Напоминание

"Развитие танцевальных навыков у младших школьников в системе уроков хореографии”.


Автор: Федотовская Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ №2"
Населённый пункт: Город Тотьма
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Развитие танцевальных навыков у младших школьников в системе уроков хореографии”.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ “Тотемская средняя общеобразовательная школа№2”

Творческая

работа

:

“Развитие танцевальных навыков у младших школьников в

системе уроков хореографии”.

Автор: Федотовская Г.Н.

2008

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ____________________________________________________

2

1.Теоретическое обоснование развития танцевальных навыков у

младших школьников в системе уроков хореографии_______________

7

1.1 История хореографического искусства________________________

7

1.2Направления танцевального искусства и их влияние на развитие

танцевальных навыков________________________________________

9

2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного

возраста____________________________________________________

10

3.Общая организация развития танцевальных навыков на уроках

хореографии в общеобразовательной школе______________________

12

3.1Учебная программа «Приглашение к танцу»___________________

12

3.2 Организация урока по предмету «Хореография»_______________

15

3.3 Основные принципы построения содержания урока хореографии_

15

3.4 Содержание обучения______________________________________

19

4. Диагностика развития танцевальных навыков у учащихся начальной

школы______________________________________________________

24

Заключение_________________________________________________

34

Список использованной литературы____________________________

Приложения_________________________________________________

2

Введение

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к

смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не

объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности,

дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка

к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только

умственное

развитие

детей,

их

интеллектуальное

обогащение

не

обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии

ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому

совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы

личности.

Традиционно

в

образовательную

область

«Искусство»

входят

музыка

и

изобразительное

искусство,

совершенно

забыт

такой

популярный

и

широко

распространённый вид искусства, как хореография.

Танцу обучают в школах крайне редко, в основном ограничиваясь введением уроков

ритмики

в

начальном

звене,

а

с

1

по

5

класс,

в

лучшем

случае,

факультативно.

К

сожалению,

и

в

«Концепции

содержания

образовательной

области

«Искусство»

преподавание

хореографии

в

школе

видится

только

в

неопределённом

будущем,

а

в

качестве

обязательного

предмета

предполагается

ввести

занятия

танцем

(ритмикой,

музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах.

Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета

для общеобразовательной школы. Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н.

Мошковой (1997 г.) рассчитана на 3-5 лет и может преподаваться с 1 по 3 класс. Основной

недостаток этой программы в том, что она не предусматривает системы обучения с 1-го по

5-й классы и построена практически на бальной хореографии, не используя возможности

народного и классического танцев.

Учебное

пособие

с

программой,

примерами

упражнений

и

тематическим

планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М. (1972 г.)

3

рассчитано на дошкольников и младших школьников. Недостаток этого пособия в том, что

основной

упор

сделан

на

музыкально-ритмическое

развитие

детей,

а

физическому

развитию учащихся особого внимания не уделяется - нет специальных упражнений для

укрепления

осанки,

развития

гибкости,

растянутости

и

т.д.

Кроме

того,

пособие

предназначено только для начальной школы с трёхлетним сроком обучения.

Значительно

шире

представлены

программы

Министерства

культуры

по

классическому,

народному,

бальному

танцам

для

хореографических

школ

и

хореографических отделений школ искусств, различные методические разработки для

хореографических кружков, тогда как урок хореографии в общеобразовательной школе

может

стать

тем

недостающим

звеном,

которое

поможет

гармонизировать

учебно-

воспитательный процесс.

Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика

определяется

разносторонним

воздействием

на

человека.

Решая

те

же

задачи

эстетического

и

духовного

развития

и

воспитания

детей,

что

и

музыка,

танец

даёт

возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем

положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных

навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и

активным

развитием

многих

физиологических

функций

человеческого

организма:

кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.

Понимание

физических

возможностей

своего

тела

способствует

воспитанию

уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. В

течение учебного дня у младших школьников происходит снижение работоспособности,

ухудшается внимание, память, нарушается осанка, уменьшается двигательный режим.

Исходя из этого, уроки хореографии обеспечивают активный отдых детей и удовлетворяют

их потребность в движении. Ритм и темп, заданные музыкой, способствуют ритмической

работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему

оздоровлению организма.

На

сегодняшний

день

существует

недостаточное

количество

разработанных

программ

и

исследований

в

области

развития

танцевальных

навыков

на

уроках

хореографии

в

общеобразовательной

школе,

и

автор

представляет

программу

по

4

хореографии «Приглашение к танцу», в которой раскрываются основные аспекты развития

танцевальных навыков в системе уроков хореографии.

Вопросы

хореографического

образования

школьников

поднимались

на

Международном конгрессе ЮНЕСКО «Новые технологии науки и образования на пороге

третьего тысячелетия» (ноябрь 1999 г.). В заключительном документе «круглого стола»

«Танцевальное

образование

в

Сибири»

были

поставлены

вопросы

о

необходимости

введения

танца

в

общеобразовательной

школе,

определения

содержания

хореографического образования, требованиях к профессиональной подготовке учителей,

материального

обеспечения

предмета.

Недостаточность

внимания

к

искусству

хореографии отмечает Никитин В.Н. в своём труде «Энциклопедия тела: психология,

психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент» (281, 343, 482).

Однако не встречаются работы, посвящённые проблемам целостного рассмотрения

возможностей хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном

плане

общеобразовательной

школы,

его

влияния

на

развитие

личности

школьников,

развития танцевальных навыков.

Таким

образом,

выявляется

противоречие

между

осознанной

потребностью

в

разработке

и

дальнейшем

использовании

курса

хореографии

как

дополнительной

возможности

физического,

эстетического,

эмоционального,

художественного

развития

ребёнка и отсутствием программно-методического обеспечения предмета «Хореография»

для общеобразовательной школы, доступных для изучения любому ребёнку независимо от

его природных дарований и возраста.

