Автор: Бобышева Валентина Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СШ№64
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"
Раздел: начальное образование
Бобышева В.П.
Учитель физической культуры МОУ СШ № 64
Красноармейского района города Волгограда
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ И
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Круговая тренировка и подобные ей формы использования физических
упражнений
(«серкит-трейнинг»)
получили
в
последнее
время
широкое
распространение.
Круговая тренировка, это целая организационно-методическая форма,
охватывающая ряд частных методов использования физических упражнений.
Первый, хотя в значительной мере и внешний признак этой формы
состоит в том, что занятия ведутся как бы по кругу: в спортивном зале или на
площадке
намечается
несколько
«станций»
(мест
для
выполнения
физических
упражнений
с
соответствующим
оборудованием);
занимающиеся обычно расположенные по небольшим отделения, должны
последовательно пройти все «станции», выполнив на каждой назначенное
упражнение.
Круговая
тренировка
возникла
как
организационно
методическая
форма применения физических упражнений, направленных на комплексное
развитие физических качеств занимающихся.
Материалом для круговой тренировки служат в основном технически
относительно
несложные
движения
из
основной
и
спортивно-
вспомогательной гимнастики, также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и
других
видов
спорта.
Движения
подбираются
по
определенной
схеме
(символу
круговой
тренировки)
так,
чтобы
обеспечить
последовательное
воздействие
на
все
основные
мышечные
группы
и
в
тоже
время
дать
достаточную
нагрузку
на
внутренние
органы
(сердечно-сосудистую,
дыхательную систему и др.)
Первую группу составляют упражнения для развития мускулатуры ног.
Для данной цели используются все упражнения в ходьбе, беге, подскоках,
прыжках и т.п., которые включают сгибание и разгибание в голеностопных,
коленных
и
тазобедренных
суставах.
В
результате
укрепляются
мышцы
стопы,
голени,
бедра
и
ягодичные.
Почти
во
всех
упражнениях
для
мускулатуры ног участвуют
мышцы подвздошно-поясничные, брюшного
пресса и спины. Следовательно, упражнения для укрепления мускулатуры
ног являются и общеразвивающими для других мышечных групп.
Во вторую группу включаются упражнения для укрепления мышц рук,
грудных и отчасти мышц спины. Для укрепления мышц кисти и пальцев
используются
так
называемые
упражнения
в
хвате
или
удержании.
Подтягивание с различными хватами, поднимание прямых и согнутых ног в
висе
особенно
хорошо
укрепляют
трапециевидную,
боковые
зубчатые,
дельтовидные
мышцы,
бицепс
и
трицепс,
мышцы
предплечья,
а
также
большие грудные мышцы и отчасти разгибатели спины, и прямые мышцы
живота.
Третья группа содержит упражнения для укрепления мышц живота. В
нее
входят
упражнения,
в
которых
выполняются
движения
ногами
(выпрямленным
или
согнутыми)
при
фиксированном
туловище
или
туловищем при фиксированных ногах, упражнения с отягощением (например,
подъем гантелей махом прямыми руками от бедер до уровня плеч или выше
головы).
В
этих
упражнениях
интенсивно
участвуют
и
подвздошно-
поясничные мышцы.
В четвертую группу входят упражнения укрепляющие мышцы спины.
Это поднимание веса собственного туловища, рук или ног. Для избежания
повреждений
в
поясничном
отделе
позвоночного
столба
используются
упражнения, в которых при фиксированных ногах корпус выпрямляется из
положения наклона вперед в положение с прогнутой поясницей или при
фиксированном
туловище
поднимаются
ноги
(например,
в
висе
на
гимнастической стенке поднимание и опускание ног).
Разметку
тренировочных
«станций»
осуществляется
при
помощи
табличек
и
плакатов
с
номерами
«станций»,
описанием
упражнений
и
схематическим рисунком, с указанием объема упражнений. На полу или на
земле указывается стрелками направление к следующей станции.
Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно
сочетаются жесткое нормирование нагрузки с индивидуализированием ее.
Она
может
быть
для
каждого
индивидуума
различной,
и
в
тоже
время
одинаковой для всей группы.
Обязательное
условие
круговой
тренировки
–
постоянный
точный
отсчет нагрузки и систематическая оценка достижений. Учет и контроль в
этой
организационно-методической
форме
органично
включены
в
сам
процесс занятий физическими упражнениями.
Существенно,
что
круговая
тренировка
рассчитана
в
основном
на
групповые занятия что, однако не исключает возможности использования
некоторых упрощенных ее вариантов для индивидуальных самостоятельных
занятий.
В
самой
организационной
основе
круговой
тренировки
(поочередная смена «станций», зависимость выполнения заданий от действий
других участников группы и др.) заложена необходимость согласованных
действий
группы,
точного
соблюдения
установленного
распорядка
и
дисциплины.
