Напоминание

Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина "Ножичек с костяной ручкой"


Автор: Белокур Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №38
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина "Ножичек с костяной ручкой"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина

«Ножичек с костяной ручкой»

Тема: «Детство- это синоним счастья?»

Предмет «Живое слово»

6 класс

Цели:

Обучающие: кратко познакомить учеников с биографией

В.Солоухина; обучать частичному анализу художественного

произведения через исследование текста; активизация мышления

учащихся.

Развивающие: формирование интереса к изучаемому материалу;

развитие образного мышления; развитие устной монологической

речи, диалогической речи и навыков общения.

Воспитательные:

-раскрыть нравственный смысл рассказа; подвести учащихся к

пониманию важности сознательного, обдуманного совершения

поступков, а также к способности переосмысления своего

поведения.

-показать, что человек, ребенок способны сделать трудный, но

правильный нравственный выбор;

Оборудование:

Презентация «О детстве и о себе» А.В. Солоухин

листы бумаги

Стыдно – это хорошо,

это знаешь ли благородно,

это значит, что такого больше не сотворишь.

В.Железняков

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (презентация)

В. А. Солоухин – удивительный писатель и человек. Слышали ли

вы когда-нибудь о том, чтобы в наше время кто-то ходил по своей

стране

пешком,

с

рюкзаком

за

плечами

и

предпринимал

это

путешествие для того, чтобы изучить свою страну, свою Родину. А

Солоухин отправился по своей родной владимирской земле, где

когда-то родился в крестьянской семье в маленькой деревеньке

Алепино из 36 дворов. И о том, что ему удалось увидеть, услышать,

узнать

во

время

этого

довольно

длительного

путешествия,

Солоухин написал повесть «Владимирские проселки».

В своем доме в деревне Алепино Солоухин собрал уникальную

коллекцию редких икон, отреставрировал их.

Как попали иконы к писателю? Он их спас. Удивлены? Спас от

смерти в полуразрушенных церквях, забытых деревенских избах.

Сегодня в Москве возвышается храм Христа Спасителя. Первым

заговорил о необходимости его восстановления не кто иной, как

В. А. Солоухин. Он был президентом комитета по возрождению

храма. И в еще недостроенном храме Патриарх отпевал его в 1997

году.

Главные темы произведений В. Солоухина – раздумья о судьбах

Родины, красоте ее природы, любовь, много рассказов о детях и для

детей.

В них, как и во всех произведениях Солоухина, написанных не

только

для

детей,

герои

действуют

в

таких

обстоятельствах

и

ситуациях, когда им необходимо совершить выбор, пересилить себя,

принять менее выгодное на первый взгляд для себя решение

-Ребята, посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой

фразе? (

Детство. Счастье)

-Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово

«детство»? Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…

- Какие произведения о детстве вы читали?

В.Драгунский «Денискины рассказы», Л.Н.Толстой «Детство»…

Мир детства предстает иногда как нечто особенное.

Говорят:«Детство – самая счастливая пора».

-Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

-Можно ли слово «счастливая пора» заменить словами «безоблачная»,

«беззаботная», «беспечная»?

-А все ли так «безоблачно» в дестве ? Неужели ли нет проблем в детстве?

Живем «без сучка и задоринки»? Гладко? А кие могут быть проблемы?

Обиды, ссоры, непонимание…

-Всегда ли получается выходить из сложившейся ситуации достойно, без

«потерь»? Или остается что-то в душе? Осадок…ведь человек

сталкивается и с радостью, и с болью тоже.

-Возможно и с выбором? Были уже такие случае в жизни?

Сегодня перед нами стоит непростая задача: (слайд)

Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе:

-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?

-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра,

справедливости?

-Легко ли делать выбор?

И прекрасным примером из жизни будет сегодняшнее произведение, над

которым мы попробуем поразмышлять- это рассказ В. Солоухина

«Ножичек с костяной ручкой».

Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских

воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие

событий.

Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова

Солоухин, он и

автор, и повествователь.

Чтение отрывка…( 5 мин)

1.Анализ содержания 1-го отрывка:

1.Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?

Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек,

а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а

потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.

С каким чувством описывает рассказчик свой ножичек? Почему он

им так дорожит и гордится? Понимает ли вы чувства мальчика,

его гордость тем, что у него такой ножичек?

2.Опишите ножичек.

«Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными

лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка,

чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само,

даже еще и щелкает.»

3. Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка?

Что значит ножичек для Вовы?

«Ножичек превратился в бесценное сокровище».

