Напоминание

Вариативная образовательная программа по сенсорному развитию "Умный малыш" для детей с 2 до 3 лет


Авторы: Кобан Анна Леонидовна, Ахременко Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 14 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: вариативная программа
Тема: Вариативная образовательная программа по сенсорному развитию "Умный малыш" для детей с 2 до 3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №14 «Колокольчик»

городского округа Спасск-Дальний Приморского края

Вариативная образовательная программа по сенсорному развитию

«Умный малыш»

для детей с 2 до 3 лет

Составили:

Кобан Анна Леонидовна, воспитатель

Ахременко Оксана Анатольевна, воспитатель,

г. Спасск-Дальний

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы Программы

стр.

Титульный лист

1

Содержание

2

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

обоснованность программы; программа, с учётом которой

осуществляется реализация и обновление содержания

3

цели, задачи программы

4

направленность программы, ценностные ориентиры (духовно-

нравственные, социально-нравственные, художественно-эстетические)

4

условия реализации программы

5

срок реализации программы

5

возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы;

целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе.

5

осуществление интеграции

6

перечень основных видов организованной образовательной

деятельности

6

режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в

неделю), длительность одного занятия)

7

1.2

Планируемые результаты

планируемые результаты освоения программы

8

конкретизация требований к планируемым результатам с учетом

возрастных возможностей детей

8

мониторинг достижения планируемых результатов

11

II

Содержательный раздел.

2.1

описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с

возрастными особенностями

13

2.2

взаимодействие участников образовательных отношений

17

2.3

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы

19

III

Организационный раздел.

3.1

материально-техническое, методическое обеспечение программы,

обеспеченность средствами обучения и воспитания

22

3.2

особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды

23

примерный режим дня и организация образовательной деятельности по

реализации программы

25

IV

Календарно-тематическое планирование

26

V

Литература для педагога и детей

31

1.

Целевой раздел

2

1.1.

Пояснительная записка

В

с о о т в е т с т в и и с

действующими

федеральными

го сударственными

образовательными стандартами в программе нового поколения «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается

функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая

педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все

основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы.

Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие»

представлено

развитие

познавательно-исследовательской

деятельности,

включающее

сенсорное развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне

сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при

соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается

сенсорный

опыт

ребенка

посредством

осязания,

мышечного

чувства,

зрения,

ребенок

начинает

различать

величину,

форму

и

цвет

предмета. На

этапе

раннего

детства

ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М.

Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Актуальность направления сенсорного развития заключается в том, что познание

человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение

отдельных

свойств,

предметов

и

явлений

действительности

при

непосредственном

воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений

окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств), известно, что

развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения

всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и

условия его жизни, и практической деятельности Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не

значит научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие

представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими

представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых

разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «

единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с младшего дошкольного возраста

основное

место

в

сенсорном

воспитании

детей

занимает

ознакомление

их

с

общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения

продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как

на

занятиях,

так

и

в

повседневной

жизни.

Каждый

вид

продуктивной

деятельности

3

предъявляет

свои

требования

к

детскому

восприятию

и

способствует

его

развитию.

Подводя

итог

вышесказанному,

можно

сказать,

что,

готовность

ребенка

к

школьному

обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Вариативная образовательная программа «Умный малыш» составлена на основе

обязательного минимума содержания федерального компонента государственного

стандарта, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой

М.А.Васильевой. В дополнение к ней используется «Воспитание сенсорной культуры

ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада» Венгер Л.А.,

Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.

Данная программа предполагает,

так как в

раннем детстве еще нет возможности и

необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им

систематические знания о свойствах предметов,

то проводимая работа должна готовить

почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети

могли в дальнейшем, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления

ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом,

формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с

тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств,

так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения

системой эталонов. Поскольку эта программа включает прежде всего основные цвета

спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный), 5

фигур

(круг,

квадрат,

прямоугольник,

треугольник,

овал),

3

разновидности

величины

(большой,

средний, маленький), то, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую

очередь

представления

именно

об

этих

фигурах,

цветовых

тонах,

величинах,

но

без

обобщающего

значения. Сенсорное

развитие

младших

дошкольников

посредством

дидактической игры будет идти эффективней

при организации следующих психолого-

педагогических условий:

- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных

способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;

- создание развивающей среды в группе детского сада.

Цель программы:

формирование представлений о цвете, форме и величине предметов

посредством дидактических игр

Задачи программы:

4

создать условия накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой

деятельности через игры с дидактическим материалом.

формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,

величине, форме, количестве, и пр.).

Учить

применять

полученные знания в

практической

и

познавательной

деятельности (лепка, рисование)

Развивать мелкую моторику рук, учить выполнять разнообразные ручные прямые и

обратные действия (открывать - закрывать, закручивать - откручивать, разворачивать

- складывать).

