Напоминание

Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова "Однодум".


Автор: Савельева Ольга Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: Дубенский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова "Однодум".
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока литературы в 10 классе

по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

учителя русского языка и литература, мордовского языка и литературы

МБОУ «Ардатовская СОШ» Дубёнского муниципального района

Республики Мордовия

ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт

анализа рассказа.

ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

- развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового

содержания произведения

Вступление

Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство

учащихся

с

творчеством

писателя, центральной

в

котором

была

тема

праведничества.

Данному

уроку

предшествовал

урок-лекция,

в

котором

излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях

Н.С.

Лескова

и

с

привлечением

материала

известных

учащимся

художественных произведений (рассказ «Зверь» - 5 класс, «Человек на часах»

и «Тупейный художник» – 7 класс).

Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа

рассказа

Н.С.

Лескова

«Однодум»

в

единстве

идейного

и

языкового

содержания.

Ход урока.

1.

Слово учителя

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован

рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о

трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором

писатель

поведал

о

своём

несогласии

«с

большим

русским

писателем»

(имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской

душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С.

Лесов

задался

целью

найти

на

Руси

таких

людей,

чья

жизнь

свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая

лесковская галерея праведников.

В

1880

году

Лесков

издал

сборник-цикл

«Три

праведника

и

один

Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский

монастырь»,

«Русский

демократ

в

Польше»,

«Шерамур».

Рассказам

был

предпослан

эпиграф:

«Без

трёх

праведных

несть

граду

стояния».

Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым,

героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска

трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и

душ

поучастливее»,

рассказ

«Русский

демократ

в

Польше»

завершается

убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им

подражать,

если

есть

сила

вместить

благородный

патриотический

дух,

который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».

Герой

рассказа

«Однодум»

-

плод

«наблюдения,

запоминания

и

собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О

нем

ходили

легенды

как

о

человеке,

воплощавшем

исключительную

честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание

этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что

отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями»

Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном

гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся

посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт

вокруг

них…

Ублажи

гимном

того

исполина,

какой

выходит

только

из

русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится

вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на

страстные

слова

Гоголя,

создавая

образы

героев-праведников

и

искренне

полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие

настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».

Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это

такие

святые,

которые

пребывают

в

мире

не

в

отшельничестве

или

монашестве,

а

в

обычных

условиях

семейной

и

общественной

жизни».

Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей,

но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним

окружающих.

2.

Анализ рассказа «Однодум»

1.

Проверка домашнего задания

(учащимся

было

дано

задание

выяснить

значение

устаревших

слов

и

выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)

Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью

Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были

открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для

отличия

от

подобных

месторождений, было

прибавлено

название

«Галичских».

Питейный дом – шинок, кабак.

Соляные

варницы

солеварни,

к

которых

из

природного

рассола

вываривается соль.

Мелкотравчатый

здесь:

в

значении

мелкий

служащий

или

человек

незнатного происхождения.

Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко,

яйца.

Предводительствовал

стеною

на

кулачных

боях- руководил

ватагой,

группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского

простонародного населения.

Еретический -

в

переносном

значении

отклоняющийся

от чего-либо

принятого в обществе за неоспоримое.

Уряд – порядок, обиход.

Будочник

нижний

полицейский

чин,

живший

в

будке,

маленьком

деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или

на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от

непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.

Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.

Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).

Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.

Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.

2.

Беседа

Вопрос: Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?

(ответы

учащихся:

история

Рыжова

внешне

не

богата событиями: родился в семье «приказного рода

супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с

почтою», в 26 лет занял должность квартального и

был

отмечен

за

службу

орденом

св.

Владимира.

Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его,

по словам автора, такая, что рассказывать нечего)

Вопрос:

Можно

ли

утверждать,

что

судьба

улыбнулась

Рыжову,

ведь

он

сделал

карьеру,

занял

определённое

положение

в

социальное

иерархии?

(ответы учащихся:

С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так

как

перед

ним

не

стояла

цель

добиться

более

или

менее серьёзного общественного положения. Поэтому

он не испытывает особенной радости от этого. Для

него было важно другое)

Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?

(ответы учащихся:

Для автора-повествователя было важно не показать

служебный путь Рыжова, внешние изменения в его

жизни,

а

показать

его

религиозно-нравственный

опыт, глубинное содержание его личности.)

