Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нестандартных форм организации познавательной деятельности"


Автор: Коваль Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-лицей №2"
Населённый пункт: г. Армянска
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нестандартных форм организации познавательной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Модернизация школы вносит серьёзные изменения в практику работы

школы.

Перемены, происходящие в мировой школе, не могут не коснуться и ор-

ганизационных форм обучения. Тенденцией в решении этой проблемы яв-

ляется переход в рамках классно-урочной системы на разные формы органи-

зации учебной деятельности.

Развитие познавательной деятельности через нестандартные уроки —

главное направление работы.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образова-

ния и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармо-

ничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой фор-

мируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,

связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познаватель-

ной активности.

Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они

формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение,

помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоцио-

нальное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более

прочные, глубокие знания.

Использование нестандартных уроков способствует развитию познава-

тельной деятельности учащихся.

Предпосылкой возникновения опыта является противоречивая ситуа-

ция, сложившаяся в школе: с одной стороны — ориентация нового содержа-

ния образования на развитие познавательной деятельности, потенциальных

возможностей младшего школьника, направленных на проявление детской ак-

тивности; с другой стороны — традиционные формы и методы обучения,

ориентированные на доминирующую роль учителя в процессе усвоения зна-

ний и опыта.

Это главное противоречие складывается из более мелких:

1) несоответствие между низкой творческой способностью детей и

необходимостью работать творчески;

2) между структурой, приёмами, подходами к уроку и функциональным

состоянием организма младшего школьника;

3) между режимом общеобразовательной школы и потребностями орга-

низма младшего школьника.

Учитель ставит целью создание условий для развития познавательной

деятельности младших школьников.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

1) Изучение литературы по данному вопросу, анализ состояния этой

проблемы в науке.

2) Изучение данной проблемы в курсе начальной школы.

3) Выработка условий, позволяющих активизировать познавательную

деятельность.

4) Развитие творческих способностей учащихся.

2

5) Разработка мониторинга результативности по этой проблеме.

Почему

у

школьников

нет

глубокого

интереса

к

учению?

Причин

много. Это поток информации по телевидению, радио, который даёт нестой-

кие знания. Это и атмосфера общества, делающая нас и наших детей равно-

душными. Это и просто нежелание детей учиться. Учителя обязаны дать зна-

ния всем учащимся, развивать их способности, склонности. Как добиться

того, чтобы учебный труд был не принуждением, чтобы он был потребно-

стью и желанием приобретения знаний?

«Нестандартные уроки» — понятие условное. Речь идёт о таком уроке,

который

бы

отвечал

стремлению

педагога

к

оригинальности,

творчеству,

когда каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся.

Успех в работе учителя обеспечивается, как правило, не применением

отдельных удачных приёмов работы, а разработкой технологии обучения. Это

предполагает не только использование эффективных форм учебного процес-

са, но и отбор содержания изучаемого материала. Естественно, что педагоги-

ческие процессы необходимо рассматривать в единстве содержания и формы.

Содержание — это определённым образом упорядоченная совокупность эле-

ментов и процессов, образующих предмет или явление. Форма — способ су-

ществования и выражения этого содержания, его различных модификаций.

Нестандартные уроки являются той нетрадиционной формой обучения

и усвоения знаний, которая сделала заявку на реализацию в учительской

практике новой педагогической технологии.

Развитие творческих способностей учащихся через проведение нестан-

дартных уроков — необходимое условие формирования умения учиться.

Очевидно, что в ходе обучения и воспитания младшего школьника

необходимо больше внимания уделять не только и не столько приобретению

знаний, умений и навыков, сколько возбуждать у учеников жажду новых зна-

ний, что послужит базой для успешного обучения в среднем звене.

Интерес — увлеченность каким-либо делом. Познавательный интерес

связан с внутренней мотивацией. Одной из важнейших целей школы является

воспитание познавательного интереса как к конкретным предметам, так и к

обучению в школе.

