«Снежинки»
- природа «Зима полна сере-
бра»,
- развитие речи «Идет волшеб-
ница зима»,
- окружающий мир «Зимовье
зверей» и т.д.
Совместная деятельность в
центре активности:
- рассматривание репродукций
великих художников: И.Грабаря
«Сказка инея и восходящего
солнца», «Февральская лазурь»,
Г. Нисского «Подмосковье.
2.Принимают новую информацию
о художниках живописцах и их
творчестве.
Февраль», Н. Рериха «Гима-
лаи»;
- выполнение заданий «Подбери
краски к картинке», «Собери
пейзажную картинку»;
- изучение картографа
«Рисуем пейзаж» (последова-
тельность рисования пейзажа),
и выполнение по нему заданий:
«Создать фон для пейзажа»,
«Нарисуй деревья и кусты»,
«Нарисуй дома и дорогу», «На-
рисуй улицу»…
Совместная деятельность на
прогулке:
- наблюдения: « зимние деревья
на нашем участке зимой», «зим-
ние улицы города», «за снего-
падом»
Рисование на снегу морозных
узоров.
3.Помогает детям распреде-
литься по группам, выполняю-
щим рисунки по следующим
темам:
«Снежные горы», «Зимний
лес», «Деревня зимой», «Ледя-
ная река».
- Проведение индивидуальной
работы с целью развития изоб-
разительных навыков, совер-
шенствования изображения на
рисунках.
4. Планирует деятельность по
3.Дети распределяются по, ин-
тересующим их, группам выпол-
няющим рисунки по следующим
темам:
«Снежные горы», «Зимний лес»,
«Деревня зимой», «Ледяная река».
созданию выставки (галереи):
создание надписей с указанием
авторов и названия работы,
определение места рисунка.
Привлечь родителей к созданию
авторских творческих работ
«Зимние пейзажи».
3.Реализация
проекта
Образовательные:
Закреплять представле-
ние у детей о зимнем об-
разе.
1.Организует работу над проек-
том.
2.Оказывает словесную и прак-
тическую помощь в индивиду-
1.Дети организованно начинают
работу над проектом.
2.Принимают словесную и прак-
тическую помощь воспитателя.
Формировать умение
преобразовывать познава-
тельный опыт, эмоцио-
нальное состояние в про-
дуктивную деятельность.
Совершенствовать изоб-
разительные умения де-
тей.
Развивающие:
Развивать ручную уме-
лость и творческие
способности и воображе-
ние.
Воспитательные:
Воспитывать бережное
отношение к природе и
окружающему миру.
альном выполнении рисунков.
3.Следит за выполнением пра-
вил безопасности при работе.
4.Контролирует процесс выпол-
нения работ.
5.Записывает рассказы детей о
впечатлениях, знаниях, состоя-
нии, выраженных в данных ра-
ботах.
6. Фотографирует работы детей
для дальнейшего создания
компьютерной презентации
«Зимняя сказка».
3.Соблюдают правила безопасно-
сти при работе.
4.Дети делятся впечатлениями,
знаниями, состоянием, выражен-
ных в данных работах.
4.Подведение
итогов:
Образовательные:
Учить детей согласовы-
вать свои действия с дей-
ствиями сверстников,
формировать эмоцио-
нальную отзывчивость к
событиям развлечения.
Развивающие:
Развивать эстетическое
восприятие от событий
происходящих на развле-
чении (музыка, песни,
движение, художествен-
ное слово, презентация
детской живописи).
Воспитательные:
Воспитывать у детей при-
вязанность и любовь к
природе. Эмоционально-
1.Помогает организовать кар-
тинную галерею в зале «Зи-
мушка зима».
2.Побуждает детей сделать
рассказ-сообщение о зиме для
детских и взрослых рисунках
для презентации на развлече-
нии «Зимушка зима».
Разучить стихотворение «Белая
береза». В соответствии со
сценарием развлечения .
3.Приходит на помощь в случае
затруднения.
4. Участвует в общей презента-
ции картиной галереи на раз-
влечении «Зимушка зима».
1.Дети организовывают картин-
ную галерею в зале «Зимушка
зима».
2.Дети делают рассказ - сообще-
ние о зиме для детских и взрос-
лых рисунках для презентации на
развлечении «Зимушка зима».
разучивают стихи загадки о зиме:
….
Вопросы по рисункам и репродук-
циям художников.
4.Дети участвуют в презентации
выставки в роли экскурсоводов
нравственное отношение
к окружающему миру.
Результаты проекта:
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
Владеют расширенным словарным запасом;
Имеют представление о природе родного края;
Знакомы с правилами безопасного поведения в природе;
Выставка творческих работ детей;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
разработаны рекомендации для родителей;
оформлена выставка работ «Зимушка - зима»;
повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.