Напоминание

"Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"


Автор: Ускова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36 Калининского района Санкт-Петербурга.
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья

Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе

детского сада

Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36

Ускова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в

связи

с

внимательным

исследованием

учеными

взаимодействия

человека

и

природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня на прямую

связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена

реальной

экологической

опасностью,

вызванной

деятельностью

человека

в

природе.

Человечество

должно

позаботиться

о

сохранении

природной

среды,

естественной для его обитания и выживания.

Такой

переход

возможен

только

при

условии

формирования

новой

гуманистической направленности отношения человека к природе.

Сохранение

природной

среды

связано

с

экологическим

воспитанием

человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.

Уверена:

в

настоящее

время

нельзя

не

заниматься

экологическим

воспитанием

и

развитием

детей,

в

какой

бы

области

не

специализировался

педагог.

Именно

дошкольный

возраст

является

базой

для

формирования

основ

мировидения

и

представляет

широкие

возможности

для

экологического

воспитания.

Ведущую

роль

в

экологическом

воспитании

детей

играет

формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с

одной

стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой –

его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет

от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств,

умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы

важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам

детей, связанным с ней.

Внимание

взрослых,

поддержка,

одобрение

содействуют

развитию

увлечения и успеху.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе

являются

прогулки

и

экскурсии

на

природу;

фенологические

наблюдения;

использование

элементов

исследовательской

работы;

изучение

загадочных

2

явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и

просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о

природе и бережном отношении к ней.

Свою работу я начала с разработки перспективного плана экологического

развития детей.

На

основе

перспективного

планирования

мною

в

группе

была

создана

соответствующая развивающая среда. Я исхожу из того, что развивающей средой

является

такая

среда,

в

которой

ребенок

может

свободно

и

самостоятельно

действовать, задавать вопросы и сам искать и находить на них ответы. Действуя

самостоятельно,

производя

пробы-опыты

поискового

и

подражательного

характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит

его активная субъективная позиция.

Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду

большое значение уделяется уголкам природы. Они не только украшают, но и

доставляют

огромное

удовольствие

детям,

дают

возможность

проводить

интересные наблюдения, опыты, ухаживать за растениями и животными в течение

всего года.

С уголка природы я и начала свою работу. Были подобраны растения в

соответствии

с

программными

требованиями

данного

возраста.

Растения

расположены так, чтобы к ним был свободный подход, для наблюдения и ухода за

ними. Здесь же в уголке и принадлежности по уходу за растениями: лейки, тазики,

передники, брызгалки, палочки, кисточки, тряпочки. Отдельное место отведено

для природного материала и поделок из него.

Есть

у

нас

и

своя

маленькая

лаборатория,

где

мы

проводим

опыты.

Экспериментальная

деятельность,

решение

проблемных

си туац и й

совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск

ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Очень

любят

дети

заниматься

практической

деятельностью.

Они

с

удовольствием ухаживают за обитателями уголка природы, цветами. Вместе с

детьми

мы

выращиваем

на

окне

лук,

редис,

зелень.

Ребятишки

не

только

3

наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали активное участие в замене

воды, мытье аквариума.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у

детей

гуманное

отношение

к

природным

объектам,

основанное

на

знании

особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения

с ними.

Есть

в

нашем

уголке

природы:

календари

погоды,

природы

(разное

ее

состояние), дневники наблюдений, обводки, раскраски, штриховки.

Огромную

помощь

в

работе

с

детьми

оказывает

подобранная

мною

картотека

экологического

содержания

это:

стихи,

загадки,

пословицы,

игры,

открытки сообщество лес, модели существенных признаков растений и животных.

Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их

местах

обитания,

поведения.

Рассматривали

различные

экосистемы

мира.

Использование иллюстраций различных экосистем природы позволило улучшить

качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации,

отмечали различия между обитателями экосистем.

В своей работе я использовала большое количество игр это: дидактические

игры на закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно-дидактические,

подвижные игры экологического содержания. Дети очень любят играть в эти

игры, так как игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности для

детей.

Наряду

с

уголком

природы,

организованным

в

соответствии

с

государственными

требованиями,

в

нашем

ДОУ

существует

экологическая

комната, где с воспитанниками проводят занятия и различные виды совместной

деятельности экологического содержания.

Для организации экологической комнаты в ДОУ выбрано большое светлое

помещение.

Для

удобства

ориентирования

детей

была

создана

модель

экологической комнаты по образцу экологической тропинки.

4

Огромное

удовольствие

доставляет

детям

многообразие

животных

различных видов. Для питомцев созданы соответствующие условия, а также они

ежедневно окружены любовью, заботой и вниманием.

В

экологической

комнате

разработано

комплексное

тематическое

планирование обеспечивающее работу с детьми.

Эффективность

работы

экологической

комнаты

проявляется

в

эмоциональной

отзывчивости

детей,

удовольствии

от

посещения

комнаты,

потребности во встрече с живыми объектами, желании ухаживать за животными,

проявлении индивидуальных предпочтений у детей, желании поделиться своими

впечатлениями с близкими людьми.

Наша экологическая комната выступает и центром просвещения взрослых:

родителей, педагогов. Знания об обитателях экологической комнаты помогают

расширить представления взрослых и детей о многомерности мира.

