Автор: Ускова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36 Калининского района Санкт-Петербурга.
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Статья
Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе
детского сада
Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36
Ускова Татьяна Владимировна
Санкт-Петербург
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в
связи
с
внимательным
исследованием
учеными
взаимодействия
человека
и
природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня на прямую
связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена
реальной
экологической
опасностью,
вызванной
деятельностью
человека
в
природе.
Человечество
должно
позаботиться
о
сохранении
природной
среды,
естественной для его обитания и выживания.
Такой
переход
возможен
только
при
условии
формирования
новой
гуманистической направленности отношения человека к природе.
Сохранение
природной
среды
связано
с
экологическим
воспитанием
человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.
Уверена:
в
настоящее
время
нельзя
не
заниматься
экологическим
воспитанием
и
развитием
детей,
в
какой
бы
области
не
специализировался
педагог.
Именно
дошкольный
возраст
является
базой
для
формирования
основ
мировидения
и
представляет
широкие
возможности
для
экологического
воспитания.
Ведущую
роль
в
экологическом
воспитании
детей
играет
формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с
одной
стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой –
его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет
от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств,
умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы
важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам
детей, связанным с ней.
Внимание
взрослых,
поддержка,
одобрение
содействуют
развитию
увлечения и успеху.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе
являются
прогулки
и
экскурсии
на
природу;
фенологические
наблюдения;
использование
элементов
исследовательской
работы;
изучение
загадочных
2
явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и
просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о
природе и бережном отношении к ней.
Свою работу я начала с разработки перспективного плана экологического
развития детей.
На
основе
перспективного
планирования
мною
в
группе
была
создана
соответствующая развивающая среда. Я исхожу из того, что развивающей средой
является
такая
среда,
в
которой
ребенок
может
свободно
и
самостоятельно
действовать, задавать вопросы и сам искать и находить на них ответы. Действуя
самостоятельно,
производя
пробы-опыты
поискового
и
подражательного
характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит
его активная субъективная позиция.
Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду
большое значение уделяется уголкам природы. Они не только украшают, но и
доставляют
огромное
удовольствие
детям,
дают
возможность
проводить
интересные наблюдения, опыты, ухаживать за растениями и животными в течение
всего года.
С уголка природы я и начала свою работу. Были подобраны растения в
соответствии
с
программными
требованиями
данного
возраста.
Растения
расположены так, чтобы к ним был свободный подход, для наблюдения и ухода за
ними. Здесь же в уголке и принадлежности по уходу за растениями: лейки, тазики,
передники, брызгалки, палочки, кисточки, тряпочки. Отдельное место отведено
для природного материала и поделок из него.
Есть
у
нас
и
своя
маленькая
лаборатория,
где
мы
проводим
опыты.
Экспериментальная
деятельность,
решение
проблемных
си туац и й
совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск
ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Очень
любят
дети
заниматься
практической
деятельностью.
Они
с
удовольствием ухаживают за обитателями уголка природы, цветами. Вместе с
детьми
мы
выращиваем
на
окне
лук,
редис,
зелень.
Ребятишки
не
только
3
наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали активное участие в замене
воды, мытье аквариума.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у
детей
гуманное
отношение
к
природным
объектам,
основанное
на
знании
особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения
с ними.
Есть
в
нашем
уголке
природы:
календари
погоды,
природы
(разное
ее
состояние), дневники наблюдений, обводки, раскраски, штриховки.
Огромную
помощь
в
работе
с
детьми
оказывает
подобранная
мною
картотека
экологического
содержания
это:
стихи,
загадки,
пословицы,
игры,
открытки сообщество лес, модели существенных признаков растений и животных.
Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их
местах
обитания,
поведения.
Рассматривали
различные
экосистемы
мира.
Использование иллюстраций различных экосистем природы позволило улучшить
качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации,
отмечали различия между обитателями экосистем.
В своей работе я использовала большое количество игр это: дидактические
игры на закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно-дидактические,
подвижные игры экологического содержания. Дети очень любят играть в эти
игры, так как игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности для
детей.
Наряду
с
уголком
природы,
организованным
в
соответствии
с
государственными
требованиями,
в
нашем
ДОУ
существует
экологическая
комната, где с воспитанниками проводят занятия и различные виды совместной
деятельности экологического содержания.
Для организации экологической комнаты в ДОУ выбрано большое светлое
помещение.
Для
удобства
ориентирования
детей
была
создана
модель
экологической комнаты по образцу экологической тропинки.
4
Огромное
удовольствие
доставляет
детям
многообразие
животных
различных видов. Для питомцев созданы соответствующие условия, а также они
ежедневно окружены любовью, заботой и вниманием.
В
экологической
комнате
разработано
комплексное
тематическое
планирование обеспечивающее работу с детьми.
Эффективность
работы
экологической
комнаты
проявляется
в
эмоциональной
отзывчивости
детей,
удовольствии
от
посещения
комнаты,
потребности во встрече с живыми объектами, желании ухаживать за животными,
проявлении индивидуальных предпочтений у детей, желании поделиться своими
впечатлениями с близкими людьми.
Наша экологическая комната выступает и центром просвещения взрослых:
родителей, педагогов. Знания об обитателях экологической комнаты помогают
расширить представления взрослых и детей о многомерности мира.