Это

определило

формулировку

темы

исследования:

«Развитие

танцевальных

навыков у младших школьников на уроках хореографии в общеобразовательной школе».

Предмет исследования: содержание, структура и логика занятий хореографией по

специальной программе «Приглашение к танцу», её влияние на развитие танцевальных

навыков у младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Цель

исследования:

доказать,

что

развитие

танцевальных

навыков

у

детей

младшего

школьного

возраста

способствует

совершенствованию

физического,

эстетического потенциала ребёнка.

5

Гипотеза исследования: разработанная нами программа «Приглашение к танцу»

может способствовать расширению возможностей развития танцевальных навыков у детей

м л а д ш е г о

ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а ,

п р и

у с л о в и и ,

ч т о

в

содержании

программы

будут

определены

минимальный

и

оптимальный

объём

движений

классического,

народного,

историко-бытового

и

бального

танцев,

которые

смогут усвоить школьники на протяжении четырёх лет обучения. При этом:

включенные

в

программу

упражнения

классического

танца

создадут

основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития

учащихся;

изучение истории танца обеспечит интеграцию хореографии с такими

предметами, как история, литература, мировая художественная культура;

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1.

Изучить

уровень

разработанности

проблемы

в

хореографии,

педагогике,

п е д а г о г и ч е с к о й

п с и х о л о г и и

и

в

о б р а з о в а т е л ь н о й

п р а к т и к е .

2.

Определить

содержание

и

структуру

программы

«Приглашение

к

танцу»

по

предмету «Хореография» в общеобразовательной школе: минимальный и оптимальный

объём

движений

классического

танца,

образцов

народных,

историко-бытовых

и

бальных танцев и порядок их изучения на разных ступенях обучения для развития

т а н ц е в а л ь н ы х

н а в ы к о в .

3. В ходе опытно-экспериментального исследования выявить степень влияния уроков

хореографии на формирование танцевальных навыков у младших школьников.

Н ау ч на я

новиз на

ис с ледова ния

з а ключ а е т с я

в

с л е д у ю щ е м :

1.

Разработана

программа

предмета

«Хореография»

«Приглашение

к

танцу»

для

общеобразовательной школы с 1-го по 5-й классы, в которой определено оптимальное

с о д е р ж а н и е

у ч е б н о г о

м а т е р и а л а

н а

к а ж д о й

с т у п е н и

о б у ч е н и я .

2. Определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое,

н р а в с т в е н н о е

р а з в и т и е

и

с п о с о б с т в у ю щ е е

о з д о р о в л е н и ю

ребёнка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной

культуры) содержание предмета «Хореография» с 1-го по 5-й класс, которое могут

освоить

дети,

не

обладающие

специальными

хореографическими

способностями.

6

3.

Выявлено

развивающее

влияние

хореографии

на

формирование

физических

и

личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся и танцевальных навыков.

4. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить

влияние

предмета хореографии на развитие танцевальных навыков у младших школьников.

Н а

з а щ и т у

в ы н о с я т с я

с л е д у ю щ и е

п о л о ж е н и я :

1.

В

содержание

программы

по

хореографии

«Приглашение

к

танцу»

для

общеобразовательной

школы

должно

быть

заложено

как

минимальное,

так

и

оптимальное

содержание

учебного

материала

в

соответствии

с

возрастными

психологическими

и

физическими

особенностями

детей,

доступное

для

освоения

любому

ребёнку

независимо

от

его

хореографических

спо собно стей;

2. Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии,

снятию перегрузок, развитию

эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу

воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии

ребёнка

коррекции

и

формировании

правильной

осанки

отводится

упражнениям

классического танца.

7

1.Теоретическое обоснование развития танцевальных навыков у младших

школьников в системе уроков хореографии.

1.1 История хореографического искусства.

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую

историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление

человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами

пластики, гармонично связывая движение и музыку.

История становления хореографического искусства – это результат эволюции

человеческой

культуры,

социальных

особенностей

каждого

времени;

это

история

народного

танцевального

искусства,

практической

деятельности

педагогов

хореографов и исполнителей различных эпох и народов.

Специфика

хореографического

искусства

определяется

его

многогранным

воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического

вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя

тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает

обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к

постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно

обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека –

средству гармонизации воспитания личности.

Хореография – искусство, любимое детьми. Телевидение широко показывает

детскую

самодеятельность,

знакомит

с

детскими

коллективами,

что

повышает

приоритет хореографии в школе. Танцы – это наиболее яркая и эмоциональная часть

любого праздничного мероприятия, здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией,

умением

двигаться.

Дети

младшего

школьного

возраста

с

большим

желанием

и

заинтересованностью желают приобщаться к миру прекрасного искусства танца.

Изучение

хореографии,

как

и

других

видов

искусства,

помогает

развить

те

стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов

имеет

ограниченное

влияние:

воображение,

активное

творческое

мышление,

способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды

8

искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в

отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие

ребёнка.

Искусство

танца

богато

и

многообразно.

Каждый

жанр

хореографического

искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и

человеческих взаимоотношений.

Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством?

Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев на сцене или по

телевизору «Щелкунчика», «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный

танец.

Ещё в древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли

общаться и выразить свои чувства. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько

тысяч

лет

тому

назад,

встречаются

изображения

пляшущих

людей.

