Автор: Якунина Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мирненская СОШ"
Населённый пункт: п. Мирный, Уйский район, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Систематическое изучение синтаксиса -залог успешной подготовки к ОГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование
Изучение синтаксиса как условие успешной подготовки к ОГЭ по
русскому языку (из опыта работы)
Русский язык – это одна из основных дисциплин для обучающихся в
средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. После
введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки
учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной
деятельности ученика под руководством учителя. На данном этапе
образования уже накоплен большой опыт подготовки обучающихся к сдаче
экзамена по русскому языку в формате ОГЭ.
Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало
грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные
знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную
компетенцию.
Экзаменационная работа по русскому языку для итоговой аттестации по
русскому языку на ступени основной школы состоит из трёх частей.
I часть работы – сжатое изложение(№1),
II часть работы – анализ текста(№2-14),
III часть работы – сочинение-рассуждение(№15.1 ,15.2, 15.3).
Работа проверяет лингвистическую (умение применять лингвистические
знания в работе с языковым материалом), языковую (умения, связанные с
соблюдением языковых норм), коммуникативную (владение разными видами
речевой деятельности) компетенции учащихся.
Анализируя в течение многих лет тестовую часть работы(практически
каждый год мои обучающиеся сдают экзамен в 9 или 11 классах),я пришла к
выводу, что наибольшие затруднения у обучающихся в тестах вызывают
задания №7-14, проверяющие знания по теме «Синтаксис», хотя, на мой
взгляд, именно умение работать со словосочетанием и предложением так,
как требуют тесты ОГЭ, можно развивать , начиная с 5 класса.
В своей работе я применяю несколько приемов, которые помогают учащимся
успешно справиться с заданиями на экзаменах.
Например, изучая раздел «Синтаксис и пунктуация»в 5 классе
,уже на
первых
уроках,
делая
синтаксический
разбор
предложения,
добавить
задание- выписывать из разобранного предложения словосочетания по ходу
разбора; изучая темы главные члены предложения, даю задание- выписать
грамматическую
основу
и
записать
количество
основ;
при
изучении
однородных
членов
и
обращений
привожу
примеры
предложений
с
пронумерованными
знаками
препинания
и
прошу
выписать
цифры,
обозначающие запятые по изученной теме и т.д.
В 6 классе, изучая тему «Лексика», подбираем синонимы не к отдельным
словам, а к словосочетаниям.
В 7 классе прекрасный материал для подготовки к заданиям 9,10 - даю
аналогичные задания : выписать цифры на изученную пунктограмму или
наоборот - пронумеровать все знаки препинания .
В 8 классе дети уже знают, как нужно выполнять задания 7-12 и правильно
их оформлять, т.к . мы при разборе уже добавляем номер задания и ответ,
например, задание №7 – ставим цифру 7 и пишем словосочетание, задание
№ 11 – ставим цифру 11 и пишем количество основ и т.п.
Точно такой же подход при изучении сложных предложений в 9 классе,
изучая, сразу учимся выполнять и правильно оформлять задания №12,13,14.
(Стараюсь подбирать примеры из книги «Литература России.Южный Урал»
Хрестоматия
5-9
классы
–Челябинск,
«Взгляд»,2007,
попутно
знакомя
учащихся с автором).
Думаю, если дети будут систематически заниматься , получая подобные
задания, то экзамены они сдадут успешно.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: изменением
парадигмы образования, распространением идей развивающего обучения.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного
повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго
ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую
систему проверки.
Все перечисленные аргументы обусловливают актуальность изучения данной
проблемы и определяют выбор темы.
Объект исследования: обучение синтаксису русского языку, отрабатывая
алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ.
Предметом исследования: совершенствование умений, полученных
учащимися процессе обучения синтаксису русского языка.
Цель исследования: рассмотреть особенности реализации принципа изучения
синтаксиса на морфологической основе в УМК Ладыженской.
Выявить недостаточность реализации этого принципа в современных
учебниках. Составить контрольно-измерительные материалы в
компетентностном ключе; экспериментально проверить роль системы
синтаксических