Направленность программы

Оздоровительное направление

предполагает регулирование деятельности группы для

соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и

навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и

двигательной активности детей, сенсорно - персептивных процессов.

Воспитательное

направление

обеспечивает

социальное

формирование

личности,

воспитание

ее

с

учетом

фактора

развития,

воспитание

ребенка

с

творческими

способностями, развитие и коррекцию

познавательных

процессов

(внимание,

память,

ассоциативность

и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание

умения выражать свои эмоции. Развитие

и корректирование

зрительных, слуховых и

тактильных ощущений.

Образовательное

направление

обеспечивает

усвоение

систематизированных

знаний;

формирование

сенсомоторных

умений

и

навыков;

развитие

моторных

способностей,

предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности,

интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в

практику

нетрадиционных

методов

и

приемов,

формирование

представлений

об

окружающем мире.

Ценностные ориентиры

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия

окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого

является

чувственный

опыт.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического

воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от

того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем

психическом

развитии.

К

началу

этого

периода

у

него

сформировались

такие

познавательные

процессы,

как

ощущения,

непроизвольное

внимание,

активная

речь,

5

предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный

запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший

дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения

формируется восприятие

.

Условия реализации программы:

Систематичность проведения развивающей сенсорной деятельности.

Включение элементов педагогических технологий, обеспечивающих личностно

ориентированное развитие ребенка и развитие его эмоциональной сферы: игровые

сенсорные ситуации.

создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей,

интересов и потребностей самих детей.

Использование для развивающей деятельности дополнительного материала:

игровых развивающих упражнений, игр, дидактического материала

Создание комфортного пространства развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей.

Сотрудничество педагога с семьёй.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на сенсорное развитие детей раннего возраста с 2 до 3 лет.

Соответствует целям и задачам обучения. Срок реализации 1 год.

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он

отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое

другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их

требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет

деятельность органов зрения и слуха. На третьем году жизни происходит постепенное

накопление

ребёнком

представлений

о

цвете,

форме,

величине

и

других

свойствах

предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим

в

сенсорном

развитии

становится

восприятие

предметов,

а

переход

к

предметному

восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем

возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является

предметная,

то

к

началу

дошкольного

возраста

предметная

деятельность

теряет

свой

самодовлеющий

характер,

включаясь

в

выполнение

игровой,

продуктивной,

трудовой.

Наибольшее

значение

для

сенсорного

развития

приобретает

при

этом

продуктивная

деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей

третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью. Для детей третьего года

6

жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание

мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного

материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых

вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый

ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые

нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе

Результатами программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К

ним относятся следующие возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок

интересуется

окружающими

предметами

и

активно

действует

с

ними;

эмоционально

вовлечен

в

действия

с

игрушками

и

другими

предметами,

стремится

проявлять

настойчивость

в

достижении

результата

своих

действий,

использует

специфические,

культурно

фиксированные

предметные

действия,

знает

назначение

предметов и умеет ими пользоваться, понимает речь взрослых, знает названия окружающих

предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в

движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

подражает им; проявляет интерес к песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится

двигаться под музыку, у ребенка развита мелкая и крупная моторика.

Осуществление интеграции

Речевое развитие

Владеет

активной

и

пассивной

речью,

включённой

в

общение;

может

обращаться

с

вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и

игрушек.

Социально – коммуникативное развитие

Стремится к общению

с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес

к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Ребенок знаком с книжной культурой, детской литературой, понимает на слух тексты

различных

жанров

детской

литературы;

у

него

сформирована

звуковая

аналитико-

синтетическая активность как предпосылки обучения грамоте.

Использует

специфические,

культурно

фиксированные

предметные

действия,

знает

назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться

ими.

Владеет

простейшими

навыками

самообслуживания;

стремится проявлять

самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

7

Художественно – эстетическое развитие

Ребенок

обладает

интересом

к

стихам,

песням

и

сказкам,

рассматриванию

картинки,

стремится

двигаться

под

музыку;

проявляет

эмоциональный

отклик

на различные

произведения культуры и искусства.

Физическое развитие

У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения

(бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности:

Вид

деятельности

Форма работы

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения,

двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в зале.

Продуктивная

Рисование, лепка, игры и занятия со строительным материалом, в летнее

время игры и занятия с использованием природного материала(песок, вода,

камешки, жёлуди и т.д.).

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации , отгадывание загадок, словесные и

настольно-печатные игры с правилам и, ситуативные разговоры, сюжетные

игры, речевые тренинги. При всём при этом ребёнка не принуждают, ему

предоставляют свободный выбор.

Трудовая

Наблюдения за трудом взрослых, познавательные опыты и задания,

совместный (коллективный) труд.

