Напоминание

разработка урока по географии 8 класса "Климат России"


Автор: Гаврилова Ирина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ" Песочнодубровская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, с.Песочнодубровка, ул. Молодежная, 5-2
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: разработка урока по географии 8 класса "Климат России"
Раздел: полное образование





Назад




8 класс. Обобщающий урок. Тема «Климат»

Планируемые результаты:

личностные: воспитание ответственного отношения к учебному труду, научение

преодолению трудностей, ориентированию на успех в любом деле; формирование

навыков сотрудничества;

метапредметные: развитие и активизация познавательного интереса к географии,

логического мышления, памяти, внимания, способствующих нахождению правильного

ответа; навыков кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и

делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными

климатическими явлениями на территории России, развивать практические навыки

применения данных знаний;

предметные: проверка и закрепление знаний, умений и навыков; определить уровень

усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме,

особенностей формирования климата России и климатических рекордов; углубить

теоретические знания и практические умения в результате обобщения и

систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин

разнообразия типов климатов и климатических поясов.

Оборудование: карты России - физическая и климатическая, карты климатических

поясов и областей, схемы, атласы и картосхемы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

Подготовительная работа: объединить класс в 4 команды, придумать каждой из них

название (например, «Циклон» и «Антициклон»), выбрать капитанов, подготовить

индивидуальные

оценочные

листы

,

ватман

(

маршрутный

лист

).

Ход урока.

1.

Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку.

2. Актуализация темы и постановка цели. Мотивация на деятельность.

На предыдущих уроках мы изучали тему “Климат России” и все основные вопросы по

этой теме нами рассмотрены. Сегодня завершающий урок. Поставьте цель

сегодняшнего урока. Учащиеся определяют цель урока (повторить, закрепить знания,).

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот - белая лента,

Вот синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса …

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней - в климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу полярный увидите пояс.

А что означает пояс Полярный?

Там климат суровый и жутко коварный!

Холодные ветры летят, как ножи,

И мерзнут медведи и даже моржи.

Чуть ниже - пояс умеренный,

И климат в нём тоже нужный,

Он, может, не очень северный,

Но и не так, чтоб южный.

Еще ниже - пояс тропический.

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически

Не чаще, чем НЛО.

Зачем же наш глобус так Располосован

И распоясован?

Зачем?

Чтобы было яснее для народа,

Где климат какой

И какая црирода!

Команды готовы?: «Синоптики», «Экологи», «Циклон» , «Ветер»

Итак 1 этап. «Разминка»

1.

Что называется солнечной радиацией?

2.

Какой вид радиации преобладает в пасмурный день?

3.

Какой тип постоянных ветров господствует в умеренных широтах?

4.

Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат России?

5.

Что такое амплитуда температур?

6.

Какие ветры господствуют на Дальнем востоке?

7.

В каких климатических поясах расположена Россия?

8.

Какие атмосферные фронты формируются над территорией России?

2 этап «Кто быстрее ответит?»

Команды получают карточки, где написаны 12 терминов и 12 ответов. Нужно

выбрать правильные ответы и получить баллы. Каждая команда получает по 3

термина по выборуДается 1 мин

Задание командам(для учителя)

Термин

Определение

Баллы (1 балл за

правильный ответ)

1.

Солнечная

радиация

Излучение Солнцем тепла и

света

2.

Испаряемость

Количество влаги, которое

может испариться с водной

поверхности при данной

температуре

3.

Барометр

Прибор для измерения

атмосферного давления

4.

Погода

Состояние нижнего слоя

атмосферы в данное время и в

данном месте

5.

Циклон

Атмосферный вихрь с низким

давлением в центре

6.

Изобары

Плавные кривые линии на карте,

соединяющие все точки с

одинаковым давлением

7.

Ветер

Движение воздуха в

горизонтальном направлении

вдоль поверхности

8.

Гигрометр

Прибор для определения

относительной влажности

воздуха

9.

Климат

Многолетний режим погоды в

данной местности

10.Тропосфера

Нижний слой атмосферы,

простирающийся до высоты 20

км

11.Антициклон

Атмосферный вихрь с высоким

давлением в центре

12.Изотермы

Плавные кривые линии на карте,

соединяющие все точки с

одинаковой температурой

воздуха

Солнечная радиация, Испаряемость, Барометр, Погода, Циклон, Изобары, Ветер,

Гигрометр, Климат, Тропосфера, Антициклон, Изотермы

3 этап. Задание капитанам «Рекорды климата на территории России», В это

время команды определяют атмосферные процессы, описываемые в стихах

Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические

объекты.

1

Полюс холода.

(Оймякон. Якутия)

Баллы

2

Самая низкая температура,

(-71 С)

зарегистрированная на

территории России.

3

Самая высокая температура,

зарегистрированная на

территории России.