Все
это
предоставляет
благоприятные
возможности
для
воспитания соответствующих нравственных черт и навыков поведения.
Круговая
тренировка
как
организационно
-
методическая
форма
занятий может в очень большой мере способствовать воспитанию юного
поколения.
Прежде
всего,
что
одновременная
работа
всех
учеников
значительно повышает дисциплину. Одновременная круговая тренировка с
индивидуальным
дозированием
нагрузки
характеризуется
подлинно
разумной тренировочной атмосферой. Ни один ученик не перегружается, так
как
каждый
упражняется
на
каждой
«станции»
согласно
своей
индивидуальной дозировке.
Тренировка
с
индивидуальной
дозировкой
привлекает
даже
слабых
учеников к выполнению напряженной физической работы при условии более
умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в
состоянии
сделать.
Простота
упражнений
на
каждой
тренировочной
«станции»
позволяет
любому
ученику
испытывать
радость
успеха
при
выполнении
упражнения.
Положительные
эмоции,
связанные
с
успехом,
возникают при повторных максимальных тестов, так как при этом каждый
ученик может видеть по своей карточке достижений те успехи, которых он
добился в результате проделанной работы. Это укрепляет веру в свои силы, в
первую очередь у физически слабых учеников.
Круговая
тренировка
в
исключительно
большой
мере
способствует
воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только
самостоятельной
тренировкой
школьников,
но
и
самостоятельной
подготовкой
ими
тренировочных
«станций».
Так,
какого-либо
ученика
назначить ответственным за установку или прикрепление щитов с номерами
«станций». Другой раздает карточки – задания и снова собирает их после
занятий.
Школьники
самостоятельно
могут
устанавливать
необходимые
снаряды на той « станции», на которой они начинают упражняться, и убирать
их в том месте, где они заканчивают прохождение круга.
Особенно
ценно
в
педагогическом
отношении,
когда
учитель
физической культуры и учитель биологии, объясняет ученикам сущность
процессов приспособления, протекающих в человеческом организме. Это
важно, в частности, для того, чтобы школьники обнаруживали эти изменения
и
могли
следить
за
ними
с
помощью
данных
пульса.
Бывает
иногда
достаточно, если учитель скажет несколько слов в начале урока физической
культуры о том, что столько-то учеников не только увеличили свой объем
упражнений, но и обнаруживают признаки улучшения восстановительной
способности. Все это значительно повышает интерес школьников к занятиям.
Интерес
школьников
поддерживается,
если
их
отмечать
условными
наглядными
наградами
за
повышение
индивидуальных
результатов.
Так,
ученикам, выполнившим определенную норму, можно разрешить пришить к
майке
белую
полоску.
Это
окажет
психологическое
влияние:
будут
стремиться
превысить
индивидуальную
норму.
Можно
торжественно
отметить или похвалить ученика. В то же время, если ученик отнесся к задаче
недостаточно серьезно и ослабил свои усилия, а может быть, и значительно
снизил результаты, то ему, несмотря на его абсолютно
более хорошие
достижения, можно отменить награду. Школьников поощряет вывешивание
учителем
в
спортзале
таблицы
рекордов
по
выполнению
комплексов
круговой тренировки, разработанных для различных классов.
Каждый
учитель
должен
задаться
целью
так
заинтересовать
школьников,
чтобы
они
занимались
дома.
В
результате
у
школьников
возникнет устойчивая потребность в занятиях упражнениями, которая найдет
выражение в многолетней спортивной деятельности или самостоятельной
тренировке дома. То есть простые упражнения круговой тренировки могут
подкреплять
старания
учителя
физической
культуры,
направленные
на
развитие
у
школьников
таких
качеств
воли,
как
настойчивость,
целеустремленность, и поддержание их на определенном уровне.
Литература
1.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических
нагрузок школьников. М.:
Просвещение,1991. -26.
2.
Гужаловсеий А.А. ,Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. –
Минск: Полымя, 1988.-95с.
3.
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и
методики развития. – М.: ТЕРРА-СПОРТ, 2000. -192с.
4.
Матвеев
Л.П.
Теория
и
методика
физической
культуры.
–М.:
ФиС,1991.-543с.
5.
Холодов
Ж.Х.,
Кузнецов
В.С.
Теория
и
методика
физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш .учеб. заведений. –
М., 2001. -480с.
6.
Черникова – Жарова О.Ю. Скоростно - силовая подготовка в школе //
Актуальные
проблемы
совершенствования
системы
подготовки
спортивного
резерва:
ХVI
Всероссийской
научно-практической
конференции, посвященной памяти М.Я. Набатниковой. – Москва,1999.
–с112-114.
7.
Шамардин А.И. Теория и методика физической культуры.Ч.1: Учебное
пособие. – А.И. Шамардин, Н.В, Седых, И.В. Прохорова. – Волгоград:
ВГАФК,2002.-49с.