Авторы: Ардашева Юлия Анатольевна, Романова Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №41"
Населённый пункт: Удмуртская республика г. Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: "Театральное творчество в школе"
Раздел: дополнительное образование
Театральные уроки в школе
-
Я очень увлечена этой работой, которой занялась несколько лет назад. У меня был первый опыт
постановки школьного спектакля о правилах дорожного движения в школе № 69, небольшие
спектакли-сказки ставлю с детьми в Центре развития «Уникум», но в лицее № 41 мы вышли на
серьёзные педагогические задачи.
Для моей работы там уже была хорошая база: в лицее проводится ежегодный конкурс «Театральные
подмостки» – классы делают свои спектакли с помощью родителей. Помощи специалиста все
обрадовались. И за несколько лет сложилась система работы: через уроки «Основы театрального
творчества» проходят учащиеся всех первых классов, а со второго класса уже формируются группы
из желающих заниматься театром. Сейчас с третьеклассниками мы ставим спектакль «Волшебник
Изумрудного города» по Александру Волкову.
Я делаю массовые спектакли, стараясь, чтобы были задействованы все. Как правило, у нас
репетируют два состава: дети могут выступить и в больших ролях, и в эпизодах или в массовых
сценах – с танцами, песнями. И спектакли мы обязательно показываем в лицее, давая возможность
сыграть обоим составам. Так, «Бременских музыкантов» мы показали 7 раз, в том числе и на
российском конкурсе «На крыльях таланта», где заняли 2-е место.
«Эксперимент»
Следом за «театральными» уроками появилась театральная студия «Эксперимент».
Сюда ходят старшие ребята. С шестиклассниками мы поставили спектакль «Маугли», с которым 2
года назад вошли в ижевское детское театральное сообщество – приняли участие в открытом
конкурсе-фестивале «Театральные ступеньки-2015». Приятно, что жюри нас высоко оценило, к
студии-новичку отнеслись очень внимательно, по-доброму.
На следующий год мы поставили спектакль «До
свидания, овраг!» по пьесе К. Сергиенко – о жизни
собачьей стаи. Но, рассказывая о брошенных
животных, мы говорим всё же о людях, которым трудно
пришлось в жизни. С этим спектаклем, став уже
лауреатами ижевских конкурсов, в мае 2017 года мы
были приглашены в Москву как финалисты
Всероссийского фестиваля-конкурса «Арктур» и заняли
3 место в номинации «Театральное искусство. Театр».
В этом сезоне мои уже подросшие актёры попросили: «Давайте играть спектакли про людей!» Я
нашла пьесу Ольги Ширеновой «Сказки сквозь камни» – о детях, которые не могут найти
понимания, контакта со взрослыми и мучаются суицидальными настроениями, Мне казалось, что
благополучные, любимые в семье и лицее, подростки не совсем поймут эти переживания своих
сверстников. Но при обсуждении пьесы большинство ребят на вопрос: коснулась ли их вечная тема
«отцов и детей»? – подняли руки. И начался серьёзный разговор о смысле и ценности человеческой
жизни, о преодолении, который и проходит через весь наш спектакль.
Театральная педагогика
Ребятам, даже лицеистам, я это поняла по разным школам, не хватает неформального общения со
старшими. Им нужны не только мамы-папы, сильные учителя, но и друзья-взрослые. В студии мы
говорим с ними на разные темы, они не боятся задавать мне вопросы. И в этих разговорах нам,
конечно, помогает посыл спектакля.
Среди отобранных в лицей сильных учеников много лидеров. Естественно, при распределении
ролей возникают обиды: все хотят быть главными героями… А я их приучаю к партнёрству – на
сцене и в классе. Раз в месяц мы отмечаем День именинника –важно, чтобы дети сдружились, чтобы
больше знали друг о друге. И они меняются: становятся внимательнее друг к другу и дружнее – это
отмечают и классные руководители, и родители.
Мне очень нравится, что лицеисты мотивированы на учёбу и успех в жизни в целом. И они
стараются взять всё, что им предлагают, в том числе и от театральных уроков. Мы правильно
понимаем наши общие задачи: развить чувство ритма, слух, речь, пластику, координацию движений.
Через форму театрального спектакля удается преодолеть и телесную неловкость, и
психологическую скованность. Уроки театрального творчества добровольные, но дети стараются не
пропускать ни одной репетиции – они сами чувствуют, насколько для них это важно.
Работа с родителями
Они всегда рядом с нами – так заведено в лицее. И если нам что-то нужно, они с радостью
включаются в работу, помогают: шьют костюмы (очень красивые и богатые), ищут реквизит,
репетируют сцены дома с детьми, ездят с нами на конкурсы. Это удивительно! Работать со
счастливыми семьями и детьми – особое счастье.
Есть поразительный пример родительского соучастия: в ноябре в Ижевске были гастроли
Тюменского драматического театра, и во взрослом спектакле «Мольер» потребовался мальчик на
небольшую роль ребёнка. Её сыграл мой ученик. В театре была лишь одна репетиция, но текст и
рисунок роли с ним дома «проштудировали» родители, многократно повторив наши репетиции.
И, конечно, вместе с нами родители ждут марта 2018 года – мы едем на финал конкурса «На
крыльях таланта» в Казань. Со старшими детьми везём спектакль «Сказки сквозь камни» и
надеемся, что с нами поедут и третьеклассники – со спектаклем «Волшебник Изумрудного города».
Малыши очень этого хотят и очень стараются!
Ради этой общей творческой увлечённости и продолжаются театральные уроки и работа студии.