Напоминание

Систематическое изучение синтаксиса -залог успешной подготовки к ОГЭ по русскому языку


Автор: Якунина Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мирненская СОШ"
Населённый пункт: п. Мирный, Уйский район, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Систематическое изучение синтаксиса -залог успешной подготовки к ОГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование





Назад




Изучение синтаксиса как условие успешной подготовки к ОГЭ по

русскому языку (из опыта работы)

Русский язык – это одна из основных дисциплин для обучающихся в

средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. После

введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки

учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной

деятельности ученика под руководством учителя. На данном этапе

образования уже накоплен большой опыт подготовки обучающихся к сдаче

экзамена по русскому языку в формате ОГЭ.

Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало

грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные

знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную

компетенцию.

Экзаменационная работа по русскому языку для итоговой аттестации по

русскому языку на ступени основной школы состоит из трёх частей.

I часть работы – сжатое изложение(№1),

II часть работы – анализ текста(№2-14),

III часть работы – сочинение-рассуждение(№15.1 ,15.2, 15.3).

Работа проверяет лингвистическую (умение применять лингвистические

знания в работе с языковым материалом), языковую (умения, связанные с

соблюдением языковых норм), коммуникативную (владение разными видами

речевой деятельности) компетенции учащихся.

Анализируя в течение многих лет тестовую часть работы(практически

каждый год мои обучающиеся сдают экзамен в 9 или 11 классах),я пришла к

выводу, что наибольшие затруднения у обучающихся в тестах вызывают

задания №7-14, проверяющие знания по теме «Синтаксис», хотя, на мой

взгляд, именно умение работать со словосочетанием и предложением так,

как требуют тесты ОГЭ, можно развивать , начиная с 5 класса.

В своей работе я применяю несколько приемов, которые помогают учащимся

успешно справиться с заданиями на экзаменах.

Например, изучая раздел «Синтаксис и пунктуация»в 5 классе

,уже на

первых

уроках,

делая

синтаксический

разбор

предложения,

добавить

задание- выписывать из разобранного предложения словосочетания по ходу

разбора; изучая темы главные члены предложения, даю задание- выписать

грамматическую

основу

и

записать

количество

основ;

при

изучении

однородных

членов

и

обращений

привожу

примеры

предложений

с

пронумерованными

знаками

препинания

и

прошу

выписать

цифры,

обозначающие запятые по изученной теме и т.д.

В 6 классе, изучая тему «Лексика», подбираем синонимы не к отдельным

словам, а к словосочетаниям.

В 7 классе прекрасный материал для подготовки к заданиям 9,10 - даю

аналогичные задания : выписать цифры на изученную пунктограмму или

наоборот - пронумеровать все знаки препинания .

В 8 классе дети уже знают, как нужно выполнять задания 7-12 и правильно

их оформлять, т.к . мы при разборе уже добавляем номер задания и ответ,

например, задание №7 – ставим цифру 7 и пишем словосочетание, задание

№ 11 – ставим цифру 11 и пишем количество основ и т.п.

Точно такой же подход при изучении сложных предложений в 9 классе,

изучая, сразу учимся выполнять и правильно оформлять задания №12,13,14.

(Стараюсь подбирать примеры из книги «Литература России.Южный Урал»

Хрестоматия

5-9

классы

–Челябинск,

«Взгляд»,2007,

попутно

знакомя

учащихся с автором).

Думаю, если дети будут систематически заниматься , получая подобные

задания, то экзамены они сдадут успешно.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: изменением

парадигмы образования, распространением идей развивающего обучения.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного

повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго

ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую

систему проверки.

Все перечисленные аргументы обусловливают актуальность изучения данной

проблемы и определяют выбор темы.

Объект исследования: обучение синтаксису русского языку, отрабатывая

алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ.

Предметом исследования: совершенствование умений, полученных

учащимися процессе обучения синтаксису русского языка.

Цель исследования: рассмотреть особенности реализации принципа изучения

синтаксиса на морфологической основе в УМК Ладыженской.

Выявить недостаточность реализации этого принципа в современных

учебниках. Составить контрольно-измерительные материалы в

компетентностном ключе; экспериментально проверить роль системы

синтаксических



В раздел образования