Напоминание

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта при реализации цели обучения


Автор: Осипенкова Ирина Владимировна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта при реализации цели обучения
Раздел: высшее образование





Назад




Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта при реализации цели

обучения

И.В. Осипенкова

Современные отечественные исследователи истории педагогики рубежа

XIX-XX веков (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, Л.А.

Степашко

и

др.)

отмечают,

что

педагогическое

знание

в

этот

период

о суще ствляло сь

в

русле

антропологиче ских

идей

п ед а го ги к и

К.Д.

Ушинского.

Педагоги

рассматриваемого

периода

изучали

природу

человека

«как

биологического,

социального

и

культурного

существа»

(Л.А.

Степашко)

и

развивали

идею

развивающего

и

воспитывающего

обучения как идею становления целостной гармонично развитой личности в

педагогическом процессе.

В

соответствии

с

новым

взглядом

на

человека

предполагалось

переосмыслить и цели обучения, которые учитывали особенности личности

ребёнка и развитие его природы, а антропологические параметры цели были

детерминированы

«развитием

природных

сущностных

сил

человека»

(Л.А. Степашко).

Для

анализа

педагогического

наследия

дидактических

вопросов

взаимодействия

педагога

и

учащихся

как

пространства

реализации

цели

обучения мы обратились к трудам выдающегося педагога П.Ф. Лесгафта.

Концепция П.Ф. Лесгафта строилась на представлении о человеке как

биологическом высокоорганизованном существе, способном к сознательному

социально-культурному

становлению.

Опираясь

на

знание

физиологии,

психологии

и

философии,

П.Ф.

Лесгафт

пришёл

к

выводу,

что

целью

обучения и воспитания должно стать «гармоничное всестороннее развитие

деятельности

человеческого

организма»

1

.

«Гармоническое, всестороннее

развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую

1



Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста (1888-1901). Главные

труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. -

СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. – С. 108.

цель

воспитания

и

образования,

задачи

которых

только

в

частности

отличаются между собой»

2

.

Вместе с тем, П.Ф. Лесгафт проводил различие между воспитанием и

образованием.

В

область

воспитания

он

включал

нравственные

качества

человека

и

его

волевые

проявления;

к

области

образования

он

относил

систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие

3

.

Одной из центральных идей в педагогике П.Ф. Лесгафта занимает его

представление об «идеально нормальной личности», которую необходимо

развивать системой образования. «С точки зрения нормальных проявлений

человека умственная и физическая деятельность человека должны быть в

полном соответствии между собой…»

4

.

Исходя

из

представлений

о

неделимости

процесса

становления

человека,

учёный

обосновывал

единство

физического

и

умственного

развития. П.Ф. Лесгафт «физическое образование» наряду с «умственным

образованием»

рассматривал,

с

одной

стороны,

как

органическую

часть

педагогического процесса, и с другой – как результат этого процесса.

Для описания сущности педагогического процесса учёный обратился к

понятию

«вочеловечение»,

которое

предполагало

приобретение

знаний,

развитие способностей, понимание своего назначения в жизни, готовность

следовать сформированному идеалу.

В

контексте

представлений

об

образовании

как

«вочеловечении»

результатом

педагогического

процесса

признавалось

приобретение

такого

качества, как мудрость. Мудрость, по мнению педагога, позволяет человеку

«содействовать

возможности

идеализировать

общество,

ближнего

и

даже

дело, которым человек занят»

5

.

2



Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во

Института практической психологии. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – С. 252-253.

3



Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста (1888-1901). Главные

труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. -

СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. – С. 108.

4



Там же.

5



Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. / Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во

Института практической психологии. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – С. 175.

Для

достижения

этой

цели

необходим

ряд

благоприятных

условий

среды, семьи, школы и т.д.

Школа должна «будить мысль», содействовать развитию понятия о

личности,

должна

приучать

учеников

проверять

свои

мысли

и

самостоятельно

проявляться.

Признавая

за

школой

развитие

характера

ребёнка, а не только умственное и физическое образование, П.Ф. Лесгафт

утверждал, что соединение этих задач трудновыполнимо, так как для этого

необходимо

почти

идеальное

понимание

и

выполнение

учителем

своих

обязанностей, приучить к самостоятельному контролю своих знаний.

