Напоминание

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Кравченко Ирина Ивановна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГБПОУ "Шарыповский строительный техникум"
Населённый пункт: г. Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарыповский строительный техникум»

Учебно-методическое пособие

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила:

преподаватель

Кравченко И.И.

Шарыпово, 2017г.

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо определить или выбрать таксономию, в рамках

которой должны разрабатываться задания и инструментарий в целом. Все наиболее часто используемые таксономии в

измерениях имеют уровневую структуру (Б. Блум, СОЛО-таксономия, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.П. Симонов, В.П.

Беспалько, П.Г. Нежнов, Б.Д. Эльконин, таксономии международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA).

Наиболее

часто

построение

системы

оценки

образовательных

достижений

в

рамках

образовательной

модели

«культурного развития» осуществляется в соответствии с теорией «культурного онтогенеза» Л.С. Выготского.

Данная

модель резко отличается от других тем, что делает именно «развитие» и именно «культурное» центральным предметом

заботы педагога и рамкой образовательного процесса. (На педагогическом языке это могло бы звучать как перенос акцента

с социального акта передачи культурных содержаний от учителя к ученику – на индивидуальный процесс становления

культурного действия, носящий внутренний и спонтанный характер, т.е. характер развития.)

Утверждение, что перспектива образования связана с продвижением к модели «культурного развития», означает, что

основания для соответствующей уровневой таксономии следует искать в самом акте развития, его структуре.

Согласно принятому подходу система оценки образовательных достижений должна быть привязана к осваиваемому

предметному учебному материалу. Наиболее перспективно рассматривать учебный предмет как систему культурных

средств

(орудий)

действия.

Специфическим

предметом

такой

оценки

является

мера

присвоения

этих

средств

обучающимися, или, другими словами, уровень опосредствования, демонстрируемый ими при выполнении специально

сконструированных тестовых заданий (П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан, Б.Д. Эльконин, 2007).

В соответствии с разработанной группой психологов под руководством П.Г. Нежнова концепцией нормативную

основу оценки должно составить представление о трех основных рангах (ступенях) опосредствования:

1. освоение смысла и формы действия;

2. раскрытие существенного основания способа действия (см. В.В. Давыдов, 1996);

3. функционализация способа действия (пополнение сферы психологических ресурсов действия).

Всякое предметное действие, как правило, осуществляется в определенных формах, характерных для выбранной

предметной

области.

Указанные

формы

задают

сквозные

предметно-деятельностные

линии

развертывания

учебной

дисциплины – тот остов, на котором держится ее содержание. Имеется в виду не развертывание какого-либо тематизма

(например, сложения, вычитания и т. п. как математических действий) и не развертывание каких-либо общих приемов

обучения (решения задач, написания сочинений и пр.). Имеется в виду развертывание тех линий, на которых основаны

математические действия, решение задач, написание сочинений и иные умения. Такова, например, линия моделирования в

математике, физике, химии (от замещения текста задачи схемой проблемной ситуации к использованию уравнений как

способа описания ситуаций). В подобных линиях задан способ развертывания учебного предмета и поэтому лишь

относительно них имеет смысл определять меру прогресса в его освоении. В соответствии со сказанным тестовые задания

в рамках каждой учебной дисциплины конструируются и группируются с учетом ведущих предметно-деятельностных

линий.

Задачи,

разработанные

на

разных

уровнях,

могут

стать

одним

из

главных

инструментов

оценки

образовательных

достижений. Каждая задача должна будет позволять оценить овладение способом действия в рамках некоторого учебного

материала.

Оценка

действий

обучающихся

будет

производиться

на

основе

шкалы,

отражающей

три

уровня

опосредствования: формальный, рефлексивный и функциональный. Каждому уровню будет соответствовать определенный

тип заданий, выполнение которых и будет служить критерием оценки действий обучающегося.

1.

Первому уровню формального выполнения предметных учебных действий отвечают задания, предполагающие

преобразование типовой предметной ситуации (системы условий) в соответствии с заданным образцом (алгоритмом,

правилом действия).

2.

Второму

уровню,

уровню

рефлексивного

освоения

программы

учебного

предмета

соответствуют

задания,

выполнение

которых

требует

выделения

в

предметной

ситуации

скрытых

существенных

отношений.

Такое

выделение предполагает абстрагирование от явно данных, но не существенных черт ситуации и построение ее

умственной модели, отражающей существенное отношение.

3.