Познавательно-

исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций,

экспериментирование, дидактические и конструктивные игры

Музыкально-

художественная

Слушание, пение и подпевание, танцы (образные упражнения),

музыкально-ритмические движения, подвижные игры с музыкальным

сопровождением, театрализованные развлечения.

Чтение

художественной

литературы

Рассказывание, чтение, слушание, обсуждение, разучивание,

театрализованные игры, различные виды театра (настольный, пальчиковый

и т.д.), инсценировки сказок.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные),

творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные)

8

Режим образовательной деятельности (количество занятий общее, в неделю),

длительность одного занятия).

- количество занятий в неделю 1 в две недели , в месяц 2 занятия .В год проводится 18

занятий. Длительность занятия в группе -10 мин

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемый результат

Дети различают некоторые цвета спектра

Различают геометрические фигуры.

Умеют группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Различать количество предметов ( много - мало)

Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)

Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных

возможностей детей

Владеют простейшими приемами установления тождества и различия формы

однородных предметов (такой, не такой, разные, одинаковые)

Умение соотносить разнородные предметы по величине (большой, средний, маленький)

Различают некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал ).

Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как

травка)

группируют однородные предметы по форме.

Умение различать и соотносить разнородные предметы по цвету (красный, желтый,

зеленый, синий) среди дополнительных - черный, белый, оранжевый, фиолетовый.

чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор

Мониторинг достижения планируемых результатов

Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе. В данной

диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития

детей

младшего

дошкольного

возраста,

которые

наиболее

полно

показывают

уровень

развития

практической

ориентировки

на

форму,

величину;

умения

выделять

цвет

как

признак

предмета;

уровня

развития

целостного

образа

предмета,

ориентировки

в

пространстве.

Диагностику

проводят

два

раз

в

год

(сентябрь,

май)

Данный

вид

диагностики

предполагает,

что

минимальными

усилиями

должно

быть

получено

достаточное

количество

диагностической

информации.

Результаты

такой

диагностики

9

отражают

реальную

картину

сенсорного

развития

ребенка

и,

следовательно,

могут

повысить эффективность образовательного процесса.

Проведение

диагностики

построено

таким

образом,

чтобы

обеспечивать

возможность

оценки

динамики

достижений

детей,

сбалансированность

методов,

не

приводит

к

переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В системе диагностики используются те методы, применение которых позволяет получить

необходимый объем информации в оптимальные сроки.

При

проведении

обследования,

задания

предъявляются

ребенку

сразу

для

самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Если ребенок затрудняется

выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а

затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то

используется метод совместных действий. Например, воспитатель руками ребёнка собирает

матрешку;

складывает

разрезную

картинку.

Вслед

за

этим

ребёнку

предлагается

действовать самостоятельно. По всем заданиям фиксируется:

Желание

сотрудничать

со

взрослым;

понимание

задания;

способность

обнаружить

ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа,

самостоятельно);

Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

1. Группировка игрушек . Задание направлено на выявление уровня развития восприятия

формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей

формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного

цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на

передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из

24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и

др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг

(монета, медаль, полусфера и др.).

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог

обращает

внимание

ребёнка

на

эталон-образец:

«Смотри,

здесь

изображена

вот

такая

фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и

говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на

эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый

говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой

формы),

и

вся

процедура

повторяется.

В

дальнейшем

взрослый

даёт

возможность

10

разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои

коробки, смотри внимательно».

Обучение:

если

ребёнок

не

продолжил

самостоятельно

выполнять

задание,

взрослый

последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок

опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на

образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения —

умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к

результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует

неадекватно.

2

балла

ребёнок

действует,

не

ориентируясь

на

образец-эталон;

после

обучения

продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения

соотносит форму игрушек с образцом.

4

балла

ребёнок

опускает

игрушки

с

учётом

образца;

заинтересован

в

конечном

результате.

2.Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную. Задание направлено на проверку уровня

развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение

обследования:

воспитатель

показывает

ребёнку

матрёшку

и

просит

его

посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка

просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае

затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем

трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание

самостоятельно.

Оценка

действий

ребёнка:

понимание

и

принятие

задания;

способы

выполнения;

обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не

переходит на адекватные способы действия.

2

балла

ребёнок

понимает

задание,

стремится

действовать

с

матрёшкой,

но

при

выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные

действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к

самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

11

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора

вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим

примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3.Сложи разрезную картинку (из трёх частей). Задание направлено на выявление уровня

развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три

части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования: воспитатель показывает ребёнку три части разрезной картинки

и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый

показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого

ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной

картинки

на

целую

и

просит

его

наложить

другую,

после

чего

предлагает

ребёнку

выполнить задание самостоятельно.

