Напоминание

Тема урока : "Какой бывает транспорт"


Автор: Матвеева Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Соковская ООШ"
Населённый пункт: село Соковка
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема урока : "Какой бывает транспорт"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока : «Какой бывает транспорт»

Тип урока: комбинированный

Цели урока :

1 Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.

Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить

определять

назначение

специального

транспорта

по

внешним

признакам

автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.

2.

Развитие

умения

пользоваться

полученными

знаниями

при

решении

различных

учебных

задач,

которые

требуют

логического

мышления,

сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных

операций.

3.

Познакомить

детей

с

профессиями

людей,

работа

которых

связана

с

транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека;

развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать

воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.

Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора,

создание проблемных ситуаций.

Формы: индивидуальные, фронтальные, работа в паре , групповая .

Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.

Оборудование:

учебник

«

Мир

вокруг

нас»

А.

А.

Плешаков

1

часть,

иллюстрации

транспортных

средств,

схемы

–цветные

карандаши,

презентация «Транспорт», карточки.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я у вас

проведу урок окружающего мира.

- Ребята у нас на уроке гости, давайте с ними поздороваемся. Я надеюсь, что

вы активно будете работать на уроке, помогать друг другу. Посмотрели друг

на друга, улыбнулись, подарили другу улыбку и хорошее настроение.

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

2.Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение (отрывок из сказки К. Чуковского

«Тараканище»):

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле...

-Какой транспорт использовали звери, назовите.

-Для чего им нужен был транспорт?

-

На каком из них жалко было ехать? Почему? (На хромой собаке.)

Какой транспорт из русской народной сказки?

Кто его хозяйка?

3.Определение темы урока.

-У .Мы продолжаем путешествовать по разделу» Жизнь города и села»

4.Проверка дом. Задания:

Мы урок уже начили,

Что учили – вспоминаем

И повторим знания

Домашнего задания.

-Проведем Блиц турнир. Отвечаем быстро и громко.

- Что такое экономика?

Д. Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

-Какие отрасли экономики вы знаете?

Д. Сельское хозяйство , промышленность , строительство, транспорт ,

торговля.

. - Что является основным помощником в строительстве?

Д. Машины.

- Какие машины нужны на стройке?

- К какой отрасли экономики мы их отнесём?

Д. Транспорт.

5.Новый материал.

Слайд

У. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на

сегодняшнем уроке.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Ходит город – великан

На работу в океан. (Корабль)

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт. (Самолёт)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро)

О чём идет речь в загадках? Как вы думаете, какая будет тема урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.

- Кто знает, что называют транспортом?

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с

греческого оно обозначает «перемещать».

Сначала

транспортом

называли

грузовые

морские

суда,

которые

перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные

пряности;

и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши

купцы.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»

- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)

- Какой транспорт вы знаете?

- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не

было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство

– лошадь)

- Какие современные виды транспорта вы знаете?

Групповая форма работы.

Вспомним как работать в группе

1ряд соберитесь возле первой парты

2ряд подойдите к последней парте

3ряд соберитесь возле средней парты

Задание рассмотрите транспорт ,посоветуйтесь в группе

- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по

земле,

по воде, в воздухе, под землей)

- На какие группы можно разделить весь транспорт? Слайд . Таблица

опора на доске.

У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким

образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?

Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль? Слайд.

Д. Этот транспорт передвигается по земле.

У. Как можно назвать такой транспорт?

Д. Это наземный транспорт

У. Вертолёт, самолёт, аэроплан? Слайд.

Д. Это воздушный транспорт.

Физкультминутка.

Музыка.

Танцевальные

движения.

Повторяют

за

учителем. Будь внимателен

У. Какой вы знаете транспорт передвигающийся по воде?

Д. Пароходы, теплоходы, баржи. Слайд.

У. Как можно назвать этот транспорт? Правильно водным.

У. Что мы отнесём к подземному транспорту? Слайд

Д. Метро.

Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным

(на доске вывешивается схема – опора)

У.

Все

эти

средства

служат

для

одной

цели

перевозке.

Что

они

перевозят?

Д. Людей и грузы.

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?

Д. Пассажирский.

У. Если транспорт перевозит только грузы?

Д. Грузовой.

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по

дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно

разделить на такие виды:

Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары,

ракеты, дирижабли.

Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины,

велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка,

парусник.

Подземный – к нему относится метро.

Работа

с

учебником.

У

нас

возникла

проблема.

Как

ее

решить.

Мальчики играли в мяч, опасный удар, Коля падает. Перелом

ноги. Что

делать? Куда вы обратитесь за помощью?

Д. Вызовем скорую помощь.

У .Какой номер телефона нужно набрать?

Д. Затрудняются ответить.

У. Откройте учебники

стр. 117 Посмотрите 03

Прочитайте

как

называется транспорт.

Д. Специальный транспорт.

У. Прочитайте что означает слово специальный.