По определению И. П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный)

урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадицион-

ную (неустановленную) структуру».

Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принци-

пы:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в

его проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность

на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа

эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

3

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаи-

мопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовле-

творения.

6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям,

интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только ре-

зультирующего) инструмента.

Руководствуясь такими принципами, учитель задает общее направление

педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятель-

ность обучения.

В числе основных факторов, побуждающих ребенка к активности, мож-

но назвать:

• познавательный интерес (ведущий фактор);

• творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию);

• состязательность (стимулирующий фактор);

• игровой характер;

• эмоциональное воздействие.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в

них правильный шаг к демократизации школы, другие считают такие уроки

нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.

Учитель считает, что нетрадиционный урок не только может, но и дол-

жен быть использован в начальной школе. Младший школьник имеет специ-

фические возрастные особенности:

неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления,

повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности,

разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя.

Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима

организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Разработаны методические приемы, новаторские подходы к проведе-

нию различных форм учебных занятий. По форме проведения можно выде-

лить следующие группы нестандартных уроков:

Основание

Цели

Формы

Состязательно-

игровая основа

Стимулирование

позна-

вательного интереса

Урок-конкурс, урок тур-

нир,

эстафета,

дуэль,

КВН, деловая игра, ро-

левая

игра,

кроссворд,

викторина и др.

Трансформация

стан-

дартных способов орга-

низации

Развитие нестандартных

умений учебной работы

Исследование, изобрета-

тельство,

анализ

пер-

воисточников,

коммен-

тарий,

мозговая

атака,

интервью, репортаж, ре-

цензия, урок взаимного

4

обучения, урок решения

и др.

Оригинальная организа-

ция учебного материала

Развитие

осмысленного

отношения к знаниям

Урок — защита знаний,

идей; урок-встреча; урок

защиты

читательского

формуляра; урок мудро-

сти; урок откровения и

др.

Аналогия

с

организо-

ванными событиями

Приобщение

к

актив-

ным формам внешколь-

ной жизни

Праздник знаний, урок-

аукцион, урок - «тема»,

урок-памятка и др.

Опора на фантазию

Становление творческих

способностей при рабо-

те с содержанием учеб-

ного материала

Урок-сказка,

урок

сюр-

приз,

урок

фантастиче-

ского проекта и др.

Имитация

деятельности

учреждений и организа-

ций

Расширение

кругозора,

повышение интереса

«Суд»,

« с л ед с т в и е » ,

«трибунал»,

«цирк»,

«патентное бюро», «уче-

ный совет», «редакцион-

ный совет»

Нестандартные

уроки

порождены

самой

педагогической

практикой.

Для этих уроков характерны определенные особенности: оригинальность за-

мысла, сюжета, структуры, что и позволяет говорить о таких уроках как о не-

традиционных, творческих, авторских. Можно зафиксировать около 120 раз-

новидностей таких уроков. Следует отметить такие возможности нестандарт-

ных уроков, как оригинальность, универсальность применения по отноше-

нию к разделам программы, учебным пред метам, параллелям классов, воз-

можность подлинной реализации педагогики сотрудничества.

Учитель использует обучение на интегративной основе, витагенные

технологии,

технологии

поддержки

ребенка,

игровые

технологии.

Над

проблемой развития познавательной деятельности младших школьников че-

рез нестандартные уроки учитель работает несколько лет. Учитывая целевые

установки школы, учитель ставит для себя следующие задачи:

создание благоприятных условий для сохранения и совершенствования

психического и физического развития детей;

— повышение результативности обучения на основе дифференцирован-

ного подхода к учащимся и развития их творческих способностей, познава-

тельной деятельности.

Решению

поставленных

задач

помогает

проведение

нестандартных

уроков.

