Автор: Плешкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей пгт Преображение"
Населённый пункт: Приморский край, Лазовский район, пгт Преображение
Наименование материала: Программа по дополнительнму образованию
Тема: "Этика человеческих отношений"
Раздел: дополнительное образование
ПРОГРАММА
(СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ)
«ЭТИКА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ»
Разработала
воспитатель высшей категории
КГКУ «Центр содействия
семейного устройства
пгт Преображение»
Плешкова Т.А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.
Пояснительная записка
2.
Содержание программы
3.
Календарно-тематический план
4.
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль семьи для человека велика. В семье закладываются ценностные
ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в
обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье.
Те, кто провел свое детство в стенах детского дома для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца
отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). По
наблюдениям специалистов 23 причины неудач в общении, характерные для
большинства выпускников, обусловлены специфическими особенностями их
личности:
отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно
отстраненное отношение к ним, неумение общаться;
неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки
полоролевого развития;
у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за
свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться
о них;
низкая самооценка, неуверенность в себе.
Выпускники детских домов испытывают большие трудности во взрослой
жизни, неумение строить отношения в семье и обществе. Поэтому
подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к
самостоятельной жизни является очень серьезной и сложной проблемой,
актуальность которой не снижается.
Цель программы:
овладение
конкретными
нравственно-этическими
знаниями,
необходимыми
для
применения
в
практической
деятельности,
для
изучения
смежных
дисциплин,
для
продолжения
образования,
для
социализации воспитанников школы-интерната;
интеллектуальное
развитие
воспитанников,
формирование
качеств
мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и
необходимой для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений о законах этики, об этике как методе
познания действительности;
формирование представлений об этике как части общечеловеческой
культуры, понимания значимости этики для общественного прогресса.
Задачи программы:
предоставление объективной, соответствующей возрасту
информации об этике человеческих отношений, способствование
увеличению знаний воспитанников путем обсуждения проблем,
связанных с общением;
формирование у воспитанников мотивационной сферы этического
поведения;
учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к
собственному поведению, способствовать стремлению воспитанников
понять окружающих и анализировать свои отношения с ними;
учить воспитанников эффективно общаться, делать здоровый выбор
и принимать ответственное решение;
воспитывать стремление к самовоспитанию.
Содержание программы:
Мероприятия
Дата
«Человек среди людей. Средства общения» - беседа
сентябрь
«Внимание к людям. Умение слушать собеседника» - диспут -
обсуждение
сентябрь
«Воображение, уважение к людям» - беседа - урок
сентябрь
«Сочувствие. Наше настроение» - круглый стол
октябрь
«Учимся вежливости» - урок вежливости
октябрь
«Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы» - беседа - урок
октябрь
«Что такое благодарность» - беседа
ноябрь
«Этика и этикет. Поведение за столом» Беседа, практика
ноябрь
«Поведение в гостях, театре» - презентация
ноябрь
«Внутренняя и внешняя воспитанность»
декабрь
«Уважение, дерзость, дисциплина» - беседа
декабрь
«Бескорыстность, благотворительность» - круглый стол
декабрь
«Честность т правдивость» - беседа
январь
«Благодарность, доброта» - урок доброты
январь
«Доброе отношение к людям» - урок - практика
январь
«Манеры поведения» -
февраль
«Условия эффективного отношения»
февраль
«Доброта и доброжелательность»
февраль
«Деликатность. Варварство»
март
«Вспыльчивость. Вульгарность» Зависть. Жестокосердие. Нахальство.
март
«Зависть. Жестокосердие. Нахальство»
март
«Самовоспитание. Поведение на улице, в транспорте»
апрель
«Азбука юного пешехода. Учимся вежеству.»
апрель
«Непримиримость к грубости. Равнодушие»
апрель
«Ответственность»
май
«Есть ли границы у ответственности»
май
«Ответственность за свои поступки. Самовоспитание»
май
Используемая литература:
1.
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры,
тесты.Москва, 2004
2.
Волкова Т.В. Наука быть человеком. Волгоград, 2008
3.
Даржа В. Спасти наших детей. Москва, 2001
4.
Иванова Н.П. Развитие личности ребенка. Москва, 1995
5.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Москва, 2002
6.
Лом И.М. Правила хорошего тона. Смоленск, 1993
7.
Мирилова Т.Л. Воспитание хороших манер. Волгоград, 2009
8.
Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. Москва, 2007
9.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1985
10. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград, 2007
11. Романова О.Л. Полезные привычки. Москва, 2001
12. Рясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. Москва, 2003
13. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной
жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2001
14. Сорокоумова Е.А. Уроки общения. С-П, 1994
15. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Москва, 1990
16. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Москва, 2006
17. Энциклопедия Независимости. Москва, 2007