Напоминание

"Театральное творчество в школе"


Авторы: Ардашева Юлия Анатольевна, Романова Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №41"
Населённый пункт: Удмуртская республика г. Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: "Театральное творчество в школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Театральные уроки в школе

-

Я очень увлечена этой работой, которой занялась несколько лет назад. У меня был первый опыт

постановки школьного спектакля о правилах дорожного движения в школе № 69, небольшие

спектакли-сказки ставлю с детьми в Центре развития «Уникум», но в лицее № 41 мы вышли на

серьёзные педагогические задачи.

Для моей работы там уже была хорошая база: в лицее проводится ежегодный конкурс «Театральные

подмостки» – классы делают свои спектакли с помощью родителей. Помощи специалиста все

обрадовались. И за несколько лет сложилась система работы: через уроки «Основы театрального

творчества» проходят учащиеся всех первых классов, а со второго класса уже формируются группы

из желающих заниматься театром. Сейчас с третьеклассниками мы ставим спектакль «Волшебник

Изумрудного города» по Александру Волкову.

Я делаю массовые спектакли, стараясь, чтобы были задействованы все. Как правило, у нас

репетируют два состава: дети могут выступить и в больших ролях, и в эпизодах или в массовых

сценах – с танцами, песнями. И спектакли мы обязательно показываем в лицее, давая возможность

сыграть обоим составам. Так, «Бременских музыкантов» мы показали 7 раз, в том числе и на

российском конкурсе «На крыльях таланта», где заняли 2-е место.

«Эксперимент»

Следом за «театральными» уроками появилась театральная студия «Эксперимент».

Сюда ходят старшие ребята. С шестиклассниками мы поставили спектакль «Маугли», с которым 2

года назад вошли в ижевское детское театральное сообщество – приняли участие в открытом

конкурсе-фестивале «Театральные ступеньки-2015». Приятно, что жюри нас высоко оценило, к

студии-новичку отнеслись очень внимательно, по-доброму.

На следующий год мы поставили спектакль «До

свидания, овраг!» по пьесе К. Сергиенко – о жизни

собачьей стаи. Но, рассказывая о брошенных

животных, мы говорим всё же о людях, которым трудно

пришлось в жизни. С этим спектаклем, став уже

лауреатами ижевских конкурсов, в мае 2017 года мы

были приглашены в Москву как финалисты

Всероссийского фестиваля-конкурса «Арктур» и заняли

3 место в номинации «Театральное искусство. Театр».

В этом сезоне мои уже подросшие актёры попросили: «Давайте играть спектакли про людей!» Я

нашла пьесу Ольги Ширеновой «Сказки сквозь камни» – о детях, которые не могут найти

понимания, контакта со взрослыми и мучаются суицидальными настроениями, Мне казалось, что

благополучные, любимые в семье и лицее, подростки не совсем поймут эти переживания своих

сверстников. Но при обсуждении пьесы большинство ребят на вопрос: коснулась ли их вечная тема

«отцов и детей»? – подняли руки. И начался серьёзный разговор о смысле и ценности человеческой

жизни, о преодолении, который и проходит через весь наш спектакль.

Театральная педагогика

Ребятам, даже лицеистам, я это поняла по разным школам, не хватает неформального общения со

старшими. Им нужны не только мамы-папы, сильные учителя, но и друзья-взрослые. В студии мы

говорим с ними на разные темы, они не боятся задавать мне вопросы. И в этих разговорах нам,

конечно, помогает посыл спектакля.

Среди отобранных в лицей сильных учеников много лидеров. Естественно, при распределении

ролей возникают обиды: все хотят быть главными героями… А я их приучаю к партнёрству – на

сцене и в классе. Раз в месяц мы отмечаем День именинника –важно, чтобы дети сдружились, чтобы

больше знали друг о друге. И они меняются: становятся внимательнее друг к другу и дружнее – это

отмечают и классные руководители, и родители.

Мне очень нравится, что лицеисты мотивированы на учёбу и успех в жизни в целом. И они

стараются взять всё, что им предлагают, в том числе и от театральных уроков. Мы правильно

понимаем наши общие задачи: развить чувство ритма, слух, речь, пластику, координацию движений.

Через форму театрального спектакля удается преодолеть и телесную неловкость, и

психологическую скованность. Уроки театрального творчества добровольные, но дети стараются не

пропускать ни одной репетиции – они сами чувствуют, насколько для них это важно.

Работа с родителями

Они всегда рядом с нами – так заведено в лицее. И если нам что-то нужно, они с радостью

включаются в работу, помогают: шьют костюмы (очень красивые и богатые), ищут реквизит,

репетируют сцены дома с детьми, ездят с нами на конкурсы. Это удивительно! Работать со

счастливыми семьями и детьми – особое счастье.

Есть поразительный пример родительского соучастия: в ноябре в Ижевске были гастроли

Тюменского драматического театра, и во взрослом спектакле «Мольер» потребовался мальчик на

небольшую роль ребёнка. Её сыграл мой ученик. В театре была лишь одна репетиция, но текст и

рисунок роли с ним дома «проштудировали» родители, многократно повторив наши репетиции.

И, конечно, вместе с нами родители ждут марта 2018 года – мы едем на финал конкурса «На

крыльях таланта» в Казань. Со старшими детьми везём спектакль «Сказки сквозь камни» и

надеемся, что с нами поедут и третьеклассники – со спектаклем «Волшебник Изумрудного города».

Малыши очень этого хотят и очень стараются!

Ради этой общей творческой увлечённости и продолжаются театральные уроки и работа студии.



В раздел образования