Автор: Березуцкая Светлана Алексеевна
Должность: учитель физкультуры(вариативная часть-хореография)
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: г. Воронеж,воронежская область
Наименование материала: Методическое пособие по курсу "Хореография"
Тема: "Изучение основ классического танца в условиях школы(гимназии)"
Раздел: среднее образование
ВОРОНЕЖСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ГИМНАЗИЯ
№2
Кафедра
эстетического
воспитания
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
по
курсу
Хореография
»
Изучение
основ
классического
танца
В
условиях
школы
(
гимназии
)
Учитель
:
Березуцкая
Светлана
Алексеевна
Воронеж
1996
г
.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
ИЗУЧЕНИЕ
ОСНОВ
КЛАССИЧЕСКОГО
ТАНЦА
В
УСЛОВИЯХ
ШКОЛЫ
(
ГИМНАЗИИ
)
Учитель
:
Березуцкая
С
.
А
.
I
класс
.
Основная
задача
.
1.
Постановка
корпуса
,
ног
,
головы
,
рук
на
простейших
упражнениях
классического
тренажера
.
2.
Развитие
координации
движения
:
сочетание
движений
головы
,
рук
,
ног
,
корпуса
.
Методические
рекомендации
.
1.
Уясняется
понятие
опорной
и
работающей
ног
(
условные
обозначения
–
оп
.
н
.
и
раб
.
н
.)
Опорная
нога
поддерживает
корпус
в
движении
,
принимая
на
себя
его
тяжесть
.
Работающая
нога
выполняет
движение
,
функции
ее
более
разнообразны
,
чем
функции
опорной
ноги
.
2.
Все
упражнения
выполняются
поочередно
с
правой
и
левой
ноги
.
3.
Рекомендуется
проучивать
упражнения
вначале
в
сторону
,
затем
вперед
и
назад
.
4.
Упражнения
начинают
изучать
стоя
лицом
к
палке
,
держась
за
неё
обеими
руками
.
Постепенно
переходят
к
тем
же
упражнениям
стоя
к
палке
боком
и
держась
за
неё
одной
рукой
,
другая
рука
в
это
время
открыта
на
II
позицию
5.
Связь
с
музыкой
.
Темп
и
ритмический
рисунок
музыкального
сопровождения
в
начале
и
в
конце
первого
года
разные
.
В
стадии
проучивания
подготовительных
упражнений
простой
,
впоследствии
более
разнообразной
.
6.
Развитие
музыкального
слуха
учащихся
.
На
первом
же
уроке
следует
познакомить
учащихся
с
музыкальными
размерами
:
2/4,
3/4
и
4/4.
Музыка
в
начале
прослушивается
,
затем
дети
маршируют
под
музыку
,
причем
шаги
совпадать
с
музыкальным
ритмом
.
Когда
будет
освоен
простой
шаг
на
2/4,
следует
к
различным
движения
подбирать
музыкальное
сопровождение
с
различными
музыкальными
размерами
,
ускоряя
и
замедляя
теп
,
строго
соблюдая
целостность
музыкальной
фразы
.
I.
Постановка
корпуса
.
1.
Начинаем
разучивать
на
середине
зала
.
Ноги
:
пятки
вместе
,
носки
врозь
,
стопы
без
завалов
внутрь
или
наружу
,
колени
сильно
втянуты
по
вертикали
кверху
.
Сильно
втянутые
косые
мышцы
живота
,
спины
,
ягодичные
.
Спина
прямая
без
прогиба
в
пояснице
.
Грудная
клетка
раскрыта
,
плечи
опущены
,
лопатки
«
пристегнуты
к
себе
»,
тянутся
вниз
(
не
соединять
) .
Диафрагма
подтянута
,
дышать
свободно
.
Руки
опущены
свободно
вдоль
корпуса
,
шея
свободная
,
без
напряжения
.
Голова
прямо
,
взгляд
вдаль
на
уровне
глаз
.
2.
Постановка
корпуса
лицом
к
палке
.
Встать
лицом
к
палке
,
пятки
вместе
,
носки
врозь
.