Экологическая комната функционирует как мини-зоопарк. В вечерние часы

она открыта для посещения как для родителей с детьми, посещающими наш

детский сад, так и для жителей микрорайона. Не все семьи могут позволить себе

завести домашних питомцев, а в нашем зоопарке взрослые и дети удовлетворяют

естественную потребность в общении с животными.

Нам

радостно

и

приятно,

что

в

экологической

комнате

все

участники

педагогич е ского

проце сс а

удовлетворя ют

свои

э м о ц и о н а л ь н ы е ,

исследовательские, личностные и познавательные потребности.

Воспитание

правильного

отношения

детей

к

природе,

умение

бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено лишь в

том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на

ребят в семье.

Именно работе с родителями я уделяю огромное значение. И использую

различные варианты:

Вариант I. Родительские собрания на темы: « Правильное отношение детей

к природе начинается в семье».

5

В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу:

интерес

взрослых

к

растениям

и

животным,

примеры

положительного

взаимодействия

взрослых

с

природой,

целенаправленное

воспитание

у

детей

правильного

отношения

к

живым

существам.

Необходимо

показать,

что

мир

увлечения

взрослых

и

детей

телевидение,

книги,

игры

также

могут

стать

средством приобщения детей к природе.

«Дети

трудятся

вместе

со

взрослыми.

Любовь

к

природе

рождается

в

действии».

Здесь

необходимо

раскрыть

роль

условий,

позволяющих

ребенку

общаться с живыми существами. Обсуждаются приемы вовлечения дошкольников

сначала в совместный, а затем в самостоятельный труд по выращиванию растений

и животных.

«Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе».

Здесь рассматриваются специфические условия жизни ребенка в семье, когда он

часто может смотреть телевизор, самостоятельно играть, слушать чтение книг или

смотреть мультфильмы вместе со взрослыми. Эти средства, хотя и косвенно,

могут быть использованы родителями в воспитании ребенка. Под их влиянием

рождается интерес к природе, к жизни живых существ. Важно обсудить приемы

включения взрослых в игру детей. Это имеет большое значение при совместных

играх, просмотрах телепередач, их последующих обсуждениях. Важным фактором

является

специальная

организация

наблюдений

на

основе

увиденного

и

услышанного.

Вариант II (консультации)

Можно рекомендовать следующие темы:

1.

Возможности

семьи

в

осуществлении

экологического

воспитания

детей.

2.

Если у вас есть комнатные растения.

3.

Выращивайте зимой зелень вместе с детьми.

4.

Как помочь ребенку отразить впечатления о природе в игре.

5.

Если вы заняты, а ребенок рядом.

6.

Наблюдения и игра с детьми во время прогулки.

Хорошо воспринимаются детьми и родителями стенды с материалом

на темы:

6

1.

Любви к природе ребенок учится у родителей.

2.

Прекрасный мир аквариума.

3.

Если в доме завелся зверек.

4.

Учите ребенка обращаться с кошкой.

5.

Приучайте детей трудиться.

Эти же темы или другие могут составить содержание анкет для родителей.

Вариант III анкетирование (углубленная индивидуальная работа с ребенком

и его родителями).

Анкетирование дает возможность глубже увидеть каждую семью понять

условия жизни, воспитания, индивидуальные особенности поведения ребенка.

Беседы

с

родителями

помогут

выявить

интересный

опыт

семейного

воспитания, учесть каким образом на него влияет педагогическая литература.

Индивидуальная

работа

с

родителями

существенно

дополняет

разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду, позволяет

достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Особое место в своей работе я отвожу играм это: дидактические игры на

закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно - дидактические игры,

подвижные игры экологического содержания.

Дети очень любят играть в эти игры, так как игра – наиболее естественный и

радостный вид деятельности для детей.

При

этом

игры

спо собствуют

развитию

памяти,

в н и м а н и я ,

наблюдательности.

Учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют

разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению

играть вместе. Все это способствует повышению уровня экологического сознания

моих воспитанников. И самое главное – никто из них не нанесет вреда природе.

Они не будут топтать траву и цветы, ломать ветки кустов и деревьев, мусорить в

лесу, дергать за хвост кошку и пугать птиц. Дети научатся понимать, что все они

живые и им надо помогать и заботиться о них. Потому, что все в природе

взаимосвязано.

Знания, полученные детьми в детском саду, пригодятся им и в школе, и они

будут выгодно отличаться от сверстников своими познаниями и стремлением

узнать больше.

7

Список использованной литературы:

1.

«Игровые экологические занятия с детьми» - Л.П. Молодова, Минск

«Асар» - 1996;

2.

«Добро пожаловать в экологию» - О.А. Воронкевич, Санкт-Петербург

«Детство-Пресс» - 2006;

3.

«Как приобщить ребенка к природе: методический материал для рабо-

ты с родителями в дошкольных учреждениях» - С.Н. Николаева, М., «Новая шко-

ла», 1993;

4.

«Мы» программа экологического образования детей - Н.Н. Кондрато-

ва, Санкт-Петербург «Детство-Пресс» - 2003;

5.

«От осени до лета» - Л.А. Владимирская, Волгоград,

«Учитель» -

2002;

8

6.

«Уголок природы в детском саду» - М.М. Марковская, М., «Просвеще-

ние», 1989.

7.

«Экология для малышей. Зеленые сказки» - Т.А. Шорыгина, Москва

«Прометей, Книголюб» - 2002;

9



В раздел образования