Авторы: Атясова Клавдия Викторовна, Иляскина Наталия Владимировна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №100"
Населённый пункт: города Саратова
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Марафон Знаний "В гости к числам"
Раздел: начальное образование
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №100»
Ленинского района города Саратова
Интеллектуальный марафон
для 1-4 классов
«В гости к числам»
в рамках предметной недели
по математике
Выполнили;
Атясова Клавдия Викторовна –
учитель начальных классов
I категории
Иляскина Наталия Владимировна –
учитель начальных классов
I категории
2017г
Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.
1
2
Н. Рубакин, русский писатель и книговед
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. В целях
обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего
образования в образовательном учреждении для участников образовательного
процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность выявления и
развития способностей обучающихся, работы с одаренными детьми, организации
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности.
Одной из форм интеллектуальных соревнований является марафон Знаний,
проводимый в рамках предметной недели. Он предполагает развитие у
обучающихся не только интереса к предмету, но и побуждает самостоятельно
работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-
популярной литературой, а так же применять полученные знания на практике.
Цели:
o
активизировать познавательную деятельность учащихся;
o
содействовать развитию творческих способностей;
o
создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление
одаренных детей;
o
воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека
o
формировать умение работать в коллективе.
Задачи:
o
создание условий, максимально благоприятствующих получению
качественного образования каждым учеником в зависимости от его
индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных
потребностей.
o
повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию
действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и
самоорганизации.
o
оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к
изучаемым предметам.
o
помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала,
организаторских способностей.
o
создание праздничной творческой атмосферы.
Интеллектуальный марафон
для 1-4 классов
2
3
«В гости к числам»
Подготовка: учителя
оформляют
классную
комнату
в
соответствии
с
темой
станции. От каждого класса формируется команда в количестве 5 человек. Команда
должна
иметь
название,
эмблему
(отличительный
знак).
В
каждой
команде
выбирается командир.
Правила проведения марафона Знаний. В данном марафоне участвуют
учащиеся с 1 по 4 классы. Проводится марафон по параллелям. Каждой команде
вручается маршрутный лист следования по станциям. Маршрутный лист
составляется так, чтобы не было столкновений команд. Учащиеся путешествуют по
станциям:
1.
Пословицы и поговорки.
2.
Геометрическая.
3.
Сказочная.
4.
Задачи.
5.
Музыкальная.
6.
Ребусы.
Смена станций командами происходит по звонку. Время, отведенное на каждую
станцию – 5-7 минут. Каждое выполненное задание оценивается в 1 б.
Жюри: оценивает представление команд - участниц; подводит итоги командного
первенства, распределяет призовые места; готовит предложения по награждению;
1 станция. Пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а
числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.
Каждой команде вручается карточка с пословицами и поговорками, в которых
пропущены числа. Задача учащихся вставить необходимые данные.
1 класс
o
… за всех и все за … .
o
… в поле не воин.
o
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
o
… сапога – пара.
o
… голова – хорошо, а … лучше.
o
Скупой платит …, а лентяй … работает.
o
Бог любит … .
3
4
o
Обещанного … года ждут.
o
Знать, как свои … пальцев.
o
… раз отмерь, … раз отрежь.
o
… … не ждут.
o
В … царстве, в … государстве.
2 класс
o
Одна у человека родная мать, одна у него Родина.
o
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
o
Семеро одного не ждут.
o
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
o
Осень — перемен восемь.
o
Наговорил с три короба
o
Семь вёрст до небес и все лесом.
o
Кошка всегда на четыре лапы падает
o
Семеро по лавкам сидят.
3 класс.
o
Они — одного поля ягодки.
o
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,
o
чтобы научиться лени – три дня.
o
Нужен, как собаке — пятая нога.
o
У семи нянек дитя без глаза.
o
Хвастуну цена три копейки
o
Седьмая вода на киселе.
o
Пятое колесо в машине
o
Семи пядей во лбу.
o
Человек не робкого десятка
4 класс.
o
За одного битого двух небитых дают.
o
Доброе дело два века живёт.
o
За семь вёрст киселя хлебать.
o
Двое пашут, а семеро руками машут.
o
Семь бед — один ответ.
o
Бешеной собаке и пять километров не круг
4
5
o
Десять битых - одного не битого несут
o
Три волосинки в шесть рядов уложены
o
Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года
2 станция. Геометрическая
Танграм. Команды получают в конвертах разрезанный на 7 частей квадрат. В Китае
такую головоломку называют «чи чао тю», что означает «хитроумный узор из семи
частей».
1 класс
- Сложите квадрат. Дополнительный бал тому кто сложит одну из предложенных
фигур.
5
6
2 класс
3 класс
6
7
4 класс
3 станция Сказочная.
7
8
1 класс
1) Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкина до
того, как он поймал золотую рыбку? (33 года)
2) Сколько поросят строили дома? (3)
3) Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
4) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
5) Сколько богатырей заботилось в сказке о мертвой царевне? (7)
6) Отправившись в лес за подснежниками, героиня сказки встретилась с братьями -
месяцами. Сколько их сидело у костра?(12)
7) В какое время карета и платье золушки превратились обратно в тыкву?(12)
2 класс
1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три стола там и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадали, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя).
2. Старушка цветочек один сорвала.
И девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
И что-то шептала, его отрывая.
Скажи, как зовется сказка такая?
(Цветик – семицветик).
3. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда)
4. В какой нашей сказке у хозяйки было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и
Трёхглазка? («Крошечка Хаврошечка».)
5. Как далеко в сказках находится одно государство от другого? (за тридевять
земель)
6. Сколько горошин было под перинами принцессы «на горошине»? (1)
7. Сколько пудов шоколада просил прислать слон для своего сына в стихотворении
«Телефон»? (5-6)
3 класс
8
9
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?
3. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он
превратился опять в мальчика? (Три раза перекувыркнулся через голову.)
4. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (пять)
5. Сколько толстяков подарили необычную куклу наследнику престола?(3)
6. Сколько богатырей охраняли остров Буян в «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкина ? (33)
7. Сколько братьев было у Эльзы в сказке «Дикие лебеди» (11)
4 класс
1. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
2. Как зовут волшебницу, которая боялась воды и сколько лет она по этой причине
не умывалась? (Бастинда, не умывалась 500 лет.)
3. Для своих 3732 лет он сохранился совсем неплохо. На вид ему нельзя было дать
больше 100-110 лет. О каком сказочном долгожителе идёт речь? (О старике
Хоттабыче.)
4. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и
одно убийство? («Колобок»)
5. Сокровищницу банды какого числа разбойников нашел Али–баба?(40)
6. Сколько друзей было в труппе Трубадура в «Бременских музыкантах»? (4)
7. Сколько раз Золотая рыбка угождала прошениям старухи, прежде чем отказать и
вернуть все на прежнее место?(4)
4 станция. Задачи
1 класс
1. Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф — Нуф- Нуфа. Кто моложе всех? Ответ:
Нуф-Нуф
2. Как у наших малышей
Голова вся в бантиках:
Три бордовых, пять весёлых,
Восемь красных, два зелёных.
Посчитайте поскорей
Бантики у малышей. (18 бантиков)
3. У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?
(Буква -О-...)
4. Слон, слониха и слонёнок
9
10
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)
5. Над рекой летали птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей. (5)
2 класс
1.Когда мама с папой приехали в Простоквашино, кот Матроскин взял их на
рыбалку. Кот поймал 5 рыбок, папа – вдвое больше, а мама, когда поймала одну
рыбку, так обрадовалась, что опрокинула ведро с рыбой в речку. Сколько рыбок они
принесли домой? (0 рыбок)
2.Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Говорит одна другой:
- Сколько ног у нас с тобой?
Посчитать хочу давно,
Не выходит ничего.
Помогите дать ответ –
Это много или нет? (80)
3. На заборе сидело 8 птиц. Две сороки, воробей и шмель улетели. Сколько птиц
осталось? (5 птиц)
4. 5 зайцев в прятки с лисою играли
А попросту скажем – в травке лежали
Теперь мы спросим ребят:
«Сколько ушек в травке дрожат?» (10)
5. Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)
3 класс
1. Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
10
11
Каждая лапа в снегу их видна
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков? (120 : 4 = 30.)
2. Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети? (10 + 4 + 6 + 1 + 1 = 20.)
3. На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в
середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы
в этот момент? (12:10)
4. Чип и Дейл на помощь кому-то спешили,
100 км на лодке проплыли,
Меньше в 2 раза прошагали пешком,
Ещё 25 – на верблюде верхом
Спасли кого нужно, устали чуть-чуть
Скажите, какой же они проделали путь? (175)
5. В кухне Вити Перестукина стоят стол и четыре табуретки. Вся мебель
четырёхногая.
- Сколько ног оказывается на кухне, когда завтракает Витина семья: папа, мама и
сам Петя? (26 ног)
4 класс
1. По 30 километров в час
Шел теплоход по Волге.
На праздник плыли мы как раз.
Путь оказался долгим.
Светило солнышко с небес,
Нас целовали ветры,
Мелькали рощи,
Хвойный лес –
Все 300 километров.
Ответ должны вы мне найти.
А сколько времени в пути
Пробыли мы все с вами? (10 часов)
2. На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
11
12
Смотрите, какая кругом красота!
Весь путь прошагали за три часа.
Двенадцать всего километров прошли.
С какой они скоростью шли? (4км/час)
3. Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное
число,
полученный результат разделить на 4 , а затем вычесть 25, то получится возраст
мудреца-звездочета. Сколько лет звездочету? (999-99 : 4 – 25 = 200)
4. Покупка
Двенадцать метров нынче я
Купил верёвки для белья.
Но третью часть её Наталке
Пришлось отрезать на скакалки.
Шестую часть внучок Лука
На поводок взял для щенка.
А ты теперь подумай малость -
Какой длины она осталась? (6 метров)
5.Библиотечка
На книжных полочках у Вали
Сто тридцать книг мы насчитали.
На первой - сорок без одной.
На пять книг больше на второй.
На третьей их пятнадцать только.
А на четвертой полке сколько? (32 книги)
5 станция. Музыкальная. «Угадай мелодию»
1-2 классы.
Команды слушают фрагменты песен без слов, их задача – вспомнить и назвать
фразу из песни, где упоминаются числа.
Фрагменты (минус) песен.
1.
Чему учат в школе. ( к 4 прибавить 2)
2.
Папа может (А про папу до этой песни, песни не было ни одной)
3.
Вместе весело шагать (раз иголка, два иголка, будет елочка, раз словечко, два
словечка, будет песенка)
4.
3 белых коня (Три белых коня, три белых коня, Декабрь, и январь, и февраль)
5.
Жили у бабуси 2 веселых гуся.
12
13
3-4 классы
1.
Дважды два четыре.
2.
Три танкиста.
3.
Песня золушки (48 музыкантов и всего 1 скрипач)
4.
33 коровы
5.
По секрету всему свету. (кто, кто, кто-то 2 получил)
6 станция. Ребусы
1 класс
Родина
стрижи
число
восемь
2 класс
носорог
постель
13
14
силач
минус
узор
3 класс
папка
доска
зоопарк
столица
14
15
4 класс
сороконожка
линейка
уравнение
циркуль
15
16
баркас
16