Вопрос: о

чём

свидетельствует

прозвище

героя,

вынесенное

втором

в

заглавие?

(ответы учащихся:

Для

автора-повествователя

особый

интерес

представляет

система

ценностей

героя,

его

«миропереживания», жизненная позиция)

Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку

зрения, опираясь на текст рассказа.

(ответы учащихся:

Во-первых, на это указывает название «Однодум»

Во-вторых,

реплики

автора-повествователя

и

описания

поведения

героя,

например¸

в

период

исполнения обязанностей городничего: «образа жизни

своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

Слово

учителя. Обратите

внимание

на

такой

художественный

приём,

каксовмещение

временных

пластов: сюжетного

времени

и

времени

рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени

определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.

(ответы учащихся: повествование о происхождении

героя,

характеристика

и

описание

его

внешности

составляют экспозицию;

перечисление

основных

биографических фактов формируют сюжетный ряд;

э п и з о д

п р и е з д а

г у б е р н а т о р а

в ы д е л е н

каккульминационный

момент.

Короткий эпилог-

развязка

сообщение

о

награждении

и

смерти

Рыжова).

Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и

оценочное

сравнение

старого

и

нового:

«Всё

тогда

было

величественно,

степенно

и

серьёзно,

под

стать

тому

доброму

времени

часто

противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».

Вопрос: Какую

черту

героя

автор

подчёркивает

чаще

других?

Как

вы

понимаете её?

(ответы учащихся:

Главное и наиболее употребительное – склонность к

мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от

названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои

верования и взгляды», а также пророчества.)

Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.

(ответы учащихся:

-

в

самом

начале

рассказа

об

этом

сказано

так:

«здоровая

душа»,

«строго

и

трезвое

настроение»,

«умеренность

во

всём», «не

прибегал

ни

к

чьей

помощи»)

Вопрос:

Какие

библейские

воззрения

«прилагал

к

делу»

квартальный

Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

Заполним таблицу:

Добродетель

Подтверждение

законопослушание

- выше всего ставил закон «в поте лица

своего ешь свой хлеб»,

- «даров не приемлю»

Ответственность за свои поступки,

добропорядочность

«женитьба

вещь

добрая,

она

от

Бога

показана: если требуется – я женюсь»

Честность

«ложь заповедью запрещена – я лгать не

стану»

правдивость

« я правду всегда говорю и живу по ней…»

совестливость

«делай по совести»

Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и

общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением

праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?

(учащиеся приводят эпизоды:

- описание первого дня службы;

- сцена устранения будочников;

- повествование о подготовке к приезду губернатора;

- встреча губернатора и сцена в церкви;

- рассказ о принятии ордена;

- рассказ о женитьбе и семейной жизни)

Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже

в мыслях отчитывался Единому».

Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие

люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?

Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте

рассказа определения, характеризующие героя.

(ответы учащихся:

Автор-повествователь:

«загадочный

чудак»,

«библейский чудак», «солигачиский антик»,

Л а н с ко й :

« э т а к и е

л ю д и

ч т о

ю р о д и в ы е » ,

«удивительный человек», «отчаянный»,

Городничий: «экий дурак»

Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-

этакий»)

Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных

людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не

понимают. Поэтому он одинок среди людей.

- Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?

(Основой

его

философии

и

образа

жизни

является

вера.

Как

и

все

люди

Рыжов

наделён

изначально

богобоязнью, определяющей его душевное состояние.

П р о н и к н о в е н и е

в

с в я щ е н н о е

п и с а н и е ,

правдоискательство, приближение к идеалу Христа

формируют

в

Рыжове

тип

душевного

строя,

присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к

праведнику.)

Вывод:

Образ

Рыжова -

художественное

воплощение

национального

характера,

в

котором

подчёркнута

его

основная

черта

религиозность.

«Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых

ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что

самому не свойственно, - заявляет герой.

Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо

дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не

огорчив ближнего».

Лесковские

герои

«жаждут

единодушия…

с

отечеством,

принимая

сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике

авторитет

власти.

Именно

поэтому

лесковские

праведники

патриоты,

видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном служении

родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой

повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.

Вопрос: Скажите,

о

чем

заставил

вас

задуматься

этот

рассказ?

Что

взволновало, какие чувства вызвало?



В раздел образования