Автор: Малькова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Свойства магнита"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
непосредственно - образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область «Познание»
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Тема: Свойства магнита
Провела воспитатель МБДОУ детского сада № 184
Малькова Т.М.
Краткое описание: Интегрированная образовательная деятельность.
Приоритетная образовательная область – Познание.
Цель:
1.
Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на
основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе
экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения
2.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения, определять и
называть материалы, из которых изготовлены предметы, умение вести
обратный счет.
3.
Развивать диалогическую речь, познавательную активность ребенка,
любознательность, стремление к самостоятельному познанию,
логическое мышление, умение работать по алгоритму.
4.
Развивать коммуникативные навыки – умение работать в паре,
договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.5.
5.
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на
помощь другим.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые
предметы, магниты разного вида, магнитные цифры, музыкальная
шкатулка, тарелки для раздаточного материала, картонная «трасса» -
крышка от картонной коробки,машинки с пластмассовым и
металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы
правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения
результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой,
стаканы, скрепки.
Предварительная работа:
Игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в
уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного
поведения во время экспериментирования и придумывание
соответствующих им карточек.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: На занятиях мы часто пользуемся магнитной доской. Как
вы думаете почему к ней притягиваются различные предметы?
Дети: Доска металлическая и магниты к ней притягиваются.
Воспитатель: А может ли магнитная доска притянуть любой предмет?
Дети : Нет. Только намагниченные.
Воспитатель: А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? И
проверить действительно ли он обладает способностью притягивать к
себе различные предметы?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет
попасть туда вместе со мной?
Дети: Я,я,я…
Воспитатель: Здорово! Значит отправляемся все вместе! Чтобы легче и
веселее было в пути, чтобы было с кем посоветоваться и быстрее
справиться с заданиями давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в
этом. У меня есть предметы, они сделаны их разных материалов, я
раздам вам их. А вы подберете себе пару – того ребенка, чей предмет
будет сделан из того же материала, что и ваш. (железный.
пластмассовый, деревянный и т.д….)
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель: ну вот. Вы и разделились на пары. Возьмите за руку
своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Закройте
глаза и как перед стартом ракеты начнем обратный отсчет от 10 до 1.
Дети считают звучит музыка.
Воспитатель:
Вот мы и прибыли в волшебную страну. Открывайте глаза. А теперь,
чтобы стать похожими на волшебников. Преобразимся в них.
Дети одевают головной убор волшебников.
(конусообразные колпачки, сделанные из картона)
Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники. И у меня есть
одежда волшебника (одеть накидку) я буду в нашей волшебной школе
учителем.
Давайте вспомним правила поведения на волшебных уроках. А помогут
вам вспомнить правила картинки – что они обозначают?
(поочередно вывесить на доску картинки. Дети рассказывают о
правилах безопасности, которые нужно соблюдать)
1.
Нельзя ничего брать в рот.
2.
Будь осторожен со стеклянными предметами.
3.
Будь осторожен с колючими предметами.
В моей стране все дети знают правила безопасности. Я хочу чтобы
вы их помнили и соблюдали.
Звучит звонок, начинается урок.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу магнит. Открыть тайны
Великого магнита мы сможем с помощью экспериментов с ним.
Итак, тайна первая. Все ли может притянуть магнит? Как же нам это
узнать? Какие будут предложения.
Дети: нужно взять различные предметы и поднести их к магниту,
если они к нему приклеятся, значит магнит притягивает этот
предмет.
Воспитатель: А другие предложения есть?
(Если других предложений нет, то воспитатель предлагает провести
магнитом над предметами и посмотреть, какие из низ притянутся к
магниту).
Решайте сами. Как вам поступить. У вас на столе лежат предметы
вперемешку. Разберите предметы таким образом: в коробочку
положите предметы, которые реагируют на магнит. Т.е.
притягиваются.
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель: расскажите. Что вы делали? И что у вас получилось.
Дети: Мы провели магнитом над предметами, и все предметы
сделанные из железа притянулись к нему. Значит магнит
притягивает железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Пластмассовую пуговицу, кусочек ткани, бумагу, деревянный
карандаш, ластик и т.д.
Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над
коробочками, если вы правильно рассортировали предметы, она
заиграет.
Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность
выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь для того чтобы мы
запомнили хорошо и еще другим рассказали. Давайте запишем
результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-«.
Воспитатель вывешивает на доску демонстрационный образец
таблицы, которая есть у каждого ребенка, рассматривают ее.
Дети заполняют таблицу за столом. Сверяют данные с образцом на
доске.
Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый
секрет магнита вы узнали?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Но это только первый секрет магнита. Хотите ли вы
продолжить работу и узнать другие секреты.
Дети: хотим!
Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать – действует ли магнит
через другие материалы?
Для этого мы проделаем следующий эксперимент. Воспитатель
демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку. Дети, как вы
думаете, можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая
воду из стакана?
Дети: нельзя!
Воспитатель: А я думаю, что можно! Хотите узнать, как это сделать?
Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она
подскажет, в какой последовательности выполняется этот
эксперимент. Итак, что нужно сделать сначала?
Дети: налить воду в стакан.
Воспитатель: А потом?
Дети: Потом бросить в стакан скрепку.
Воспитатель: Что будете делать дальше?
Дети: Возьмем магнит и будем проводить им по стакану.
Воспитатель: Проводить будем изнутри или снаружи?
Дети: Снаружи.
Воспитатель: вы думаете магнитные силы будут действовать через
стекло? Давайте это проверим. Ну что ж теперь вы знаете, что
нужно делать, а что у вас получится увидим.
Дети самостоятельно проделывают эксперимент.
Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?
Дети: Я,я,я…
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные
силы через стекло?
Дети: магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть
скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: Тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят
ли магнитные силы через воду?
Дети: магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей
сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас
сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте
со мной на ковер. Садитесь вокруг меня. Я хочу показать вам фокус,
смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса.
Но я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную
тишину, иначе фокус не получится. Согласны?
Воспитатель проделывает фокус «магнитные гонки»
Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?
Дети: машинки двигались при помощи магнита.
Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.
Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не
получается. Почему?
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.
Дети рассматривают машинки.
Дети: Одна машинка пластмассовая, а другая из металла.
Воспитатель: ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!
Дети: нет. Магнит притягивает только металлические предметы!
Воспитатель: нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.
Звучит звонок.
Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли про
время, звонок нам напомнил. Что урок окончился, нужно скорее
возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной
стране, но оставаться здесь навсегда мне не хочется, а вам?
Дети: Нет мы хотим домой.
Воспитатель: ну тогда снимайте колпачки. Становитесь в круг (дети
встают в круг). Теперь закройте глаза. Начинаем обратный отсчет от
10 до 1ю
Дети считают. По окончании звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад. Открывайте глаза.
Наше путешествие закончилось. Ой а что это за коробочка?
Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.
Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!
Воспитатель: наверное волшебники сделали нам подарок. Давайте
посмотрим, что в ней.
Дети открывают магнитную шкатулку, а там магнит.
Воспитатель: магнит… А зачем он нам нужен?
Дети перечисляют. Где используется магнит.
Воспитатель: А я и не думала, что этот камень так важен для нас. А
вы запомнили, какие интересные фокусы-эксперименты можно с
ним показать? Вечером вы можете показать их своим домашним. А
сейчас, пойдем на веранду и поиграем в магнитные игры.