Автор: Савельева Ольга Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: Дубенский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова "Однодум".
Раздел: полное образование
Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
учителя русского языка и литература, мордовского языка и литературы
МБОУ «Ардатовская СОШ» Дубёнского муниципального района
Республики Мордовия
ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт
анализа рассказа.
ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;
- развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового
содержания произведения
Вступление
Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство
учащихся
с
творчеством
писателя, центральной
в
котором
была
тема
праведничества.
Данному
уроку
предшествовал
урок-лекция,
в
котором
излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях
Н.С.
Лескова
и
с
привлечением
материала
известных
учащимся
художественных произведений (рассказ «Зверь» - 5 класс, «Человек на часах»
и «Тупейный художник» – 7 класс).
Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа
рассказа
Н.С.
Лескова
«Однодум»
в
единстве
идейного
и
языкового
содержания.
Ход урока.
1.
Слово учителя
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован
рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о
трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором
писатель
поведал
о
своём
несогласии
«с
большим
русским
писателем»
(имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской
душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С.
Лесов
задался
целью
найти
на
Руси
таких
людей,
чья
жизнь
свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая
лесковская галерея праведников.
В
1880
году
Лесков
издал
сборник-цикл
«Три
праведника
и
один
Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский
монастырь»,
«Русский
демократ
в
Польше»,
«Шерамур».
Рассказам
был
предпослан
эпиграф:
«Без
трёх
праведных
несть
граду
стояния».
Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым,
героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска
трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и
душ
поучастливее»,
рассказ
«Русский
демократ
в
Польше»
завершается
убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им
подражать,
если
есть
сила
вместить
благородный
патриотический
дух,
который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».
Герой
рассказа
«Однодум»
-
плод
«наблюдения,
запоминания
и
собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О
нем
ходили
легенды
как
о
человеке,
воплощавшем
исключительную
честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание
этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что
отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями»
Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном
гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся
посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт
вокруг
них…
Ублажи
гимном
того
исполина,
какой
выходит
только
из
русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится
вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на
страстные
слова
Гоголя,
создавая
образы
героев-праведников
и
искренне
полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие
настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».
Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это
такие
святые,
которые
пребывают
в
мире
не
в
отшельничестве
или
монашестве,
а
в
обычных
условиях
семейной
и
общественной
жизни».
Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей,
но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним
окружающих.
2.
Анализ рассказа «Однодум»
1.
Проверка домашнего задания
(учащимся
было
дано
задание
выяснить
значение
устаревших
слов
и
выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)
Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью
Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были
открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для
отличия
от
подобных
месторождений, было
прибавлено
название
«Галичских».
Питейный дом – шинок, кабак.
Соляные
варницы –
солеварни,
к
которых
из
природного
рассола
вываривается соль.
Мелкотравчатый
– здесь:
в
значении
мелкий
служащий
или
человек
незнатного происхождения.
Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко,
яйца.
Предводительствовал
стеною
на
кулачных
боях- руководил
ватагой,
группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского
простонародного населения.
Еретический -
в
переносном
значении
отклоняющийся
от чего-либо
принятого в обществе за неоспоримое.
Уряд – порядок, обиход.
Будочник –
нижний
полицейский
чин,
живший
в
будке,
маленьком
деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или
на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от
непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.
Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.
Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).
Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.
Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.
2.
Беседа
Вопрос: Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?
(ответы
учащихся:
история
Рыжова
внешне
не
богата событиями: родился в семье «приказного рода
супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с
почтою», в 26 лет занял должность квартального и
был
отмечен
за
службу
орденом
св.
Владимира.
Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его,
по словам автора, такая, что рассказывать нечего)
Вопрос:
Можно
ли
утверждать,
что
судьба
улыбнулась
Рыжову,
ведь
он
сделал
карьеру,
занял
определённое
положение
в
социальное
иерархии?
(ответы учащихся:
С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так
как
перед
ним
не
стояла
цель
добиться
более
или
менее серьёзного общественного положения. Поэтому
он не испытывает особенной радости от этого. Для
него было важно другое)
Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?
(ответы учащихся:
Для автора-повествователя было важно не показать
служебный путь Рыжова, внешние изменения в его
жизни,
а
показать
его
религиозно-нравственный
опыт, глубинное содержание его личности.)