Когда

и

как

появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Можно только предполагать, что танец

возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или

музыке. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом

первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. Танцы первобытных

людей

сменили

сценические

танцы

древних

греков

и

римлян,

хороводы,

бранли,

появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. Появились вальс,

мазурка, полька, полонез и многие другие танцы, которые танцевали наши прабабушки

и прадедушки. У каждой эпохи были свои любимые танцы. Например, в фильме

«Ромео и Джульетта» с увлечением танцуют мориску – модный танец своего времени.

А спустя два века таким же модным будет менуэт, ещё через сто лет вся Европа начнёт

танцевать вальс, затем – румбу

и чарльстон, фокстрот и танго. Появляются более

ритмичные танцы, как твист, рок-н-ролл, уходят и забываются старые. 20, 21 века

открыли большие возможности для развития хореографического искусства, появляются

новые направления в танце – хип хоп, брейк данс, гёрлс, модерн и многие другие, что

позволило повысить интерес к хореографии у подрастающего поколения.

9

Но многим кажется, что танцевать так же легко, как и ходить. Это мнение

обманчиво.

Овладением

искусством

танца

нужно

обладать

определёнными

способностями и навыками, которые вырабатываются в систематических занятиях и

несут в себе соразмерное развитие фигуры, устранение ряд физических недостатков,

вырабатывание

правильной

и

красивой

осанки,

внешний

облик

приобретает

собранность и элегантность, умение свободно двигаться под любую музыку. Каков же

сам

процесс

развития

танцевальных

навыков?

С

чего

начинается

изучение

танцевального искусства?

1.2

Направления

танцевального

искусства

и

их

влияние

на

развитие

танцевальных навыков.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический

танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец

воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая

движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-

двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц

корпуса

и

конечностей,

развитию

сложной

координации

движений,

расширению

двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы,

повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве

пространственно – территориальных и временно – музыкальных закономерностей.

Сила

воздействия

временно

музыкальных

закономерностей

проявляется

в

национальном ритме, который в свою очередь является регулятором ритма социально –

бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В

живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты

характера

достойны

подражания,

какие

образцы

поведения

и

взаимоотношений

предпочтительны.

Образцы

народной

хореографии,

изучаемые

на

уроке,

восстанавливают

собственные

этнические

связи

ребёнка,

воспитывают

этническую

толерантность.

Анализируя

характер

движений,

пространственное

построение

танца,

его

ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по

10

географии,

истории,

музыкальной

культуре,

этнографии

народа.

Особенно

ярко

образцы поведения, взаимоотношений предоставляют нам

историко-бытовые танцы

различных

эпох.

Каждая

историческая

эпоха

имеет

свои

бытовые

танцы.

Стиль

бытовой хореографии во многом определяется условиями жизни людей, моралью и

этикетом общества. Бытовой танец даёт возможность узнать, «примерить на себя»

культуру

взаимоотношений,

правила

поведения,

нормы

морали

различных

слоёв

общества той или иной эпохи.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными

положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему

дыхания и сердце. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для детей

младшего возраста.

2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

Эффективность развития танцевальных навыков в системе хореографических

занятий непосредственно зависит от того, в какой мере средства и способы развития

согласуются с возрастными особенностями детей. С приходом в школу в психике

ребёнка начинается радикальное изменение всей духовой и физической активности,

так как появляется новый вид деятельности - познавательный.

Главная задача педагога в этот период – плавно

и безболезненно перенести

действие с игровой деятельности на деятельность учебную. «Очень важно – писал,

опираясь на свой опыт, В.А. Сухомлинский, - чтобы изумительный мир красоты,

музыки,

фантазии,

творчества,

окружавший

детей

до

школы,

не

закрылся

перед

ребёнком классной дверью». Учение в первые школьные годы не должно превратиться

в единственный вид деятельности.

Главную роль в развитии танцевальных навыков на уроках хореографии играет

процесс обучения через элементы игры. У младших школьников (возрастной период от

7

до

11

лет)

в

отличие

от

других

возрастных

периодов,

личностная

ориентация

определяется

направленностью

на

внешний

предметный

мир,

у

них

преобладает

наглядно-образное

мышление

и

эмоционально-

чувствительное

восприятие

действительности, для них остаётся актуальна игровая деятельность.

11

Исследователи

отмечают

способность

игры

корригировать

подавляемые

негативные эмоции, неуверенность в себе, расширять способности к запоминанию

танцевальных движений и умению их использовать в процессе обучения. С помощью

игры каждый звук, упражнение приобретает эмоционально-образное содержание, что

так

важно

для

развития

танцевальности.

Специфика

танцевального

искусства,

её

образно-музыкальная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям

ребёнка младшего школьного возраста. Так как именно дети этого возраста с большим

желанием и заинтересованностью желают приобщаться к миру прекрасного искусства

танца.

В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми младшего

возраста. Это связано с тем, что младшие школьники подвижны и импульсивны от

природы, поэтому занятия хореографией помогают им правильно реализовать свой

энергетический

потенциал.

Однако

в

силу

возраста

они

менее

трудолюбивы,

невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому важно знать и учитывать специфику

работы с ними, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и

меньше

утомлять

детей,

способствовать

развитию

танцевальных

и

физических

навыков, познавать красоту и силу своего тела, учить любить и понимать искусство

танца.

12

3.

Общая

организация

развития

танцевальных

навыков

на

уроках

хореографии в общеобразовательной школе.

3.1 Учебная программа «Приглашение к танцу».

В процессе работы над первым вариантом программы из всего многообразия

практического

материала,

предлагаемого

разными

жанрами

и

направлениями

хореографического

искусства,

мы

попытались

выделить

движения

классического,

народного,

современного

и

историко-бытового

танцев,

наиболее

влияющие

на

разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающим

хореографическими способностями.

