Напоминание

"Оценивание учебных достижений учащихся начальной школы в период безотметочного обучения."


Автор: Нестеренко Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Оценивание учебных достижений учащихся начальной школы в период безотметочного обучения."
Раздел: начальное образование





Назад




"Оценивание учебных достижений учащихся начальной школы

в период безотметочного обучения."

Современной

начальной

школой

с

её

пристальным

вниманием

к

становлению

личности взят курс на безотметочное обучение. В первом классе безотметочное обучение

является обязательным. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств

процессуального оценивания, выделения критериальной базы для оценки достижений детей,

выстраивания схемы анализа результатов.

Оцениваться

должны

ведь

не

только

знания,

умения

и

навыки

учащихся,

но

и

творчество,

инициатива

во

всех

сферах

школьной

жизни.

Оцениванию

между

тем

не

подлежат

личные

качества

ученика

(темп

работы,

особенности

памяти

внимания,

восприятия). Но оценивается работа, а не её исполнитель.

С первого класса учитель должен создать определённое общественное мнение в

классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли она оценена, каково

общее

впечатление

от

неё.

Таким

образом,

система

контроля

и

оценки

становится

регулятором

отношений

школьников

и

учебной

среды.

Ученик

превращается

в

равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке

своих знаний, к установлению того, чего достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.

При отказе от выставления отметок учащимся 1-х классов нужно перестроить всю

оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем не

сразу. До их введения не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –

звёздочки,

цветочки,

разноцветные

полоски

и

пр.,

поскольку

они

принимают

на

себя

функции отметки и отношение ребёнка к ним адекватно цифровой оценке. Кроме того,

отметкой оценивается результат какого-либо этапа обучения. Пока дети только начинают

познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые

результаты обучения, отметкой больше оценивается процесс обучения, отношение ученика к

выполнению конкретной учебной задачи. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения

нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг

развёрнутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования

его самооценки.

Словесная

оценка

(оценочное

суждение)

позволяет

показать

ученику

динамику

результатов

учебной

деятельности,

проанализировать

его

возможности

и

прилежание.

Словесная оценка должна быть содержательной, с анализом работы, чёткой фиксацией

успешных результатов и раскрытием причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах

обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу

работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также

способы устранения недочётов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится

самооценке.

Это

не

простое

выставление

себе

отметок:

при

самооценке

ученик

даёт

содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям,

анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних,

выстраивает собственную программу дальнейшей деятельности.

Процедура самооценки включает:

разработку

учителем

чётких

эталонов

оценивания

и

ознакомление

с

ними

обучающихся;

– создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных

результатов;

обеспечение

ситуации,

когда

эталоны

оценивания

учащимися

известны

и

они

самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;

– составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап

обучения с учетом полученных результатов.

Представлю свой опыт организации оценивания учебных достижений в условиях

безотметочного обучения.

Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его

организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности

детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного

общения и поведения. Обязательно подчёркиваю, что надо хорошо готовиться к уроку,

объясняя, что это значит.

Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как

они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования

школьной жизни.

Уже на второй неделе обучения сферу оценочной деятельности стараюсь расширять.

Кроме

успехов

маленьких

учеников

в

учебном

труде,

оцениванию

уже

подлежат

правильность,

аккуратность,

старательность

при

выполнении

работы,

соответствие

результатов труда образцу. При этом каждый раз ввожу чёткие критерии оценивания: что

значит «аккуратно», «правильно».

И

только

на

третьем

этапе

оценочной

деятельности,

после

усвоения

детьми

вышеназванных критериев, учитель может вводить параметры фиксации трудностей ребёнка

(«А вот здесь тебе ещё нужно поработать»).

При

этом

приоритетными

остаются

опора

на

успехи

ребёнка

и

акцент

на

положительных сторонах его учебной деятельности.

На этом этапе важно обозначить перспективу: что именно и как нужно сделать.

Фиксируя трудности, вселяю в ребёнка веру в то, что у него всё обязательно получится, и

максимально помогаю ему в этом.

Успешность оценивания определяется систематичностью. Важно, чтобы оценён был

каждый

вид

деятельности

ребёнка,

на

каждом

этапе,

чем

обеспечивается

понимание

критериев и создается база для самооценивания детьми своего труда.

Таким

образом,

организация

оценивания

в

условиях

безотметочного

обучения

базируется на следующих требованиях:

1)

оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки

организационной

стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания,

умения,

навыки,

но

и

учебную

деятельность,

общеучебные

навыки,

познавательную

активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов

оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех,

которые непосредственно применяю в своей работе.