Руки
ложатся
на
палку
свободно
,
слегка
согнуты
и
опущены
в
локтях
:
кисти
рук
ложатся
на
палку
без
обхвата
,
против
середины
корпуса
.
Между
корпусом
и
локтями
воздух
.
Колени
сильно
втянуты
.
Корпус
прямой
,
плечевые
и
тазобедренные
косточки
повернуты
параллельно
палке
.
Мышцы
таза
подтянуты
кверху
так
,
что
корпус
стал
прямым
,
легким
и
стройным
.
Такое
положение
сохраняется
до
конца
музыкальной
фразы
.
II.
Поклон
.
1.
Поклон
женский
.
а
)
Книксен
без
шага
,
на
месте
с
приседанием
на
одной
ноге
,
ноги
в
III
позиции
.
Музыкальный
размер
3/4,
движение
занимает
2
такта
.
б
)
Книксен
с
шагом
в
сторону
.
Музыкальный
размер
3/4,
движение
исполняется
на
4
такта
.
в
)
Усложненный
поклон
с
шагом
– passé
на
полу
,
после
проучивания
pa degaje.
2.
Поклон
мужской
.
а
)
Ноги
в
I
позиции
.
Шаг
в
сторону
,
приставить
ногу
,
поклон
головой
вниз
–
вверх
.
Музыкальный
размер
3/4,
движение
занимает
4
такта
.
б
)
Тоже
с
рукой
.
Весте
с
шагом
рука
открывается
в
сторону
второй
позиции
,
вторая
рука
на
талии
.
Поклон
носит
элемент
воспитания
учеников
.
III.
Позиции
ног
I
,
II,
III,
VI –
полувыворотные
.
(
разворот
стоп
переступанием
)
I
позиция
.
Пятки
вместе
,
носки
максимально
(
пока
не
полностью
)
разворачиваются
в
стороны
–
носками
наружу
.
Особое
внимание
обратить
на
следующие
особенности
:
1)
Ступни
ног
опираются
в
пол
не
большим
пальцем
,
а
на
всю
поверхность
с
ощущением
мизинцев
.
2)
Свод
стопы
сильно
поднимается
наверх
.
3)
Колени
сильно
развернуты
.
4)
Корпус
подтянут
( «
не
сидеть
»
на
ногах
) ,
тяжесть
тела
равномерно
распределяется
на
обе
ноги
.
На
палку
не
наваливаться
и
не
отталкиваться
от
неё
.
II
позиция
.
Прямая
линия
I
позиции
сокращается
,
но
пятки
ног
отстоят
одна
от
другой
примерно
на
длину
стопы
.
III
позиция
.
Ступни
ног
выворотно
соприкасаются
пятками
,
которые
заходят
за
другую
до
полуступни
.
VI
позиция
.
Ступни
ног
располагаются
параллельно
друг
другу
.
Позиции
строятся
произвольно
.
Исполняются
на
целую
музыкальную
фразу
каждая
.
Постепенно
это
закрепляется
как
навык
и
дисциплинирует
учащихся
.
Музыкальное
сопровождение
.
Музыкальный
размер
4/4
и
3/4.
Характер
музыкального
сопровождения
плавный
,
легатированный
.
Позиции
сохраняются
от
8
до
16
тактов
.
IV.
Маленькое
приседание
по
I
,
II,
III,
позициями
.
Demi plie (
вначале
по
VI)
Plie –
сгибание
,
складывание
.
В
уроке
классического
танца
–
приседание
.
Demi plie –
полуприседание
.
Тренирует
выворотность
,
эластичность
ног
.
Укрепляет
и
развивает
«
ахиллово
»
сухожилие
.
Demi
plie
вырабатывает
правильное
положение
ступни
в
прыжках
(
где
толчок
берется
пятками
)
Музыкальный
размер
4/4,
движение
исполняется
на
1
такт
.
«
Раз
–
и
–
два
» -
Ноги
усиливая
выворотность
верхней
части
и
направляя
колени
к
носкам
,
медленно
сгибаются
в
коленях
,
достигая
предельного
сгиба
в
голеностопном
суставе
при
плотном
положении
пяток
на
полу
,
корпус
прямой
и
подтянутый
.
«
И
» -
усилитель
demi plie.
