Напоминание

Принципы, содержание, требования ФГОС ДО к коррекционной работе с детьми с ОВЗ


Автор: Краснова Раиса Александровна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МДОУ детский сад №8 "Теремок"
Населённый пункт: городской округ Павловский Посад Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы, содержание, требования ФГОС ДО к коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принципы, содержание, требования

ФГОС ДО к коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Таблица 1

Принципы ФГОС дошкольного

образования и их реализация в

коррекционной работе с детьми

с речевыми нарушениями

Коррекционная работа в детском саду в настоящее

время должна учитывать принципы ФГОС ДО:

- п р и н ц и п

и н д и в и д у а л ь н о г о

п о д х о д а

в

коррекционном

процессе

включает

в

с ебя

индивидуальную работу с детьми (зону ближайшего

развития);

-принцип

партнёрства

в

о б р а з о ват е л ь н о й

деятельности

взрослого

и

ребёнка).

Занятие

«на

равных»;

-принцип

приоритетности

детского

желания,

который

включает

необходимость

учитывать

желание ребёнка выполнять то или иное задание.

Ребёнку предлагается

выбор материала, который

приводит к достижению поставленных целей.

-принцип

взаимодействия

специалистов.

Тесное

сотрудничаю со специалистами, участвующими в

развитии

речи

ребёнка

в о с п и т ат е л я м и ,

психологами, муз.руководителем, инструктором по

ФИЗО.

-принцип

взаимодействия

специа лист а

с

родителями.

Родитель

являет ся

гл а в н ы м

помощником в коррекционной работе.

-принцип

профессионального

роста

педагога,

предполагает

профессиональную компетентность,

т.е. своевременное получение педагогом

новых

профессиональных

знаний

и

умение

внедрять их в образовательный и коррекционный

процесс;

Реализация

коррекционной

работы в ДОО согласно ФГОС

дошкольного образования:

организация и виды занятий

Требования

ФГОС

предрекают

нам

соблюдение

принципов построения занятия:

- занятие должно быть динамичным;

-должны включаться в занятие игровые ситуации;

-должна

присутствовать

частая

смена

видов

деятельности;

- необходимо способствовать общению педагога и

ребёнка;

-использовать

мотивационные

и

сюрпризные

моменты на занятии;

-использовать разнообразный, красочный и удобный

для ребёнка

дидактический материал;

- детям необходимо много говорить.

Главная особенность при

организации занятий в

условиях

ФГОС

это

переход

на

игровую

деятельность, использование новых форм работы с

детьми: интерактивные игры, проектную

деятельность, игровые обучающие ситуации. Таким

образом, занятие – это организованная педагогом

специфическая

детская

деятельность,

в

ходе

ко т о р о й

п о в ы ш а е т с я

а к т и в н о с т ь

д е т е й ,

присутствуют деловые взаимоотношения.

Организация занятий:

специально

организованные

занятия

со

специалистами;

решение

коррекционных

задач

в

процессе

образовательной деятельности.

Виды

коррекционных

занятий:

фронтальные,

подгрупповые, индивидуальные.

Возможности

психолого-педагогического

с о п р о в о ж д е н и я

д е т е й

с

речевыми нарушениями в ДОО

Психолого-педагогическое сопровождения детей с

речевыми

нарушениями

представляет

собой

ц е л о с т н у ю

с и с т е м у ,

в к л ю ч а ю щ у ю

д и а г н о с т и ч е с к и й ,

п р о ф и л а к т и ч е с к и й

и

к о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ и й

а с п е к т ы ,

обеспечивающие

высокий,

надёжный

уровень

речевого и психического развития дошкольника.

Целью

психолого-педагогического

сопровождения

развития

ребенка

с

нарушением

речи

является

с о зд а н и е

п с и хол о г и ч е с к и х

у с л о в и й

д л я

нормального

развития

и

успешного

обучения

ребенка.

П р и о р и т е т н ы м и

з а д ач а м и

п с и х о л о г о -

педагогического

сопровождения

развития

детей

с

нарушениями речи в ДОУ являются:

- Создание для каждого ребенка

эмоционально

благоприятного микроклимата в

г р у п п е ,

п р и

общении с детьми и педагогическим персоналом;

-Обследование

воспитанников

ДОУ

групп

общеразвивающей

направленности

и

выявление

среди них детей, н у ж д а ю щ и х с я

в

профилактической

и

коррекционно-речевой

помощи;

-Изучение

уровня

речевого,

познавательного,

социально-личностного,

физического

развития

и

индивидуально-типологических

особенностей

детей,

нуждающихся

в

психологической

и

логопедической поддержке,

определение основных

направлений и содержания работы с каждым из них;

-Систематическое

проведение

необходимой

профилактической и коррекционно-речевой работы

с детьми в соответствии с их индивидуальными и

групповыми программами;

-Оценка результатов помощи детям и определение

степени их речевой и

психологической готовности

к школьному обучению;

-Формирование у педагогического коллектива ДОУ

и

родителей

информационной

готовности

к

логопедической работе, помощь им в организации

полноценной речевой среды;

-Координация

усилий

педагогов

и

родителей,

контроль

за

качеством

проведения

ими

речевой

работы с детьми;

-Повышение

психологической

компетентности

воспитателей, родителей

п о

в о п р о с а м

воспитания и развития детей

В

ре зульт ат е

п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о

сопровождения

у

детей

наблюдается:

динамика

речевого,

психофизического

и

интеллектуального

развития;

создаются

позитивные

основы

для

социальной адаптации; педагоги профессионально

самосовершенствуются через использование новых

форм,

методов

и

приёмов

работы;

родители

получают

квалифицированную

п с и хол о го -

педагогическую помощь в воспитании и развитии

ребёнка;

овладевают

элементарными

знаниями

детской

психологии,

педагогики,

логопедии;

включаются в педагогический процесс ДОУ.

Требования ФГОС дошкольного

образования

к

результатам

освоения

общеобразовательной

программы детьми с речевыми

нарушениями

В

ФГОС

дошкольного

образования

освоение

общеобразовательной

программы

детьми

с

речевыми

нарушениями

не

сопровождается

проведением

промежуточных

аттестаций

и

итоговой

аттестации

обучающихся.

Требования

к

результатам

представлены

в

виде

целевых

ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не являются основанием для их

формального сравнения с реальными достижениями

детей.

В

то

же

время

целевые

ориентиры

не

предусмат ривают

т ребования

от

р е б ё н к а

дошкольного

возраста

с

речевыми

нарушениями

конкретных

образовательных

достижений,

не

подлежат непосредственной оценке, в том числе в

виде педагогической диагностики (мониторинга).

! ФГОС ДО не затрудняет работу педагогов при устранении речевых

нарушений, а наоборот даёт возможность решать образовательные и

коррекционные вопросы творчески, делает процесс обучения и коррекции

более интересным и результативным.



В раздел образования