Третьему уровню, уровню функционального (свободного), владения учебным материалом, соответствуют задания,

выполнение

которых

предполагает:

преобразование

предметной

ситуации

с

учетом

контекста,

координацию

действий, выбор одной из конкурирующих возможностей действия, модификацию способа действия, выделение

адекватных единиц действия, доопределение условий задачи и т.п.

Таким образом, основными принципами разработки структуры заданий являются следующие положения:

1) Структура заданий определяется уровнем овладения способом действия в рамках некоторого предмета.

2) Структура заданий в зависимости от блока (грамотности чтения (художественного и научного текстов), языковой

грамотности,

математической

и

естественнонаучной

грамотности,

учебной

грамотности

(умения

учиться)

отражает

содержательные особенности данного блока.

3) Структура заданий ориентируется на структуру проверяемых умений или компетентностей.

Важно помнить, что для объективной оценки уровня образовательных достижений обучающихся используются

задания трех уровней сложности внутри одной задачи.

Выполнение трехуровневых заданий способствует более глубокому осмыслению программного материала, дает

возможность расширить рамки учебной программы, стимулирует самообразование и саморазвитие обучающихся и

преподавателей.

Результативное выполнение заданий обучающимися позволит им в будущем успешно реализовать себя в условиях

рыночной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать

самостоятельно.

Конструктор для изготовления инструмента

Содержательная

область

Средства

естественнонаучног

о действия (понятия,

представления)

Естественнонаучны

е действия

1 уровень

(формально-

репродуктивный

)

2 уровень

(предметно-

рефлексивный)

3 уровень

(функционально

-ресурсный)

Процессы и их

условия

Схема процесса

Схема эксперимента

Установление

временных

отношений между

событиями

Задания на

выполнение

инструкции по

созданию

объекта.

З а д а н и я

н а

умение

создавать

технологически

е цепочки.

Ориентация

з а д а н и й

н а

границы способа

действия.

Предполагает

свободное

владение

способом.

Построение

нового

способа

действия

умение

находить

о ш и б к и

в

представленной

информации.

Характеристика заданий по уровням внутри одной задачи

Уровни решения задачи

Характеристика заданий

Первый репродуктивный

уровень

-

описание в заданиях однозначно указывает на их принадлежность к определенному

классу с отработанной процедурой решения (стандартные, модельные, типовые задачи);

-

отношения, существенные для выполнения задания, увязаны с внешними

характеристиками ситуации и не требуют обязательного установления (выявления).

Второй рефлексивный

уровень

-

задания для которых нельзя непосредственно найти и применить готовые стандартные

схемы действия, минуя выделение существенного отношения.

Виды заданий:

А) в которых для применения типового способа необходимо преобразование условий;

Б) данные представлены в абстрактной форме, исключающей поиск решения путем

манипулирования конкретными данными;

В) предполагающие обращение типовых схем действия (движение от результата к условиям)

при выполнение заданий другими людьми

Третий функциональны

уровень

использование имеющихся знаний для объяснения результатов опыта или наблюдения.

оценка познавательных общеучебных действий: умение находить ошибки в

представленной информации.

Виды заданий:

а) на реконструкцию и опробование вариантов действия с выбором одного, отвечающего

некоторому требованию;

б) на анализ заданных схем (формул) действия для выбора адекватной;

в) на адаптацию самой формулы действия к специфическим особенностям объекта;

г) предполагающих обнаружение границ основного способа и привлечение дополнительных

ресурсов;

д) в которых основной способ выступает средством реализации другого действия.

Трехмерный профиль и его интерпретация преподавателем

Уровни освоения учебного средства (способа действия)

Описание действий преподавателя

1 репродуктивный уровень

Зона ближайшего развития (ЗБР) включает

дополнительное осмысление основных понятий

пройденной программы, т.е. своеобразные обращения к

начальному этапу образовательного процесса.

2 предметный (рефлексивный) уровень

Увеличение количества нестандартных задач с выходом на

границы определенной предметной области

3 функциональный уровень

Организовать мотивацию и создать возможности для

углубления в содержание пройденной части программы.

Примеры трехуровневых заданий по химии по уровням внутри одной задачи

Содержательная область. Закономерности.

Понятие: Химическое равновесие.

Средства: анализ, синтез, обобщение.

Способы учебной деятельности:

репродуктивные,

аналитические и исследовательско-познавательные действия

Пример 1

Уровень задания

Формулировка задания

Решение

Комментарий

Формальный

Н

а стадии каталитического

о к и с л е н и я

S O

2

в

SO

3

кислородом в

контактном

аппарате, при промышленном

производстве серной кислоты

протекает

экзотермическая

реакция:

2SO

2

+ O

2

2SO

3

+ Q

Для равновесного состояния

укажите, изменится ли

концентрация оксида серы (VI)

при повышении давления в

системе?

