Напоминание

"Изучение основ классического танца в условиях школы(гимназии)"


Автор: Березуцкая Светлана Алексеевна
Должность: учитель физкультуры(вариативная часть-хореография)
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: г. Воронеж,воронежская область
Наименование материала: Методическое пособие по курсу "Хореография"
Тема: "Изучение основ классического танца в условиях школы(гимназии)"
Раздел: среднее образование





Назад




ВОРОНЕЖСКАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ГИМНАЗИЯ

№2

Кафедра

эстетического

воспитания

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

по

курсу

Хореография

»

Изучение

основ

классического

танца

В

условиях

школы

(

гимназии

)

Учитель

:

Березуцкая

Светлана

Алексеевна

Воронеж

1996

г

.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ИЗУЧЕНИЕ

ОСНОВ

КЛАССИЧЕСКОГО

ТАНЦА

В

УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ

(

ГИМНАЗИИ

)

Учитель

:

Березуцкая

С

.

А

.

I

класс

.

Основная

задача

.

1.

Постановка

корпуса

,

ног

,

головы

,

рук

на

простейших

упражнениях

классического

тренажера

.

2.

Развитие

координации

движения

:

сочетание

движений

головы

,

рук

,

ног

,

корпуса

.

Методические

рекомендации

.

1.

Уясняется

понятие

опорной

и

работающей

ног

(

условные

обозначения

оп

.

н

.

и

раб

.

н

.)

Опорная

нога

поддерживает

корпус

в

движении

,

принимая

на

себя

его

тяжесть

.

Работающая

нога

выполняет

движение

,

функции

ее

более

разнообразны

,

чем

функции

опорной

ноги

.

2.

Все

упражнения

выполняются

поочередно

с

правой

и

левой

ноги

.

3.

Рекомендуется

проучивать

упражнения

вначале

в

сторону

,

затем

вперед

и

назад

.

4.

Упражнения

начинают

изучать

стоя

лицом

к

палке

,

держась

за

неё

обеими

руками

.

Постепенно

переходят

к

тем

же

упражнениям

стоя

к

палке

боком

и

держась

за

неё

одной

рукой

,

другая

рука

в

это

время

открыта

на

II

позицию

5.

Связь

с

музыкой

.

Темп

и

ритмический

рисунок

музыкального

сопровождения

в

начале

и

в

конце

первого

года

разные

.

В

стадии

проучивания

подготовительных

упражнений

простой

,

впоследствии

более

разнообразной

.

6.

Развитие

музыкального

слуха

учащихся

.

На

первом

же

уроке

следует

познакомить

учащихся

с

музыкальными

размерами

:

2/4,

3/4

и

4/4.

Музыка

в

начале

прослушивается

,

затем

дети

маршируют

под

музыку

,

причем

шаги

совпадать

с

музыкальным

ритмом

.

Когда

будет

освоен

простой

шаг

на

2/4,

следует

к

различным

движения

подбирать

музыкальное

сопровождение

с

различными

музыкальными

размерами

,

ускоряя

и

замедляя

теп

,

строго

соблюдая

целостность

музыкальной

фразы

.

I.

Постановка

корпуса

.

1.

Начинаем

разучивать

на

середине

зала

.

Ноги

:

пятки

вместе

,

носки

врозь

,

стопы

без

завалов

внутрь

или

наружу

,

колени

сильно

втянуты

по

вертикали

кверху

.

Сильно

втянутые

косые

мышцы

живота

,

спины

,

ягодичные

.

Спина

прямая

без

прогиба

в

пояснице

.

Грудная

клетка

раскрыта

,

плечи

опущены

,

лопатки

«

пристегнуты

к

себе

»,

тянутся

вниз

(

не

соединять

) .

Диафрагма

подтянута

,

дышать

свободно

.

Руки

опущены

свободно

вдоль

корпуса

,

шея

свободная

,

без

напряжения

.

Голова

прямо

,

взгляд

вдаль

на

уровне

глаз

.

2.

Постановка

корпуса

лицом

к

палке

.

Встать

лицом

к

палке

,

пятки

вместе

,

носки

врозь

.