На уроках познавательный интерес и познавательная деятельность уча-

щихся развиваются по смысловым блокам: занимательность, наглядность,

5

игра, проблемное обучение, нестандартные уроки. Учитель организует груп-

повую деятельность на уроке, соблюдая этапы совместной работы:

1) Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2) Выбрать старшего.

3) Распределить обязанности – кто, что будет делать.

4) Выяснить с каждым, зачем выполнять задание.

5) Каждый придумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выпол-

нять задание.

б) Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что

заранее задумано.

7) Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что за-

думано.

8) Из отдельных результатов получается один общий результат.

В зависимости от содержания материала и дидактической цели урока

используются различные виды самостоятельной работы:

— работа с книгой, учебной и справочной литературой;

— решение задач и выполнение упражнений;

— работа с раздаточным материалом;

— рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их;

— подготовка сообщений;

— наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их ре-

зультатов, конструирование;

— изготовление учебных пособий;

— выполнение практических заданий во время экскурсий;

— работа по инструктивным карточкам.

Проведение нестандартных уроков способствует сохранению эмоцио-

нального благополучия учащихся, проявлению у них инициативы, помогает

формировать демократический стиль общения. Использование этой техноло-

гии способствует формированию умения учиться.

Систематическое использование нестандартных уроков показывает, что

у учащихся растёт интерес к обучению, развивается познавательная деятель-

ность.

Изучение влияния нестандартных уроков на развитие познавательной

деятельности позволяет сделать следующие вы воды:

1) отмечается положительное отношение к обучению, высокий познава-

тельный интерес;

2) формируется процедура творческой деятельности;

3) учебный процесс протекает без ущерба здоровью;

4) степень обученности соответствует уровню обучаемости;

5) отмечается низкий уровень школьной тревожности и высокая сте-

пень адаптированности младших школьников;

6) создаются положительный эмоциональный климат, благоприятная

атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.

6

Результаты психолого-педагогического исследования свидетельствуют

о постоянном развитии всех основных психических процессов, а также ин-

теллектуальных и творческих способностей учащихся. Увеличивается коли-

чество учащихся, которые принимают активное участие в решении нестан-

дартных задач. Постепенно улучшается качество устных ответов детей на

уроках: вместо односложных ответов становится больше достаточно полных,

развернутых высказываний.

Диагностика уровня школьной мотивации

1 класс

4 класс

1

Высокая школьная мотивация

4,5 %

82 %

2

Нормальная школьная мотивация

18 %

23,5 %

3

Положительное отношение к школе, но школа

привлекает больше в неучебными сторонами

18 %

4,5 %

4

Низкая школьная мотивация

9 %

--

5

Негативное отношение к школе

7

Для решения поставленных задач автором данной разработки проана-

лизированы и обобщены:

• общие педагогические проблемы дидактики (Ю. К. Бабанский),

• общие методические проблемы обучения в начальной школе,

• проблемы общего развития учащихся (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов,

П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер),

• проблемы познавательной деятельности и познавательного интереса

(Г. А. Щукина, И. Я. Лернер),

• возможности проблемного обучения (И. Я. Лернер),

• педагогический опыт учителей начальной школы, освещенный в ли-

тературе (С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина, Т. В. Кропочева),

• собственный опыт работы в школе.

Познавательная деятельность — процесс, действующий при изучении и

запоминании. Познавательная деятельность включав себя определение задач,

выбор подхода к их решению, наблюдение за продвижением в решении задач

и использование обратной связи. Познавательная деятельность тесно связана

с познавательными процессами (Франсуа, Ге. Педагогическая психология).

Вопрос организации коллективной деятельности на уроке ста-

вил еще в ХIХ веке Я.-А. Коменский.

Автор использует в работе положения концепции развития по-

знавательного интереса (по Г. А. Щукиной) о том, что интере сы

младшего школьника характеризуются широтой и в значи тельной

мере зависимы от обстоятельств учения, от учителя.

Познакомившись с концепцией проблемного обучения А. М.