Оценка

действий

ребёнка:

принятие

задания;

способы

выполнения;

обучаемость;

отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое;

кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него

не

переходит

к

самостоятельному

выполнению

задания;

безразличен

к

конечному

результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую

картинку,

но

самостоятельно

не

может

это

выполнить;

после

обучения

с

заданием

справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием,

пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4.Собери цветок (4 цвета) Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии

с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные

лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Лепестки красный, синий, желтый, зеленый,

«лишние» оранжевый, белый, оранжевый, фиолетовый. Наглядный материал.

12

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по

образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки

называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый

показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка

действий

ребёнка:

принятие

задания;

способы

выполнения;

обучаемость;

отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое;

кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него

не

переходит

к

самостоятельному

выполнению

задания;

безразличен

к

конечному

результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но

самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется;

заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием,

называет все цвета правильно.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из

детей:

высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с

набранным количеством баллов 16–12;

средний уровень –количество набранных баллов 12–8;

достаточный уровень –количество баллов 8–4;

начальный уровень –количество баллов 4–0.

п/п

Фамилия,

имя ребенка

уровень

развития

восприятия

формы

уровень

развития

ориентиров

ки на

величину.

уровень

развития

целостного

восприятия

предметного

изображени

я на

картинке

умение

располагать

цвета в

соответствии

с образцом и

назывании

детьми

именно этих

цветов.

Итоговый

показатель по

каждому ребенку

(ср.значение).

Сент.

Май

Сент

Май

Сент

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

1.

2.

Сводная таблица результатов освоения программы

13

Уровни сенсорного развития

Общ

ий

балл

Уровни

(количество

детей и в % )

Вывод по результатам

уровень развития восприятия формы

Высокий-

Средний-

Низкий-

уровень развития ориентировки на

величину.

Высокий-

Средний-

Низкий-

уровень развития целостного

восприятия предметного изображения

на картинке

Высокий-

Средний-

Низкий-

умение располагать цвета в

соответствии с образцом и назывании

детьми именно этих цветов.

Высокий-

Средний-

Низкий-

2.

Содержательный раздел.

2.1.Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными

особенностями

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания

целесообразно

включать

именно

в

этот

вид

деятельности,

где

учет

цвета,

формы

и

величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий.

Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения

служат

элементарные

действия

продуктивного

характера,

которыми

дети

начинают

овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить

цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений («огоньки»,

«следы на дорожке» и т.д.2); вполне возможно использовать цветную мозаику.

В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено прежде

всего выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не

могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда

дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством

соотнесения

предметов

между

собой.

На

более

высоком

уровне

развития

детей

распознавание

цвета,

формы,

величины

достигается

в

процессе

соотнесения

свойств

предметов с усвоенными эталонами.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования

многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов

между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего

детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета,

формы, величины

.

14

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов

учитывают возраст детей, уровень их развития.

Число занимающихся может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и

степени

обученности.

На

занятиях

по

сенсорному

воспитанию

каждым

заданием

предусмотрено

решение

сенсорных

задач

при

наличии

у

детей

различных

умений

и

навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения,

которые используются ими в других видах деятельности.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой,

величиной

предметов

является

принцип

последовательности,

предусматривающий

постепенное

усложнение

заданий.

Это

усложнение

идет

от

элементарных

заданий

на

группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению

разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и

свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне

осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно

обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет,

ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными

свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с

более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе

раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить

систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми —

1

раз

в

2

недели.

Ввиду

того

что

большой

интервал

между

занятиями

нежелателен,

возникает

необходимость

закрепления

у

детей

полученных

знаний,

умений

в

самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми

действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Особого

внимания

требует

вопрос

о

повторении

занятий:

период

раннего

детства

характеризуется

необычайно

быстрыми

темпами

развития,

и

к

каждому

возрастному

микропериоду

необходимо

подходить

дифференцированно.

Занятие

на

повторение

не

должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и

тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к

поступательному развитию умственной активности на занятиях.

15

Учитывая специфику работы с детьми до 2,5 лет повторное предъявление одних и тех же

задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность

детей на занятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается

ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети

группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету.

Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так,

вначале

осуществляется

группировка

предметов

с

резко

различными

сенсорными

свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют

предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами

круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов,

т.е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного

заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному

воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в

повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в

играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании

дети

узнают

температурные

свойства

воды,

во

время

прогулки

свойства

снега,

в

процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку,

размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной.

Форму

предметов

дети

учитывают

в

играх

со

строительным

материалом,

при

проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать

малышам и для самостоятельных игр.

Особое

место

занимает

сенсорное

воспитание

в

режиме

дня.

Занятия,

на

которых

осуществляется

ориентировка

на

цвет,

должны

проводиться

только

при

естественном

освещении.