Специфичность уроков хореографии в общеобразовательной школе отмечается

всеми, кто когда-либо занимался этим вопросом (Е.Н Мошкова, С.В. Кононова, Н.Б.

П а н а с ю к

и

д р . ) .

В ы д е л я ю т с я

д в е

о с н о в н ы е

п р о б л е м ы :

1)

ограниченность

времени

(обычно

1,

в

лучшем

случае

-

2

часа

в

неделю);

2) хореографией занимаются все дети без учёта их способностей и интересов.

Стремясь

к

максимальной

эффективности

уроков

в

условиях

ограниченного

времени, мы вынуждены были осуществить строгий отбор содержания материала,

предлагаемого к изучению, постоянно проверяя эффективность отбора на практике.

Основными критериями отбора движений служили возрастные физиологические и

психологические

особенности

детей

и

уровень

влияния

этих

движений

на

формирование

танцевальных

навыков,

правильной

осанки,

развитие

координации,

воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной

танцевальной культуры на разных этапах обучения.

Работа велась параллельно с детьми двух возрастов, начинающих заниматься

хореографией впервые: семилетние - 1-й класс и десятилетние - 5 класс. Дети охотно

осваивают любое движение, если им понятна логика его дальнейшего использования.

Классический

тренаж

вырабатывает

умение

сохранять

вертикальную

ось,

обеспечивающую

равновесие

тела

в

любом

положении,

воспитывают

точность

исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений

13

классического

танца,

учащиеся

переносят

эти

правила

на

исполнение

любого

движения, изучаемого на уроке.

Наибольший интерес у детей вызывали движения, требующие высокого уровня

развития

координации:

поклон

XVI

века,

требующий

от

кавалера

умения

манипулировать

головным

убором

и

оружием,

а

от

дамы

-

шлейфом

платья;

«гармошка», при выполнении которой используются асимметричные движения ног;

различные port de bras (упражнения для рук и корпуса), при выполнении которых

голова и руки двигаются в строго определённых направлениях, и т.д.

Навыки, приобретённые учащимися на уроках хореографии в первый год работы,

востребовались

в

различных

сферах

деятельности

чисто

механически.

Например:

станцевать любой танец, чтобы «разбавить» стихи и хор на концерте для родителей,

заполнить паузу в классном или школьном мероприятии и т.д. Такие «случайные»

выступления давали положительный результат только в одном: учащиеся получали

возможность реализации приобретённых танцевальных навыков.

Основными

задачами

программы

«Приглашение

к

танцу»

являются:

1.

Обеспечить

эмоциональную

разгрузку

учащихся,

воспитать

культуру

эмоций.

2. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление

мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать

к у л ь т у р у

д в и ж е н и я .

3.

Увеличить

период

двигательной

активности

в

учебном

процессе,

развить

потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

4. Увеличить багаж танцевальных навыков.

Вся

программа

делится

на

две

части:

подготовительную

и

основную.

В

подготовительной части программы

детям предлагаются все виды деятельности:

собственно ритмика, слушание и анализ музыки, элементы классического, народного и

бального танцев, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев,

элементы этикета, беседы по истории хореографии.

Первая

часть

программы

«Приглашение

к

танцу»

включает

ритмические

упражнения, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки,

движения под музыку. Эти упражнения учат детей вслушиваться в музыку, различать её

14

выразительные

средства,

формируют

умение

согласовывать

движения

с

музыкой.

Партерная

гимнастика

даёт

возможность

выполнения

упражнений

в

положении,

разгружающем позвоночник, что освобождает ученика от дополнительной нагрузки,

как физической, так и эмоциональной. Упражнения на полу создают максимум условий

для сосредоточения внимания ребёнка на мышечных ощущениях, учат сознательно

управлять ими.

В

программу

по

хореографии

мы

включили

упражнения

и

движения

классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста,

обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса,

ног,

рук,

головы,

развивающие

физические

данные,

координацию

движений,

тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в

пространстве.

В

проце сс е

практиче ских

занятий

нами

был

определён

о бъ ё м

систематизированных

знаний,

умений

и

представлений,

которые

должны

быть

сформированы у учащихся в результате занятий хореографией в начальной школе.

Вторая часть программы «Приглашение к танцу» включает в себя:

общеразвивающие

упражнения

(музыкально-ритмическая

гимнастика,

партерная разминка);

элементы

классического,

бального,

историко-бытового,

современного

и

народного танцев;

игровая деятельность на уроке.

15

3.2 Организация урока по предмету «Хореография».

В основании урока хореографии лежат три основных компонента:

- образовательный, который в себя включает изучение танцевальных движений в

классическом,

народном,

историко-бытовом,

современном

танцах,

а

так

же

знание

танцевальной азбуки и терминологии;

- развивающий, включающий введение учащихся в мир танцевального искусства,

развитие танцевальных и физических навыков, внимания, памяти, а через музыкально-

ритмическую гимнастику – чувство ритма;

- воспитательный, который включает в себя воспитание творческой активности,

интереса к предмету и культуры поведения.

3.3 Основные принципы построения содержания урока хореографии:

-

«от

простого

к

сложному»

(от

элементарных

движений

на

начальном

этапе

обучения к законченным комбинациям в конце обучения);

- «от медленного к быстрому» (разучивание танцевальных движений от медленного

темпа на начальном этапе к быстрому в конце обучения);

- «посмотри и повтори» (развитие зрительных и технических навыков);

- «вместе с партнёром» (развитие танцевальных навыков в парном танце);

- «от эмоции к логике» (опора на эмоции ребёнка в первый год обучения и развитие

логического осмысления танцевальных навыков к четвёртому году обучения);

- заинтересованность в результате своего труда;

- активность, самостоятельность детей в процессе обучения;

- учёт возрастных особенностей младших школьников;

- развитие мышления, воображения, расширение кругозора через историю танца;

- воспитание эмоциональной выразительности в исполнении движений.

