Автор: Никитина Лариса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка№7"
Населённый пункт: г.Лесосибирск,Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мой подход в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Мой подход в работе с детьми
Любовь к детям и интерес к профессии «воспитатель» способствовали
выбору моей трудовой деятельности. Ведь именно воспитатель формирует
познавательную
активность,
любознательность,
самостоятельность
и
инициативность, творческие способности, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, гражданскую позицию и культуру здорового
образа жизни у дошкольников.
Я
считаю,
что
необходимо
создать
такие
условия
развивающей
образовательной
среды,
которые
представляют
собой
систему
условий
социализации и индивидуализации детей. При реализации этих условий дети
проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности.
Способны
сами выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности.
Дошкольники
проявляют
любознательность,
интересуются
причинно-
следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения
явлениям
природы
и
по ступкам
людей;
склонны
н а бл юд ат ь ,
экспериментировать.
Умеют
договариваться
между
собой,
учитывать
интересы других, следовать социальным нормам и правилам поведения в
разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и
воспринимают здоровый образ жизни как ценность.
Мои основные принципы работы с детьми:
-создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в
соответствии
с
его
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и
их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
-поддерживать
любые
начинания
и
поощрять
детскую
инициативу
и
самостоятельность;
-формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка через его включение в различные виды деятельности;
-создание
условий
для
формирования
представлений
о
здоровом
образе
жизни.
Я считаю, что образовательный процесс должен обеспечивать каждому
ребенку возможность удовлетворить свои потребности в развитии, для этого
активно
использую
инновационные
образовательные
технологии:
здоровьесберегающие
(закаливание,
дыхательная
гимнастика,
массаж
и
самомассаж,
сказкотерапия,
пальчиковая
гимнастика),
информационно-
коммуникативные
технологии
и
интернет-
ресурсы
(видеофильмы,
аудиозаписи, различного рода презентации), позволяющие более качественно
и интересно проводить совместную деятельность с детьми. Эти технологии
дают возможность формирования у детей необходимых знаний, умений и
навыков
по
здоровому
образу
жизни,
помогают
развивать
и
обогащать
социально-личностный опыт детей посредством включения их
в сферу
межличностного
взаимодействия.
В
своей
работе
расширяю
спектр
применяемых
педагогических
методик,
использую
инновационную
и
экспериментальную
деятельность
и
в
результате
этого,
дети
проявляют
любознательность, инициативность и самостоятельность, склонны наблюдать
и экспериментировать, способны к принятию собственных решений, уверены
в
своих
силах,
положительно
относится
к
себе
и
другим,
способны
фантазировать и творить.
С
целью
развития
у
детей
инициативы
и
самостоятельности,
принимала участие в разработке и внедрении проекта ДОУ «Современный
педагог – современные технологии в ДОУ». В рамках этого проекта мною
была апробирована и внедрена методика «Клубный час». Это современная
методика развития личности ребенка,
направленная
на развитие детской
инициативы и самостоятельности. В процессе реализации данной методики
решались
следующие
задачи:
воспитание
у
детей
самостоятельности
и
ответственности
за
свои
поступки,
развитие
детской
инициативы,
воспитание доброжелательного и внимательного отношения между детьми
различного возраста, обучение: ориентировки в пространстве детского сада,
приемам разрешения спорных вопросов и развитие умения планировать свои
действия и оценивать их результат.
Опыт реализации этой методики был мною обобщен на городских
педагогических
чтениях,
а
также
был
представлен
городскому
педагогическому сообществу на методической площадке.
Я считаю, что современный воспитатель должен уметь обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности
в
их
тесной
взаимосвязи. Дошкольное образование должно
быть целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с
детьми.
Из
этого
следует,
что
рядом
с
детьми
должны
находиться
высокопрофессиональные
педагоги.
Именно
рядом-(вместе)
с
детьми,
потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на
равных,
то
это
обеспечивает
необходимый
для
полноценного
развития
ребенка психологический комфорт.
Мною
создана
такая
развивающая
предметно-пространственная
среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала
пространства группы,
приспособленная
для
реализации
программы
и
развития
детей
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей их развития.
Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей
(в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности
детей, возможности для уединения.
Мой подход в работе с детьми направлен на развитие всестороннего и
своевременного
развития
ребенка.
Для
этого
я
наполняю
повседневную
жизнь детей в детском саду интересными делами, идеями, включаю каждого
ребенка в увлекательную для него деятельность.
