Напоминание

"Применение структур сингапурского метода обучения в начальных классах"


Автор: Ярусова Мария Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Староахпердинская ООШ"
Населённый пункт: д. Староае Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение структур сингапурского метода обучения в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение новых современных эффективных технологий

преподавания в начальной школе

Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все

это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте.

Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как

достичь обозначенного результата - проблема для учителя. Новый стандарт и примерная

программа

основное

внимание

обращают

на

усиление

деятельностного

подхода

в

обучении. Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания,

а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному

добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу

формирования

у

школьников

универсальных

учебных

действий

и

добиться

личностных, метапредметных и

предметных

результатов

обуч е н и я . Рассматривая

основные положения ФГОС, мы прочтем, что наряду с результатами учебного процесса

урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и

волевой

сфер

обучаемых,

освоение

правил

речевого

поведения,

формирование

дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на

взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником

образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных

эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов

обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Одним

из

путей

решения

этой

проблемы

является

применение обучающих

структур сингапурского

метода

обучения

в

учебном

процессе,

позволяющее

разнообразить

формы

и

средства

обучения,

повышающее

творческую

активность

учащихся. Применение обучающих структур дает большие возможности для организации

эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы,

работа в парах.

Сингапурская методика обучения - что это такое?

Эту

методику первыми

в

России

начали

осваивать учителя

Татарстана.

Меня

заинтересовала эта методика, и я захотела использовать ее элементы в своей работе.

Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне

даже

понравилось.

Только

вот

на

подготовку

к

уроку

уходит

много

времени.

Надо

подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить

времени на ответы.

В

основе

методики

лежит

система

корпоративного

обучения

доктора

Спенсера

Кагана,

бывшего

советского,

а

ныне

американского

специалиста.

Также,

в

основу

методики заложены идеи известного русского психолога Льва Семеновича Выготского и

советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.

Современный урок по Сингапурской методике - это:

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором ученику комфортно;

- урок,

на

котором

деятельность

стимулирует

развитие

познавательной

активности

ученика;

- урок развивает у детей креативное мышление;

- урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

- урок

предполагает

сотрудничество,

взаимопонимание,

атмосферу

радости

и увлеченности.

Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие

структуры

заинтересованным

обучающимся

XXI

века. Таким

образом,

используя

обучающие

структуры

Сингапурской

методики

обучения

на

уроках,

повышается

мотивация

обучающихся

к изучаемому

предмету.

Что

ведёт

к более

эффективному

о с в о е н и ю

ш ко л ь н и к а м и

о б р а з о в а т е л ь н о й

п р о г р а м м ы

п о

п р е д м е т у.

Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда,

оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают

задания

и

шумно

в

своей

среде

его

выполняют.

По

сигналу

коллектив

оперативно

меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары).

Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются

информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает. По сигналу

учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих

итогов. Сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в

Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено

тринадцать. Я в своей работе использую всего несколько, которые подходят для работы с

моими учениками.

Структуры уроков сингапурского метода обучения

1. Мэнэдж мэт - управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х

человек:

кто

сидит

рядом,

а

кто

напротив,

как

оппонент,

как

им

общаться.

(Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу

- ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг

друга, соприкасаясь правой рукой)

2. Хай

файв

дословно

«дай

пять»

-

сигнал

тишины

и

привлечения

внимания.

Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и

говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и

посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и

п р и г о т о в и т ь с я

к

с л е д у ю щ е м у

э т а п у

р а б о т ы

с

у ч е н и к а м и .

3. Клок баддис – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за

конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться. Эта структура

чаще применяется при проверке домашнего задания. (Заранее приготовить картинку часов

и разложить на столы). Дети должны отметить на часах, например, время 1 и 4 и записать

на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с

друзьями

по

часам,

выбранных

на

1

час,

и

обсудить

решение

домашнего

задания.

Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение другого задания с

друзьями, выбранных на 4 часа. В зависимости от количества заданий, время можно

назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

4. Тэк оф – тач даун - «встать - сесть» - структура знакомства с классом и получения

информации.