Д Слово « специальный « в переводе с латинского языка означает «

особый «

У Какие машины мы отнесем к специальному транспорту?

Как позвонить, чтобы приехали и помогли ?Слайд Таблица на доску.

Запомни эти номера. Покажите ладошку левой руки. Пальчиком правой

напишите номер полиции 01. Вызовите газовую службу 04.Молодцы!

ГРУППОВАЯ РАБОТА:

1-Й РЯД вызвать пожарников

2-Й РЯД вызвать полицию

3-Й РЯД вызвать газовую службу

(Рассказать порядок действий, по какому номеру звонить, что говорить

«Сказать свое имя и фамилию, адрес происшествия, коротко рассказать о

случившемся, отвечать на вопросы диспетчера »)

Игра «Что у кого?» Слайд

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, … (мотор)

– У автомобиля колёса, … (ноги)

– У человека кровь, … (бензин)

– Человек вытирает руками, … (дворниками)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

– Человек может заболеть, … (ломается)

Игра «Отгадай»

– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?

1.

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить на работу. (Водитель)

2.

С огнём бороться мы должны –

С водою мы напарники.

Мы очень людям все нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)

3.

– Все моря он бороздил

В штиль и шторм корабль водил.

Человек отважный, смелый

И морское знает дело.

Покорил немало стран

Бравый (Капитан)

1.

– Ведет он классно самолет,

Безопасен с ним полет

Настоящий он (Пилот )

2.

На работе день-деньской

Он командует рукой,

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

( Крановщик )

3.

Кто по адресу любому

Подвезет вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу!

( Таксист )

4.

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он что я ( Шофер )

У. Ребята, а какие еще профессии людей связанных с транспортом вы

знаете?

Д. Водитель, шофёр.

У. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др

Уважайте труд водителя .

Беседа о правилах поведения в транспорте

-

Знаете ли вы, как надо себя вести в транспорте ? Сейчас мы это

проверим.

Учитель раздает детям карточки с ситуациями:

1-я ситуация: «Что ты скажешь или как поступишь, если ты с мамой вошел в

автобус и увидел своего друга?»

2-я

ситуация: «Ты

сидишь

в

автобусе.

На

остановке

вошел

пожилой

мужчина».

3-я

ситуация: «Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было

только одно (несколько)».

4-я ситуация: «Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один

из пассажиров сделал тебе замечание».

5-я

ситуация: «Тебе

надо

выходить.

А

впереди

стоят

люди.

Как

ты

обратишься к пассажирам?»

Ученик читает ситуацию, отвечает на вопрос, учащиеся класса коллективно

обсуждают.

После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных

правилах поведения в транспорте:

-

Входить в автобус и в трамвай полагается через заднюю дверь, а выходить

через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через

переднюю дверь;

- Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте;

-

В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать

другим;

-

Нельзя стоять у дверей, что мешает входу и выходу пассажиров. Это

особенно важно, потому что в городском транспорте двери открываются

автоматически;

-

Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна; -

Принято

уступать место пожилым людям.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Не забудь пристегнуться ремнем безопасности.

Не махай руками.

Не отвлекай водителя разговорами.

Физминутка Физкультминутка «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим

и сидим, и сидим.

И из окошечка

Глядим, все глядим.

Глядим назад, глядим вперёд

вот так - вот,

вот так - вот.

Ну что ж автобус не везёт,

не везёт

Колёса закружились

вот так -вот, вот так –вот.

Вперёд мы покатились

Вот так –вот, вот так –вот.

А щётки по стеклу шуршат

Бжик -бжик, бжик -бжик

Все капельки смести хотят

–бжик, -бжик, бжик, -бжик.

И мы не просто так сидим,

Би –би –би,

И громко, громко все гудим

Би –би -би.

Пускай автобус наш трясёт

Вот так -вот, вот так -вот.

Мы едем, едем всё вперёд

Би –би -би.

- Ребята, а какое сейчас время года? (зима)

-Какой праздник мы с вами будем скоро отмечать? (Новый год)

- Вы любите Новый год? (Да)

- А за что вы любите этот праздник? (Ответы детей)

- Наверное, все мы ждем от Нового года чего-то необычного.

- А без чего не обходится Новый год? (без ёлки, без подарков)

- А без кого? (без Деда Мороза и Снегурочки)

3. Закрепление изученного

А)Игра

«Доскажи

словечко» (называют

транспортное

средство

и

дают ему характеристику)

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское

транспортное средство.)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина)

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой ... (велосипед)

Бежит при ветре споро

Без весел и мотора ... (парусник)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый ... (вертолет)

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка ...

Кто такая? ... (электричка)

- Какой же бывает транспорт?

- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным

средством передвижения? (каждый опасен по-своему)

- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила

поведения)

Всё время будь внимательным!

И помни на перёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход!

Игра. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то

дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? ………

Кто летит вперёд так скоро, что не видт светофора? ………

Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,

А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит? ……….

Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой? ………

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? …….

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ.

Правила дорожного движения. Знай и обязательно соблюдай

1.Ходи только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.Там где нет тротуаров , иди по левому краю дороги , на встречу

движущему транспорту.

3.Подчиняйся сигналам светофора и только при зеленом свете переходи

улицу.

4.Прежде чем начать переход , убедись в его безопасности.

5.Не выходи внезапно перед идущим транспортом: Помни, никакая

машина мгновенно остановится, не может.

Самостоятельная работа в парах

Работа c карточкой Возьмите карандаш, соедините виды транспортных

средств. Обменяйтесь с соседом и проверьте друг друга. Обоснуйте свой

выбор и дайте характеристику

Выполни задания.

1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и

подземный транспорт.

2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный

транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).

В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким

цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.

Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему

характеристику)

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское

транспортное средство.)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина)

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой ... (велосипед)

Бежит при ветре споро

Без весел и мотора ... (парусник)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый ... (вертолет)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Бежит .... (автомобиль)

Весь мир прочитал

Сообщенье в газетах,

Что Белка и Стрелка

Летали в ... (ракетах)

В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это ... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка ...

Кто такая? ... (электричка)

Создавать я начал флот.

Превратилась губка в ... (плот)

Называют транспортное средство и дают характеристику. Молодцы!

Игра «Кто чем управляет» (Работа в группах на листочках)

Игра "4 лишний"

Такси, автобус, поезд, вертолет

Лодка, катер, пароход, поезд

Автобус. Автомобиль, грузовик, велосипед

Самолет, вертолет, воздушный шар, метро и т.д.

Угадай по описанию.

Это воздушный вид транспорта, у него есть крыло, кабина, хвост, шасси,

винт. Им управляет пилот. Этот транспорт нужен для того чтобы

перевозить людей по воздуху на дальние расстояния.

Это наземный вид транспорта, он желтого цвета, у него есть кузов,

багажник, капот с мотором, 4 колеса, бампер, фары. Им управляет

таксист. Этот транспорт нужен для того, чтобы перевозить людей на

дальние расстояния по городу.

Это водный вид транспорта, у него есть палуба, мачта, корма, каюты,

капитанский мостик. Им управляет капитан. Этот транспорт нужен для

того, чтобы перевозить людей на дальние расстояния по воде.

Наземный вид – шоферы

Воздушный вид – пилоты

Подземный вид – машинисты

Водный вид – капитаны

— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были

внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по

одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со

мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите

знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

1.

Транспорт – это средство передвижения. (+)

2.

Автобус – вид воздушного транспорта. (–)

3.

Корабль является наземным транспортом. (–)

4.

К подземному транспорту относится метро. (+).

5.

Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.

6.

Транспорт приносит только вред человеку. (–)

7.

Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный,

подземный. (+)

8.

Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

9.

При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

10.

Водный транспорт передвигается по земле. (-)

— Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2

ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».

4.

Итог урока. Рефлексия.

Какие виды транспорта вы знаете?

Основное назначение транспорта?

Какой транспорт мы называем специальным?

5.

У. У вас на парте лежат конверты . Оцените работу.

У каждого на столе 3 кружка.

-Слушайте внимательно . У вас на парте лежат кружки трёх цветов.

Если вы запомнили все группы транспорта и хорошо в них разобрались и

легко можете приводить примеры, то поднимите зеленый кружок, если вы не

все виды транспорта запомнили, и затрудняетесь с примерами, поднимите

жёлтый кружок, а если, вы ничего не запомнили, не поняли, то поднимите

синий кружок.

-Какую оценку вы бы хотели получить на уроке?

6.

Домашнее задание. (по выбору)

1.

Придумать

и

нарисовать

экологически

чистое

транспортное

средство будущего.

2.

Нарисовать

знаки,

изображающие,

как

избежать

опасных

ситуаций, связанных с транспортными средствами.

3.

Рабочая тетрадь стр.75-77

(Дети работают в группах по 6 человек. Каждой группе дается задание.

Затем дают ответы на задания)

1)

Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный,

пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)

2)

Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,…( грузовой)

3)

К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному,

общественному.)

4)

Перечислите три вида специального транспорта. (Пожарная машина,

машина скорой помощи, полицейская машина.)

5)

Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный,

воздушный. ( Не воздушный, а грузовой.)

6)

Приведите примеры транспортных средств разных видов. ( Воздушный

–самолет, водный – лодка…)

( учитель включает музыку « Новогодние бубенцы. Упряжка деда

Мороза.»

- Ребята, а кто это к нам едет?

-Правильно, Дед Мороз!

-- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз? (Сани с

тройкой лошадей) (наземном, личном)

- Дед Мороз дарит вам сюрпризы, чтобы в Новом году вы везде

успевали! Мне приятно было работать с вами. Я поздравляю вас с

наступающим Новым годом! Хороших оценок и верных друзей!



В раздел образования