Ищу
подход
к
каждому
ребенку,
строю
свою
работу
с
детьми
на
взаимопонимании, доброте и справедливости.
Одним из важных условий развития детей считаю создание предметно-
развивающей среды, которая позволяет моим воспитанникам удовлетворить
свои
интересы
в
различных
областях.
Для
этого
наполняю
группу
трансформируемыми модулями, меняю содержание среды в зависимости от
поставленных
образовательных
задач,
организую
пространство
группы
в
виде центров активности таким образом, чтобы дети имели доступ к любым
объектам.
Постоянно
обогащаю
новым
дидактическим
и
игровым
материалом по проведению исследовательской деятельности,
творческими
р а б о т а м и ,
н е о ф о р м л е н н ы м
м а т е р и а л о м .
Ц е н т р
д е т с к о г о
экспериментирования
в
группе
я
преобразовала
в
мини-лабораторию
исследовательской деятельности.
В рамках внедрения методики «Клубный час» мною разработана и
апробирована серия опытов и экспериментов для группы по интересам -
«Хочу
все
знать!»
Целью
организации
группы
являлось
повышение
познавательной
активности
у
детей
с
использованием
проблемных
ситуаций и вопросов. Создаю условия для
того чтобы дети самостоятельно
находили
р е ш е н и я
п р о б л е м ы
о п ы т н о -
экспериментальным
путем,
устанавливали
взаимосвязи между объектами. Актуальность
выбранной мною темы работы группы вижу в
том, что проблема самостоятельности была и
остается в современной педагогике одной из
самых важных. С помощью разработанного
календарного – тематического планирования
организую знакомство детей, с определенной
т е м о й ,
р е а л и зуе м о й
в о
в с ех
в и д а х
деятельности,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и
уровня активности. «Я все могу взять, достать, дотянуться!» является для
меня одним из основных принципов в организации среды в группе. Создание
такой развивающей среды позволяет моим воспитанникам проявлять свои
творческие
способности,
реализовывать
познавательно-эстетические
и
культурно-коммуникативные потребности личности в свободном выборе.
Для организации работы группы была проведена
предварительная
работа с родителями. Родители заранее были предупреждены о том, что в
ДОУ будет один раз в неделю проводиться данное мероприятие, по времени
-15-20
минут.
Родителям
была
предоставлена
возможность
самим
быть
активными
участниками
работы
данной
группы.
Были
совместно
с
родителями приобретены сумочки с фишками для каждого ребенка, так же
совместно
с
детьми
и
родителями
были
приняты
правила
поведения
в
экспериментально-исследовательской
группе.
Вместе
с
детьми
заранее
обговаривались
темы
для
исследований,
что
и
с
какой
целью
нам
понадобится для опыта или эксперимента. После исследования дети сами
делали выводы и умозаключения, делились своими мыслями, эмоциями и
впечатлениями.
В
результате,
дети
научились
самостоятельно
экспериментировать,
исследовать объекты, делать умозаключения и применять умения и навыки
исследования во всех видах
деятельности. Благодаря этому дети стали
уверенными в себе, любознательными, обладающими чувством собственного
достоинства, активно взаимодействующими со сверстниками и взрослыми.
Способны договариваться, учитывать интересы других, стараться разрешать
конфликтные
ситуации.
Дети
умеют
соблюдать
правила
и
следовать
социальным нормам.
Д о с т и ж е н и я
в ы с о к и х
результатов в работе с детьми не
п р е д с т а в л я ю
б е з
т е с н о г о
взаимодействия
с
родителями,
по ст ро енную
на
п р и н ц и п а х
сотрудничества.
Для
привлечения
р о д и т е л е й
к
у ч а с т и ю
в
воспитательно
–
образовательном
процессе
в
группе
использую
н е т р а д и ц и о н н ы е
ф о р м ы
взаимодействия
с
родителями
такие как: «Семейный клуб» посвященный вопросам
воспитания детей,
«День открытых дверей» где
родители имеют возможность прожить один
день вместе с ребенком,
«День самоуправления» в этот день родители
становятся
воспитателями
,
мастер-классы,
где
родители
обмениваются
своим творческим опытом между собой.
Благодаря
этому,
у
родителей
сформировалась
активная
жизненная
позиция, повысилась компетентность в вопросах воспитания детей. Родители
стали
активными
участниками
как
экспериментально-исследовательской
группы, так и во всей жизнедеятельности ДОУ
В будущем вижу обновленную образовательную организацию нового типа
(детского
сада),
способную
организовать
единое
образовательное
пространство.