Матюшкина, И. Я. Лернера, автор использует

в работе ос новные компоненты проблемной ситуации:

1) необходимость выполнения такого действия, при котором

возникает познавательная потребность о неизвестном отношении,

способе или условии действия;

2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей

программной ситуации;

З) возможности обучающегося в выполнении поставленных

задач, в анализе условий и открытий нового.

В работе используются также положения дидактической кон-

цепции Ю. К. Бабанского об оптимальности педагогического воз-

действия, который говорит о том, что любая инновация должна

быть уместна и эффективна для конкретных учеников, конкретного

содержания и учителя. Особенности нестандартных уроков заклю-

чаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника;

вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;

8

удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной,

мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких

уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы ша-

блона в построении методической структуры учебного занятия.

Осмысление педагогического процесса в учебных заведениях позволяет

выявить две основные функции образовательной системы:

1) функцию передачи сообщения, или выражение смысла (преподава-

ние учебного материала по программе);

2) функцию общения, то есть обеспечение понимания, побуждение к

действию, эмоциональное удовлетворение.

Первую функцию современные учителя осуществляют сравнительно

легко, имея фундамент специальных знаний, полученных в педвузах. Функ-

ции обеспечения понимания (вне реальной дифференциации учебного про-

цесса в зависимости от учебных возможностей учащихся), побуждения к учё-

бе

(низкий

уровень

мотивации),

эмоционального

удовлетворения

(скука,

страх перед нежелательной оценкой) в рамках традиционных уроков реализу-

ются слабо. Нестандартные уроки компенсируют этот недостаток.

Создавая проект, учитель преследует цель: показать, как можно органи-

зовать работу учителей и учащихся при проведении нестандартных уроков.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ

НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

Урок-КнП

Проводится

в

форме

соревнований

между

командами.

Эта

пами урока являются задания для команд: разминка, практиче ские

задания, поединок капитанов.

Каждая команда в начале урока выбирает название (жела тель-

но по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (роди-

тели, администрация). Вопросы и задания по содержанию

носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а

по форме могут быть занимательньими, шуточньими, игровыми.

Урок-викторина

Учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок

викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебно го

материала.

Урок-игра

Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что?

Где? Когда?», «Поле Чудес», «Крестики-ноликю> и др. Учебная за-

9

дача данных уроков — обобщение и систематизация знаний уча-

щихся.

Первые две игры проводятся по аналогии с одноименными

телепередачами.

Этапами

урока-игры

«Крестики-нолики»

явля

ются конкурсы, задания, которые записаны на доске в виде иг рово-

го поля.

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Вы

бирается или приглашается жюри. Первый ход делает одна из комаi

согласно жеребьевке, например «Крестики», и выбирает любой кон-

курс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе

команды

выполняют

задание,

жюри

оценивает,

клетка

игрового

поля закрывается «х» или «О» в зависимости от того, кто победил.

Следующий ход делает победившая команда.

Физкультминутка

проводится

в

середине

урока,

когда

ко

мандам необходим отдых после напряженной работы. После выпол-

нения учащимися всех заданий урока-игры жюри подсчи тывает ко-

личество

«крестиков»

и

«ноликов»,

называет

побе

дившую

ко-

манду: если на игровом поле больше «крестиков», то побеждает ко-

манда «Крестики», и наоборот.

Хорошо организованное занятие должно содержать в себе сти-

мулы для саморазвития. Игра имеет внутренний конфликт, что и по-

буждает учеников к действию.

Урок взаимного обучения

(уроки ведут ученики)

З ада ч а: путем обсуждения в группе найти ряд решений ка-

кой-либо проблемы.

Основные принципы:

— класс разбивается на несколько небольших групп от З до б

человек;

— каждая группа получает свое задание;

— внутри каждой группы между ее участниками распределя

ются роли (<стенографы», <компьютерщики», «спикеры», «сче то-

водьх» и т. д.);

— процесс выполнения задания в группе осуществляется на

основе обмена мнениями;

выработанные

в

группе

решения

обсуждаются

всем

классом.