При

искусственном

освещении

малыши

не

могут

воспринимать

цвет

предметов,

который

искажается

из-за

примеси

желтоватого

или

сиреневатого

оттенка.

Дидактический

материал

раскладывается

на

светлых

скатертях,

они

предупреждают

скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

При

решении

различных

сенсорных

заданий

важным

оказывается

обучение

детей

внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга

в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной

линии

при

знакомстве

с

величиной

и,

наконец,

прикладывание

вплотную

при

16

распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят

к

формированию

сенсорных

действий,

позволяющих

производить

зрительное

сопоставление объектов по их свойствам.

2.2взаимодействие участников образовательных отношений

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

17

Совместная

деятельность

воспитателя и детей

Досуг и

развлечения

Циклические

наблюдения

Беседы по

вопросам

сенсорного

воспитания

Различные виды

изобразительной

деятельности

Рассматривание

дидактических

материалов

Продуктивная

деятельность

Опыты, детское

эксперименти

-

рование

Работа с моделями

Игры

дидактические

Работа с коллегами

С

воспитателями

первых

младших

групп

запланирован

круглый

стол

на

тему

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по

изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.

Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:

«Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),

«Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид

деятельности в раннем детстве»

Работа с родителями

В

зону

сенсорного

развития

запланировано

совместно

с

родителями

изготовить

дидактические игры:

«Разложи орешки по цветам»

«Разноцветная коробочка»

«Украсим бабочек»

«Застегни пуговицы»

«Веселые карандаши»

« Собери хвост петушку»

Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»,

«Массаж рук»,

«Игра – спутник детства».

18

Самостоятельная

деятельность детей

Разные виды игр

Игры-

эксперименты

Рассматривание

книг-самоделок

Стимулирование

педагогической

самостоятельности

Задание для

самостоятельного

наблюдения

Создание

проблемных

ситуаций

Однако

для

достижения

положительных

результатов

необходима

совместная

работа

с

семьями

воспитанников.

В

работу

с

родителями

включила

консультации,

оформление

информационных стендов по следующим темам:

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

«Весёлая гимнастика»;

«Давайте с тобой поиграем»;

2.3.

описание

вариативных

форм,

способов,

методов

и

средств

реализации программы

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на

специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с

детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы

обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности

ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)

Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые

могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и

подготовленности ребенка к восприятию.

В программе предусмотрено использование различных видов

дидактических игр:

На восприятие формы;

На целенаправленное развитие восприятия цвета;

На восприятие качеств величины;

На количество предметов;

На развитие речи, мышления;

На развитие первоначальных представлений о природе;

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

Фронтальная (групповая) форма

По подгруппам - основная форма работы на занятиях

Игровая форма

Индивидуальная деятельность

Развивающие игры

Интегрированная форма

Методы и приемы проведения занятий

19

Занятие проходит в непринужденной обстановке. Во время проведения занятия

организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный

показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения

должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного

восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из

всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости

дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым

ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в

отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных

этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при

группировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один,

потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его;

положи свой предмет рядом с образцом.

Если ребенок понял задание, некоторые звенья развернутой инструкции могут

быть опущены:

посмотри внимательно на свою игрушку;

теперь посмотри, какие у меня игрушки;

где у меня такая же игрушка, как твоя;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем

свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку рядом с такой же.

Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;

Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на участке

20

Индивидуальная работа

Особый

такт

должен

проявляться

при

планировании

индивидуальной

работы

с

детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия.

Педагог

должен

лишь

заинтересовать

и

вызвать

у

малыша

желание

поиграть

с

дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от

интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не

стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания

занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с

которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного

цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины

(задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить

оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания

быстро,

без

ошибок.

Основная

часть

детей

выполняет

индивидуальные

задания

с

периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо

самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при

непосредственном

участии

взрослого,

когда

тот

отбирает

неправильно

размещенные

предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети

проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что

позволяет качественно усвоить задания.

Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для

малышей,

находящихся

на

таком

уровне

выполнения

задания,

материал

занятий

оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или

просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей

от занятия к занятию

.

Изложенные

представления

о

содержании

и

методах

ознакомления

детей

раннего

возраста с различными свойствами предметов служат основой для разработки системы

заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины,

формы, цвета.

Целью

обучения

является

фиксация

внимания

детей

на

свойствах

предметов,

формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины,

формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми

21

цветов.

В

ходе

обучения

детям

сообщаются

слова,

необходимые

для

регуляции

выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание

цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину)

разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки

с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки

окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со

словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут

быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить

детей

осознанно

использовать

свойства

при

воспроизведении

особенностей

образца.

Материалом

служит

мозаика

разной

величины,

формы,

цвета.

