Автор: Ажеганова Лариса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 63
Населённый пункт: Удмуртия, г.Ижевск
Наименование материала: Игра-занятие в старшей группе по развитию речи.
Тема: "Новые приключения Красной Шапочки" с использованием технологии ТРИЗ ( знакомые герои в новых обстоятельствах)
Раздел: дошкольное образование
Игра-занятие с использованием технологии ТРИЗ. (знакомые герои в
новых обстоятельствах) старшая группа
«Новые приключения Красной Шапочки»
Составила Ажеганова Лариса Борисовна
Цель:
Помочь детям сочинить сказку «Красная шапочка» при новых
обстоятельствах.
Создавать условия для развития фантазии, ломая привычные стереотипы у
детей.
Развить абстрактно-логическое мышление, умение оперировать
символами.
. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в
ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, символы-круги: герои сказки
«Красная шапочка» и три розовых кружочка, стол, модель для составления
загадки, аудиозапись, коробочка с книжками-малышками, картинки: грибы и
ягоды, магнитная доска.
Ход занятия
Дети стоят рядом с воспитателем полукругом.
Дети: Здравствуйте.
- Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель.. Как вы думаете , что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом
и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует
волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное
становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и
дети и взрослые. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем отправиться в сказку, а для этого
у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и
перенесут нас в сказку.
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в
середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)
ВОТ МЫ И ПОПАЛИ В СКАЗКУ
(Дети присаживаются на стульчики полукругом.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, в какую сказку мы попали:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите ей имя её.
(красная шапочка)
Воспитатель: Ребята, а почему ее так прозвали- Красная шапочка?
Дети: потому что она носила красную шапочку.
Воспитатель: Я вижу символы-кружочки. Чем же они отличаются?
Д: Цветом.
В: Как вы думаете, кто у нас будет красным кружком? (красная шапочка)
В:А почему вы так решили? ( потому что девочка носила красную шапочку).
В: А какая девочка в сказке по характеру?
В: Каким по цвету кружочком будет мама девочки? (Белым)
В: Почему? (у мамы белый фартук)
В: бА бабушка? ( желтым) Почему?
В: Волк? (черным) Почему?
В: Охотники? (коричневыми) Почему?
В: Кто из них отрицательный герой? Волк.
Почему вы так решили? ( потому что он съел бабушку и красную шапочку)
А почему он это сделал? ( он злой, жестокий и т.д)
Ребята, а здесь еще есть три розовых кружочка. Кто бы это мог быть?
В каких сказках есть три одинаковых героя? (три поросенка, три медведя, три
богатыря, три сына)
К трем розовым кружочкам, кто из них подходит? (поросята)
А поросята что-то не веселые, давайте попробуем их развеселить
Давайте составим загадку про поросят с помощью модели.
Что делают?
Кто или что делают так же?
Любят рыть землю
мышата
Греются на солнышке
котята
Лежать в луже
бегемотики
Кто любит рыть землю так же, как поросята — мышата.
Кто греется на солнышке так же, как поросята — котята.
Кто любит лежать в луже так же, как поросята - бегемотики.
Загадка: любят рыть землю, но не мышата, греются на солнышке, но не котята,
лежать в луже, как бегемотики? КТО ЭТО? (ПОРОСЯТА)
Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, поросята всё
равно грустные.
Чтобы развеселить давайте их пригласим в сказку «Красная Шапочка».
Воспитатель: С участием поросят у нас с вами получится новая сказка. Давайте
её назовём «Новые приключения Красной Шапочки». А вы мне помогайте.
НАПОМНИТЕ, А КАКИЕ ПО ХАРАКТЕРУ БЫЛИ ПОРОСЯТА В СКАЗКЕ
«ТРИ ПОРОСЕНКА»(хитрые и добрые)
И начинаю рассказывать сказку.
Жили-были в одной деревне Красная шапочка со своей мамой.
И вот мама позвала свою доченьку и сказала: (говорит ребенок)
Красная шапочка взяла корзинку с пирожками и отправилась к бабушке через
лес.
Идет Красная Шапочка по лесу и повстречала трех поросят.
В: Расскажите,как у них произошла встреча? Дети: рассказывают, как они
играли, рассказывают, что они все отправились к бабушке и т.д
В: А вот послушайте, что было дальше в сказке.
Красная Шапочка была доброй девочкой и угостила их пирожками. Поросятам
так понравились пирожки, что они не удержались и съели все.
Теперь корзиночка у Красной Шапочки пуста, что теперь понесет девочка
для своей бабушки? ( предложения от детей: грибы, ягоды, букет цветов,
вернется домой за пирожками и т.д)
В: Прекрасные у вас предложения.
Решили поросята помочь Красной Шапочке собрать для бабушки и грибы, и
ягоды (дети берут с полянки по одной картинке, назвав ее)
В: Ребята, а куда будет Красная Шапочка складывать ягоды?
(предположения ребят: в лопух, в шапочку, в передник и т.д)
Поросята помогли красной шапочке собрать съедобные ягоды и грибы.
Поблагодарив, она отправилась к бабушке и по дороге встретила по пути волка:
(дети: диалог героев).
Волк побежал по короткой дорожке, а красная шапочка по длинной.
Услышали разговор поросята и стало жалко им бабушку, решили они ей помочь.
Как могут помочь поросята бабушке? ( детские предположения: поставить для
волка капкан, рассказать о волке охотникам, добежать быстрее до домика
бабушки и запереть дверь на засов и т.д)
А почему произошла беда? ( девочка волку рассказала, где живет ее бабушка)
А красная шапочка не о чем, не подозревая, шла по длинной дорожке.
Поросята так расшумелись, что волк услышал их и решил сначала съесть
поросят, а уж потом бабушку. Младший поросенок побежал предупредить
бабушку, средний побежал до охотников, но старший недалеко от дороги
выкопал яму. Как только волк увидел старшего брата, побежав к нему, он не
заметил и попал в яму.
.На его рев прибежали охотники, но волк успел выбраться из ямы и убежать в
другой лес.
Младший поросенок вместе с бабушкой дождались красную шапочку и
рассказали ей о намерениях волка. Вскоре пришли остальные братья с
охотниками и рассказали, что бояться больше некого, волк убежал в другой лес.
А красная шапочка пообещала не разговаривать с посторонними в дороге.
Теперь в лесу стало спокойно, бояться не кого.
Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили, необычную, свою. И
поросята в нашу сказку попали, и остались довольны. А у кого будет желание, у
меня есть книжки-малышки, они могут зарисовать нашу получившуюся сказку и,
рассказать ее своим близким и знакомым.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Где же наши волшебные ленточки?!
(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в
середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)
Вот мы и в детском саду.