Автор: Горшкова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа "3"
Населённый пункт: п.Торбеево, р-он Торбеевский,РМ
Наименование материала: презентация
Тема: "Духовно - нравственное воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Торбеевская средняя
общеобразовательная школа №3»
«Духовно-нравственное
развитие и воспитание в
начальной школе»
Составила: Горшкова С.В.
учитель начальных классов
Необходимые духовно - нравственные
точки опоры
Я просил сил… А жизнь дала мне – Трудности, чтобы сделать меня –
сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне Проблемы – для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне Разум и мускулы, чтобы я мог
работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне Препятствия, чтобы
я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать –
в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне – Возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил всё, что мне
– было нужно.
Преимущества младшего школьного
возраста
•
Природная активность, эмоциональность;
•
Особая приверженность к усвоению нового,
любознательность, подражательность;
•
Дети осознают свой новый статус в обществе
(ученик, школьник);
•
Жажда узнать окружающий мир.
Значимость данного возрастного
периода
•
Закладываются основы нравственных знаний,
умений
•
Усваиваются нормы поведения
•
Осознаются отношения между ребенком и
окружающим миром, формируются мотивы
поведения
•
Меняется внутренняя позиция детей,
перестраивается система жизненных отношений
•
Авторитет родителей дополняется авторитетом
учителя, товарищей
•
Возникают обязанности перед учителем,
коллективом, обществом.
Сущность духовного
воспитания младших школьников
Духовность - такая деятельность сознания, которая ориентирована
на его бесконечность и целостность. Духовность рассматривается как
сопереживание человеком единства его наружного и внутреннего
бытия, а также установление гармонии внешнего и внутреннего.
Духовность – проблема обретения смысла. Духовность есть
показатель существования определенной иерархии ценностей, целей
и смыслов, в ней собираются проблемы, касающиеся высшего уровня
духовного освоения мира человеком. Духовное развитие
представляет собой постепенное восхождение и постижение высших
ценностей. Процесс духовного развития есть в то же время и процесс
соотношения своих действий с нравственными и эстетическими
критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия и
взаимоотношений с миром людей и вещей. Сфера духовной жизни -
это не просто изучение элементов культуры и нравственных
ценностей, это, в первую очередь понимание и переживание личного
жизненного опыта
.
Сущность нравственного
воспитания младших школьников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных
взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на
достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного
уровня нравственной воспитанности школьника в соответствии с идеалом
современного и будущего общества. Процесс нравственного воспитания
организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию
необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, отбирает
необходимое содержание деятельности, создает в ней специальные ситуации
общения для проявления нравственных отношений между участниками труда,
игры, учения. Итак нравственное воспитание, проникая в любую деятельность
школьника насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под
влиянием которых формируется нравственные черты, составляющие главный
стержень личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что система духовно - нравственного
воспитания в школе должна быть более значимой, учителю необходимо учитывать
психологию ребенка, его жизненные условия, чтобы развить ответственного,
самостоятельного, творческого, духовно развитого гражданина страны
Духовно –нравственное развитие и воспитание
младших школьников в общеобразовательной
школе
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания гражданина
России является ключевой задачей современной государственной политики
РФ. Содержание духовно–нравственного развития и воспитания личности
определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями,
приобретает конкретный характер и направление в зависимости от того,
какие ценности общество разделяет, как организована их передача от
поколения к поколению. Духовно – нравственное развитие обучающегося
рассматривается как педагогически организованный процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой
сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно
выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу,
государству. Программы духовно–нравственного развития и воспитания
школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными
учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны
обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию
обучающегося с семьей, культурно – региональным сообществом,
многонациональным народом РФ открытым для диалога с мировым
сообществом.
Программа духовно –нравственного
развития и воспитания младших
школьников
•
Воспитание трудолюбия, сознательного творческого
отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному
выбору профессии.
•
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни.
•
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического
сознания.
•
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
•
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и обязанностям человека.
Формирование коллектива
•
Диагностика каждого учащегося- уровня
сформированности его нравственных ценностей,
благополучия в семье.
•
Знакомство детей с интересами друг друга
•
Организация разных праздников: народных,
календарных, православных и таких, которые
придумываем сами.
•
Трудовое воспитание
Реализация программы духовно-
нравственного воспитания
Программа разработана Зинченко З.И.
методистом Отдела религиозного
образования Краснослободской Епархии
• 1 класс «Мир Божий»
• 2 класс «Как прекрасен этот мир»
• 3 класс «Святая Русь»
• 4 класс «Детям о православном
богослужении»
Цикл занятий по православной культуре проходит в
рамках внеурочной деятельности
Самые любимые и радостные
детские христианские праздники
• Покров- чудное явление произошедшее в середине
X века в Константинополе, во Влахернской церкви,
где хранилась риза Божией Матери, Её головной
покров (мафорий)
• Рождество Христово – великий, светлый, радостный
праздник, когда «ликуют ангелы на небесах и
радуются люди».
•Святая Пасха является самым главным христианским
праздником. Светлое Христово Воскресение- это
праздник нашей Надежды на общее Воскресение.
Покров Пресвятой Богородицы
Покрой нас, Матушка, Своим платком,
Чтоб лёг на землю он белым снежком,
Чтоб всё укрылось в Твою любовь,
Чтоб легче думалось и пелось вновь.
Рождество Христово
И наступило Рождество!
И ёлка снова пахнет детством,
И нам тепло среди зимы,
И все слова идут от сердца.
Рождество Христово
Рождество Христово
Христос Воскресе
Пасха – самый лучший праздник!
Пасха – лучше именин!
В этот день святой Спаситель,
Иисус, наш покровитель,
Сильный воин, неба житель
Всех нас с Богом примирил!
Христос Воскресе
Любое начатое дело имеет
результат
Перед семьей, общеобразовательной школой и
Церковью стоит задача воспитания ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.
Любое начатое дело имеет
результат
Любое начатое дело имеет
результат