Руки

ложатся

на

палку

свободно

,

слегка

согнуты

и

опущены

в

локтях

:

кисти

рук

ложатся

на

палку

без

обхвата

,

против

середины

корпуса

.

Между

корпусом

и

локтями

воздух

.

Колени

сильно

втянуты

.

Корпус

прямой

,

плечевые

и

тазобедренные

косточки

повернуты

параллельно

палке

.

Мышцы

таза

подтянуты

кверху

так

,

что

корпус

стал

прямым

,

легким

и

стройным

.

Такое

положение

сохраняется

до

конца

музыкальной

фразы

.

II.

Поклон

.

1.

Поклон

женский

.

а

)

Книксен

без

шага

,

на

месте

с

приседанием

на

одной

ноге

,

ноги

в

III

позиции

.

Музыкальный

размер

3/4,

движение

занимает

2

такта

.

б

)

Книксен

с

шагом

в

сторону

.

Музыкальный

размер

3/4,

движение

исполняется

на

4

такта

.

в

)

Усложненный

поклон

с

шагом

– passé

на

полу

,

после

проучивания

pa degaje.

2.

Поклон

мужской

.

а

)

Ноги

в

I

позиции

.

Шаг

в

сторону

,

приставить

ногу

,

поклон

головой

вниз

вверх

.

Музыкальный

размер

3/4,

движение

занимает

4

такта

.

б

)

Тоже

с

рукой

.

Весте

с

шагом

рука

открывается

в

сторону

второй

позиции

,

вторая

рука

на

талии

.

Поклон

носит

элемент

воспитания

учеников

.

III.

Позиции

ног

I

,

II,

III,

VI –

полувыворотные

.

(

разворот

стоп

переступанием

)

I

позиция

.

Пятки

вместе

,

носки

максимально

(

пока

не

полностью

)

разворачиваются

в

стороны

носками

наружу

.

Особое

внимание

обратить

на

следующие

особенности

:

1)

Ступни

ног

опираются

в

пол

не

большим

пальцем

,

а

на

всю

поверхность

с

ощущением

мизинцев

.

2)

Свод

стопы

сильно

поднимается

наверх

.

3)

Колени

сильно

развернуты

.

4)

Корпус

подтянут

( «

не

сидеть

»

на

ногах

) ,

тяжесть

тела

равномерно

распределяется

на

обе

ноги

.

На

палку

не

наваливаться

и

не

отталкиваться

от

неё

.

II

позиция

.

Прямая

линия

I

позиции

сокращается

,

но

пятки

ног

отстоят

одна

от

другой

примерно

на

длину

стопы

.

III

позиция

.

Ступни

ног

выворотно

соприкасаются

пятками

,

которые

заходят

за

другую

до

полуступни

.

VI

позиция

.

Ступни

ног

располагаются

параллельно

друг

другу

.

Позиции

строятся

произвольно

.

Исполняются

на

целую

музыкальную

фразу

каждая

.

Постепенно

это

закрепляется

как

навык

и

дисциплинирует

учащихся

.

Музыкальное

сопровождение

.

Музыкальный

размер

4/4

и

3/4.

Характер

музыкального

сопровождения

плавный

,

легатированный

.

Позиции

сохраняются

от

8

до

16

тактов

.

IV.

Маленькое

приседание

по

I

,

II,

III,

позициями

.

Demi plie (

вначале

по

VI)

Plie –

сгибание

,

складывание

.

В

уроке

классического

танца

приседание

.

Demi plie –

полуприседание

.

Тренирует

выворотность

,

эластичность

ног

.

Укрепляет

и

развивает

«

ахиллово

»

сухожилие

.

Demi

plie

вырабатывает

правильное

положение

ступни

в

прыжках

(

где

толчок

берется

пятками

)

Музыкальный

размер

4/4,

движение

исполняется

на

1

такт

.

«

Раз

и

два

» -

Ноги

усиливая

выворотность

верхней

части

и

направляя

колени

к

носкам

,

медленно

сгибаются

в

коленях

,

достигая

предельного

сгиба

в

голеностопном

суставе

при

плотном

положении

пяток

на

полу

,

корпус

прямой

и

подтянутый

.

«

И

» -

усилитель

demi plie.

