Автор: Глыбина Анна Леонидовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Вышивка бисером "Брошь - Символ года"
Раздел: среднее образование
Конспект урока
Тема: Вышивка бисером «Брошь - Символ года».
8 класс.
Время проведения: 2 урока по 45 минут.
Цель урока:
формирование понятий учащихся о вышивке бисером,
обучить новым способам и рабочим приемам вышивки бисером,
развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание,
художественный вкус, пробуждать творческую активность и фантазию
учащихся,
обучить изготовлению броши.
Задачи урока:
повторение и закрепление изученных ранее элементов ручного шитья,
обучение основам вышивки;
развитие творческого интереса, познавательной активности, фантазии,
навыки работы с художественным материалом, ассоциативно-образное
мышление;
воспитание эстетического вкуса, усидчивости, работоспособности,
творческого интереса, фантазии.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения : презентация, беседа с объяснением нового материала,
демонстрация готовых работ , практическая работа обучающихся.
Методическое оснащение урока:
Инвентарь и оборудование для проведения занятия:
бисер;
бусины;
пайетки;
стеклярус;
нитки;
иголки; ткань фетр; шаблон
рисунка;
простой карандаш;
ножницы; застежка, кожзаменитель
,
демонстративные карты;
компьютер, проектор;
презентация готовых работ .
Межпредметные связи: история, ИЗО.
Место проведения: кабинет технологии.
Ход урока.
I. Организационная часть: (3 мин.)
1. Проверить присутствующих обучающихся в классе.
2. Проверить готовность бучающихся к уроку.
II. Изучение нового материала: (20 мин.)
Красота всегда была и будет в моде. Поэтому не удивительно, что каждая
женщина, девушка и даже девочка стремятся себя как-то украсить.
Вышивка бисером в наше время завоевывает популярность. Бисером
украшают одежду, обувь, головные уборы.
Обычно вышивка выполняется бисером одного размера, но удачное
использование бисера и бусин разной величины может придать изделию
оригинальность, оживить и украсить вышивку.
1.История вышивки бисером
Что же такое бисер?
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он
привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники
бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика.
Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В Венеции
до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и
стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они
разработали технологию получения так называемого "лесного стекла",
заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось
огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно
богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее
время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к
9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому
распространению жемчужного шитья способствовала относительная
доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в
изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской
империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18
века и бисером, стали неотъемлемой частью национального
костюма. Нарядно выглядит сочетание бисера с пайетками, бусинами,
стразами и т.д.
Беседа на тему «Вышивка».
Просмотр презентации готовых работ – виды вышивки, выполненных в
различных техниках.
2. Материалы и инструменты для вышивки бисером
Иглы: Размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах.
Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для бисера -
10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12.
(Полезные советы)
Если бисер настолько мелкий, что в него не проходит бисерная игла, можно
поступить следующим образом:
1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в
образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте
их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп.
Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку,
попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать
сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется
каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по
ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку.
2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и
дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец
нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять
вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец
нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и
нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать,
пока она высохнет.
Бывает очень трудно вставить нить в крошечное ушко иглы, здесь можно
поступить следующим образом:
1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более
твердым и нить не будет распускаться.
2. Попробуйте воспользоваться нитевдевателем, который обычно входит в
набор игл.
Нитки: Используются прочные (капроновые, шелковые) нити или мононить
(леска) . Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в
бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и
дизайна вышивки. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка -
возможно, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому
заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.
Ножницы: Маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для
обрезания кончиков нитей. Обычные ножницы, для обрезки кожи или
кожзаменителя при создании украшений на кожаной основе. Лезвия
маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.
Наперсток: Металлический или пластмассовый, должен быть по размеру
среднего пальца рабочей руки. Используется наперсток для проталкивания
иглы через материал на кожаной основе.
3. Подготовка и основные приемы работы.
Вспомним швы, которые будут использованы в нашей работе.
Шов «Вперед иголку»
Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в начальной школе.
Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону,
нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине.
Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с
изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.
Шов строчной
Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так
и на шитье вприкреп - вы сами можете рассчитывать, какое расстояние будет
между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или
зафиксировать бусины на прямой линии, то после завершения стежка
пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.
Шов стебельчатый
При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2
бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины.
Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите
сквозь отверстие второй бисерины. Нанизывайте третью бисерину и снова
пройдите иглой на изнанку, вблизи от только, что нанизанной бисеринки.
Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.
Шов вприкреп
Для вышивания вприкреп, бисер сначала нанизывают на нитку, которую
затем пришивают к ткани короткими стежками, между бусинами. Шитье
вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера. Уложите нить с
бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую
бусину или через 2-3 бисерины.
Шов «Монастырский»
На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке,
делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На
изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую
сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким
образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с
нанизанными на них бисеринами, а с изнаночной стороны стежки
вертикальные.
III. Практическая часть. (35 мин.)
1. Вводный инструктаж.
1.
сообщение названия практической работы;
2.
цель практической работы: изготовить брошь в виде собаки. Сейчас
очень модно носить броши, украшенные бисером различной формы,
цвета и актуально в этом году, так как наступил 2018 год и символ
этого года – собака.
3.
ознакомить обучающихся с образцами вышивки,
вышеперечисленными швами;
4.
ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и
приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
5.
провести инструктаж по технике безопасности.
Правила техники безопасности при работе с бисером.
1.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить
инструменты и приспособления в отведенное для них место.
2.
Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе; вкалывать иглы и булавки только в
игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями,
направленными от себя; передавать ножницы кольцами вперед и только
с сомкнутыми лезвиями.
3.
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть
столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
2. Ход практической работы обучающихся.
По шаблону переводим на фетр рисунок собаки.
Итак, вы приготовились вышивать. Закрепим свободный конец нити перед
началом работы, приколов иглой ткань в двух местах, сделав петельку,
пропустив через нее иглу и затянуть.
Нанизываем на нить необходимое количество бисерин, бусин, стеклярусов
или пайеток.
По контурной линии закрепляем украшения желаемым стежком.
Заполняем форму собаки бисером любым вышеперечисленным швом. По
желанию можно обозначить бусинами глазки собаки, носик и из лески
сделать усы.
Вырезаем по шаблону изнаночную часть собаки из кожзаменителя.
С помощью клея приклеиваем застежку к изнаночной стороне.
Соединяем переднюю часть с изнаночной и проклеиваем клеем и аккуратно
по контуру обрезаем лишнюю ткань.
Обшиваем края броши бисером.
Аккуратно прячем "хвостики" ниток.
Работа завершена.
3. Текущий инструктаж:
проверка организации рабочих мест обучающихся;
проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении
задания;
инструктирование по выполнению задания;
оказание помощи отстающим обучающимся.
IV. Заключительная часть: (12 мин.)
анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
разбор типичных ошибок обучающихся;
выяснение причин допущенных обучающимися ошибок.
V. Уборка рабочих мест. (2 мин.)
VI. Рефлексия: (10 мин.)
На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения
вышивки бисером. Посмотрели творческие работы, выполненные ранее.
Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером.
Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке, выполнили
брошь в форме собаки, расшили ее бисером.
-
Ну как, заинтересовала вас вышивка?
- С какими видами вышивки вы сегодня познакомились?
- Что вам удалось с лёгкостью?
- А где почувствовали затруднение?
- Как вы оцениваете свой творческий настрой?
- Давайте, организуем нашу выставку творческих работ! (Выставка)
-
Какие же удивительные получились броши-подвески!
VII. Оценка работы: (6 мин.)
сообщить обучающимся о достижении целей урока;
оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;
выставить оценки в журнал.
VIII. Домашнее задание: (2 мин.)
1.
ткань, канва;
2.
бисер;
3.
игла, ножницы, пяльцы, нитки или мулине;
4.
рисунок для вышивки.
Рекомендуемая литература для учителя
1. В. Кэмпбелл-Хардинг, П. Уоттс «Шьём бисером» Издательство: Ниола-21
век Год: 2009.
2.
С.
Леви
«Вышивка
бисером
и
блестками.
Новые
техники
и
узоры»
Издательство: «Мир книги» г. Москва Год: 2005.
3. Гринченко А.С. "Вышивка бисером" Издательство: Эксмо г.Москва Год:
2014.
4. Д. Фицджералд "Мозаичное плетение из бисера" Издательство: Кристина-
Новый ВЕК г.Москва Год : 2007.
Рекомендуемая литература для обучающегося
1 . И.
Наниашвилли «Вышивка
бисером:
шаг
за
шагом» Издательство:
Книжный клуб «Клуб семейного досуга» Год: 2007.
2.
Д.Кристианини
"Творчество и красота бисера" Издательство: АРТ-
Родник г.Москва Год: 2007.