(+43 С. Астрахань,

Волгоград)

4

Самая холодная зима.

(-50 С в Якутии)

5

Самая тёплая зима.

(+6,1 С в Сочи)

6

Самое тёплое лето в России.

(Прикаспийская

низменность,

+25,4 С)

7

В каком регионе России

наблюдается самое холодное

лето?

(Острова

Северной Земли,

средняя

температура -1,2

С)

8

В каком регионе России

выпадает самое большое

количество осадков?

(Западные

склоны Кавказа и

Алтая)

9

В каком регионе России

выпадает наименьшее

количество осадков?

1.

(В полупустынях

Прикаспия -

менее 150 мм в

год, в

арктических

пустынях -

остров

Котельный,

Новосибирские

острова - 141 мм

в год)

Проверка -слайд

Климатичесий

эрудицион

:

Я вам предлагаю заслушать насколько отрывков из стихотворений. Ваша задача быстро определить

какие атмосферные процессы описаны в стихах и прозе

1. «Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

(

антициклон

)

2. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя

То, как зверь она завоет,

То заплачет как дитя, (Циклон)

Мороз и солнце, день чудесный!

Какой это фронт: теплый или холодный?

На чистом, безоблачном небе появляются одиночные перистые облака. затем

облачность становится ниже и плотнее. перистые облака сменяются слоистыми,

низкие серые тучи закрывают небо. Идет нудный моросящий дождь.(теплый

фронт)

Неожиданно появляются темные грозовые тучи, налетает шквалистый

ветер, начинается ливень, сопровождающийся грозой, иногда градом. Зимой

обильный снегопад, но осадки кратковременны. Затем наступает прояснение и

похолодание. Солнечно днем, звездно ночью.(Холодный фронт)

4 этап

Работа в командах.

1.Работа с климатической картой

2. климатическими диаграммами.

3.Решение проблемной задачи.

Перед выполнением работы на экране высвечивается климатическая диаграмма,

проводится повторение приема ее описания. (Приложение 2)

Класс делится на 4 групп по 4-5 человека. Группы равные по силам, в составе каждой

группы есть сильные и слабые ученики. Задания предполагают практическую работу с

картой и диаграммой и “мозговой штурм” при решении проблемных задач. На

обсуждение 7 мин, после этого- заслушивание ответов каждой группы. Сначала каждая

группа отвечает на 1, 2 вопросы, причем учитель может спросить любого члена

группы (ответы оцениваются, отметка объявляется в конце работы). При

характеристике климата по климатической диаграмме аналогичная диаграмма

высвечивается на экране.

Работа

рассчитана

на

5

мин

.(

подготовка

)2

мин

на

выступление

(13

мин

)

Задания

командам

1

команда

1.

Вы оказались в Западной Сибири в г. Сургут. Определите климатический пояс и

тип климата этой территории.

2.

Летом там устанавливается кУВМ. Какую погоду она формирует?

3.

По климатической диаграмме определите тип климата.

4.

Какой тип погоды и почему устанавливается в Томске, когда зимой в школах

отменяют уроки.

2

команда

1.

Определите для территории г. Якутска климатический пояс и тип климата.

2.

В зимний период на территории Якутии устанавливает господство кУВМ, какую

погоду она принесет?

3.

По климатической диаграмме определите тип климата.

4.

Владивосток лежит на одной широте с городом Сочи, а морозы там как в

Архангельске, снег едва прикрывает землю. Чем это объяснить?

3

команда

1.

Вы оказались на берегу Черного моря в г. Сочи. Определите климатический пояс

и тип климата этой территории.

2.

Летом туда приходит мТВМ. Какую погоду она формирует?

3.

По климатической диаграмме определите тип климата.

4.

Почему самые холодные зимы в России не на самом северном полуострове, а на

северо-востоке в Оймяконе?

4

команда

1.

Вы собираетесь в Приморский край, во Владивосток. Определите

климатический пояс и тип климата.

2.

В летний период на территории Приморского края господствует мУВМ, Какая

погода там устанавливается?

3.

По климатической диаграмме определите тип климата.

4.

В Томске мороз переносится легче, чем в Мурманске. Почему?

Физминутка

Учитель. - 3наете ли вы, что такое российский дождь? Нет? Тогда послушаем

вместе, какой он... Следите внимательно и повторяйте движения за мной.

В России поднялся ветер. (Ведущий трёт ладони)

Начинает капать дождь. (Щелчки пальцами)

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди)

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бёдрам)

А вот и град, настоящая буря. (Топот ногами)

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бёдрам)

Дождь стихает. (Хлопки ладонями по груди)

Жидкие капли падают на землю. (Щелчки пальцами)

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)

Солнце! (Руки вверх)

5 этап.

.А. По контурной карте определи климатические пояса и типы климата

России(каждая команда получает карточку с картой России и таблицу вопросов).