Важно, чтобы между заданиями для групп осуществлялась

взаимосвязь, а результаты работы дополняли друг друга.

10

Урок-решение

Класс делится на столько групп, сколько заданий (опытов) за-

готовлено. Группы находятся в движении, получают мар шругный

лист, на котором обозначен путь всех перемещений. Свои наблюде-

ния и выводы дети заносят по сигналу учителя в тетрадь. Затем

дети собираются вместе, сравнивают получен ные результаты и де-

лают выводы.

Урок открытых мыслей

З ада ч а: учить аргументировать, доказывать свою точку зре-

ния, с помощью доказательств прийти к истине.

Основные умения, которые развиваются при этом, — умение

слушать и слышать, умение ясно и отчетливо высказать свои мыс-

ли, умение сочетать индивидуальное и коллективное.

Например, урок «Мой поэт» (стихи А. С. Пушкина), урок- ин-

тервью (урок природоведения по теме: «Организм человека»).

На таких уроках автор использует как метод игру: «Слушаю —

чувствую — осознаю выражаю в общении с другими».

Например, на уроке литературного чтения после прочтения

произведения дети рассаживаются .в круг для обсуждения глав ного

героя. Каждый ученик, прежде чем высказать свою точку зрения,

должен повторить точку зрения предыдущего ученика, пользуясь

памяткой.

i. Я думаю...

2. Я согласен (согласна) с ..., потому что

З. Я не согласен (не согласна) с ..., потому что

4. Я считаю...

Урок рассужденне о главно%1

Используется при изучении нового материала. Класс делится

на несколько групп по 5—б человек. В одну из групп выбираются

наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа вы пол-

няет проверочное задание по домашней работе (письменные зада-

ния по карточкам, перфокартам; устные — по ребусам, кроссвор-

дам, учебникам). Учитель в это время работает с груп пой сильных

школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, дает

инструкции, обращает внимание на схемы, ри сунки, таблицы.

Подготовленные «учителя» объясняют новую тему одно класс-

никам. В конце урока учитель проверяет знания школьни ков устно

или письменно. Оценивается работа <учителей» и их «учеников».

Урок-путешествие

11

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Эта

пами урока являются остановки по пути следования. Экскурсо во-

дом (инструктором) может быть учитель или заранее подго-

товленньтй

ученик.

Учащимися

предлагается

маршрутный

лист потом дети выбирают трцнспорт, снаряжение, одежду — все, ч

необходимо для путешествия.

Урок-сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобще нии

и систематизации знаний. Урок строится по сказкам В. Би анки, М.

Пришнина, Н. Сладкова (природоведение), по русским народным

сказкам; или учитель и дети сочиняют свою сказку. Как и в любой

сказке, на таком уроке появляются положитель- ные герои (Ученый-

эколог, Мудрая Сова, Василиса Премудрая, господин Цифиркин и

др.) и отрицательные (браконьерь, Снеж ная королева, Баба Яга и

др.) В сказке должна быть завязка:

проблемный вопрос, необычная ситуация. далее следует куль

минация, развитие сюжета, где есть борьба добра и зла, необыч ные

новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление труд-

ностей и т. д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя

отвечают на вопросы учителя по пройденному мате риалу, узнают

новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом,

знания над незнанием.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1. Урок защиты знаний, идей (используются тесты, разно уров-

невые самостоятельные работы).

2. Урок-встреча (утренник «Хлеб всему голова», урок по ок ру-

жающему миру «Если хочешь быть здоров», урок истории по теме

«Блокада Ленинграда»).

3. Урок защиты читательского формуляра (внеклассное чте ние

по теме «Самые интересные книги, прочитанные летом»).

4. Урок знакомства с интеллектуалами школы.

5. Урок «Тема» (по типу телевизионной программы «Тема»).

12



В раздел образования