«

Три

и

четыре

и

» -

сохраняя

выворотность

и

силу

мышц

медленно

вытягиваются

в

исходное

положение

,

корпус

усиливает

подтянутость

.

Следить

(

примечание

):

1)

Во

всех

позициях

в

demi

plie

положение

стоп

на

полу

ровное

.

2)

Корпус

прямой

и

подтянутый

.

Центр

тяжести

корпуса

равномерно

распределен

на

обе

ноги

.

3)

Четырехглавая

мышца

бедра

и

ягодицы

втянуты

в

себя

.

Исполнять

по

4

раза

в

каждой

позиции

,

после

усвоения

исполняется

не

более

чем

по

2

раза

.

Музыкальный

размер

4/4,

характер

музыкального

сопровождения

плавный

,

певучий

.

V.

Выдвижение

ноги

вперед

и

в

сторону

на

I

и

III

позиции

.

Battemant tendu

из

I

позиции

отведение

и

постановка

натянутой

ноги

.

Вырабатывает

силу

и

выносливость

всей

ноги

,

эластичность

голеностопного

сустава

,

развивает

подъем

,

пластичность

пальцев

.

Battemant

tendu

основа

всего

танца

и

прекрасное

разогревающее

средство

перед

танцем

.

Проучивается

по

2

такта

,

музыкальный

размер

4/4.

Battemant tendu -

в

сторону

.

1

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Натянутая

работающая

нога

,

скользя

всей

стопой

по

полу

в

сторону

II

позиции

,

отделяется

пяткой

от

пола

и

,

продолжая

скользить

,

вытягивается

в

подъеме

и

пальцах

,

достигая

полной

натянутости

.

Носок

касается

пола

,

выворотная

пятка

максимально

поднята

,

выгибая

этим

подъем

;

«

три

и

четыре

и

».

Положение

сохраняется

.

2

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Работающая

нога

,

постепенно

переходя

с

носка

на

всю

длину

стопы

,

скользящим

движением

возвращается

в

I

позицию

;

«

три

и

четыре

и

».

Положение

сохраняется

для

фиксации

правильной

позиции

и

положения

корпуса

.

Battemant tendu

вперед

.

Исходное

положение

– I

позиция

ног

.

Корпус

подтянут

.

Колени

сильно

вытянуты

.

Руки

свободно

лежат

на

палке

,

локти

опущены

.

1

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Работающая

нога

,

сохраняя

выворотность

и

натянутость

,

скользит

по

полу

вперед

,

не

отрывая

носка

от

пола

,

отделяется

от

пола

пяткой

и

,

продолжая

движение

,

вытягивается

в

подъеме

и

пальцах

.

Носок

касается

пола

первым

и

вторым

пальцами

,

пятка

остается

выворотной

;

«

три

и

четыре

и

».

Положение

сохраняется

.

2

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Рабочая

нога

,

направляя

носок

назад

и

постепенно

переходя

с

носка

на

всю

стопу

,

скользящим

движением

возвращается

в

I

позицию

;

«

три

и

четыре

и

».

Положение

сохраняется

.

Battemant tendu

назад

.

Отводя

ногу

назад

,

движение

следует

начать

от

носка

,

удерживая

ногу

в

максимально

выворотном

положении

.

Возвращая

ногу

в

I

позицию

,

движение

начинается

от

пятки

,

носок

сильно

отводится

назад

,

что

придает

ступне

необходимую

выворотность

.

Особое

внимание

обратить

на

следующие

особенности

:

1.

Положение

пятки

работающей

ноги

точно

против

исходной

позиции

в

каждом

направлении

.

2.

Соблюдать

ровность

плеч

и

бедер

.

3.

Колено

работающей

ноги

при

выдвижении

и

возвращении

ноги

в

позицию

вытянуто

.

4.

Опорная

нога

подтянута

и

выворотна

.

5.

Корпус

подтянут

и

спокоен

.

В

конце

учебного

года

темп

убыстряется

,

одно

движение

исполняется

на

1

такт

4/4.

1

такт

, I

вариант

:

«

раз

и

два

и

» -

отведение

ноги

;

«

три

и

четыре

и

» -

приведение

ноги

в

позицию

.