Запишите их названия. За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу.

Климатические пояса и типы

баллы

I

арктический

II

субарктический

III

умеренно - континентальный

IV

континентальный

V

резко - континентальный

VI

муссонный

VII

субтропический

Б).

Дополните

предложения

(если

верный

ответ,

поставьте

по

одному

баллу

в

правую

колонку( каждая команда в течении

1

минуты должна закончить предложения)).

1. Переходные зоны между воздушными массами …

2. Излучение светом солнца и тепла…

3. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре …

4. Многолетний режим погоды в данной местности …

5. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре …

6.Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период …

7. Самые низкие температуры в России зафиксированы в городе …

8. Длительная сухая погода с высокой температурой и отсутствием осадков…

9.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство…

10. Понижение температуры воздуха ниже 0° С на почве …

11. Самые высокие температуры в России зафиксированы в городе …

6 этап Прогноз погоды.

Задание 1.

По синоптической карте определить:

Какой из городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

Карта погоды составлена на 27 января.

В каком из городов, показанных на карте, на следующий день вероятно

существенное потепление?

Задание 2

Используя данные карты, определите какой из городов находится в зоне действия

антициклона?

Используя данные карты, составленной на 21 октября определите в каком из

городов на следующий день наиболее вероятно похолодание?

7 этап

Найди ошибку.

Выполняется по парам в каждой команде, каждой паре дается одно предложение (на выполнение

задания дается 1минуты)

1. 1.Резко континентальный и

субарктический

климат Восточной Сибири сложился в

условиях значительной

близости

(

удаленности

)

к океанам, положения территории в

умеренном поясе, наличие высоких гор, которые

свободно

(

не

пропускают

)

пропускают морские воздушные массы с Тихого океана.

2. Здесь круглый год преобладают

морские

(

УК

)

массы воздуха. 3. Из-за этого зима холодная

и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды

температур достигают 40-50 градусов и более. 4.Зимой случаются морозы до 60 градусов и ниже.

Чем объясняются такие низкие зимние температуры? 5. Зимой здесь поверхность Земли медленно

охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый

циклон

(

антициклон

)

. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.

2. 1.Умеренно континентальный климат господствует в европейской части России. Здесь велико

влияние

Тихого

(

Атл

)

океана, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные

массы, очень

холодные

(

теплые

)зимой и прохладные летом.

2.Лето здесь

теплое

(

до

+24

градусов

), зима

очень

холодная

(

от

20

до

30

градусов

),

с частыми оттепелями.

3. Осадков выпадает 500-800 мм, причем наибольшее количество осадков приходится на

восточные

районы.

4. В области умеренно континентального климата увлажнение изменяется от

недостаточного

(

избыточного

)

на севере, северо-западе, до

избыточного

(

достаточного

,

недостаточного

)

на востоке, юго-востоке. 5.

Это отражается на смене природных зон от таежной до степной.

Для учеников

Выполняется по парам в каждой команде, каждой паре дается одно предложение (на выполнение

задания дается 3минуты)

1. 1.Резко континентальный и субарктический климат Восточной Сибири сложился в условиях

значительной близости к океанам, положения территория в умеренном поясе, наличие высоких гор,

которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана.

2. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. 3. Из-за этого зима холодная и

продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды

температур достигают 40-50 градусов и более. 4.Зимой случаются морозы до 60 градусов и ниже.

Чем объясняются такие низкие зимние температуры? 5. Зимой здесь поверхность Земли медленно

охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый

циклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.

2. 1.Умеренно континентальный климат господствует в европейской части России. Здесь велико

влияние Тихого океана, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные массы, очень

холодные зимой и прохладные летом.

2.Лето здесь теплое (до +24 градусов), зима очень холодная (от 20 до 30 градусов), с частыми

оттепелями. 3. Осадков выпадает 500-800 мм, причем наибольшее количество осадков приходится на

восточные районы.

4. В области умеренно континентального климата увлажнение изменяется от недостаточного на

севере, северо-западе, до избыточного на востоке, юго-востоке. 5. Это отражается на смене

природных зон от таежной до степной.

8 этап Решение творческой задачи

Задача. (Распечатать)

1.

В.А.Обручев, исследуя долину Индигирки (найти на карте), обратил внимание

на странный шум, который всё время сопровождал его в пути зимой: как

будто пересыпают зерно или ветер стряхивает с деревьев сухой снег. А между

тем ветра нет, и деревья не шелохнутся. Якуты называют этот шум «шёпотом

звёзд». Определите, какое явление описывает В.А. Обручев.

(ответ: это шуршит замёрзшее дыхание, такой шум появляется при морозе

ниже 50 С)

Задача решается методом мозговой атаки. Назначить группу аналитиков.

Напомнить правила мозгового штурма.

2.