Экологическая комната функционирует как мини-зоопарк. В вечерние часы
она открыта для посещения как для родителей с детьми, посещающими наш
детский сад, так и для жителей микрорайона. Не все семьи могут позволить себе
завести домашних питомцев, а в нашем зоопарке взрослые и дети удовлетворяют
естественную потребность в общении с животными.
Нам
радостно
и
приятно,
что
в
экологической
комнате
все
участники
педагогич е ского
проце сс а
удовлетворя ют
свои
э м о ц и о н а л ь н ы е ,
исследовательские, личностные и познавательные потребности.
Воспитание
правильного
отношения
детей
к
природе,
умение
бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено лишь в
том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на
ребят в семье.
Именно работе с родителями я уделяю огромное значение. И использую
различные варианты:
Вариант I. Родительские собрания на темы: « Правильное отношение детей
к природе начинается в семье».
5
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу:
интерес
взрослых
к
растениям
и
животным,
примеры
положительного
взаимодействия
взрослых
с
природой,
целенаправленное
воспитание
у
детей
правильного
отношения
к
живым
существам.
Необходимо
показать,
что
мир
увлечения
взрослых
и
детей
–
телевидение,
книги,
игры
также
могут
стать
средством приобщения детей к природе.
«Дети
трудятся
вместе
со
взрослыми.
Любовь
к
природе
рождается
в
действии».
Здесь
необходимо
раскрыть
роль
условий,
позволяющих
ребенку
общаться с живыми существами. Обсуждаются приемы вовлечения дошкольников
сначала в совместный, а затем в самостоятельный труд по выращиванию растений
и животных.
«Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе».
Здесь рассматриваются специфические условия жизни ребенка в семье, когда он
часто может смотреть телевизор, самостоятельно играть, слушать чтение книг или
смотреть мультфильмы вместе со взрослыми. Эти средства, хотя и косвенно,
могут быть использованы родителями в воспитании ребенка. Под их влиянием
рождается интерес к природе, к жизни живых существ. Важно обсудить приемы
включения взрослых в игру детей. Это имеет большое значение при совместных
играх, просмотрах телепередач, их последующих обсуждениях. Важным фактором
является
специальная
организация
наблюдений
на
основе
увиденного
и
услышанного.
Вариант II (консультации)
Можно рекомендовать следующие темы:
1.
Возможности
семьи
в
осуществлении
экологического
воспитания
детей.
2.
Если у вас есть комнатные растения.
3.
Выращивайте зимой зелень вместе с детьми.
4.
Как помочь ребенку отразить впечатления о природе в игре.
5.
Если вы заняты, а ребенок рядом.
6.
Наблюдения и игра с детьми во время прогулки.
Хорошо воспринимаются детьми и родителями стенды с материалом
на темы:
6
1.
Любви к природе ребенок учится у родителей.
2.
Прекрасный мир аквариума.
3.
Если в доме завелся зверек.
4.
Учите ребенка обращаться с кошкой.
5.
Приучайте детей трудиться.
Эти же темы или другие могут составить содержание анкет для родителей.
Вариант III анкетирование (углубленная индивидуальная работа с ребенком
и его родителями).
Анкетирование дает возможность глубже увидеть каждую семью понять
условия жизни, воспитания, индивидуальные особенности поведения ребенка.
Беседы
с
родителями
помогут
выявить
интересный
опыт
семейного
воспитания, учесть каким образом на него влияет педагогическая литература.
Индивидуальная
работа
с
родителями
существенно
дополняет
разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду, позволяет
достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Особое место в своей работе я отвожу играм это: дидактические игры на
закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно - дидактические игры,
подвижные игры экологического содержания.
Дети очень любят играть в эти игры, так как игра – наиболее естественный и
радостный вид деятельности для детей.
При
этом
игры
спо собствуют
развитию
памяти,
в н и м а н и я ,
наблюдательности.
Учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют
разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению
играть вместе. Все это способствует повышению уровня экологического сознания
моих воспитанников. И самое главное – никто из них не нанесет вреда природе.
Они не будут топтать траву и цветы, ломать ветки кустов и деревьев, мусорить в
лесу, дергать за хвост кошку и пугать птиц. Дети научатся понимать, что все они
живые и им надо помогать и заботиться о них. Потому, что все в природе
взаимосвязано.
Знания, полученные детьми в детском саду, пригодятся им и в школе, и они
будут выгодно отличаться от сверстников своими познаниями и стремлением
узнать больше.
7
Список использованной литературы:
1.
«Игровые экологические занятия с детьми» - Л.П. Молодова, Минск
«Асар» - 1996;
2.
«Добро пожаловать в экологию» - О.А. Воронкевич, Санкт-Петербург
«Детство-Пресс» - 2006;
3.
«Как приобщить ребенка к природе: методический материал для рабо-
ты с родителями в дошкольных учреждениях» - С.Н. Николаева, М., «Новая шко-
ла», 1993;
4.
«Мы» программа экологического образования детей - Н.Н. Кондрато-
ва, Санкт-Петербург «Детство-Пресс» - 2003;
5.
«От осени до лета» - Л.А. Владимирская, Волгоград,
«Учитель» -
2002;
8
6.
«Уголок природы в детском саду» - М.М. Марковская, М., «Просвеще-
ние», 1989.
7.
«Экология для малышей. Зеленые сказки» - Т.А. Шорыгина, Москва
«Прометей, Книголюб» - 2002;
9