Напоминание

"Предметно-развивающая среда в ДОУ"


Автор: Бондарь Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 15"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметная среда детства – это система материальных

объектов,

функционально

моделирующих

содержание

физического

и

духовного развития ребенка.

В

соответствии

с

концепцией

дошкольного

образования,

важнейшей

основой

реализации

программного

содержания

является

развивающая

предметная

среда

детской

деятельности.

Эта

среда

должна

отвечать

принципам

обогащенности

и

наукоемкости,

содержать

природные

и

социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.

Предметная

среда

детства

предоставляет

ребенку

условия

для

творческого

духовного

развития

и

возможность

«вычерпывать»

из

нее

информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной

деятельности.

Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда

развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не

может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной

среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть

соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы

действия. В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-

за нехватки развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума

у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание

занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого

слова, направление.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации

сочетания

традиционных

и

новых,

необычных

компонентов,

что

обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к

более сложным.

Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта

и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности.

Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро – и микропространством

деятельности детей и взрослых.

Развивающая

предметная

среда

детства

это

система

условий,

обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного

физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

К

ним

относятся

природные

среды

и

объекты,

культурные

ландшафты,

физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая

среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей,

музыкально-театральная

среда,

предметно-развивающая

среда

занятий,

компьютерно-игровой комплекс и др.

Огромным

резервом

творческого

развития

ребенка

является

использование

новых

информационных

технологий

том

числе

компьютерных), которые могут войти в дошкольное детство через игру и

другие

виды

символико-моделирующей

деятельности.

Эти

технологии

формируют

у

ребенка

мотивационную,

интеллектуа льную

и

операциональную готовность к жизни в информационном обществе.

Определение

базового

содержания

компонентов

развивающей

предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-

возрастной

подход.

Содержание

развивающей

предметной

среды

должно

удовлетворять

потребности

актуального,

ближайшего

и

перспективного

творческого развития ребенка, становления его способностей. Речь идет не об

акселерации

в

сфере

способностей,

а

об

их

амплификации

на

основе

предметной

базы

развития

в

конкретных

видах

деятельности.

Единство

педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в

раннем,

младшем

и

старшем

дошкольном

возрастах

обеспечиваются

в

программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики

образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания,

культурных

традиций

развивающая

предметная

среда

может

приобретать

особый,

неповторимый

колорит.

С

учетом

всех

приведенных

требований

развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую

на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях

Активная зона – это окружающее пространство ребенка, в котором

расположены

разнообразные

объекты

для

сюжетных

творческих

игр,

это

«среда

обитания»

ребенка-дошкольника,

в

которой

он

находится

значительную

часть

времени,

и

где

может

реализовать

собственные

потребности и интересы.

К пространству активной зоны относятся: игровой уголок (кукольный,

транспортный, строительный); игрушки разных сюжетообразующих типов, в

том

числе,

напольные

тематические

строительные

наборы

(крупные

конструкторы), переносные и игровые макеты. Границы активной зоны могут

быть

обозначены

столами,

стеллажами,

«маркерами

(знаками)

игрового

пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место

действия,

обстановку,

в

которой

оно

происходит

(например,

игрушечная

кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля

или переднюю стенку автобуса и т.п.).

Барби (Лилли, Синди, Диана, Мэри) – это игрушка начисто лишенная

индивидуальности,

притом,

что

обладает

именем.

Пропорции

Барби

вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой, вырабатывают

комплекс неполноценности, часто приводящий к неврозу недовольства своей

внешностью.

Известны

случаи

анарексии

патологического

отсутствия

аппетита, приводящего к истощению у молоденьких девушек, стремящихся к

похудению.

«Красота»

Барби

выдумана

и

навязана

взрослыми,

т.к.

в

понимании

ребенка

представления

о

красоте

часто

не

совпадают

с

эстетическими

воззрениями

взрослых

детям.

Барби

псевдоидеальная

модель

женщины,

секс-символ

общества

потребления.

Через

нее

транслируется определенный образ жизни: бесконечные наряды, развлечения,

смены

партнеров.