1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые

удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие

суждения, опираюсь на памятку:

1) выдели то, что должен делать ребёнок;

2) найди и подчеркни то, что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) выяви то, не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок

уже умеет (найди этому подтверждение), чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов

его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Оценочными суждениями чётко фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа

может служить образцом», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил

задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т.д.). При этом результат, полученный учеником,

сравнивается

с

его

же

прошлыми

показателями

для

подтверждения

прогресса

(«Какой

сложный

пример

ты

сегодня

решил

сам»;

«Как

хорошо

ты

понял

правило,

вчера

оно

вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал»).

Необходимо

отмечать

и

поощрять

малейшее

продвижение

школьника

вперёд,

постоянно

анализируя

причины,

которые

этому

способствуют

или

мешают.

Поэтому,

указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на

что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но

не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй

сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).

При

указании

на

недостатки

на

определённых

этапах

работы

одновременно

обязательно отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня

тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и записать

примеры красиво»).

2. Поощрения применяю от более простых видов к сложным:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий

взгляд и др.);

2) словесные («Умница», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было

читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.);

3) материализованные (поощрительный приз, значок «Лучший математик», «Спасибо

за работу», «Друг трудных примеров» и др.);

4) деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право

выполнить самое трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради»,

«Сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).

Поощряются

не

только

успехи

в

учебной

деятельности,

но

и

старание

ребёнка

(присваивается звание «Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая

аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе»,

звание «Самый лучший друг»).

В

результате

успешного

применения

поощрений

возрастает

познавательная

активность,

повышается

работоспособность,

усиливается

стремление

к

творческой

активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок,

помогают друг другу.

3.

«Линеечки»

как

инструмент

небаллированной

оценки

(Г.А.

Цукерман)

тоже

в

присутствует

в

моей

работе.

Линеечки

это

педагогический

инструмент

оценки

и

самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, вместе с

классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами

озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и

красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно.

Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на

другом уровне.

Самооценка

с

помощью

линеечки

может

быть

двух

типов:

ретроспективная

(обращенная

в

прошлое)

и

прогностическая

(предсказывающая).

Ретроспективная

самооценка

это

оценка

уже

выполненной

работы.

Она

проще,

поэтому

начинать

формировать

самооценку

следует

с

неё.

И

только

тогда,

когда

использование

линеечек

становится привычной нормой работы (не раньше, чем с середины 1-го класса), можно

переходить к формированию прогностической самооценки. Поясню, как это происходит.

1-й класс. Ретроспективная оценка.

1-й шаг: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т.е.

исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки,

ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.

2-й шаг: ребёнок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской

проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Прогностическая

самооценка

труднее

ретроспективной,

так

как

является

«точкой

роста» самой способности

младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь

тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.

После проведения математического диктанта детям предлагается оценить умение

проверять полученный ответ. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен – внизу.

Если задание на прогностическую самооценку даётся впервые, не стоит просить детей

оценивать

себя

после

диктанта

до

учительской

проверки.

Нужно

раздать

проверенные

математические диктанты и попросить поставить второй крестик по результатам учительской

проверки. Наиболее выразительные расхождения следует прокомментировать индивидуально

или разъяснить смысл прогностической оценки (без термина): «Надо учиться рассчитывать

свои силы. Оценивая свои возможности перед диктантом, ставьте себе такую планку, которой

можно достичь, напрягая все силы. Только так ваши знания будут расти».

4. Диагностические карты завожу для объективного и систематического оценивания

учебных

достижений

ученика,

диагностирования

качества

образовательного

процесса,

сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений,

необходимых для формируемых навыков.

В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен

освоить

ребёнок

в

ходе

обучения

(достижения).

Требования

к

результатам

обучения

и

показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.

Регулярно

отслеживаются

успехи

в

обучении

и

поступательное

развитие

всех

учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная)

проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый

уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо

повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.

Промежуточная

диагностика

позволяет

учителю

оценить

надежность

усвоения

учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.

Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем

фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для

формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.

Родителю важно знать о проблемах и успехах своего ребёнка, и он вправе получить от

учителя нужную ему информацию. А вот как эту информацию донести до родителя, как

сделать её доступной его пониманию, зависит от учителя. Родители моего класса получают

«Листы индивидуальных достижений», в которых фиксируются все маленькие победы и

трудности детей при обучении.

При

такой

организации

безотметочного

обучения

в

первом

классе

переход

к

выставлению

отметок

во

2-м

и

последующем

классах

становится

естественным

и

объективным. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,

когда школьники знают основные характеристики разных отметок.

Нестеренко Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19

г. Черногорска Республики Хакасия



В раздел образования