В

работе

с

детьми

используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи

элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин,

пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным

признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи

специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и

разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых

меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание

объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания,

а

в

большинстве

случаев

и

усложнить

действие,

необходимое

для

образования

более

совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм,

цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное

воспроизведение.

3.

Организационный раздел.

3.1

.

Материально-техническое,

методическое

обеспечение

программы,

обеспеченность средствами обучения и воспитания.

22

Современный

детский

сад

это

место,

где

ребёнок

получает

опыт

широкого

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее

значимых

для

его

развития

сферах

жизни.

Подбор

дидактических

игр,

материалов,

пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и

помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого

ребёнка. Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных

тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему

развитию, но самое главное — «среда обитания» дошкольника, в которой он находится

большую часть времени, где может реализовать свои интересы. При создании развивающей

образовательной

среды

своей

группы

я

руководствовалась

Федеральными

государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы

ДОУ

и

к

условиям

её

реализации.

В

построении

среды

учитывала

следующие

принципы: информативности,

вариативности,

полифункциональности,

педагогической

целесообразности, трансформируемости, доступности.

Реализация принципа информативности была достигнута нами с помощью разнообразия

тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во

взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития

игровой

деятельности

детей

с

учетом

возрастных,

гендерных,

индивидуальных

потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте

игра является основным видом деятельности ребенка.

Полифункциональность

среды позволяет

разнообразно

использовать

различные

составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку

найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской

деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту

или

иную

функцию

пространства

в

зависимости

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

Реализация принципа педагогической целесообразности помогает сделать мою группу

привлекательной

для

детей,

побуждает

их

к

самостоятельной

активной

творческой

деятельности, вызывает у них чувство радости, создает положительный эмоциональный

настрой,

вызывает

у

детей

желание

поддерживать

порядок

в

уголках

и

воспитывает

бережное отношение к тому, что их окружает.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет использовать материалы и

оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость

23

предметно-развивающей

среды

обеспечивает

разностороннее

развитие

детей,

отвечает

принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и

особенности

воспитанников,

основывается

на

комплексно-тематическом

принципе

построения образовательного процесса.

3.2 особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды

Современный

ребёнок

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных

ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю

полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение

сенсомоторного уголка. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в

процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его

развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного

опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д );

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и

комфортного самочувствия детей;

Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности

ребёнка;

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Сенсорный

уголок

и

сенсорные

пространства

используется

в

воспитательно-

образовательном

процессе

как

в

непосредственной

(организованной)

образовательной

деятельности

воспитателей,

так

и

в

самостоятельной

игровой,

поисково-

экспериментальной деятельности детей.

Уголок

сенсорного

развития

располагается

в

зоне

познавательного

развития.

При

организации

сенсомоторного

уголка

в

первую

очередь

необходимо

руководствоватся

необходимостью

удобного

доступа

детям,

безопасности

их

жизни

и

здоровья.

Уголок

24

содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от

комплексно - тематического планирования образовательной деятельности.

Дидактический материал в большей части изготавливается воспитателем и родителями из

природного или бросового материала. Игрушки правильно подобранных чистых цветов,

четкой,

несложной

формы,

разных

размеров,

изготовлены

из

безопасных

для

ребенка

материалов.

1.

8-10

двухцветных

столбиков

с

грибочками

резко

различающихся

цветовыми

сочетаниями

2.

Четырехцветные столики с грибочками

3.

Коробка

с

восьмиугольной,

круглой

мозаикой

(большой

маленькой)

панель

с

отверстиями; 10 элементов белой и красной мозаики.

4.

Листы серой бумаги размером 21х30 см, гуашь красного, желтого, синего и зеленого

цвета в розетках, кисточки беличьи или колонковая № 8-12.

5.

Листы белой бумаги. Краски (красная, желтая, зеленая, синяя) кисти, розетки для

краски.

6.

Листы белой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая), кисти, розетки для краски.

7.

листы зеленой бумаги, краски (красная, желтая, синяя , зеленая).

8.

Коробка, в которой лежит 10 элементов мозаики зеленой и красной, по 5 белой, желтой,

синей.

9.

Коробка с мозаикой, в которой 10 элементов желтой и белой, по 5 красной. Синей и

зеленой.

10. Шесть деревянных бусинок 8 цветов и 6 кукол одетых в однотонные платья 8 цветов.

11. Планшеты с прорезями для фигур

В моей группе оформлена дидактическая стена с изображением теремка, в котором живут

сказочные герои. При совместной деятельности с детьми, рассматривая сюжет стены,

закрепляем знания детей по сенсорике. Изготовлено панно в виде цветочной полянке, с

закручивающимися крышечками вместо сердцевины цветка, для развития мелкой моторики

рук. Одновременно идет закрепление цветов спектра. Панно со скотным двором, где в

домиках живут домашние животные, изготовленные из различного бумажного материала.