«
Три
–
и
–
четыре
–
и
» -
сохраняя
выворотность
и
силу
мышц
медленно
вытягиваются
в
исходное
положение
,
корпус
усиливает
подтянутость
.
Следить
(
примечание
):
1)
Во
всех
позициях
в
demi
plie
положение
стоп
на
полу
ровное
.
2)
Корпус
прямой
и
подтянутый
.
Центр
тяжести
корпуса
равномерно
распределен
на
обе
ноги
.
3)
Четырехглавая
мышца
бедра
и
ягодицы
втянуты
в
себя
.
Исполнять
по
4
раза
в
каждой
позиции
,
после
усвоения
исполняется
не
более
чем
по
2
раза
.
Музыкальный
размер
4/4,
характер
музыкального
сопровождения
плавный
,
певучий
.
V.
Выдвижение
ноги
вперед
и
в
сторону
на
I
и
III
позиции
.
Battemant tendu
из
I
позиции
–
отведение
и
постановка
натянутой
ноги
.
Вырабатывает
силу
и
выносливость
всей
ноги
,
эластичность
голеностопного
сустава
,
развивает
подъем
,
пластичность
пальцев
.
Battemant
tendu
–
основа
всего
танца
и
прекрасное
разогревающее
средство
перед
танцем
.
Проучивается
по
2
такта
,
музыкальный
размер
4/4.
Battemant tendu -
в
сторону
.
1
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Натянутая
работающая
нога
,
скользя
всей
стопой
по
полу
в
сторону
II
позиции
,
отделяется
пяткой
от
пола
и
,
продолжая
скользить
,
вытягивается
в
подъеме
и
пальцах
,
достигая
полной
натянутости
.
Носок
касается
пола
,
выворотная
пятка
максимально
поднята
,
выгибая
этим
подъем
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Положение
сохраняется
.
2
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Работающая
нога
,
постепенно
переходя
с
носка
на
всю
длину
стопы
,
скользящим
движением
возвращается
в
I
позицию
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Положение
сохраняется
для
фиксации
правильной
позиции
и
положения
корпуса
.
Battemant tendu
вперед
.
Исходное
положение
– I
позиция
ног
.
Корпус
подтянут
.
Колени
сильно
вытянуты
.
Руки
свободно
лежат
на
палке
,
локти
опущены
.
1
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Работающая
нога
,
сохраняя
выворотность
и
натянутость
,
скользит
по
полу
вперед
,
не
отрывая
носка
от
пола
,
отделяется
от
пола
пяткой
и
,
продолжая
движение
,
вытягивается
в
подъеме
и
пальцах
.
Носок
касается
пола
первым
и
вторым
пальцами
,
пятка
остается
выворотной
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Положение
сохраняется
.
2
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Рабочая
нога
,
направляя
носок
назад
и
постепенно
переходя
с
носка
на
всю
стопу
,
скользящим
движением
возвращается
в
I
позицию
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Положение
сохраняется
.
Battemant tendu
назад
.
Отводя
ногу
назад
,
движение
следует
начать
от
носка
,
удерживая
ногу
в
максимально
выворотном
положении
.
Возвращая
ногу
в
I
позицию
,
движение
начинается
от
пятки
,
носок
сильно
отводится
назад
,
что
придает
ступне
необходимую
выворотность
.
Особое
внимание
обратить
на
следующие
особенности
:
1.
Положение
пятки
работающей
ноги
–
точно
против
исходной
позиции
в
каждом
направлении
.
2.
Соблюдать
ровность
плеч
и
бедер
.
3.
Колено
работающей
ноги
при
выдвижении
и
возвращении
ноги
в
позицию
–
вытянуто
.
4.
Опорная
нога
подтянута
и
выворотна
.
5.
Корпус
подтянут
и
спокоен
.
В
конце
учебного
года
темп
убыстряется
,
одно
движение
исполняется
на
1
такт
4/4.
1
такт
, I
вариант
:
«
раз
–
и
–
два
–
и
» -
отведение
ноги
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
» -
приведение
ноги
в
позицию
.
