Автор: Бондарь Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 15"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметная среда детства – это система материальных
объектов,
функционально
моделирующих
содержание
физического
и
духовного развития ребенка.
В
соответствии
с
концепцией
дошкольного
образования,
важнейшей
основой
реализации
программного
содержания
является
развивающая
предметная
среда
детской
деятельности.
Эта
среда
должна
отвечать
принципам
обогащенности
и
наукоемкости,
содержать
природные
и
социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.
Предметная
среда
детства
предоставляет
ребенку
условия
для
творческого
духовного
развития
и
возможность
«вычерпывать»
из
нее
информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной
деятельности.
Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда
развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не
может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной
среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть
соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы
действия. В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-
за нехватки развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума
у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание
занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого
слова, направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации
сочетания
традиционных
и
новых,
необычных
компонентов,
что
обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к
более сложным.
Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта
и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности.
Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро – и микропространством
деятельности детей и взрослых.
Развивающая
предметная
среда
детства
–
это
система
условий,
обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
К
ним
относятся
природные
среды
и
объекты,
культурные
ландшафты,
физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая
среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей,
музыкально-театральная
среда,
предметно-развивающая
среда
занятий,
компьютерно-игровой комплекс и др.
Огромным
резервом
творческого
развития
ребенка
является
использование
новых
информационных
технологий
(в
том
числе
компьютерных), которые могут войти в дошкольное детство через игру и
другие
виды
символико-моделирующей
деятельности.
Эти
технологии
формируют
у
ребенка
мотивационную,
интеллектуа льную
и
операциональную готовность к жизни в информационном обществе.
Определение
базового
содержания
компонентов
развивающей
предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-
возрастной
подход.
Содержание
развивающей
предметной
среды
должно
удовлетворять
потребности
актуального,
ближайшего
и
перспективного
творческого развития ребенка, становления его способностей. Речь идет не об
акселерации
в
сфере
способностей,
а
об
их
амплификации
на
основе
предметной
базы
развития
в
конкретных
видах
деятельности.
Единство
педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в
раннем,
младшем
и
старшем
дошкольном
возрастах
обеспечиваются
в
программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики
образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания,
культурных
традиций
развивающая
предметная
среда
может
приобретать
особый,
неповторимый
колорит.
С
учетом
всех
приведенных
требований
развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую
на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях
Активная зона – это окружающее пространство ребенка, в котором
расположены
разнообразные
объекты
для
сюжетных
творческих
игр,
это
«среда
обитания»
ребенка-дошкольника,
в
которой
он
находится
значительную
часть
времени,
и
где
может
реализовать
собственные
потребности и интересы.
К пространству активной зоны относятся: игровой уголок (кукольный,
транспортный, строительный); игрушки разных сюжетообразующих типов, в
том
числе,
напольные
тематические
строительные
наборы
(крупные
конструкторы), переносные и игровые макеты. Границы активной зоны могут
быть
обозначены
столами,
стеллажами,
«маркерами
(знаками)
игрового
пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место
действия,
обстановку,
в
которой
оно
происходит
(например,
игрушечная
кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля
или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Барби (Лилли, Синди, Диана, Мэри) – это игрушка начисто лишенная
индивидуальности,
притом,
что
обладает
именем.
Пропорции
Барби
вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой, вырабатывают
комплекс неполноценности, часто приводящий к неврозу недовольства своей
внешностью.
Известны
случаи
анарексии
–
патологического
отсутствия
аппетита, приводящего к истощению у молоденьких девушек, стремящихся к
похудению.
«Красота»
Барби
выдумана
и
навязана
взрослыми,
т.к.
в
понимании
ребенка
представления
о
красоте
часто
не
совпадают
с
эстетическими
воззрениями
взрослых
детям.
Барби
–
псевдоидеальная
модель
женщины,
секс-символ
общества
потребления.
Через
нее
транслируется определенный образ жизни: бесконечные наряды, развлечения,
смены
партнеров.