16

Исходя из возрастных и психологических особенностей учащихся младших классов,

программа предусматривает следующие формы обучения: урок-игра, урок-путешествие,

урок-концерт, интегрированные уроки (взаимосвязь предметов музыки, изобразительного

искусства, истории танца).

Учебное занятие: особенности, игровая деятельность.

Каждое учебное занятие строится по основным этапам. Каждый этап имеет свой

временной промежуток на уроке и в зависимости от изучаемого материала и темы урока

время, отведённое на этап, либо увеличивается, либо уменьшается. Изучение происходит

по мере усвоения материала учащимися и в зависимости от физических данных класса.

Ниже приводится примерная сетка урока хореографии и время, отведённое на уроке

каждому этапу (См. Приложение)

Основные этапы урока хореографии:

1. Вводная часть урока: построение, поклон, постановка целей и задач урока.

2. Основная часть урока:

а) танцевально-ритмическая гимнастика: на основе ритмических движений под

музыку, где поставлена работа на разогрев мышц, координацию движений рук, головы,

ног, чёткость исполнения;

б) классический танец: позиции ног, рук, экзерсис у станка и на середине зала,

французская

терминология,

движений

классического

танца,

рассказ

и

знакомство

с

наследием мирового балета;

в) народный танец: движения в народном сценическом танце для мальчиков и

девочек, манера исполнения, рассказ о танцах, присущих той или иной народности,

истории возникновения танца, костюма.

3.

Разучивание

танца:

техника

исполнения

танца,

манера,

артистизм,

чувство

ансамбля на основе изученного материала.

4. Итог урока: игра, оценка, домашнее задание, поклон.

Далее приводится таблица распределения времени на уроке по этапам на примере

первого класса:

17

1 класс

Содержание урока

1

ч

е

т

в

е

р

т

ь

2

ч

е

т

в

е

р

т

ь

3

ч

е

т

в

е

р

т

ь

4

ч

е

т

в

е

р

т

ь

Танцевально-ритмическая

гимнастика

15 минут

15 минут

10 минут

10 минут

Классический танец

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

Народный танец

5 минут

10 минут

10 минут

5 минут

Разучивание танца

5 минут

5 минут

5 минут

10 минут

Музыкально- подвижные игры,

итог урока

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

Учебное занятие строится адекватно возрастным психофизическим особенностям

детей младшего возраста. Силовые тренировочные упражнения чередуются с творческими

заданиями,

минутками-импровизациями,

беседами,

минутками-расслаблениями,

фрагментами урока, связанными с разучиванием и оттачиванием техники исполнения

движений, рисунка танца и т. д.

Урок

строится

в

привлекательной

для

детей

игровой

форме:

выстраивается

сюжетная линия, которая объединяет заданные разделы (классический танец, народный

танец, танцевально-ритмическая гимнастика, этюды, игры, задания на импровизацию,

проверка знаний), представляющие, как правило, эстетические образы различной степени

сложности.

Большую

роль

в

проведении

урока

играет

музыкальное

сопровождение.

Чем

разнообразней музыка на занятии, тем больше получают знания учащиеся о музыке

определённой народности, различных музыкальных размерах, интонациях, темпах. Так

для

младших

школьников

могут

быть

использованы

фрагменты

из

любимых

18

м ул ьт ф и л ь м о в ,

с к а з о к .

М у з ы к а л ь н о е

с о п р о в о ж д е н и е

д о л ж н о

б ы т ь

высокопрофессиональным,

так

как

оно

даёт

эмоциональную

основу

танцевальных

элементов, образное и эстетическое восприятие.

Основными приёмами, которые пользуются при разъяснении правил исполнения тех

или

иных

элементов

в

этапах

хореографического

урока

с

образной,

эмоциональной

стороны

танца

являются

показ,

рассказ.

Наряду

с

показом,

рассказом,

объяснением

большое значение в процессе обучения младших школьников имеет слово педагога. Речь

яркая,

образная,

эмоциональная,

сопровождающаяся

интересными

рассказами

и

примерами,

незаменима,

если

она

обращена

к

творческому

воображению,

развитию

эстетического вкуса учащихся.

Важным условием успешного хода урока является соблюдение правильного его

темпа. Основной критерий хорошего темпа занятий – сохранение работоспособности

учеников

на

протяжении

всего

урока.

При

слишком

медленном

темпе

у

младших

школьников нет возможности привести в рабочее состояние все мышцы, развить интерес и

сохранить рабочее состояние до конца урока. При слишком быстром темпе ученики не

успевают отдохнуть после упражнений, проявляются признаки переутомления: слабость,

невнимательность. Педагогу нужно помнить, что к быстрым темпам учащихся нужно

готовить постепенно. В целях создания положительной мотивации используются игровые

моменты, ролевые игры, направленные на переключения внимания, разгрузку и отдых.

Специфика работы с младшими школьниками такова, что следует чаще использовать

игровые моменты. Например, подскоки в 1 позиции ног с разворотом можно назвать

«представим воробышка». Чаще необходимо применять свободную импровизацию, без

соблюдения

правил,

что

ученикам

даёт

возможность

отдохнуть,

пофантазировать,

показать себя. А также игровой момент имеет большое значение при объяснении новых

элементов, нового материала или закрепления пройденного. Например, можно посадить

игрушку и объяснять задание ей, а детей попросить помочь показать «непонятливой

Матрёшке» или «Незнайке», как исполняется изучаемый элемент.

