Напоминание

"Природные явления в неживой природе"


Автор: Виниченко Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №38
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Природные явления в неживой природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №38 г. Мурманска

КОНСПЕКТ

НОД по ознакомлению с миром природы

На тему: «Природные явления в неживой природе»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Виниченко Елена Михайловна

Г. Мурманск, 2017-2018 г.г.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей по теме

«Природные явления в неживой природе».

Задачи:

-развивать познавательный интерес и активность ,любознательность, воображение,

логическое мышление детей;

-расширить знания и представления детей о природе;

-активизировать словарный запас детей на основе формирующихся знаний о природе

и мире в целом;

-повторить последовательность смены времён года, знания о сезонных изменениях в

природе;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

-закрепить правила поведения во время некоторых природных явлений (гроза,

гололедица, туман…)

Материал и оборудование: магнитная доска, фонарик, компьютерный диск, мыльные

пузыри, макет «Вулкан», для опыта: сода, лимонная кислота, мыльная вода; карточки

«Неживая, живая природа»,

Словарная работа: атмосфера, гололедица, ледоход, оттепель, проталины, роса

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Ребята, поздоровайтесь с гостями и давайте с вами настроимся на работу.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко;

Ушки будут слушать;

Ротик-чётко говорить;

Ручки будут хлопать;

Ножки будут топать;

Спинки выпрямляются;

Друг другу улыбаемся.

(делаем движения по тексту)

Вводная часть

Я хочу прочитать вам стих-ние, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём оно.

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,

Человек и время года-это всё вокруг…(природа).

Сегодня мы будем говорить с вами о нашей удивительной и разнообразной природе.

Так что же такое природа для каждого из вас? (ответы детей) Природа-это всё, что нас

окружает, что не создано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Как вы

думаете: что или кто относится к живой(неживой) природе? Объекты живой природы

могут расти, питаться, размножаться, а объекты неживой природы ничего этого не

могут. Сейчас мы с вами условно обозначим живую природу –зелёным кружком,

неживую-жёлтым, а вам нужно будет правильно определить к какой природе

относятся предметы на вашей картинке и правильно их разместить на магнитной

доске. (детям выдаются карточки с изображением цветов, животного, птицы, камней,

облака, луны, воды, насекомого)Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об объектах

неживой природы. Присаживайтесь.

Основная часть

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт.

дождь… Все эти изменения в природе называют природными явлениями. Их очень

много. Некоторые природные явления стали для нас привычными, мы видим их

каждый день. Другие для нас удивительные, необычные. А есть и опасные природные

явления.

(показ презентации)

Обычные прир.явл. зависят от смены времён года. Какое сейчас время года? (зима)

Что вы можете сказать о погоде зимой? Что нас окружает зимой? (холодно, морозно,

вокруг снег) Что такое снег? (вода, замёрзшая вода) Когда снежинки падают на землю,

такое прир. явл. Называется снегопад.

Если к снегопаду прибавляется ветер, начинается метель или вьюга.

Зимой мы можем наблюдать такое прир. явл. как изморозь или иней – это

мельчайшие кристалики льда, которые покрывают все окружающие предметы:

веточки деревьев, забор, машины во дворе… ,т.к. температура поверхности этих

предметов ниже температуры воздуха.

На реках и озёрах вода замерзает и превращается в лёд.

А на поверхности земли : на тротуарах, на проезжей части улицы-образуется плотный

слой льда – это гололедица. Вспомним правила поведения в гололёд?

Иногда во время зимы температура воздуха повышается, снег начинает таять,

становится рыхлым - такое прир. явл. называется оттепель.

С крыш капает вода – подтаявший снег, и появляются сосульки. Вспомним правила

поведения во время прогулки, когда на крыша висят сосульки?

После зимы наступает весна. Какая погода преобладает весной? (становится теплее,

солнце пригревает) Снег начинает таять, появляются проталины – открытые от снега

участки земли.

Покрытые льдом водоёмы под напором прибывающей воды увеличиваются. С

грохотом трескается лёд на реке. Это прир. явл. называется ледоход.

После весны наступает лето. Погода? (тепло, жарко) В солнечную погоду на небе

хорошо видны облака – это вода, которая и спарилась с поверхности озёр, рек, морей,

океанов. Этот пар поднялся высоко в небо и превратился в облако. Облака могут

принимать различную форму.