II

вариант

:

«

раз

и

» -

отведение

ноги

в

заданном

направлении

;

«

два

и

» -

положение

сохраняется

;

«

три

и

» -

приведение

ноги

в

позицию

;

«

четыре

и

» -

положение

сохраняется

.

Характер

музыкального

сопровождения

четкий

,

бодрый

.

Исполняется

не

более

8 -

ми

battemant

tendu

в

каждом

направлении

.

VI.

Подъем

на

полупальцы

в

полувыворотных

направлениях

.

(Releve

на

полупальцы

)

Releve

поднимание

.

Развивает

силу

ног

.

Исполняется

в

1

классе

лицом

к

палке

по

I, II,

III

позициям

.

Исходное

положение

: I

позиция

ног

.

Руки

свободно

лежат

на

палке

,

корпус

подтянут

,

колени

вытянуты

.

1

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Ноги

,

сохраняя

выворотность

и

натянутость

,

постепенно

отделяются

пятками

от

пола

,

тем

самым

выгибая

подъем

;

«

три

и

четыре

и

». I

позиция

на

полупальцы

сохраняется

.

2

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Пятки

постепенно

опускаются

на

пол

,

сохраняя

ноги

подтянутыми

и

выворотными

;

«

три

и

четыре

и

».

Позиция

сохраняется

.

П о

II

позиции

releve

исполняется

аналогично

центр

тяжести

корпуса

равномерно

распределяется

на

обе

ноги

.

По

III

позиции

ноги

предельно

выворотны

,

пятки

прилегают

одна

к

другой

.

Примечание

.

В

releve

на

полупальцах

во

всех

позициях

тяжесть

корпуса

распределяется

на

ступни

ног

равномерно

,

упор

на

большой

палец

недопустим

.

Музыкальное

сопровождение

.

Музыкальный

размер

4/4 – 2

такта

,

затем

1

такт

.

Медленный

подъем

на

полупальцы

можно

чередовать

с

быстрым

,

на

2/4 –

поднимаются

,

на

2/4 –

опускаются

в

исходное

положение

.

VII.

Полукруговое

движение

ногой

по

полу

,

затем

полный

круг

ногой

по

полу

по

точкам

.

(Demi et rond de jambe parre)

Круг

ногой

по

полу

.

Развивает

выворотность

и

подвижность

тазобедренного

сустава

.

Исходное

положение

: I

позиция

,

лицом

к

палке

.

1

такт

,

«

раз

и

».

Работающая

нога

вытягивается

вперед

по

правилам

battemant tendu;

«

два

и

».

Носок

,

скользя

по

полу

,

описывает

круг

до

II

позиции

(

пятка

работающей

ноги

против

пятки

опорной

ноги

);

«

три

и

».

Работающая

нога

по

правилам

battemant

tendu

закрывается

в

I

позицию

;

«

четыре

и

». I

позиция

сохраняется

.

2

такт

,

«

раз

и

».

Работающая

нога

по

правилам

battemant

tendu

вытягивается

в

сторону

по

II

позиции

носком

в

пол

;

«

два

и

».

Носок

,

скользя

по

полу

назад

,

описывает

дугу

так

,

что

пятка

работающей

ноги

приходится

против

пятки

опорной

ноги

.

Плечи

и

бедра

остаются

ровным

;

«

три

и

».

Упражнение

заканчивается

в

I

позиции

по

правилам

battemant tendu

назад

;

«

четыре

и

».

Положение

сохраняется

.

Также

исполняется

данное

упражнение

в

обратном

направлении

.

1

такт

,

«

раз

и

».

Работающая

нога

вытягивается

назад

;

«

два

и

».

Носок

,

скользя

по

полу

,

описывает

дугу

до

II

позиции

(

пятка

работающей

ноги

против

пятки

опорной

ноги

),

выворотность

все

ноги

усиливается

.

«

три

и

».

Положение

в

I

позиции

;

«

четыре

и

».

Пауза

.

2

такт

,

«

раз

и

». Battemant tendu

в

сторону

;

«

два

и

».