На

занятиях

вырабатывается

свой

язык

общения:

речь-жест-музыка,

который

позволяет

быстро

сменить

вид

деятельности,

мобилизует

внимание.

Все

приёмы,

особенности проведения урока хореографии у младших школьников, приведённые выше,

19

создают

атмосферу

радости,

интереса,

побуждает

учащихся

к

творчеству,

развивают

воображение, умение общаться в коллективе и в паре, воспитание эстетического вкуса

через историю различных искусств, что в итоге даёт нам всесторонне развитую личность,

которая имеет свои взгляды на мир вокруг неё и в ней.

3.4 Содержание обучения

Первый год обучения включает в себя введение детей в мир танца, знакомит с

историей

классического,

народного,

историко-бытового,

современного

танца.

Классический танец - позиции ног (1-5), позиции рук (1-3, подготовительная), экзерсис

лицом к станку (плие, релеве по 1,2 позиции ног, прыжок – сотте по 1 позиции ног, м/р

4/4 ), на середине зала пор де бра,

знание французской терминологии, постановка

корпуса, рук, ног, рассказ о истории классического танца.

Народный танец – основные положения рук, ног, характер выполнения движений в

русском народном танце – хоровод, хороводные шаги - простой с носочка, переменный,

шаг - молоточек, рисунки танца (круг, колонна, змейка, линия, ручеёк), рассказ о истории

танца, иллюстрированный показ костюмов, присущих народному танцу.

Танцевально-ритмическая

гимнастика

р и т м и ч е с к и е

д в и же н и я

п од

современную музыку, которые включают в себя движения на координацию рук, ног,

головы, согласование движений с музыкой, движения в образах птиц и животных, которые

развивают не только пластику тела, но и воображение.

Основной целью первого года обучения является знакомство с хореографическим

искусством

через

урок-игру,

урок-путешествие,

умение

красиво

выполнять

заданные

упражнения,

приглашение

партнёрами

дам

на

танец,

культура

общения

через

танец,

развитие воображения через творческие задания, умение проанализировать и оценить

свою работу на уроке. А так же рассказываются основные правила поведения во время

концерта за кулисами и в зале.

Итогом первого года обучения являются танцевальные композиции, построенные на

основе изученного материала, которые включаются в классные, общешкольные, районные

мероприятия.

20

Второй год обучения предполагает закрепление знаний и навыков, полученных на

первом году обучения, знакомство с новыми видами классического, народного, бального,

современного танца, усложнение комбинаций, темпа исполнения танцевальных этюдов,

умение танцевать в паре, поведение и отношения между партнёром и партнёршей.

Особенностью второго года обучения является импровизационная работа на уроке

по сочинению комбинаций на тему, предложенную учителем или учениками (животные,

природа), как данная тема проявляется в музыкальном, изобразительном искусстве.

Также развивается эмоциональность, эстетичность, манера исполнения

тех или

иных танцев, включённых в учебный план. Большое внимание уделяется танцевальным

элементам, присущим мальчикам и девочкам в народном, бальном, историко-бытовом

танцах.

Классический танец – позиции ног с переходом через носочек, экзерсис у станка

за одну руку ( плие, релеве по 1-3 позиции ног с движением руки по 2 позиции, м/р 3/4),

экзерсис на середине зала ( 1пор де бра м/р. 3/4), прослушивание классической музыки и

определение характера, знание терминологии.

Народный танец – движения мальчиков (присядка по 1 позиции ног с выносом ноги

на каблук, хлопушка с ударами по внутренней стороне ноги), девочек (припадание по 3

позиции ног, повороты на каблучке), положения в паре, положения рук у партнёров и

партнёрш, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка», притопы по 6 позиции ног, исполнение

движений в быстром и медленном темпе, прослушивание музыки , определение характера

и темпа исполнения отдельных элементов народного танца, ритмические рисунки руками

и ногами, соединение движений вместе.

Танцевально-ритмическая

гимнастика

увеличение

темпа

исполнения

упражнений для разогрева мышц, партерная гимнастика, показ движений перед классом,

выступая

в

роли

учителя,

сочинение

собственных

упражнений,

умение

чувствовать

ансамблевость, комбинации на основе современного танца.

Итогом года является выступления, открытые уроки, знания в области изученного

материала и применение их в импровизационных моментах урока,

умение передать

характер музыки в движении ( см. Приложение).

21

В третий год обучения идёт освоение танцевальных комбинаций с более сложной

координацией и ведением в паре, использование атрибутов в танцевальных композициях,

отрабатывается

техника

исполнения

движений,

достигается

музыкальность

и

ритмичность,

прививается

умение

ориентироваться,

вести

себя

на

танцевальной

площадке, восприятие и осмысление того, что мы видим и слышим, умение рассказать и

показать

задуманное

в

движении.

Происходит

знакомство

с

чешскими,

украинскими

движениями в народно-сценическом танце, с историей и костюмами, присущими этим

национальностям.

Историко-бытовой

танец

знакомит

учащихся

с

эпохой

16-19

веков,

манерой

исполнения танцев, музыкальным сопровождением, костюмами.

Классический танец – закрепление и усложнение темпа исполнения экзерсиса у

станка и на середине зала, использование движений рук в комбинациях для ног, батман тан

дю по 1 позиции ног, жете по 1 позиции ног, работа головы и координация с движениями

рук

и

ног.

Коллективное

сочинение

этюдов

на

основе

классических

движений,

характеристика музыкальных тем, эмоциональность.

Народный танец – элементы русского, украинского, чешского танцев с движением

рук, движения мальчиков и девочек в чешском, украинском танцах, умение перестроиться

в различные рисунки, история танцев и костюмов, история разных национальностей, что

мы «знаем и не знаем».