Тёмно-серые тяжёлые облака называются тучи. Если они появились, значит может

пойти дождь – это капли воды, которые стали очень тяжёлыми и они начинают падать

на землю. Если капли мелкие – идёт моросящий дождь, а если крупные – проливной.

Во время дождя на небе может сверкать молния – это гигантский электрический

разряд в атмосфере. Молния проявляется вспышкой света и сопровождается громом

– звуковое явление в атмосфере. Атмосфера – слой воздуха вокруг нашей планеты,

благодаря которому возможна жизнь на нашей планете.

Когда во время дождя сверкает молния и гремит гром, такое прир.явл. называется

гроза. А вы когда – нибудь видели грозу? Как надо вести себя во время грозы, чтобы

не случилось беды?

Иногда капли летнего дождя превращаются в большие круглые льдинки –град – это

льдинки, которые не успели растаять. Когда идёт град, необходимо побыстрее

спрятаться под крышей.

Летом по утрам вода из воздуха может оседать на траву, листья деревьев…- это роса.

Как вы , полезна роса в природе и для кого? (птицы, насекомые, растения)

После лета наступает осень. Какая погода бывает осенью? (становится прохладно)

Осенью часто дует ветер – резкий, сильный, холодный.

Осенью часто бывают туманы – это облака, которые вист над самой землёй. Туман

может быть такой густой, что бывает трудно что-либо разглядеть. Как вы думаете,

почему это может быть опасно?

Вот такие обычные прир. явл. бывают. Конечно, это не все, а только основные.

А как вы думаете, какие прир. явл. могут называться необычными, удивительными?

Это редкое явленье всех приводит в изумленье.

Над землёй небесный мост после дождичка подрос.

Волшебство 7-ми цветов, разноцветных 7 подков

Изогнулись над планетой и короновали лето.

Отвести глаз не могу… смотрю на ….радугу!

После дождя на небе часто можно увидеть радугу. Её видно, когда солнечные лучи

проходят сквозь мельчайшие капли дождя. А кто из вас знает все цвета радуги?

Молодцы! А хотите прямо сейчас увидеть радугу? Для этого нам понадобится

фонарик, обычный компьютерный диск и лист белой бумаги. Направляем свет

фонарика на диск и ловим радугу на листе.

А ещё радугу можно увидеть в обычных мыльных пузырях. (двиг. пауза – можно

попрыгать, подуть мыльные пузыри) Ну, что ж, ещё одну тайну природы мы с вами

разгадали. Следуем дальше. Присаживайтесь.

Ещё одним удивительным и редким прир. явл. считается северное сияние. Само

название говорит о том, что это явление происходит на крайнем севере, за полярным

кругом. Северное сияние можно увидеть в ясную морозную ночь. Как же это

происходит? Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создаётся трение ветра об

атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы и

возникает северное сияние.

Ещё одним необычным прир. явл. считается полярный день и ночь. Многие дни на

крайнем севере солнце не поднимается над горизонтом и прямое солнечное

освещение отсутствует – это полярная ночь. Бывает она зимой Конечно, людям

живущим в условиях полярной ночи приходится приспосабливаться к недостатку

солнца – поэтому нам необходимо высыпаться, побольше гулять, есть побольше

фруктов и овощей.

А когда солнце не опускается за горизонт и светит днём и ночью, называется полярный

день.(конец презентации)

Ну, что ж, мы с вами поговорили об обычных прир. явл. и необычных, удивительных. А

что же такое опасные прир. явл. и для кого они опасны? Об этом мы узнаем,

посмотрев фильм.

О каких опасных прир. явл. вы узнали? (цунами, землетрясение, смерч, извержение

вулкана, снежные лавины, тайфун, наводнения…) Почему же они называются

опасными? (угрожают жизни людей, природе, рушатся города, нарушается привычный

ритм жизни) А сейчас я вам предлагаю самим поучаствовать в извержении вулкана,

хотите? Конечно, мы постараемся , чтобы это не было опасно ни для кого.

Поэтому вспомним правила проведения опыта.(не баловаться, не прыгать-можно

опрокинуть реактивы, очень близко не подходить, пользоваться средствами защиты:

маски, перчатки, маски)

Вот такие разные прир. явл. в неживой природе происходят на нашей планете. Но все

они – часть жизни нашей природы и мы не можем на них повлиять. Мы можем только

любоваться красивыми прир. явл. и стараться избежать опасных. Планета Земля – наш

общий дом. Будем же бережно относиться ко всему что нас окружает.



В раздел образования