4. Почему это было «бесценное сокровище»,?

ножичек имел много преимуществ.

5.Назовите их.

Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно

«перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток»,

«выходили чистенькие, аккуратные свистки»;можно «зачинить карандаш»,

даже учитель пользовался им!

6. И вдруг….На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему

он так решил?

«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь

завидовали моему ножу».

7. Опишите чувства, которые испытывает мальчик.

«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой

неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком

скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».

2.

Остановимся на эпизоде ( 2-й ) «Обыск».

Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы –

тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг

своих товарищей такому унижению.

1.Как ведет себя каждый из них, что чувствует?

Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные,

пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».

2. Как автор описывает ребятишек ?

Он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских

платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки»,

«копался в вещичках», «обшарив пиджачки».

3.Поведение учителя?

Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве»,

«выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но

еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием»,

«тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив

пиджачки, заставил разуваться, развертывать

портянки, снимать чулки».

4. А где же в этот момент Вова?

«я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность,

некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом,

может быть, будет не так просто»;

«мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».

3. Обрывая чтение, «И вот что произошло, когда учителю осталось

обыскать трех человек. …ставлю вопрос:

1. Что случилось дальше? Ваши версии?

Нашелся нож…

«На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек…»

2. Что же делать? Как бы вы поступили вы?

Поставьте

себя

на

место

этого

восьмилетнего

мальчика.

Попробуйте

«услышать»

его

внутренний

монолог,

сомнения

и

возможные

аргументы

в

пользу

или

против

того

или

другого

выбора.

Работа в группах (слайд)

Запишите

этот

внутренний

монолог,

как

если

бы

вы

сами

оказались в подобной ситуации.

Вариант I – «Признаюсь, потому что…»;

Вариант II – «Не признаюсь в находке, потому что…».

Чтение

учениками

монологов,

обсуждение,

сопоставление

с

авторским текстом.

5. Работа с текстом и обсуждение:

Чтение текста учениками

«Предстояло

решить

одну

из

самых

трудных

человеческих

психологических задач».

1.Рад ли герой находке? Почему?

«Это не была радость от того, что

пропажа нашлась»; «я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь

землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться

сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок

унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели,

ранили».

2.Какой эпитет появляется рядом со словом «ножичек»?

3.Какая

психологическая

задача

(нравственная)

(Что

т а ко е

нравственность? Словарь

Ожегова:

«Нравственность–

внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

правила

поведения, определяемые этими качествами».)

встала перед героем,

когда

он

обнаружил

ножичек? (Не

признаться

/

признаться

в

обнаружении пропажи, а главное –сделать этот выбор.)

Сопоставление ответов с текстом автора

Для

варианта

I: «Если же я сейчас признаюсь… провалиться

сквозь землю казалось мне самым легким, самым желанным из

того, что предстояло пережить в ближайшие минуты».

Для варианта II: «Если я сейчас не признаюсь… каждый будет

думать на своего товарища, на соседа по парте

… О, подумать об

этом было ужасно!,, Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»

Вова оказался в сложной ситуации.

Как вам кажется, что сделает

герой? Почему?

Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.

«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув

руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».

Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя.

Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при

«столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще

начинающейся».

Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было

«провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого

из ребят: «Эх, ты!»

Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам

остается

только

догадываться,

как

сложатся

его

отношения

с

одноклассниками.

Обратите внимание: рассказчик лишь один раз говорит «нож», но всегда

использует это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом –

«ножичек». Это не только оценочный суффикс, передающий гордость

мальчика своим ножиком.

Очевидно, для В.Солоухина нарочитое повторение этого слова – способ

обратить наше внимание: такой любимый, драгоценный маленький предмет

«отрезал» героя от коллектива, стал причиной сложнейшего

нравственного выбора. Так часто бывает в жизни: мелочь, ничтожная

малость оказывается поводом для проверки нас и наших жизненных

ценностей.

6.Подведение итогов

1.

Понравился ли вам рассказ?

2.

Перечитайте эпиграф к нашему уроку.

3.

В чем его смысл? Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке?

Возвращаемся к вопросам в начале урока (слайд)

-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?

-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра,

справедливости?

-Легко ли делать выбор? Какие жизненные уроки постигает герой в этой

ситуации?

Рефлексия

-Зачем нам рассказал эту историю В. А. Солоухин?

Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал и открыл для себя…

7. Домашнее задание

Попробуйте написать продолжение рассказа: «Какой разговор состоялся

между детьми утром?»



В раздел образования