Напоминание

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Автор: Дранова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: КЧР, ст. Зеленчукская
Наименование материала: Доклад
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Я не боюсь ещё и ещё раз сказать:

забота о здоровье –

важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский

.

Одним

из важнейших условий воспитания здорового

поколения

является

культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё

ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности, социальных отношений

здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все

понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях

активное отношение к собственному здоровью, формировать

культуру

здоровья,

включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок

ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный̆

возраст считают

наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период

закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как

укрепить

и

сохранить

здоровье

наших

детей̆

,

каким

образом

способствовать

формированию физической̆

культуры ребенка, как привить навыки здорового образа

жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют

нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей̆

разумное отношение

к

своему

организму,

привить

необходимые

санитарно

-

гигиенические

навыки,

научиться вести здоровый̆

образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа

стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм

формирования

потребности

здорового

образа

жизни

для

ребенка

таков:

от

удовольствия

к

привычке,

от

привычки

к

потребности.

В

любых

оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный

результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и

удовольствие других детей̆

и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как

можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового

ребенка.

Осознавая важность поставленной̆

проблемы, мною был проведен анализ организации

познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного

отношения детей̆

к своему здоровью. В нашем детском саду еженедельно проводятся

занятия

познавательного

цикла,

знакомящие

детей̆

со

строением

тела

человека

и

безопасным

поведением

в

быту

и

на

природе.

Тематика

занятий:

"Где

растут

витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу - быть

здоровым

я

хочу!"

и

др.

Познавательные

занятия

разнообразны

по

форме:

дидактические игры самостоятельные

исследования,

игровые

познавательные

программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о

строении

организма

и

приобретают

первоначальные

навыки

ОБЖ,

если

знания

преподносятся в доступной и увлекательной форме. Занятия я провожу в игровой

форме, на протяжении всего цикла к детям приходит один и тот же персонаж, каждое

последующее

занятие

начинается

с

закрепления

полученных

ранее

знаний.

Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение

утомления. Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей

положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа

жизни широко использую литературные произведения. Например, стихи для малышей

Н.

Пикулевой

и

М.

Дружининой,

«Мойдодыр»

К.

Чуковского

с

иллюстрациями,

«Неболейка» И. Соковня

и «Румяные щечки» С. Прокофьевой.

Художественные образы

помогают

ребенку

осмыслить

ценности

здорового

образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым

героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные

продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины

содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания закрепляю на занятии по

изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов. В ходе работы

были организованы выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия" с привлечением

родителей. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот

почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе,

заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость

создания системы работы в физическом воспитании. Методически грамотный

подбор

форм

работы

по

физическому

воспитанию

помогает

удовлетворить

естественную

потребность

детей

в

движении;

способствует

своевременному

овладению ими двигательными умениями

и навыками;

формирует

положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает

большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный

духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только

лучшему

усвоению

знаний

и

закреплению

навыков,

но

и

благотворно

влияет

на

детскую психику. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно

удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной

радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к

спортивным занятиям, желание посещать их.

Д о ш ко л ь н и к а м

н е

и н т е р е с н ы

«традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают

отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям я

использую в своей работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные

развлечения валеологического характера, валеологические игры, сюжетно-игровые

и

физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие

начинаю с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно

закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.).

Физкультурно-

познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный

опыт,

но

и

приобретают

знания,

умения

и

навыки

здорового

образа

жизни.

В

построении интегрированных занятий применяю метод сложение русских сказок. Так

же в работе использую малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки,

заклички)

для

оздоровительных

пауз,

что

способствуют

воспитанию

детей

в

национальных традициях. Использую в работе комплекс закаливания состоящий из

следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной

водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук;

полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи; хождение босиком

после

сна

по

«дорожке

здоровья»

с

использованием

физических

упражнений;

воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по

физической культуре.

Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания

на прогулке оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том

числе изготовлен спортивный инвентарь.