Известно, что в Якутии количество осадков столь мало. Что там должна быть

пустыня. Однако значительную часть территории занимает тайга. Интересную

мысль, объясняющую это явление, высказал в 20-х годах XX века русский

геоботаник Роберт Иванович Аболин. В чём заключалась его идея?

(ответ: благодаря вечной мерзлоте)

III. Заключительный этап урока.

1.

Сегодня

мы

говорили

о

климате

России.

Наша

огромная

страна

отличается

удивительно

разнообразными

климатическими

условиями

и

суровая

красота

арктических

островов,

многолетняя

мерзлота

и

мягкий

климат

субтропиков.

Западные

ветра,

муссоны,

бризы,

фены,

бора.

На

формирование

такого

разнообразия природы, в т.ч. климата оказали свое влияние многие факторы. Это

и ГП, Г.Ш, размеры и протяженность страны, океаны и течения, высокие и

низкие равнины и молодые и старые горы, нагорья, хребты.

И если попытаться создать образ климата, то он, скорее, будет похож на дом, у

которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого

океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена

преграждает путь теплым тропическим массам. Морской тихоокеанский воздух

упирается

в

восточную

горную

стену.

Западный

фасад

представляет

собой

открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над

большей частью этого дома нет крыши , и лишь над

европейской частью

циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха.

Итак Подведение итогов работы команд(подсчет баллов по

маршрутному листу)

Учитель: «Ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, вспомнили особенности

климата России и его характеристики. Мои помощники - капитаны команд помогают

подводить итоги работы команды, и каждого в частности.

А пока закончите предложение:

На листках:

Самым интересным для меня было…

Мне не понравилось…

Я научился…

Я был бы рад….

Сегодня на уроке я повторил …»

Рефлексия: На столах у каждого ученика прикреплены листочки разного цвета

(красный, голубой, желтый). На доске нарисовано солнце. Учитель просит при выходе

из класса прикрепить на солнце листочек - красный, если материал усвоен полностью,

желтый - понял, но не все, голубой - многое осталось непонятным.

Наш урок окончен. До свидания!!

Желаю всем вам, хорошего настроения, и отличной солнечной погоды в доме!

Домашнее задание. Составить кроссворд или тест по теме «Климат»

Оценочный лист ФИ______________________

№п.п

Этапы

Баллы

Оценка

1

Разминка

2

Кто быстрее ответит

«Термин- определение»

3

А.Задание

капитанам

Б.

Климатичесий

эрудицион

:

определение

атмосферных процессов,

описываемые в стихах

4

1.Работа с

климатической картой

2. климатическими

диаграммами.

3.Решение проблемной

задачи.

5

Контурная карта

6

Прогноз погоды.

7

Найди ошибку.

8

Решение творческой

задачи

Итого

Задание 3

Ответьте на вопрос.

Каждый ученик получает индивидуальное задание с вопросом.

Ответы принимаются по очереди.

1. От чего зависит количество солнечной

радиации?

2. Какой фактор оказывает сильное

влияние на отражение или поглощение

солнечной радиации?

2. К чему приводит перемещение

воздушных масс?

3. Какие типы воздушных масс

перемещаются над территорией

России?

5. Какой из трёх океанов оказывает

значительное влияние на формирование

климата в умеренных широтах России в

тёплый период года и почему?

6. Какой фактор способствует

проникновению арктических и

атлантических воздушных масс вглубь

страны и далеко на юг?

7.В каких климатических поясах

расположена территория России?

8. В каком климатическом поясе

расположена большая часть территории

России?

9. Какие природные объекты на

территории России в пределах умеренного

пояса являются границами раздела

различных типов климата?

10. Какие климатические явления

неблагоприятные для работы транспорта?

11. Почему в городе снег тает быстрее, чем

за городом?

12. Можно ли загореть в пасмурную

погоду?

1.

В.А.Обручев, исследуя долину

Индигирки (найти на карте),

обратил внимание на

странный шум, который всё

время сопровождал его в пути

зимой: как будто пересыпают

зерно или ветер стряхивает с

деревьев сухой снег. А между

тем ветра нет, и деревья не

шелохнутся. Якуты называют

этот шум «шёпотом звёзд».

Определите, какое явление

описывает В.А. Обручев.

2.

В.А.Обручев, исследуя долину

Индигирки (найти на карте),

обратил внимание на

странный шум, который всё

время сопровождал его в пути

зимой: как будто пересыпают

зерно или ветер стряхивает с

деревьев сухой снег. А между

тем ветра нет, и деревья не

шелохнутся. Якуты называют

этот шум «шёпотом звёзд».

Определите, какое явление

описывает В.А. Обручев.

Солнечная радиация

Испаряемость

Барометр

Погода

Циклон

Изобары

Ветер

Гигрометр

Климат

Тропосфера

Антициклон

Изотермы



В раздел образования