К
этим
куклам
прилагается
инструкция
–
программа:
сколько у Барби должно быть подруг (не меньше восьми), одежды, мебели,
косметики, бой-френдов и прочих «радостей». Таким образом, формируется
потребность
и
перспектива
жизни
–
быть
«как
хорошая
американская
девочка». При этом ребенок испытывает первую в жизни социокультурную
травму,
из-за
которой
впоследствии
формируется
своеобразный
комплекс
культурной
неполноценности.
Все
русское,
российское,
отечественное
объявляется
третьесортным;
уничтожается
национальное
самосознание,
разрушается
традиционная
семья.
Иностранные
игрушки
способствуют
разрушению
связи
между
поколениями,
еще
в
младенчестве
проектируя
линию разлома между «отцами» и «детьми».
С куклой Барби (Братц) связана тенденция к сексуализации детского
сознания как активного формирования циничного отношения к интимной
стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса,
порнографизации.
Сексуализация
относится
и
к
другим
куклам
с
акцентированными
половыми
признаками,
с
аксессуарами
путан
или
полуобнаженных воительниц с копьями и другими орудиями нападения и
кукол – женоподобных мальчиков с крашеными волосами и губами, что
наносит удар по формирующейся половой идентичности ребенка. Осознание
собственной
принадлежности
у
девочки
или
мальчика
нуждается
в
соответствующих образцах поведения и моделях для подражания, которые
предоставляют ему не только игры в «дочки-матери», но и игрушки.
Лего
–
это
яркие
пластмассовые
игрушки,
в
конечном
счете»,
ориентируют ребенка на инокультурные образцы жизни: чужие ландшафты,
незнакомых, неродных персонажей, иностранную атрибутику.
Антиигрушка
–
это
специфическое
средство
информационного
воздействия, пропагандирующее антиценности, представляющее опасность
для жизни и здоровья детей. Она может причинить вред их нормальному
физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.
Признаки антиигрушки:
1.
Точное
повторение
предмета,
как
правило,
копия
или
уменьшенная модель – машины, дома, животного, человека и т. д. Вследствие
этого – она не несет в себе творческого начала. Возможен и другой вариант –
исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в
природе цвета. Следствие – утрата ребенком чувства реальности.
2.
Механизированность,
максимальная
технократично сть
(всевозможные электронные модели), иногда она сама управляет действиями
ребенка, тормозит его активность, программирует его действия.
3.
Монстроподобность
–
представляет
собой
образ
«нечистой
силы»,
она
демонизирует
сознание
ребенка.
Широкомасштабная
демонизация детского сознания – приучение и приручение к бесовским
образам: куклы-монстры, «чертики», игрушки для обрядов черной магии,
колдовства.
Демонические
образы
внедряются
в
сознание,
влияют
на
интересы
детей,
адаптируют
и
подготавливают
детей
к
визуализации
демонического содержания мира, к появлению бесов в реальной жизни. Они
являются транслятором духовного разрушения: одержимости (психических
заболеваний), неврозов, склонности к суицидам.
4.
Штампованность,
серийность,
конвейерность.
В
серийно-
конвейерной
современной
игрушке
содержится
идея
обладания,
а
не
радостного постижения мира через нее; она формирует у ребенка тенденцию
вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
5.
Транслирование
негативного
психоэмоционального
и
духовно-
нравственного содержания.
Детская
субкультура –
особое
смысловое
пространство
связей,
разворачивающееся на почве традиций любого народа в ту или иную эпоху.
Детская субкультура – все, что создано взрослыми для детей, а также мир,
который дети создают «для себя», объединяясь в группы, сообщества.
Идеальная
игрушка
–
должна
быть
привлекательной
для
ребенка,
отвечать
духовно-нравственным
требованиям,
это
качественная
игрушка,
проецирующая
позитивные
ценности
жизни,
ориентирующая
на
добро,
красоту, жизнеутверждение; транслирующая культурные и духовно-значимые
образы, идеи, сюжеты.
Духовно-нравственное
воспитание
–
процесс
целенаправленного
внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребенка с
целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и
этических
норм
как
регуляторов
поведения,
ориентирования
на
идеал
совершенного человека.