Автор: Виниченко Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №38
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Природные явления в неживой природе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №38 г. Мурманска
КОНСПЕКТ
НОД по ознакомлению с миром природы
На тему: «Природные явления в неживой природе»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Виниченко Елена Михайловна
Г. Мурманск, 2017-2018 г.г.
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей по теме
«Природные явления в неживой природе».
Задачи:
-развивать познавательный интерес и активность ,любознательность, воображение,
логическое мышление детей;
-расширить знания и представления детей о природе;
-активизировать словарный запас детей на основе формирующихся знаний о природе
и мире в целом;
-повторить последовательность смены времён года, знания о сезонных изменениях в
природе;
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
-закрепить правила поведения во время некоторых природных явлений (гроза,
гололедица, туман…)
Материал и оборудование: магнитная доска, фонарик, компьютерный диск, мыльные
пузыри, макет «Вулкан», для опыта: сода, лимонная кислота, мыльная вода; карточки
«Неживая, живая природа»,
Словарная работа: атмосфера, гололедица, ледоход, оттепель, проталины, роса
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Ребята, поздоровайтесь с гостями и давайте с вами настроимся на работу.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко;
Ушки будут слушать;
Ротик-чётко говорить;
Ручки будут хлопать;
Ножки будут топать;
Спинки выпрямляются;
Друг другу улыбаемся.
(делаем движения по тексту)
Вводная часть
Я хочу прочитать вам стих-ние, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём оно.
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года-это всё вокруг…(природа).
Сегодня мы будем говорить с вами о нашей удивительной и разнообразной природе.
Так что же такое природа для каждого из вас? (ответы детей) Природа-это всё, что нас
окружает, что не создано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Как вы
думаете: что или кто относится к живой(неживой) природе? Объекты живой природы
могут расти, питаться, размножаться, а объекты неживой природы ничего этого не
могут. Сейчас мы с вами условно обозначим живую природу –зелёным кружком,
неживую-жёлтым, а вам нужно будет правильно определить к какой природе
относятся предметы на вашей картинке и правильно их разместить на магнитной
доске. (детям выдаются карточки с изображением цветов, животного, птицы, камней,
облака, луны, воды, насекомого)Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об объектах
неживой природы. Присаживайтесь.
Основная часть
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт.
дождь… Все эти изменения в природе называют природными явлениями. Их очень
много. Некоторые природные явления стали для нас привычными, мы видим их
каждый день. Другие для нас удивительные, необычные. А есть и опасные природные
явления.
(показ презентации)
Обычные прир.явл. зависят от смены времён года. Какое сейчас время года? (зима)
Что вы можете сказать о погоде зимой? Что нас окружает зимой? (холодно, морозно,
вокруг снег) Что такое снег? (вода, замёрзшая вода) Когда снежинки падают на землю,
такое прир. явл. Называется снегопад.
Если к снегопаду прибавляется ветер, начинается метель или вьюга.
Зимой мы можем наблюдать такое прир. явл. как изморозь или иней – это
мельчайшие кристалики льда, которые покрывают все окружающие предметы:
веточки деревьев, забор, машины во дворе… ,т.к. температура поверхности этих
предметов ниже температуры воздуха.
На реках и озёрах вода замерзает и превращается в лёд.
А на поверхности земли : на тротуарах, на проезжей части улицы-образуется плотный
слой льда – это гололедица. Вспомним правила поведения в гололёд?
Иногда во время зимы температура воздуха повышается, снег начинает таять,
становится рыхлым - такое прир. явл. называется оттепель.
С крыш капает вода – подтаявший снег, и появляются сосульки. Вспомним правила
поведения во время прогулки, когда на крыша висят сосульки?
После зимы наступает весна. Какая погода преобладает весной? (становится теплее,
солнце пригревает) Снег начинает таять, появляются проталины – открытые от снега
участки земли.
Покрытые льдом водоёмы под напором прибывающей воды увеличиваются. С
грохотом трескается лёд на реке. Это прир. явл. называется ледоход.
После весны наступает лето. Погода? (тепло, жарко) В солнечную погоду на небе
хорошо видны облака – это вода, которая и спарилась с поверхности озёр, рек, морей,
океанов. Этот пар поднялся высоко в небо и превратился в облако. Облака могут
принимать различную форму.
