Автор: Бикмухаметова Гузалия Салаватовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Как происходят изменения в окружающем мире"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Как происходят изменения в окружающем мире»
Цель: формирование умения детей видеть взаимосвязь между изменениями в окружающем
мире и течением времени.
Задачи:
1. Расширять представления детей об изменениях с течением времени в неживой природе и в
живой природе;
2. Развивать познавательную активность детей в ходе ведения проблемного диалога;
3. Развивать логическое мышление, способность к умозаключениям, сравнениям, суждениям,
умение делать выводы, стремление решать интеллектуальные задачи;
4. Формировать коммуникативные навыки в ходе работы в группах, в парах, в процессе
взаимопроверки;
5. Воспитывать культуру общения в ходе совместной работы со сверстниками.
1. Ребята, на этой недели я работала в старшей группе «Солнышко» и дети задали мне вопрос,
не знаю, что им ответить.
- Как вы думаете, происходят ли изменения в окружающем мире?
(Ответы детей)
Педагог: (ГОТОВЫЕ КАРТОЧКИ С ИМЕНАМИ ДЕТЕЙ, «ДА», «НЕТ», МОЛЬБЕРТ,
МАГНИТИКИ).
2. - Давайте, выясним происходят ли изменения в неживой природе? (да, нет)
- Вспомним, что произойдет со снегом, если мы принесем его в тепло? (растает).
- Какая будет вода? (холодная)
- Если мы ее нагреем, какая станет вода? (теплая, горячая)
- Если мы воду доведем до кипения или на длительное время оставим на солнце, что с ней
произойдет? (испарится). И затем снова в виде осадков выпадет на землю.
- Таким образом, что изменилось? (состояние воды).
- Сначала мы занесли снег, растопили, получилась вода. Испарилась, получился пар. Все это
вода. Так, что изменилось? Изменилось состояние воды.
- Как долго тает снег? (если много снега, то долго тает. А если мало снега, то быстрее
растает).
- Как быстро испаряется вода? (также если много воды, то долго. А если мало, то быстро
испаряется).
- Так значит, что нужно для того, чтобы состояние вещества изменилось? (время).
(Выставляется КАРТОЧКА СО ВРЕМЕНЕМ (ЧАСЫ).
3. - Только ли в неживой природе происходят изменения? (да, нет)
- Происходят ли изменения в живой природе? (да, нет)
Ребята, посмотрите, какая чудесная бабочка к нам прилетела? Она сразу же рождается такой?
- Как же она появляется? (выставляю рисунок с бабочкой).
Рассказ про бабочку со схемой (Полина):
Сначала взрослая бабочка откладывает яица, затем появляются гусеницы на листьях, которые
они поедают. Растут, образуют вокруг себя оболочку. Она затвердевает, образуется куколка. Со
временем куколка лопается и появляется бабочка.
- Что нужно, чтобы кокон превратился в бабочку? (время, тепло, свет, листочек)
- Быстро превращается кокон в бабочку? (да, нет)
- Так, что же нужно, чтобы кокон превратился в бабочку? (время)
(Выставляется КАРТОЧКА СО ВРЕМЕНЕМ (ЧАСЫ).
4. Физминутка «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
5. - Ребята, перед вами лежат карточки, возьмите карточку, которая вам нравится (1.
Растения; 2. Животные; 3. Морские обитатели).Объединитесь в группы, что общего между
вашими карточками? Подумайте и решите, кто из вашей группы будет рассказывать, какие
изменения происходят. На обсуждение, я вам даю время. (Ставлю песочные часы)
- Какой вид живой природы представляет ваша группа?
- Все согласны? (да)
(Отвечающая группа выставляет карточки и рассказывает один ребенок).
- Все эти изменения происходят со временем. (Выставляется КАРТОЧКА СО ВРЕМЕНЕМ
(ЧАСЫ).
6. - Ребята, а как вы думаете, с человеком происходят изменения со временем? (да)
- Предлагаю вам разделиться на пары, вам нужно составить схему, на которой будет видно
изменения человека со временем. (раскладывают схему по парам: Ребенок – Школьница –
Мама с младенцем – Женщина с сумочкой в очках - Бабушка).
- Приступайте к работе. Поменяйтесь местами и проверти, правильно ли составлена схема у
других ребят. Ничего исправлять в схемах ваших друзей не надо, если нашли ошибку, то над
карточкой с условным изображением, ставите красную метку, а если правильно, то синию.
После взаимоконтроля педагог разворачивает свою схему.
- Свертись, правильно ли вы составили схему. Правильно ли вас оценили?
-Ребята, какой сделаем вывод? Происходят ли изменения с человеком?(да)
- Что для этого нужно? (время)
7. Обратится к детям, которые под графой «НЕТ».
- ……………, как ты думаешь, происходят изменения или нет? Педагог меняет карточки в
колонку «ДА».
8. – Все считают, что происходит изменения в окружающем мире? (да)
- Что необходимо, чтобы произошли эти изменения в окружающем мире? (время)
Выставляем модель педагога.
9. Рефлексия
- Произошли изменения в ваших мнениях в течение нашей деятельности. Что вам для этого
потребовалось? (время). Все, что происходит в нашей жизни, на все нужно время!