Историко-бытовой

танец

знакомство

с

эпохой

16-19

века,

движения

танца-

шествия

«Полонеза»,

его

особенности

и

манера

исполнения,

умение

соответствовать

стилю

того

времени,

навыки

общения

с

партнёрами,

музыка

и

картины

16-19

века,

характеристика произведений искусства, «оживление» через пластику движений.

Танцевально-ритмическая гимнастика включает в себя элементы современного

танца, партерную гимнастику на развитие гибкости и координации движений рук, ног,

головы,

чередование

быстрого

и

медленного

темпа

исполнения,

прослушивание

различных музыкальных тем и индивидуальное сочинение небольших комбинаций, показ

перед классом.

22

Итогом

года

является

открытые

уроки

для

родителей

и

педагогов,

концертная

деятельность

в

общественной

работе

школы,

участие

в

смотрах

и

фестивалях

(

см.

Приложение).

В

четвёртый

год

обучения

происходит

закрепление

знаний,

пройденных

за

предыдущие года обучения, углубляются знания об истории возникновения эстрадного

танца,

многообразии

современных

стилей

и

направлений,

их

отличительных

особенностей. Уделяется большое внимание прослушиванию музыкальных композиций

разных стилей, определению по музыке стиля танца (рок-н-ролл, джаз, джайв, ча-ча-ча и

т.д.),

придумыванию эскизов костюма. Ведётся работа в паре и в коллективе, развивается

умение

понимать

друг

друга,

чувство

ансамбля.

Продолжается

изучение

историко-

бытовых танцев в более быстром темпе, рассматриваются старинные костюмы, причёски,

реверансы,

позы,

шаги.

Идёт

углубление

теоретических

и

практических

знаний

в

классическом

и

народном

танцах,

развитие

свободного

владения

французской

терминологией в классическом танце, исполнение ритмических рисунков в медленном и

быстром темпах, самостоятельное придумывание ритмов. Увеличивается роль проверки

знаний и умение применить их в самостоятельной работе на уроке.

Итогом года является «Бал выпускников», где учащиеся демонстрируют знания и

умения,

приобретённые

за

4

года

на

уроках

хореографии:

разнообразные

танцы

от

классического до современного, умение правильно пригласить на тот или иной танец,

рассказать

о

истории

танцев,

продемонстрировать

эскизы

костюмов,

передать

эмоциональность танцев, умение свободно ориентироваться на танцевальной площадке,

чёткость в исполнении от « простого до сложного». Участие в мероприятиях школы,

класса, района (см. Приложение).

Классический танец – экзерсис у станка по 1-5 позиции ног, с использованием рук

(плие, релеве, батман тан дю, жете, фон дю), экзерсис на середине зала (этюды на основе

прыжков, пор де бра, поворотов).

Народный танец – русский народный танец, простейшие дроби с движением рук,

увеличение темпа исполнения комбинаций, разучивание «трюков» в мужском этюде -

присядка «мяч», «щучка», «разножка», «голубец»). Вращения в женской комбинации -

«бегунок»,

«шеен»,

«пике».

Русские

народные

шаги

-

«переменный»

простой,

с

23

притопами,

«припадание».

Элементы

матросского

танца

(«верёвочка»,

«флики»).

Развивается

артистизм,

эмоциональность

в

исполнении

небольших

этюдов,

умение

солировать.

Бальный танец – медленный вальс - продолжение изучения элементов танца -

движения

в

паре,

кружения,

балансе,

вращения.

Манера

исполнения,

характер,

взаимоотношения в паре, лёгкость и чёткость исполнения фигур.

Танцевально-ритмическая

гимнастика

комбинирование

движений

для

разогрева и расслабления мышц тела, партерная гимнастика, смена рисунков в разминке,

умение

ориентироваться

в

задании

учителя,

координация

движений,

синхронность,

эмоциональность.

24

4.

Диагностика

развития

танцевальных

навыков

у

учащихся

начальной

школы.

Методы диагностики

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ проблемы по литературным источникам.

Анализ научной и специальной литературы уроков хореографии на формирование

танцевальных

навыков

детей

младшего

школьного

возраста

и

актуальности

данной

проблемы. В основе литературного анализа рассматривались: проблемы и перспективы

активного

применения

разнообразных

средств

хореографии

для

совершенствования

танцевальных навыков.

2. Педагогическое наблюдение.

В нашем исследовании наблюдение поводилось с целью направленного изучения

культуры

движений

младших

школьников

как

показателя

общей

культуры;

с

целью

выявления

умений

школьников

удерживать

правильную

осанку

на

протяжении

всего

занятия. Во время наблюдений обращалось внимание также на позы детей, их мимику и

жесты и т.д.

3. Диагностические методы.

Тестирование. Были разработаны тесты для определения влияния хореографических

упражнений на формирование танцевальных навыков младших школьников.

В тестировании приняли участие 10 учеников 2 «А» класса и 10 учеников 5 «Б»

класса средней общеобразовательной школы № 2 г.Тотьмы.

Цель тестирования – определить с помощью специальных упражнений развитие

танцевальных навыков у обучающихся от 2 к 5 классу.

Тест 1. «Балетный шаг»

25

Высота

балетного

шага

определяется

при

выворотном

положении

ног

в

трех

направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая.

Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него

одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном поло-

жении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном

суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет

это

делать

бедро

ребёнка.

После

проверки

величины

пассивного

(производимого

с

посторонней

помощью)

шага

проверяется

активный

шаг

(способность

поднять

ногу

самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может

поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек— выше 90°. Необходимо

обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.

Шаг

также

создает

в

танце

линии,

обеспечивает

широту

и

свободу

движений.

Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности

тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного

столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует

высоте прыжка.