Когда

на

заданный

вопрос,

в

качестве

положительного

ответа

ученики

встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть. (Я справилась(ся) с домашним заданием;

домашнее задание было трудным; Мне родители помогли при приготовлении домашнего

задания.)

5. Джот тотс - «запишите мысль». На столе у каждой команды лежат листы формата

А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите

его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам

и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Эта

структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной

теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не

соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в

центре

стола

окажутся

16

листочков. Фрагмент

урока:

актуализация

знаний.

Учитель дает задание: Записаны числа 6; 87: 70; 48; 21. Что вы можете сказать об этих

числах? Могут быть, например, такие варианты: есть однозначные, двузначные, целые,

которые

делятся

на

3

и

т.д.

Все

ответы

кладете

на

середину

стола.

У

вас

должно

получиться

16

ответов.

Время

на

выполнение

можно

дать

3

минуты.

Когда

время

закончится, можно использовать структуру хай файв.

6. Тик – тэк – тоу - развитие критического и креативного мышления у детей в задаче

составить предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали,

горизонтали и диагонали. Слова отлично заменяются числами.

7. Сте зе класс - «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу,

чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После -

обязательный

общий анализ.

Например,

при повторении изученного в течение 30 секунд учащиеся

отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о квадрате? Могут

быть

такие

ответы:

квадрат

это

прямоугольник,

у

которого

все

стороны

равны; у

к в а д р ат а

в с е

у гл ы

п р я м ы е ;

у

к в а д р ат а

д и а го н а л и

п е р е с е к а ю т с я .

После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени они

двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ,

которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким

образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше

вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии.

Когда время

закончится, они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая

линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы участник А под номером 1 стола

№2. И ребята добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

8.Сималтиниусс раунд тэйбл - структура, в которой все четыре члена группы выполняют

письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.

9. Куиз – куиз - трэйд («опроси-опроси-обменяйся карточками») - структура, в которой

учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки

с вопросами и ответами по теме. При актуализации прежних знаний ребята работают в

парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным

номерам

ответы.

Проверяют

друг

друга

в

знании

правил,

используя

заранее

приготовленные карточки с вопросами и ответами.

10. Тим чир - веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или

выражения благодарности, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока.

Сингапурская

система

обучения

хороша

тем,

что

на

уроке

задействован

весь

класс.

Используя

эту

систему

учащимся,

хотят

они

этого

или

нет,

приходится

учиться

самостоятельно

думать,

отвечать

на

поставленные

вопросы,

дополняя

друг

друга,

обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на

равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация,

сотрудничество, критическое мышление, креативность, которые нужны в наше время.

Достижения сингапурских структур

Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у

современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по

предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения

на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют

любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

Применение

прогрессивных

обучающих

структур

позволяет

по-новому

переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных

форм работы с учениками.

Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары

и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически

примеряет

на

себя

роль

учителя,

объясняя

своими

словами

соседу

суть

вопроса,

и

наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по

очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и

направляет.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять

чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания;

резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».

Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить

товарища

тому,

что

знаешь

сам,

тем

самым

создается

положительное

отношение

к

процессу обучения;

обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным,

а качество знаний по предмету существенно растет;

у учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся

сотрудничать, критиковать и принимать критику;

любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе

исключительно положительные эмоции;

Таким

образом,

использование

приемов

проблемно-ориентированного

обучения,

проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать

инновационные подходы в обучении младших школьников.

Применение структур

сингапурского метода обучения

в начальных классах

Ярусова Мария Анатольевна

учительница начальных классов

МБОУ «Староахпердинская ООШ»

Батыревского района ЧР

2018г

Оглавление

1.

Применение новых современных эффективных технологий преподавания

в начальной школе.

2.

Сингапурская методика обучения - что это такое?

3.

Структуры уроков сингапурского метода обучения.

4.

Достижения сингапурских структур.

5.

Приложение.



В раздел образования