Работающая

нога

,

описывая

дугу

,

проводится

вперед

так

,

чтобы

пятка

опорной

ноги

была

против

пятки

работающей

ноги

;

«

три

и

».

Упражнение

заканчивается

в

I

позицию

;

«

четыре

и

».

Пауза

.

Demi

rond

de

jambe

исполняется

по

8

раз

в

каждом

направлении

.

Особое

внимание

обратить

на

следующие

особенности

:

1.

Выворотность

и

натянутость

обеих

ног

во

время

исполнения

demi rond de jambe par terre.

2.

Корпус

подтянут

,

спокоен

(

не

оседает

на

опорной

ноге

).

Плечи

и

бедра

ровные

.

Характер

музыкального

сопровождения

плавный

и

связный

.

Passé par terre

скользящее

движение

работающей

ноги

по

полу

.

Связующее

движение

в

ряду

упражнений

и

элемент

rond de

jambe par terre,

исполняемого

без

остановок

.

Исходное

положение

– I

позиция

лицом

к

палке

.

На

2

вступительных

аккорда

работающая

нога

вытягивается

пятка

работающей

ноги

против

пятки

опорной

ноги

.

1

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Усиливая

выворотность

пятки

,

скользящим

движением

проводя

всей

стопой

по

полу

через

II

позицию

и

вытягивается

вперед

носком

в

пол

(

пятка

против

пятки

);

«

три

и

четыре

и

».

Пауза

.

2

такт

,

«

раз

и

два

и

».

Работающая

нога

носком

назад

скользит

по

полу

всей

стопой

через

I

позицию

и

вытягивается

назад

носком

в

пол

,

пятка

против

пятки

.

Особое

внимание

обратить

на

следующие

особенности

:

1.

Работающая

нога

предельно

натянута

и

выворотна

.

2.

Во

время

passé

через

I

позицию

стопу

работающей

ноги

равномерно

располагают

на

полу

,

избегая

упора

на

большой

палец

.

3.

Опорная

нога

подтянута

,

выворотна

.

4.

Плечи

и

бедра

ровные

.

Музыкальное

сопровождение

плавное

и

слитное

.

Каждое

движение

исполняется

равномерно

на

1

такт

4/4,

а

затем

1

такт

2/4

движение

исполняется

без

пауз

.

Понятия

en dehor

и

en dedans.

(

от

себя

открываться

;

к

себе

закрываться

)

Rond de jambe par terre en dehors

и

en dedans –

описываемые

работающей

ногой

по

полу

наружу

и

внутрь

.

Развивает

выворотность

,

эластичность

и

подвижность

тазобедренного

сустава

.

Разучивается

после

demi rond de jambe,

вначале

исполняется

по

точкам

(

т

.

е

.

фиксируя

направление

вперед

,

в

сторону

,

назад

).

Rond de jambe par terre en dehore –

музыкальный

размер

4/4,

1

такт

.

Исходное

положение

– I

позиция

.

1

такт

,

«

раз

и

».

Работающая

нога

вытягивается

вперед

по

правилам

battemant tendu;

«

два

и

».

Носок

дугой

переводится

во

II

позицию

;

«

три

и

».

Продолжается

движение

по

дуге

назад

;

«

четыре

и

».

Без

задержки

нога

проводится

через

I

позицию

вперед

(passé).

2

такт

,

«

раз

и

».

Нога

вытягивается

вперед

и

так

все

еще

раз

.

Повторяется

требуемое

количество

раз

,

заканчивается

во

II

позицию

.

Rond de jambe par terre en dedans

Исходное

положение

– I

позиция

.

1

такт

,

«

раз

и

».

Нога

вытягивается

назад

;

«

два

и

».

Дугой

через

II

позицию

вперед

;

«

три

и

».

«

четыре

и

». Passé par terre

через

I

позицию

.

Особое

внимание

обратить

на

следующие

особенности

:

1.

Подтянутость

и

спокойствие

корпуса

.

2.

При

исполнении

passé

par

terre

тяжесть

корпуса

остается

на

опорной

ноге

.

3.

При

en dedans –

из

стороны

вперед

пятка

круто

идет

вперед

,

колено

развернуто

в

сторону

.



В раздел образования