Тест 2. «Гибкость тела»

Это одно из главных требований к тем, кто занимается классическим и народным

танцем.

Она

показатель

пластичности

тела

ребёнка,

придает

танцу

выразительность,

способствуя тем самым развитию танцевальных навыков.

Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для

этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в

стороны.

Затем

ребенок

перегибается

назад

до

возможного

предела,

при

этом

его

обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда

слагаемых

(подвижности

суставов,

главным

образом

тазобедренного,

гибкости

позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность

прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности

подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах

как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус

26

вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и го-

ловой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости

корпус обычно свободно наклоняется вперед.

Гибкость

корпуса

зависит

от

гибкости

позвоночного

столба.

Степень

же

подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных

хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних

поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению

межпозвонковых дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и

связок.

Тест 3.

«Координация движений»

Среди

двигательных

функций

особое

значение

для

танца

имеет

координация

движений.

Различают

три

основных

вида

координации:

нервную,

мышечную,

двигательную.

Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз,

осанки и т. п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, танцевальная

память

одна

из

особенностей

координации,

зависящей

от

работы

зрительного

и

вестибулярного аппаратов и других органов.

В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое

обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).

Двигательная координация — это процесс согласования движений звеньев тела в

пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Нами

была

протестирована

двигательная

координация

испытуемых

путём

выполнения следующего упражнения:

Исходное положение – 6-я позиция ног, подготовительное положение рук.

Одновременно поднимается нога до колена с движением руки в третью позицию,

голова смотрит в кисть руки. Разворот колена в сторону с одновременным открытием руки

на вторую позицию, голова смотрит в сторону движения руки.

Критерии оценки:

«отлично» - близкое к идеальному выполнение упражнения.

27

«хорошо»

-

близкое

к

идеальному

выполнение

упражнения,

но

с

некоторыми

недочётами.

«удовлетворительно» - упражнение выполняется с затруднениями.

Таблица 1

Результаты тестирования на начальном этапе (2 класс)

Номер

испытуемого

Тест 1

(оценка)

Тест 2

(оценка)

Тест 3

(оценка)

1

хорошо

отлично

хорошо

2

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

3

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

4

отлично

отлично

хорошо

5

хорошо

хорошо

удовлетворительно

6

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

7

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

8

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

9

отлично

отлично

хорошо

10

хорошо

хорошо

удовлетворительно

Таблица 2

Результаты тестирования на завершающем этапе (5 класс)

Номер

испытуемого

Тест 1

(оценка)

Тест 2

(оценка)

Тест 3

(оценка)

1

отлично

отлично

отлично

2

хорошо

хорошо

хорошо

3

хорошо

хорошо

удовлетворительно

4

отлично

отлично

хорошо

5

хорошо

хорошо

хорошо

6

хорошо

хорошо

хорошо

7

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

8

хорошо

хорошо

хорошо

9

отлично

отлично

отлично

10

отлично

хорошо

хорошо

Результаты тестирования:

Опираясь на представленные результаты таблицы, мы можем проследить динамику

развития

танцевальных

навыков

от

2

к

5

классу.

На

начальном

этапе

(2

класс)

удовлетворительную оценку в разных видах тестирования имеют от 5 до 7 учеников, а к 5

28

классу их количество уменьшилось до 2 человек. Это говорит о положительной динамике

в

развитии

таких

танцевальных

навыков,

как

балетный

шаг,

гибкость,

двигательная

координация. В целом, развитие перечисленных навыков можно проследить с помощью

диаграмм:

Диаграмма 1: Результаты теста 1 «Балетный шаг» во 2 классе:

Диаграмма 2: Результаты теста 1 «Балетный шаг» в 5 классе:

Диаграмма 3:

Результаты теста 2 «Гибкость» во 2 классе:

29

Диаграмма 4:

Результаты теста 2 «Гибкость» в 5 классе:

Диаграмма 5:

Результаты теста 3 «Координация» во 2 классе:

Диаграмма 6:

Результаты теста 3 «Координация» в 5 классе:

30

4. Метод оценивания.

При организации учебного процесса педагог предусматривает два вида результатов:

регистрируемые (очевидные) и нерегистрируемые (неочевидные), которые тесно связаны

между собой. С этой целью периодически проводятся зачётные уроки в каждой параллели.

Здесь

можно

вовремя

увидеть

слабые

места

программы

обучения,

что-то

изменить,

скорректировать, увидеть недочёты в работе каждого ребёнка. В конце учебного года

каждый

класс

даёт

открытый

урок

для

родителей,

преподавателей,

а

также

дети

принимают активное участие в мероприятиях класса, школы. В работе принимаются такие

методы измерения образовательных, развивающих и воспитательных результатов, как

анкетирование, наблюдение, беседы с родителями, детьми, классными руководителями,

просмотр видеозаписей концертов, фотографирование детей на уроках и концертах.

Огромную роль в оценке результатов развития танцевальных навыков имеет участие

детей в смотрах, фестивалях, где учащиеся занимают призовые места, что даёт им стимул

для дальнейшего физического и танцевального развития.

Неочевидные результаты проследить значительно сложнее. Для этого используются

такие

методы,

как

наблюдения

за

исполнением

танцевальных

элементов

в

разных

ситуациях, в том числе и экстремальных – концерт, фестивали, конкурсы, мероприятия

класса и школы. Много информации поступает из беседы с классными руководителями,

которые делятся своими впечатлениями и наблюдениями о положительных изменениях в

развитии танцевальных навыков у младших школьников.

31

Беседы

с

родителями

и

детьми

так

же

позволяют

делать

определённые

оптимистические выводы о связи уроков хореографии с развитием танцевальных навыков

у младших школьников.

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33



В раздел образования