Тёмно-серые тяжёлые облака называются тучи. Если они появились, значит может
пойти дождь – это капли воды, которые стали очень тяжёлыми и они начинают падать
на землю. Если капли мелкие – идёт моросящий дождь, а если крупные – проливной.
Во время дождя на небе может сверкать молния – это гигантский электрический
разряд в атмосфере. Молния проявляется вспышкой света и сопровождается громом
– звуковое явление в атмосфере. Атмосфера – слой воздуха вокруг нашей планеты,
благодаря которому возможна жизнь на нашей планете.
Когда во время дождя сверкает молния и гремит гром, такое прир.явл. называется
гроза. А вы когда – нибудь видели грозу? Как надо вести себя во время грозы, чтобы
не случилось беды?
Иногда капли летнего дождя превращаются в большие круглые льдинки –град – это
льдинки, которые не успели растаять. Когда идёт град, необходимо побыстрее
спрятаться под крышей.
Летом по утрам вода из воздуха может оседать на траву, листья деревьев…- это роса.
Как вы , полезна роса в природе и для кого? (птицы, насекомые, растения)
После лета наступает осень. Какая погода бывает осенью? (становится прохладно)
Осенью часто дует ветер – резкий, сильный, холодный.
Осенью часто бывают туманы – это облака, которые вист над самой землёй. Туман
может быть такой густой, что бывает трудно что-либо разглядеть. Как вы думаете,
почему это может быть опасно?
Вот такие обычные прир. явл. бывают. Конечно, это не все, а только основные.
А как вы думаете, какие прир. явл. могут называться необычными, удивительными?
Это редкое явленье всех приводит в изумленье.
Над землёй небесный мост после дождичка подрос.
Волшебство 7-ми цветов, разноцветных 7 подков
Изогнулись над планетой и короновали лето.
Отвести глаз не могу… смотрю на ….радугу!
После дождя на небе часто можно увидеть радугу. Её видно, когда солнечные лучи
проходят сквозь мельчайшие капли дождя. А кто из вас знает все цвета радуги?
Молодцы! А хотите прямо сейчас увидеть радугу? Для этого нам понадобится
фонарик, обычный компьютерный диск и лист белой бумаги. Направляем свет
фонарика на диск и ловим радугу на листе.
А ещё радугу можно увидеть в обычных мыльных пузырях. (двиг. пауза – можно
попрыгать, подуть мыльные пузыри) Ну, что ж, ещё одну тайну природы мы с вами
разгадали. Следуем дальше. Присаживайтесь.
Ещё одним удивительным и редким прир. явл. считается северное сияние. Само
название говорит о том, что это явление происходит на крайнем севере, за полярным
кругом. Северное сияние можно увидеть в ясную морозную ночь. Как же это
происходит? Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создаётся трение ветра об
атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы и
возникает северное сияние.
Ещё одним необычным прир. явл. считается полярный день и ночь. Многие дни на
крайнем севере солнце не поднимается над горизонтом и прямое солнечное
освещение отсутствует – это полярная ночь. Бывает она зимой Конечно, людям
живущим в условиях полярной ночи приходится приспосабливаться к недостатку
солнца – поэтому нам необходимо высыпаться, побольше гулять, есть побольше
фруктов и овощей.
А когда солнце не опускается за горизонт и светит днём и ночью, называется полярный
день.(конец презентации)
Ну, что ж, мы с вами поговорили об обычных прир. явл. и необычных, удивительных. А
что же такое опасные прир. явл. и для кого они опасны? Об этом мы узнаем,
посмотрев фильм.
О каких опасных прир. явл. вы узнали? (цунами, землетрясение, смерч, извержение
вулкана, снежные лавины, тайфун, наводнения…) Почему же они называются
опасными? (угрожают жизни людей, природе, рушатся города, нарушается привычный
ритм жизни) А сейчас я вам предлагаю самим поучаствовать в извержении вулкана,
хотите? Конечно, мы постараемся , чтобы это не было опасно ни для кого.
Поэтому вспомним правила проведения опыта.(не баловаться, не прыгать-можно
опрокинуть реактивы, очень близко не подходить, пользоваться средствами защиты:
маски, перчатки, маски)
Вот такие разные прир. явл. в неживой природе происходят на нашей планете. Но все
они – часть жизни нашей природы и мы не можем на них повлиять. Мы можем только
любоваться красивыми прир. явл. и стараться избежать опасных. Планета Земля – наш
общий дом. Будем же бережно относиться ко всему что нас окружает.