Автор: Краснова Раиса Александровна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МДОУ детский сад №8 "Теремок"
Населённый пункт: городской округ Павловский Посад Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы, содержание, требования ФГОС ДО к коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Принципы, содержание, требования
ФГОС ДО к коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Таблица 1
Принципы ФГОС дошкольного
образования и их реализация в
коррекционной работе с детьми
с речевыми нарушениями
Коррекционная работа в детском саду в настоящее
время должна учитывать принципы ФГОС ДО:
- п р и н ц и п
и н д и в и д у а л ь н о г о
п о д х о д а
в
коррекционном
процессе
включает
в
с ебя
индивидуальную работу с детьми (зону ближайшего
развития);
-принцип
партнёрства
в
о б р а з о ват е л ь н о й
деятельности
взрослого
и
ребёнка).
Занятие
«на
равных»;
-принцип
приоритетности
детского
желания,
который
включает
необходимость
учитывать
желание ребёнка выполнять то или иное задание.
Ребёнку предлагается
выбор материала, который
приводит к достижению поставленных целей.
-принцип
взаимодействия
специалистов.
Тесное
сотрудничаю со специалистами, участвующими в
развитии
речи
ребёнка
–
в о с п и т ат е л я м и ,
психологами, муз.руководителем, инструктором по
ФИЗО.
-принцип
взаимодействия
специа лист а
с
родителями.
Родитель
являет ся
гл а в н ы м
помощником в коррекционной работе.
-принцип
профессионального
роста
педагога,
предполагает
профессиональную компетентность,
т.е. своевременное получение педагогом
новых
профессиональных
знаний
и
умение
внедрять их в образовательный и коррекционный
процесс;
Реализация
коррекционной
работы в ДОО согласно ФГОС
дошкольного образования:
организация и виды занятий
Требования
ФГОС
предрекают
нам
соблюдение
принципов построения занятия:
- занятие должно быть динамичным;
-должны включаться в занятие игровые ситуации;
-должна
присутствовать
частая
смена
видов
деятельности;
- необходимо способствовать общению педагога и
ребёнка;
-использовать
мотивационные
и
сюрпризные
моменты на занятии;
-использовать разнообразный, красочный и удобный
для ребёнка
дидактический материал;
- детям необходимо много говорить.
Главная особенность при
организации занятий в
условиях
ФГОС
–
это
переход
на
игровую
деятельность, использование новых форм работы с
детьми: интерактивные игры, проектную
деятельность, игровые обучающие ситуации. Таким
образом, занятие – это организованная педагогом
специфическая
детская
деятельность,
в
ходе
ко т о р о й
п о в ы ш а е т с я
а к т и в н о с т ь
д е т е й ,
присутствуют деловые взаимоотношения.
Организация занятий:
специально
организованные
занятия
со
специалистами;
решение
коррекционных
задач
в
процессе
образовательной деятельности.
Виды
коррекционных
занятий:
фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные.
Возможности
психолого-педагогического
с о п р о в о ж д е н и я
д е т е й
с
речевыми нарушениями в ДОО
Психолого-педагогическое сопровождения детей с
речевыми
нарушениями
представляет
собой
ц е л о с т н у ю
с и с т е м у ,
в к л ю ч а ю щ у ю
д и а г н о с т и ч е с к и й ,
п р о ф и л а к т и ч е с к и й
и
к о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ и й
а с п е к т ы ,
обеспечивающие
высокий,
надёжный
уровень
речевого и психического развития дошкольника.
Целью
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребенка
с
нарушением
речи
является
с о зд а н и е
п с и хол о г и ч е с к и х
у с л о в и й
д л я
нормального
развития
и
успешного
обучения
ребенка.
П р и о р и т е т н ы м и
з а д ач а м и
п с и х о л о г о -
педагогического
сопровождения
развития
детей
с
нарушениями речи в ДОУ являются:
- Создание для каждого ребенка
эмоционально
благоприятного микроклимата в
г р у п п е ,
п р и
общении с детьми и педагогическим персоналом;
-Обследование
воспитанников
ДОУ
групп
общеразвивающей
направленности
и
выявление
среди них детей, н у ж д а ю щ и х с я
в
профилактической
и
коррекционно-речевой
помощи;
-Изучение
уровня
речевого,
познавательного,
социально-личностного,
физического
развития
и
индивидуально-типологических
особенностей
детей,
нуждающихся
в
психологической
и
логопедической поддержке,
определение основных
направлений и содержания работы с каждым из них;
-Систематическое
проведение
необходимой
профилактической и коррекционно-речевой работы
с детьми в соответствии с их индивидуальными и
групповыми программами;
-Оценка результатов помощи детям и определение
степени их речевой и
психологической готовности
к школьному обучению;
-Формирование у педагогического коллектива ДОУ
и
родителей
информационной
готовности
к
логопедической работе, помощь им в организации
полноценной речевой среды;
-Координация
усилий
педагогов
и
родителей,
контроль
за
качеством
проведения
ими
речевой
работы с детьми;
-Повышение
психологической
компетентности
воспитателей, родителей
п о
в о п р о с а м
воспитания и развития детей
В
ре зульт ат е
п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о
сопровождения
у
детей
наблюдается:
динамика
речевого,
психофизического
и
интеллектуального
развития;
создаются
позитивные
основы
для
социальной адаптации; педагоги профессионально
самосовершенствуются через использование новых
форм,
методов
и
приёмов
работы;
родители
получают
квалифицированную
п с и хол о го -
педагогическую помощь в воспитании и развитии
ребёнка;
овладевают
элементарными
знаниями
детской
психологии,
педагогики,
логопедии;
включаются в педагогический процесс ДОУ.
Требования ФГОС дошкольного
образования
к
результатам
освоения
общеобразовательной
программы детьми с речевыми
нарушениями
В
ФГОС
дошкольного
образования
освоение
общеобразовательной
программы
детьми
с
речевыми
нарушениями
не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций
и
итоговой
аттестации
обучающихся.
Требования
к
результатам
представлены
в
виде
целевых
ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями
детей.
В
то
же
время
целевые
ориентиры
не
предусмат ривают
т ребования
от
р е б ё н к а
дошкольного
возраста
с
речевыми
нарушениями
конкретных
образовательных
достижений,
не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга).
! ФГОС ДО не затрудняет работу педагогов при устранении речевых
нарушений, а наоборот даёт возможность решать образовательные и
коррекционные вопросы творчески, делает процесс обучения и коррекции
более интересным и результативным.