II
вариант
:
«
раз
–
и
» -
отведение
ноги
в
заданном
направлении
;
«
два
–
и
» -
положение
сохраняется
;
«
три
–
и
» -
приведение
ноги
в
позицию
;
«
четыре
–
и
» -
положение
сохраняется
.
Характер
музыкального
сопровождения
–
четкий
,
бодрый
.
Исполняется
не
более
8 -
ми
battemant
tendu
в
каждом
направлении
.
VI.
Подъем
на
полупальцы
в
полувыворотных
направлениях
.
(Releve
на
полупальцы
)
Releve –
поднимание
.
Развивает
силу
ног
.
Исполняется
в
1
классе
лицом
к
палке
по
I, II,
III
позициям
.
Исходное
положение
: I
позиция
ног
.
Руки
свободно
лежат
на
палке
,
корпус
подтянут
,
колени
вытянуты
.
1
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Ноги
,
сохраняя
выворотность
и
натянутость
,
постепенно
отделяются
пятками
от
пола
,
тем
самым
выгибая
подъем
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
». I
позиция
на
полупальцы
сохраняется
.
2
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Пятки
постепенно
опускаются
на
пол
,
сохраняя
ноги
подтянутыми
и
выворотными
;
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Позиция
сохраняется
.
П о
II
позиции
releve
исполняется
аналогично
–
центр
тяжести
корпуса
равномерно
распределяется
на
обе
ноги
.
По
III
позиции
–
ноги
предельно
выворотны
,
пятки
прилегают
одна
к
другой
.
Примечание
.
В
releve
на
полупальцах
во
всех
позициях
тяжесть
корпуса
распределяется
на
ступни
ног
равномерно
,
упор
на
большой
палец
недопустим
.
Музыкальное
сопровождение
.
Музыкальный
размер
4/4 – 2
такта
,
затем
1
такт
.
Медленный
подъем
на
полупальцы
можно
чередовать
с
быстрым
,
на
2/4 –
поднимаются
,
на
2/4 –
опускаются
в
исходное
положение
.
VII.
Полукруговое
движение
ногой
по
полу
,
затем
полный
круг
ногой
по
полу
по
точкам
.
(Demi et rond de jambe parre)
Круг
ногой
по
полу
.
Развивает
выворотность
и
подвижность
тазобедренного
сустава
.
Исходное
положение
: I
позиция
,
лицом
к
палке
.
1
такт
,
«
раз
–
и
».
Работающая
нога
вытягивается
вперед
по
правилам
battemant tendu;
«
два
–
и
».
Носок
,
скользя
по
полу
,
описывает
круг
до
II
позиции
(
пятка
работающей
ноги
–
против
пятки
опорной
ноги
);
«
три
–
и
».
Работающая
нога
по
правилам
battemant
tendu
закрывается
в
I
позицию
;
«
четыре
–
и
». I
позиция
сохраняется
.
2
такт
,
«
раз
–
и
».
Работающая
нога
по
правилам
battemant
tendu
вытягивается
в
сторону
по
II
позиции
носком
в
пол
;
«
два
–
и
».
Носок
,
скользя
по
полу
назад
,
описывает
дугу
так
,
что
пятка
работающей
ноги
приходится
против
пятки
опорной
ноги
.
Плечи
и
бедра
остаются
ровным
;
«
три
–
и
».
Упражнение
заканчивается
в
I
позиции
по
правилам
battemant tendu
назад
;
«
четыре
–
и
».
Положение
сохраняется
.
Также
исполняется
данное
упражнение
в
обратном
направлении
.
1
такт
,
«
раз
–
и
».
Работающая
нога
вытягивается
назад
;
«
два
–
и
».
Носок
,
скользя
по
полу
,
описывает
дугу
до
II
позиции
(
пятка
работающей
ноги
–
против
пятки
опорной
ноги
),
выворотность
все
ноги
усиливается
.
«
три
–
и
».
Положение
в
I
позиции
;
«
четыре
–
и
».
Пауза
.
2
такт
,
«
раз
–
и
». Battemant tendu
в
сторону
;
«
два
–
и
».
Работающая
нога
,
описывая
дугу
,
проводится
вперед
так
,
чтобы
пятка
опорной
ноги
была
против
пятки
работающей
ноги
;
«
три
–
и
».