Здесь

дети

знакомятся

с

домашними

животными,

цветовым

и

геометрическим

разнообразием. Уголок с изображение огорода способствует закреплению знаний детей о

цвете, форме и величине. В совместной деятельности с детьми с целью формирования

представлений о цвете, форме и величине я используем следующие дидактические игры:

25

«Спрячь грибок»

«Собери букет»

«Привяжи шарик»

«Кто здесь живет»

«Спрячь под зонтик»

«День и ночь»

«Матрёшки»

«Что за фигуры»

«Закрой окошко»

«Подбери цвет»

«Шнуровки»

«Мишкин домик»

«Чашка с чаем»

3.3. примерный режим дня и организация образовательной деятельности

по реализации программы

При организации жизни детей учитываются:

-

возрастные особенности и возможности детей раннего возраста, конкретной группы,

наполняемость группы;

- интересы и потребности детей и их родителей;

- специфика учреждения.

Цикличность

процессов

жизнедеятельности

обуславливают

необходимость

выполнение

режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие

и

определённую

последовательность

периодов

подъёма

и

снижения

активности,

бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и

умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй

половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

время приёма пищи;

укладывание на дневной сон;

26

общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при

выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей группы раннего возраста

и

способствует их гармоничному развитию.

Режим дня

Время

Режимный процесс

7.30 - 8.00

Приём детей в группе, утренний фильтр, беседы с детьми,

самостоятельная игровая деятельность детей

8.00 - 8.05

Утренняя гимнастика

8.05 – 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35 – 9.00

Самостоятельная деятельность, игры

9.00 – 9.10

9.20 -9.30

Организованная образовательная деятельность (учитывая интервал между

деятельностью 10 мин)

9.30– 11.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд,

самостоятельная деятельность)

11.10– 11.50

Возвращение с прогулки.Подготовка к обеду, обед

11.50 – 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00 -15.30

Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные,

гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия

15.30-15.40

Беседы, игры, индивидуальная работа с детьми

15.40-15.55

Усиленный полдник

15.55-16.05

16.15-16.25

Организованная образовательная деятельность

16.25-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка

до 18.00

Уход детей домой

4.

Календарно-тематическое планирование к программе

срок

Тема

Основные учебные задачи

Основные

понятия

Основные

виды учебной

деятельности

При

меча

ния

сентяб

рь

диагностика

Выявить знания детей в

области сенсорных

эталонов цвета, формы

посредством

дидактического материала

на начало года

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая

27

Сентя

брь

д/и «Окошко для

домика»

Раскладывание

однородных

предметов разной

формы на две

группы

формировать у детей

простейшие приемы

установления тождества и

различия формы

однородных предметов

такой, не

такая, разные,

одинаковые.

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая

сентяб

рь

д/и «Кто здесь

живет» Размещение

вкладышей разной

величины в

соответствующих

отверстиях

учить детей соотносить

разнородные предметы по

величине

Большой,

маленький,

круг

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Октяб

рь

д/и«Закрой окошко»

Размещение

вкладышей разной

формы в

соответствующих

отверстиях

Закреплять у детей умение

группировать однородные

предметы по форме

Круг, квадрат

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Октяб

рь

д/и «Домик для

Мишки и

Мушутки»Расклады

вание однородных

предметов разной

величины на две

группы

формировать простейшие

приемы установления

тождества и различия

величины

такая, не

такая,

Большой,

маленький

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Ноябр

ь

д/и

«Закрой

окошко»

Соотнесение

предметов двух

заданных форм при

выборе из четырех

Учить выбирать объекты

двух заданных форм из

четырех возможных.

Закреплять умение

соотносить разнородные

предметы по форме

Круг, квадрат,

одинаковые

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Ноябр

ь

д/и «Дом для

мишек»

Соотнесение

предметов двух

заданных форм и

величин при выборе

из четырех

Закреплять умение

соотносить разнородные

предметы по форме и

величине.

Круг квадрат,

большой,

маленький

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Декаб

рь

д/и «Разноцветные

палочки»

Раскладывание

однородных

предметов разного

цвета на две группы

Закреплять у детей умение

группировать однородные

объекты по цвету

Синий,

красный

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Декаб

рь

д/и «Спрячь грибок»

Соотнесение

учить выбирать объекты

двух заданных цветов из

Синий,

красный,

Коммуникатив

ная,

28

предметов двух

заданных цветов при

выборе из четырех

четырех возможных,

закреплять умение

соотносить разнородные

предметы по цвету.

желтый,

зеленый

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Январ

ь

д/и «Спрячь грибок»

Размещение грибков

двух цветов в

отверстиях столиков

соответствующего

цвета

Закреплять умение

группировать однородные

объекты по цвету,

соотносить по цвету

разнородные предметы.

