Автор: Волкова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад №14"
Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Художественная лепка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 общеразвивающего вида городского округа –
г.Нововоронежа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Художественная лепка»
Волкова Н.А., воспитатель I к.к.
2017 - 2018 г.
Программа дополнительного образования "Художественная лепка"
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и
дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста . Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки.
Структура программы.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Художественная лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований.
«Художественная
лепка»
дает
возможность
расширить
и
дополнить образование
детей
в
области
изобразительного искусства
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического
развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей
жизни.
Занятия
лепкой
воспитывают
художественный
вкус
ребёнка,
умение
наблюдать,
выделять
главное.
Лепка
воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка
учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался
рукоделием, дайте ему в руки пластичные материалы.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, полимерной глины, соленого теста.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и
эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом
доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна. Из соленого
теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно
выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы
с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
В ходе занятий дети знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У
них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Изготовление
своими руками красивых и нужных предметов приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия
могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Актуальность программы
Данная
программа
позволяет
создать
условия
для
самореализации личности
ребёнка,
выявить
и
развить
творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места,
экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил
безопасной работы.
Педагогическая
целесообразность заключается
в
том,
что
данная программа
способствует:
творческому
развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты
в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость в детях.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Форма проведения занятий
Занятия по предмету «Художественная лепка» осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4
до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет воспитателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель программы
1.
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития
детей.
2.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
3.
Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и
навыков
в
области
художественного
творчества,
раскрытие
широких
возможностей
социализации
обучающихся
в
процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического
вкуса.
Задачи
Образовательные:
– научить лепке из солёного теста и полимерной глины, развивая не только речь, художественные способности, но и
абстрактное и логическое мышление, воображение.
- научить конструктивному и пластическому способам лепки.
- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, соленое
тесто, пластика - масса.
Развивающие:
- развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую
моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.
-
формирование
понятий
«скульптура»,
«объемность»,
«пропорция»,
«характер
предметов»,
«плоскость»,
«декоративность», «рельеф», композиция».
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус,
чувство удовлетворения от совместной работы,
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, пояснение, беседа, рассказ, вопросы, словесная инструкция);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные
методы
работы
в
рамках
дополнительной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного предмета «Художественная лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а
также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую
части.
Теоретическая
часть
предполагает
изучение
учащимися
истории
лепки
и инструмента,
региональных
особенностей
и
технологических
приемов
лепки,
включает
в
себя
задания
по
аналитической
работе
в
области
декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом
опыте.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы могут использоваться записи музыки,
что способствует эмоциональному развитию детей.
Содержание программы включает следующие разделы:
-изучение материалов и инструментов;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения;
- привитие навыков работы с тестом и полимерной глиной;
- создание творческих работ на основе приобретенных знаний и умений.
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении
поможет детям применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу составляют темы,
разработанные с учетом возрастных возможностей детей.
Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и
умений.
№ п/п
Название темы
Общее
количество
часов
В том числе
теоретических.
практических.
1.
Инструменты и материалы
1.
Знакомство с техникой «Соленое тесто».
Физические и химические свойства материалов.
Инструменты и материалы.
2
1
1
1.1
Основы композиции. Цветоведение.
3
1
2
2.
Плоскостная лепка.
2.1
Выполнение несложных изделий из простых
элементов.
Технология изготовления магнитов и подков. Лепка
и раскрашивания.
5
1
4
2.2
Технология изготовления плоских панно на
осеннюю тему с отпечатками сухих растений. Лепка
и раскрашивания.
3
1
2
2.3
Технология изготовления плоских игрушек-
подвесок «Чудо-рыбка», «Чудо-кот». Лепка и
раскрашивания.
6
1
5
3.
Рельефная лепка.
3.1
Знакомство с выполнением невысокого рельефного
изображения. Композиция «Крошки –осминожки».
3
1
2
3.2
Закрепление умения набирать полуобъемную массу
изображения. «Божья коровка», «Жуки», «Кит».
«Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. по
желанию детей.
10
2
8
3.3
Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием Выполнения композиций:
9
2
7
«Веселые поварята», «Снегири», «Новогодние
игрушки».
3.4
Технология изготовления рамочек для фотографий.
3
1
2
3.5
Выполнения тематических композиций: «Подарок
маме», Морская композиция», «Валентинки»
12
2
10
4.
Объемные изделия.
4.1
Особенности лепки объемной игрушки. Технология
изготовления барашки и ягнятки. Лепка
5
1
4
4.2
Закрепление навыков работы с объемными
формами. Выполнение зайчика. Выполнение
сказочных героев:
Чиполино или Чебурашка, Карлсон или Крокодил
Гена.
8
2
6
4.3
Выполнение объемной композиции «Ежики на
полянке». «Колобок» или «Курочка ряба»
16
4
12
5.
Экскурсии
3
-
3
6.
Итоговое занятие. Выставка работ.
3
-
3
Итого:
90
20
70