Способствует оздоровлению подвижные игры, которые я провожу летом и зимой на

открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Для профилактики простудных заболеваний в осенне-весенний период года организую

перед

прогулкой

и

обедом

чесночно-луковые

закуски.

А

также

предусматриваю

строгое

соблюдение

возрастного

режима

занятий,

рациональное

использование

наглядных

пособий,

обязательное

выполнение

гигиенических

и

санитарных

требований, предъявляемые к помещениям групповых комнат (режимы – световой,

звуковой и воздушный).

Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на

передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о

пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание,

самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе.

Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность. Я уверена, что

ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа не сможет дать

полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с

родителями в группе оформлен физкультурно- оздоровительный уголок, ширма «Наше

здоровье в наших руках»и консультации для

родителей «Как приучить ребенка

заботиться о своем здоровье», «Здоровье ребенка в наших руках». Также в летний

период проводила день здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья». Я думаю, для

того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский

сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при

этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно

пойдут

с

ними

на

контакт.

Организованная

таким

образом

здоровьесберегающая

среда,

способствует

формированию

у

детей

навыков

здоровья,

выработке

разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с

раннего детства. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с

двигательной

активностью,

как

мощным

и

стимулирующим

фактором

интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса

детей

к

физкультурной

деятельности

следует

формировать

умения

и

навыки

обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью как к ценности, которую

надо беречь и укреплять.

Первая ее ступень – дошкольное учреждение. Именно здесь закладываются

основы здорового образа жизни. Для решения проблемы здорового образа жизни

важно

использовать

нетрадиционные

подходы

в

физическом

воспитании

дошкольников,

работать

педагогическому

коллективу

с

родителями,

использовать

дифференцированный подход к детям в работе по физической культуре. Чтобы дать

детям хорошие знания по здоровому образу жизни, сформировать привычки здорового

образа жизни педагог должен быть хорошо образован, четко знать свое дело, быть в

постоянном поиске нового, любить детей, учитывать их интересы.

В течение двух лет я работаю над темой: «Здоровьесберегающие технологии в

Д ОУ» .

В своей

работе я

использую современные

здоровье

-

сберегающие

технологии,

чтобы

поддержать

интерес

к

организованной

образовательной

деятельности,

снять

усталость,

поднять

эмоциональный

настрой

и

повысить

работоспособность. Для поддержания интереса к образовательной деятельности и

снижения утомляемости применяю

подвижные игры, пальчиковую и дыхательную

гимнастики,

сюжетно-ролевые

игры.

Создаю

у

себя

в

группе

такую

здоровье

сберегающую

среду,

которая

могла

бы

обеспечить

воспитаннику

возможность

сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него

необходимые

знания,

умения

и

навыки

по

здоровому

образу

жизни,

научить

использовать их в повседневной жизни. В группе мы стараемся создать домашнюю

обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы

они

чувствовали

себя

уютно

и

комфортно.

П од в од я

и т о г и работы

по

самообразованию,

хочется

отметить,

что

внедрение

в

образовательный

процесс

современных

здоровье

сберегающих

технологий в

комплексе

с

музыкальным

руководителем,

медицинской

сестрой,

оказалось успешным. Данные технологии в

обучении

способствовали

сохранению

и

укреплению

здоровья

и

обеспечивали

успешность обучения дошкольников. Дети активно включались в организованную

образовательную

деятельность

и

получили знания

умения

и

н а в ы к и ,

предусмотренные образовательной программой.

Нужно научить ребенка делать правильно, помочь ему сделать лучше, чем он может.

Немаловажное

значение

играют

методики,

технологии.

Как

известно,

нет

ничего

идеального.

Каждая

методика,

технология,

программа

имеет

свои

плюсы,

но

и

незначительные минусы.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и

психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого

детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к

себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет

действительно здоров.

Таким образом, важно найти те формы, те способы физического воспитания, которые

наиболее

востребованы

самими

детьми,

содействуют

духовному,

физическому

и

психическому развитию.

ДОКЛАД

Формирование здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Дранова С.С.



В раздел образования