Синий,

красный,

желтый,

зеленый

Коммуникатив

ная,

познавательно-

исследовательс

кая, трудовая

Январ

ь

«Курочка и

цыплята»

Выкладывание из

цветной мозаики

Фиксировать внимание

детей на том, что цвет

является признаком

разных предметов и может

быть использован для их

обозначения.

Желтый,

белый,

курочка,

цыпленок

Игровая,

чтение

художественно

й литературы

Февра

ль

«Домики и флажки»

Выкладывание из

мозаики на тему

(попарное

размещение

цветовых элементов)

Акцентировать внимание

детей на цветовые

свойства предметов,

показывая, что цвет

является признаком разных

предметов и может быть

использован для их

обозначения

Белый,

красный,

домик,

флажок

Познавательно

-

исследовательс

кая, игровая,

чтение

художественно

й литературы

Февра

ль

«Огоньки ночью»

Рисование красками

«Огоньки ночью»

Формировать у детей

отношение к цвету как к

важнейшему свойству

предметов, подводить их к

самостоятельному выбору

заданного цвета (из 4 предл

оженных).

Краный,

желтый,зелен

ый, синий,

черный,

огоньки,

ночь,

кисточка,

краски

Продуктивная,

коммуникативн

ая, трудовая

Март

«Листочки

деревьев»Рисование

красками

учить детей

самостоятельно выбирать

заданный цвет из 4

предложенных.

Совершенствовать умение

наносить мазки путем

примакивания.

Красный,

желтый,

зеленый,

листочки,

дерево,

кисточка,

краски

Продуктивная,

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая

Март

Рисование красками

на тему «Апельсин»

Подводить детей к

самостоятельному выбору

цвета для передачи

особенностей хорошо

знакомого предмета Учить

выбирать краску из 3

близких цветов (красный,

оранжевый, желтый),

рисовать круг одним

Листы

голубой

бумаги,

краски

(оранжевая,

красная,

желтая),

кисти,

розетки для

Продуктивная,

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая

29

быстрым движением слева

направо закрашивая его

внутри преимущественно

круговыми движениями'

красок.

Апрел

ь

«Одуванчики и жук

на лугу»Рисование

красками

Вырабатывать умение

самостоятельно выбирать

цвет для передачи

специфических свойств

хорошо знакомых

предметов. Учить

производить выбор краски

двух заданных цветов из

четырех предложенных.

Закреплять умение

рисовать мазками.

Одуванчики,

жук, луг,

красный,

желтый,

синий,

черный

Продуктивная,

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая чтение

художественно

й литературы

Апрел

ь

«Елочки и

грибочки»Выкладыв

ание из мозаики на

тему

Фиксировать внимание

детей на том, что цвет

может быть использован

для изображения разных

предметов, учить

чередовать объекты по

цвету.

зеленый

красный,

белый

желтый,

синий,

елочка,

грибочек

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая, чтение

художественно

й литературы,

игровая

Май

«Гуси с

гусятами»Выкладыв

ание из мозаики на

тему

Фиксировать внимание

детей на характерных

цветовых свойствах

предметов. Продолжать

учить чередовать объекты

по цвету, осуществляя

выбор элементов 3

заданных цветов из 5

предложенных.

зеленый

красный,

белый

желтый,

синий, гусь,

гусята

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая, чтение

художественно

й литературы,

игровая

Май

Рисование красками

по замыслу

Выявить, в какой мере

предшествующие занятия

сформировали у. детей

отношение к цвету как к

характерному признаку

предметов.

красный,

оранжевый,

желтый,

зеленый,

синий,

фиолетовый,

черный,

белый;

Продуктивная,

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая, игровая,

трудовая

май

диагностика

Выявить уровень развития

-восприятия формы

-ориентировки на величину

-целостного восприятия

предметного изображения

на картинке

-умение располагать цвета

в соответствии с образцом

и назывании детьми

такой, не

такой,

разные,

одинаковые,

большой,

маленький

шар, куб,

круг, квадрат,

овал красный,

желтый,

коммуникативн

ая,

познавательно-

исследовательс

кая,

30

зеленый,

синий

черный,

белый,

оранжевый,

фиолетовый

5. Литература для педагога и детей

1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред.

Л. А. Венгера. 2-е изд. М., 1978.

Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. М.,

1981.

2. Колесникова О.В. «Развитие ребенка от двух до трех лет». - М., Изд.: «Школьная пресса»,

2007г.

3.Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие

для воспитателя детского сада». - М., Изд.: «Просвещение», 1983 г.

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. -

304 с.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной

культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - М.:

Просвещение, 1988. - 160 с.

6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное

пособие для студентов пед.вузов и колледжей. - М.: Издательский центр Академия, 1999. -

65с.

31



В раздел образования