1. Увеличится

2. Уменьшится

3. Не изменится

1. Увеличится

Данное задание соответствует

первому уровню формального

выполнения предметных учебных

действий. Способ решения задачи

связан с выбором одного варианта

ответа, заданного в явном виде

И спользуют ся

з н а к ов ы е

средства учебной деятельности

400-650

С, V2O5 P

Рефлексивный

При проведении реакции

2SO

2

+O

2

↔2SO

3,

в

промышленном производстве

серной кислоты обязательно

избегают:

1) увеличения давления в

реакционной смеси

2) попадания в реактор

избытка катализатора

3) значительного повышении

температуры

4) попадания избытка

кислорода в реакционную

смесь

Обоснуйте свой ответ.

Укажите оптимальные условия

для данного параметра

реакции.

При проведении реакции

2SO

2

+O

2

↔2SO

3,

в

промышленном производстве

серной кислоты обязательно

избегают:

3) значительного повышении

температуры

1.

во-первых,

процесс

является

экзотермическим

и

обратимым,

п о э т о м у

п о в ы ш е н и е

температуры

будет

смещать

равновесие

реакции

в

сторону

исходных веществ;

2. во-вторых, при температурах

в ы ш е

6 5 0

0

С

а к т и в н о с т ь

к ат а л и з ат о р а

( а к т и в н ы м и

компонент ами

в а н а д и е в ы х

катализаторов являются сульфо-

и

пиросульфованадаты

калия)

уменьшается

из-за

разрушения

а к т и в н о г о

к о м п л е к с а

V

2

O

5

K

2

S

2

O

7

до

кристаллического

пентаоксида

ванадия,

который

катализатором не является. При

т е м п е р ат у р а х

н и ж е

4 0 0

0

С

в о з м о ж н о

о б р а з о в а н и е

каталитически

не активного

соединения – сульфата ванадила

VOSO

4

.

Для обеспечения высокой

интенсивности процесса

необходимо проводить окисление

оксида серы (IV) при

Данное задание соответствует

второму рефлексивному уровню

выполнения предметных учебных

действий. Способ решения задачи

связан с применением химических

свойств оксида серы (IV) при

окисления его до оксида серы (VI)

на основе применения знаний о

способах смещения химического

равновесия в экзотермических

реакциях

Поэтому на ряду с

репродуктивным способом

деятельности обучающиеся

используют

исследовательские способы.

меняющемся температурном

режиме. Рабочий интервал

температур 400-650

0

С.

О п т и м а л ь н ы м и

я в л я ю т с я

температуры,

лежащие

внутри

этих пределов.

2. Как влияет на равновесие

попадание избытка кислорода

в реакционную смесь?

Обоснуйте свой ответ

И з б ы т о к

к и с л о р о д а

в

реакционной

смеси

смещает

равновесие

в

сторону

прямой

реакции (в сторону образования

о к с и д а

с е р ы (VI).

П р и

стехиометрическом соотношении

п р е в р а щ е н и е

п р о т е к а е т

н е д о с т ат оч н о

п о л н о .

Д л я

смещения равновесия в сторону

продукта

реакции

необходимо

б р ат ь

в

и з б ы т ке

од и н

и з

к о м п о н е н т о в .

Н а и б о л е е

о п т и м а л ь н ы м

я в л я е т с я

следующий

состав

г а зовой

смеси: 11% O

2

, 7% SO

2

, 82% N

2

,

т.е. кислород подают в избытке.

Если

взять

избыток

диоксида

серы,

то

произойдет

перегрев

катализатора, что может вывести

е г о

и з

с т р о я .

Н а и б о л е е

оптимальным

соотношением O

2

:SO

2

является

избыток О

2

более чем в полтора

р а з а

п о

о т н о ш е н и ю

к

стехиометрическому.

Способ решения задачи

предусматривает применение

понятия «изменение концентрации

исходных веществ», как факторов

влияющих на смещение

равновесия в сторону «прямой

реакции»

Функциональный

Какие производства выгоднее

размещать рядом с

Производство минеральных

удобрений тяготеет к

Данное задание

соответствует третьему

производством серной

кислоты?

1.Производства черной

металлургии.

2. Производства цветной

металлургии.

3. Производства минеральных

удобрений.

4. Нефтехимические и

газохимические производства.

Ответ обоснуйте.

сернокислотному, так как

являются основным

потребителем серной кислоты.