Упражнение
заканчивается
в
I
позицию
;
«
четыре
–
и
».
Пауза
.
Demi
rond
de
jambe
исполняется
по
8
раз
в
каждом
направлении
.
Особое
внимание
обратить
на
следующие
особенности
:
1.
Выворотность
и
натянутость
обеих
ног
во
время
исполнения
demi rond de jambe par terre.
2.
Корпус
подтянут
,
спокоен
(
не
оседает
на
опорной
ноге
).
Плечи
и
бедра
ровные
.
Характер
музыкального
сопровождения
–
плавный
и
связный
.
Passé par terre –
скользящее
движение
работающей
ноги
по
полу
.
Связующее
движение
в
ряду
упражнений
и
элемент
rond de
jambe par terre,
исполняемого
без
остановок
.
Исходное
положение
– I
позиция
лицом
к
палке
.
На
2
вступительных
аккорда
работающая
нога
вытягивается
–
пятка
работающей
ноги
против
пятки
опорной
ноги
.
1
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Усиливая
выворотность
пятки
,
скользящим
движением
проводя
всей
стопой
по
полу
через
II
позицию
и
вытягивается
вперед
носком
в
пол
(
пятка
против
пятки
);
«
три
–
и
–
четыре
–
и
».
Пауза
.
2
такт
,
«
раз
–
и
–
два
–
и
».
Работающая
нога
–
носком
назад
скользит
по
полу
всей
стопой
через
I
позицию
и
вытягивается
назад
носком
в
пол
,
пятка
против
пятки
.
Особое
внимание
обратить
на
следующие
особенности
:
1.
Работающая
нога
предельно
натянута
и
выворотна
.
2.
Во
время
passé
через
I
позицию
стопу
работающей
ноги
равномерно
располагают
на
полу
,
избегая
упора
на
большой
палец
.
3.
Опорная
нога
подтянута
,
выворотна
.
4.
Плечи
и
бедра
ровные
.
Музыкальное
сопровождение
плавное
и
слитное
.
Каждое
движение
исполняется
равномерно
на
1
такт
4/4,
а
затем
1
такт
2/4
–
движение
исполняется
без
пауз
.
Понятия
en dehor
и
en dedans.
(
от
себя
–
открываться
;
к
себе
–
закрываться
)
Rond de jambe par terre en dehors
и
en dedans –
описываемые
работающей
ногой
по
полу
наружу
и
внутрь
.
Развивает
выворотность
,
эластичность
и
подвижность
тазобедренного
сустава
.
Разучивается
после
demi rond de jambe,
вначале
исполняется
по
точкам
(
т
.
е
.
фиксируя
направление
вперед
,
в
сторону
,
назад
).
Rond de jambe par terre en dehore –
музыкальный
размер
4/4,
1
такт
.
Исходное
положение
– I
позиция
.
1
такт
,
«
раз
–
и
».
Работающая
нога
вытягивается
вперед
по
правилам
battemant tendu;
«
два
–
и
».
Носок
дугой
переводится
во
II
позицию
;
«
три
–
и
».
Продолжается
движение
по
дуге
назад
;
«
четыре
–
и
».
Без
задержки
нога
проводится
через
I
позицию
вперед
(passé).
2
такт
,
«
раз
–
и
».
Нога
вытягивается
вперед
и
так
все
еще
раз
.
Повторяется
требуемое
количество
раз
,
заканчивается
во
II
позицию
.
Rond de jambe par terre en dedans
Исходное
положение
– I
позиция
.
1
такт
,
«
раз
–
и
».
Нога
вытягивается
назад
;
«
два
–
и
».
Дугой
через
II
позицию
вперед
;
«
три
–
и
».
«
четыре
–
и
». Passé par terre
через
I
позицию
.
Особое
внимание
обратить
на
следующие
особенности
:
1.
Подтянутость
и
спокойствие
корпуса
.
2.
При
исполнении
passé
par
terre
–
тяжесть
корпуса
остается
на
опорной
ноге
.
3.
При
en dedans –
из
стороны
вперед
–
пятка
круто
идет
вперед
,
колено
развернуто
в
сторону
.