Вопрос: о
чём
свидетельствует
прозвище
героя,
вынесенное
втором
в
заглавие?
(ответы учащихся:
Для
автора-повествователя
особый
интерес
представляет
система
ценностей
героя,
его
«миропереживания», жизненная позиция)
Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку
зрения, опираясь на текст рассказа.
(ответы учащихся:
Во-первых, на это указывает название «Однодум»
Во-вторых,
реплики
автора-повествователя
и
описания
поведения
героя,
например¸
в
период
исполнения обязанностей городничего: «образа жизни
своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)
Слово
учителя. Обратите
внимание
на
такой
художественный
приём,
каксовмещение
временных
пластов: сюжетного
времени
и
времени
рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени
определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.
(ответы учащихся: повествование о происхождении
героя,
характеристика
и
описание
его
внешности
составляют экспозицию;
перечисление
основных
биографических фактов формируют сюжетный ряд;
э п и з о д
п р и е з д а
г у б е р н а т о р а
в ы д е л е н
каккульминационный
момент.
Короткий эпилог-
развязка –
сообщение
о
награждении
и
смерти
Рыжова).
Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и
оценочное
сравнение
старого
и
нового:
«Всё
тогда
было
величественно,
степенно
и
серьёзно,
под
стать
тому
доброму
времени
часто
противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».
Вопрос: Какую
черту
героя
автор
подчёркивает
чаще
других?
Как
вы
понимаете её?
(ответы учащихся:
Главное и наиболее употребительное – склонность к
мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от
названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои
верования и взгляды», а также пророчества.)
Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.
(ответы учащихся:
-
в
самом
начале
рассказа
об
этом
сказано
так:
«здоровая
душа»,
«строго
и
трезвое
настроение»,
«умеренность
во
всём», «не
прибегал
ни
к
чьей
помощи»)
Вопрос:
Какие
библейские
воззрения
«прилагал
к
делу»
квартальный
Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.
Заполним таблицу:
Добродетель
Подтверждение
законопослушание
- выше всего ставил закон «в поте лица
своего ешь свой хлеб»,
- «даров не приемлю»
Ответственность за свои поступки,
добропорядочность
«женитьба
–
вещь
добрая,
она
от
Бога
показана: если требуется – я женюсь»
Честность
«ложь заповедью запрещена – я лгать не
стану»
правдивость
« я правду всегда говорю и живу по ней…»
совестливость
«делай по совести»
Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и
общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением
праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?
(учащиеся приводят эпизоды:
- описание первого дня службы;
- сцена устранения будочников;
- повествование о подготовке к приезду губернатора;
- встреча губернатора и сцена в церкви;
- рассказ о принятии ордена;
- рассказ о женитьбе и семейной жизни)
Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже
в мыслях отчитывался Единому».
Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие
люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?
Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте
рассказа определения, характеризующие героя.
(ответы учащихся:
Автор-повествователь:
«загадочный
чудак»,
«библейский чудак», «солигачиский антик»,
Л а н с ко й :
« э т а к и е
л ю д и
ч т о
ю р о д и в ы е » ,
«удивительный человек», «отчаянный»,
Городничий: «экий дурак»
Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-
этакий»)
Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных
людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не
понимают. Поэтому он одинок среди людей.
- Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?
(Основой
его
философии
и
образа
жизни
является
вера.
Как
и
все
люди
Рыжов
наделён
изначально
богобоязнью, определяющей его душевное состояние.
П р о н и к н о в е н и е
в
с в я щ е н н о е
п и с а н и е ,
правдоискательство, приближение к идеалу Христа
формируют
в
Рыжове
тип
душевного
строя,
присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к
праведнику.)
Вывод:
Образ
Рыжова -
художественное
воплощение
национального
характера,
в
котором
подчёркнута
его
основная
черта
–
религиозность.
«Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых
ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что
самому не свойственно, - заявляет герой.
Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо
дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не
огорчив ближнего».
Лесковские
герои
«жаждут
единодушия…
с
отечеством,
принимая
сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике
авторитет
власти.
Именно
поэтому
лесковские
праведники
–
патриоты,
видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном служении
родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой
повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.
Вопрос: Скажите,
о
чем
заставил
вас
задуматься
этот
рассказ?
Что
взволновало, какие чувства вызвало?