К

этим

куклам

прилагается

инструкция

программа:

сколько у Барби должно быть подруг (не меньше восьми), одежды, мебели,

косметики, бой-френдов и прочих «радостей». Таким образом, формируется

потребность

и

перспектива

жизни

быть

«как

хорошая

американская

девочка». При этом ребенок испытывает первую в жизни социокультурную

травму,

из-за

которой

впоследствии

формируется

своеобразный

комплекс

культурной

неполноценности.

Все

русское,

российское,

отечественное

объявляется

третьесортным;

уничтожается

национальное

самосознание,

разрушается

традиционная

семья.

Иностранные

игрушки

способствуют

разрушению

связи

между

поколениями,

еще

в

младенчестве

проектируя

линию разлома между «отцами» и «детьми».

С куклой Барби (Братц) связана тенденция к сексуализации детского

сознания как активного формирования циничного отношения к интимной

стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса,

порнографизации.

Сексуализация

относится

и

к

другим

куклам

с

акцентированными

половыми

признаками,

с

аксессуарами

путан

или

полуобнаженных воительниц с копьями и другими орудиями нападения и

кукол – женоподобных мальчиков с крашеными волосами и губами, что

наносит удар по формирующейся половой идентичности ребенка. Осознание

собственной

принадлежности

у

девочки

или

мальчика

нуждается

в

соответствующих образцах поведения и моделях для подражания, которые

предоставляют ему не только игры в «дочки-матери», но и игрушки.

Лего

это

яркие

пластмассовые

игрушки,

в

конечном

счете»,

ориентируют ребенка на инокультурные образцы жизни: чужие ландшафты,

незнакомых, неродных персонажей, иностранную атрибутику.

Антиигрушка

это

специфическое

средство

информационного

воздействия, пропагандирующее антиценности, представляющее опасность

для жизни и здоровья детей. Она может причинить вред их нормальному

физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Признаки антиигрушки:

1.

Точное

повторение

предмета,

как

правило,

копия

или

уменьшенная модель – машины, дома, животного, человека и т. д. Вследствие

этого – она не несет в себе творческого начала. Возможен и другой вариант –

исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в

природе цвета. Следствие – утрата ребенком чувства реальности.

2.

Механизированность,

максимальная

технократично сть

(всевозможные электронные модели), иногда она сама управляет действиями

ребенка, тормозит его активность, программирует его действия.

3.

Монстроподобность

представляет

собой

образ

«нечистой

силы»,

она

демонизирует

сознание

ребенка.

Широкомасштабная

демонизация детского сознания – приучение и приручение к бесовским

образам: куклы-монстры, «чертики», игрушки для обрядов черной магии,

колдовства.

Демонические

образы

внедряются

в

сознание,

влияют

на

интересы

детей,

адаптируют

и

подготавливают

детей

к

визуализации

демонического содержания мира, к появлению бесов в реальной жизни. Они

являются транслятором духовного разрушения: одержимости (психических

заболеваний), неврозов, склонности к суицидам.

4.

Штампованность,

серийность,

конвейерность.

В

серийно-

конвейерной

современной

игрушке

содержится

идея

обладания,

а

не

радостного постижения мира через нее; она формирует у ребенка тенденцию

вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

5.

Транслирование

негативного

психоэмоционального

и

духовно-

нравственного содержания.

Детская

субкультура

особое

смысловое

пространство

связей,

разворачивающееся на почве традиций любого народа в ту или иную эпоху.

Детская субкультура – все, что создано взрослыми для детей, а также мир,

который дети создают «для себя», объединяясь в группы, сообщества.

Идеальная

игрушка

должна

быть

привлекательной

для

ребенка,

отвечать

духовно-нравственным

требованиям,

это

качественная

игрушка,

проецирующая

позитивные

ценности

жизни,

ориентирующая

на

добро,

красоту, жизнеутверждение; транслирующая культурные и духовно-значимые

образы, идеи, сюжеты.

Духовно-нравственное

воспитание

процесс

целенаправленного

внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребенка с

целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и

этических

норм

как

регуляторов

поведения,

ориентирования

на

идеал

совершенного человека.



В раздел образования