Особенностью в размещении

сернокислотного производства

является ориентирование на

потребителя из-за сложности

перевозки готовой продукции

(справка к 2020 году Россия

фактически лишится парка

цистерн, которые

используются для перевозки

жидкой серы и серной

кислоты). Поэтому одним из

способов решения проблемы

является приближение

предприятий потребителей

готовой продукции.

71% серной кислоты идет на

производство ортофосфорной

кислоты и фосфорных

удобрений:

Разложение природных

фосфатов серной

и

фосфорной

кислотами:

Ca

5

F (PO

4

)

3

+ 5H

2

SO

4

+

nH

3

PO

4

=

( n + 3 )

H

3

PO

4

+

5CaSO

4

+

HF

и

последующим

р а зд е л е н и е м

н а

ф и л ьт р а х

образовавшейся

кислоты

и

нерастворимого CaSO

4

Су п е р ф о с ф ат

п о л у ч а ю т,

обрабатывая

апатит

серной

кислотой:

уровню функционального

владения учебным

материалом. Задание

предполагает применение

проблемно-поискового

способа учебной

деятельности.

Способ решения связан с

переносом и применением знаний

о химическом равновесии и

факторах его смещения в область

химического производства

минеральных удобрений.

Требуется самостоятельно

выявить основание для «выгоды»

размещения производств и

установить соответствие между

производством серной кислоты и

другими производствами,

привлекая знания особенностей

четырех химических производств.

Ca

10

(PO

4

)

6

F

2

+ 7H

2

SO

4

= 3Ca

(H

2

PO

4

)

2

+ 7CaSO

4

+ 2HF.

Процесс повышения

потребления серной кислоты

автоматически ведет к

расходованию SO

3

и косвенно

влияет на смещение химического

равновесия в сторону основного

продукта реакции

каталитического окисления

оксида серы (IV), так как

уменьшение концентрации

продукта реакции смещает

химическое равновесие в строну

прямой реакции.

Содержательная область. Закономерности.

Понятие: Гидролиз солей

.

Химическое равновесие.

Средства: анализ, синтез, обобщение.

Способы учебной деятельности:

репродуктивные,

аналитические и исследовательско-познавательные действия

Формулировка контекстной задачи: Для демонстрационного опыта

«сатурновое дерево» лаборант приготовил раствор

соли ацетата свинца (II). При растворении произошло помутнение раствора, которое устранить ни разбавлением ни

нагреванием не удалось. Определите процессы, которые происходят при растворении ацетата свинца.

Трехуровневые задания в контексте задачи (т.е. по тексту контекстной задачи):

Пример 2

Уровень

Формулировка задания

Решение

Критерии оценивания

задания

Формальный

1.Определите какой химический

процесс происходил в данной

реакции:

1) реакция разложения соли

2) реакция диссоциации соли

3) реакция ионного обмена между

водой и солью

3) реакция ионного обмена между водой и солью

Данное задание соответствует

первому уровню формального

выполнения предметных

учебных действий. Способ

решения задачи связан с

выбором одного варианта ответа,

заданного в явном виде.

Используется репродуктивный

способ деятельности.

2. Какие продукты образовались в

ходе реакции

1).Pb(CH3COO)

2

Pb

2+

+

2CH3COO

2). Pb(CH3COO)

2

Pb + C

2

H

6

+ 2CO

2

3) Pb(CH3COO)

2

+ HOH

Pb(OH)

CH3COO

+ CH3COOH

4) Pb(CH3COO)

2

+ 2HOH

Pb(OH)

2

+ 2CH3COOH

3) Pb(CH3COO)

2

+ HOH

Pb(OH) CH3COO

+

CH3COOH

Рефлексивный

3. Определите процессы, которые

происходят при растворении ацетата

свинца (II).

При растворении ацетата свинца протекает

реакция гидролиза соли. Химическая реакция

протекает преимущественно по первой

ступени, так как соль образована слабыми

электролитами.

I ступень гидролиза: образуются

слабодиссоциирующие ионы (PbOH)

+

и слабая

кислота СН

3

СООН.

Молекулярная форма реакции:

Pb(CH

3

COO)

2

+H

2

O=Pb(OH)CH

3

COO+CH

3

COOH

Ионные уравнения

Полная ионная форма:

Pb

2+

+2CH

3

COO

-

+H

2

O=(PbOH)

+

+CH

3

COO

-

+CH

3

СOOH

Сокращенная ионная форма:

Pb

2+

+CH

3

COO

-

+H

2

O=(PbOH)

+

+CH

3

COOH

Данное задание соответствует

второму рефлексивному

уровню выполнения

предметных учебных действий.