Таким образом, педагогическая концепция П.Ф. Лесгафта исходит из

целостности

природы

ребёнка.

Учёный

акцентировал

своё

внимание

на

социально-культурных

характеристиках,

которые

основывались

на

наследственных и врождённых признаках, а идеал сводился к достижению

всесторонне развитой личности.

Концепция П.Ф. Лесгафта основывается на представлении о целостной

природе

человека

и

на

развитии

его

психических

сил

в

процессе

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Общей

целью

обучения,

по

его

мнению,

должно

стать

всестороннее

развитие

деятельности

человека.

П ед а го г

у т в е р ж д а л ,

ч то

су щ е с т вуе т

« т е с н а я

с в я з ь … м е ж д у

непосредственными

физическими

и

душевными

проявлениями,

с

одной

стороны,

и

внешним

их

выражением,

с

другой,

что

показывает

необходимость

гармонического

физического

и

умственного

развития

в

школе»

6

. В этом положении выражается закон гармонии, сформулированный

П.Ф. Лесгафтом.

Для

более

полного

обоснования

цели

обучения

в

концепции

П.Ф. Лесгафта мы обращаемся к трудам учёного («Психология нравственного

и физического воспитания», «Семейное воспитание ребёнка и его значение»),

в которых он рассуждает о двух направлениях образовательного процесса - о

воспитании и обучении.

6



Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во

Института практической психологии. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - С. 114.

Различия

между

воспитанием

и

обучением

определяют ся

направленностью

и

содержанием

знания:

если

знания

располагаются

в

области отношений, то это – процесс воспитания; если в области научного

знания – это процесс обучения. Между этими двумя процессами чёткого

разграничения

П.Ф.

Лесгафт

не

проводил.

Целью

воспитания

он

считал

формирование

нравственных

и

волевых

качеств,

а

целью

обучения

умственное, эстетическое и физическое развитие.

Обучение,

обеспечивающее

развитие

и

воспитание

ребёнка,

П.Ф.

Лесгафт считал ведущим видом деятельности. Воспитывающее обучение, по

утверждению

П.Ф.

Лесгафта,

должно

содействовать

развитию

мудрого

человека, который может предвидеть последствия своих действий, выяснять

причинную

связь

наблюдаемых

явлений,

вырабатывать

в

себе

идейного

человека, чтобы в жизни руководствоваться высокими идеалами. Именно

мудрость,

по

мнению

учёного,

приводит

«в

причинную

связь

его

размышления и действия…»

7

.

В

своей

концепции

П.Ф.

Лесгафт

опирался

на

естественнонаучные

представления о человеке. «Только при гармоничном развитии всех органов

организм

человека

в

состоянии

совершенствоваться…»

8

.

Следовательно,

умственное

развитие,

по

мнению

учёного,

возможно

только

при

определённом развитии «органов высших чувств».

Центром

педагогического

учения

П.Ф.

Лесгафта

являет ся

представление о взаимосвязи умственного и физического развития человека в

их

единстве.

«Всякое

одностороннее

развитие

непременно

разрушит

гармонию

в

образовании

и

не

создаст

условий

для

развития

цельного

человека»

9

.

Для достижения цели обучения, считал учёный, необходимо чтобы

умственная и физическая деятельность соответствовали друг другу, и только

в этом случае будут созданы условия для умения анализировать, сравнивать,

7



Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во

Института практической психологии. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – С. 456.

8



Там же. С. 107.

9



Там же. С. 248.

наблюдать получаемые извне впечатления и сознательно относиться к своей

деятельности. Учёный

отмечал,

что

целью

умственной

и

физической

деятельности

является

способность

ребёнка

самостоятельно

мыслить,

«работой поддерживать мысль и работой проверять её».

Анализируя

педагогическую

концепцию

П.Ф.

Лесгафта,

мы

обнаружили,

что

целью

обучения

он

признавал

организованное

саморазвитие, базирующееся на самостоятельности и активности ребёнка.



В раздел образования