Способ решения задачи связан с

применением знаний о

гидролизе. Применяются знания

о способах смещения

химического равновесия для

объяснения результатов реакции.

Поэтому на ряду с

репродуктивным способом

деятельности обучающиеся

используются

исследовательские и

аналитические средства.

Задание на применения типового

с п о с о б а

д е й с т в и й

с

преобразованием условий.

4.Какие способы получения

прозрачного раствора соли для

проведения опыта «сатурновое

дерево» вы бы предложили?

При кипячении раствора гидролиз

практически идет до конца, образуется осадок

Pb(OH)

2

II ступень гидролиза:

Pb(OH)CH

3

COO+H

2

O=Pb(OH)

2

+CH

3

COOH

Поэтому при растворении ацетата свинца раствор

нагревать не нужно. Мутный раствор нужно

отфильтровать.

Функциональны

й

5.Проанализируйте два предыдущих

ответа обучающихся, достаточные ли

приведены

объяснения

процессов,

происходящих

в

соответствии

с

приведенными

условиями

задачи.

Обоснуйте

причину,

по

которой

необходимо

получение

раствора

с

более низким содержанием осадка.

1. Оба варианта ответа имеют правильное, но не

полное решение задания.

2.Не указано, что реакции гидролиза в

большинстве являются обратимыми и на них

распространяются все условия, которые

применимы к обратимым реакциям. То есть

изменение какого-либо из параметров реакции

ведет к смещению равновесия реакции в

соответствии с принципом Ле Шателье, Все

происходившие изменения в растворе соли

связаны со смещением химического равновесия в

сторону прямой реакции. Так как реакция

растворения ацетата свинца (II) эндотермическая,

то нагревание смещает равновесие в сторону

образования продуктов гидролиза.

3.Не описаны процессы происходящие при

разбавления раствора соли, когда осадок не только

не исчезает, а может образоваться дополнительно,

так как при растворении соли, образованной

слабым основанием и слабой кислотой продукт

гидролиза Pb(OH)CH

3

COO с избытком воды

продолжит реакцию по второй ступени с

образованием осадка Pb(OH)

2

, то

есть вода

смещает равновесие в сторону продукта реакции.

Поэтому раствор следует готовить не слишком

разбавленным.

4. Гидролиз данной соли протекает больше по

катионному типу, так как гидроксиды и основные

Данное задание

соответствует третьему

уровню функционального

владения учебным

материалом. Данное задание

предполагает применение

проблемно-поискового

способа учебной

деятельности.

Указываются не только

условия, препятствующие

образованию осадка, но и

даются практические

рекомендации.

Способ

решения

связан

с

переносом

и

применением

з н а н и й

о

х и м и ч е с к о м

равновесии

и

факторах

его

смещения

в

область

решения

практической

задачи.

Основной

способ

выступает

средством

реализации

другого

действия

задачи

создания

условий

для

проведения электролиза.

Используются

исследовательские и

аналитические средства.

соли свинца не растворимы, либо

слаборастворимы. Уксусная кислота является

слабым, но хорошо растворимым в воде

электролитом, поэтому в растворе соли будут

присутствовать катионы водорода (ионы

гидроксония) Pb

2+

+2CH

3

COO

-

+H

2

O=(PbOH)

+

+CH

3

COO

-

+CH

3

СOO

-

+H

+

,

которые обуславливают слабокислую среду.

Поэтому чтобы подавить гидролиз необходимо

добавить кислоту, лучше уксусную.

5. Опыт «сатурновое дерево» – это реакция

электролиза в водном растворе электролита. Для

проведения реакции необходимо, чтобы все

вещества были хорошо растворимы, так как от

этого зависят катодные и анодные процессы

реакции. Из нерастворимой соли или основания

свинец не будет восстанавливаться на катоде,

который изготавливается в форме дерева из

цинковой пластинки.

Информационные источники:

1.

Презентация «Модель оценки общеучебных действий инженерной направленности» Денисенко Л.Г. Научный

сотрудник ГКУ НСО НИМРО, Новосибирск, 2013г.;

2.

Презентация

«Проектирование «трехуровневых» задач как инструмента оценки индивидуального прогресса

учащихся в освоении учебно-предметных компетенций у школьников на разных уровнях образования»

Воронцов А.Б.

3.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика 1984г.;

4.

В.В. Давыдов Теория развивающего обучения. М. Интор, 1996г.



В раздел образования