Автор: Налбандян Мариам Рафаэловна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 им. Г.М. Балаева
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Понятие активизации творческих возможностей учеников
Раздел: дополнительное образование
ПОНЯТИЕ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ
г. Ростов-на-Дону 2017 г.
Для того чтобы разобраться в том, что такое активизация творческих
возможностей
и
как
правильно
рассматривать
эту
проблему
и
пути
её
решения мы должны вначале рассмотреть составляющие понтия.
Активизация
-
побуждение
к
активности,
увиливание
деятельности,
оживление активности.
Творческая
активизация
–
побуждение
к
более
продуктивному
творческому процессу.
Развитие
творческого
начала,
творческой
активности
и
творческих
способностей
человека
всегда
волнует
как
ученых-исследователей,
так
и
педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
В
психолого-педагогической
литературе
все
больше
внимания
уделяется
поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют
более
успешному
развитию
творческих
способностей,
обеспечивают
активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать
творческую
активность
в
людях
надо
с
детского
возраста,
со
школьной
скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство,
черчение и технология
- учебные предметы, которые могут использовать
возможности
для
реального
развития
творческих
способностей
личности
ребенка, его творческой индивидуальности.
Потенциал личности - совокупность наличных средств, возможностей в
некой области.
Потенциал личности - возможность, способность человека жить внутренне
богаче и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным,
эффективно влиять, успешно расти и развиваться.
В личностный потенциал входит:
- здоровье психическое, душевное, личностное и психологическое.
- смысловое наполнение жизни (интересы и стимулы жить, смыслы жизни,
любимое дело).
- интеллект общий и эмоциональный.
То или иное сочетание этих внутренних составляющие дают такие внешние
показатели, как внутренняя культура, внутренняя свобода, добровольная
ответственность, любовь к людям, миру и себе, энергетика, навыки и
жизненные стратегии, видение перспектив.
Человек без личностного потенциала (с низким потенциалом) - пустышка.
Человек с высоким личностным потенциалом - перспективный человек,
личностно богатый человек.
Потенциал
личности
обладает
свойствами
системного
качества,
что
позволяет осуществлять его описание с опорой на системный подход. В связи
с
системным
описанием
личности
базисным
считается
биологический
потенциал
личности,
оказывающий
большое
влияние
на
физическую
и
психическую активность, работоспособность и устойчивость личности.
Творческий потенциал личности рассматривается как системное качество
личности
быть
субъектом
творчества
в
профессиональной
деятельности.
Общения и самопознания.
Большой
творческий
потенциал,
проявляющийся
в
прогрессивной
инновационной
деятельности,
творческом
поиске,
умении
принимать
эффективные
и
нестандартные
решения,
прямо
связан
с
уровнем
профессионализма личности и деятельности.
Характеристиками творческого потенциала являются:
- созидательная направленность профессиональных интересов;
- потребность в новаторской деятельности;
- склонность к инновациям;
- высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
- склонность к формированию ассоциативных связей;
- развитое воображение;
- сильная волевая регуляция поведения и деятельности;
- самостоятельность;
- умение управлять своим состоянием, в том числе стимулировать свою
творческую активность.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З.
неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным
формам деятельности, они многозначны.
Задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно
формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков
хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия
того,
что
у
человека
обязательно
появятся
хорошие
способности.
Люди
отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему
при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности
быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня,
чем у других.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны
(заданы — отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря
естественному
развитию
организма.
Способности
приобретаются
в
результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно
принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы
человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки
функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех
видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и
специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и
двигательные. К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и
функционирования
организма
человека
в
целом
или
его
отдельных
подсистем:
нервной,
сердечно-
сосудистой,
желудочной.
К
специальным
относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга:
информационного
(зрительного,
слухового,
двигательного,
обонятельного,
осязательного
и
других)
и
мотивационного
(сила
и
специфика
эмоциональных
процессов
и
потребностей
организма).
Периферические
задатки
связаны
с
работой
периферических
отделов
органов
чувств.
Сенсорные
задатки
характеризуют
процессы
восприятия
и
переработки
человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов
чувств.
Чтобы задатки превратились в ярко-выраженные способности, необходимо
с
детства
создавать
условия
для
их
формирования:
занятие
детей
техническим,
научным
и
художественным
творчеством,
многоплановость
деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. Организуя
детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей,
необходимо
соблюдать
психологические
требования:
создание
положительного
эмоционального
настроения,
поддерживающего
интерес
ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности;
оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.
Способности
-
индивидуальные
особенности
личности,
являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определённого рода
деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,
умениям, навыкам.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны
пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это
развитие начинается с первых дней жизни и, если человек
продолжает
заниматься
теми
видами
деятельности,
в
которых
соответствующие
способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития
способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит
подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на
других идёт становление задатков небиологического плана, на
третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная
способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или
иной степени накладываться друг на друга.
Важным моментом в развитии способностей
у
детей
выступает
комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно
дополняющих
друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из
способностей,
не
заботясь о
повышении
уровня
развития
других,
связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, умение
пользоваться
речью,
совершенное
владение
ею,
также
может
рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же
самое
умение
как
органическая
часть
входит
в интеллектуальные,
межличностные, многие творческие способности, обогащая их.
Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то
же
время
способности
и
их осознание влияют на формирование
психологического облика и его проявления
в поведении и деятельности
личности.
Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях
может привести к отрицательным результатам – одностороннему, и даже
ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать
важность
знаний,
можно
самообразованием
восполнить
пробелы
и
достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать
проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для
развития
способностей,
но
и
влиять
на формирование активного
отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям.
Когда личность ощущает не только тяготение к какой-то деятельности, но и
начинает сознавать свои способности, она при определенных условиях
переживает чувство ответственности перед обществом,
коллективом,
и
больше требует от себя. И наоборот, при чрезмерном захваливании,
без
формирования трудолюбия образуется лажное сознание того,
что
при
больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что всё придёт
само собой. Всё это вместе взятое приводит не только к застою в развитии
способностей,
но
даже к их торможению. Нередко родители стремятся
развивать у ребенка то, к чему у него нет склонностей и природных
предпосылок.
Поэтому
необходимо
с
осторожностью
оценивать
способности ребенка, внимательно следить за его развитием и успехами,
главное внимание обратить на воспитание необходимых для жизни качеств
характера: трудолюбие, организованность – они
никогда
не помешают
развитию способностей.
Развитее
-
Состояние
умственной
и
духовной
зрелости,
степень
сознательности, просвещенности, культурности
Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в
педагогической
практике.
Решение
этой
проблемы
зависит
от
того,
на
получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.
Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику
лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой
деятельности.
Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в
процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую).
Возможности школьников различны, но они должны приводить в движение
для
развития
творческой
деятельности
школьника. Имеются
разные
методы:
исследовательский,
поисковый,
метод
проблемной
ситуации,
логико-содержательное
построение
курса.
Важно
лишь
пробудить
мыслительный процесс ученика.
Ещё одним важным моментом в активизации творческих возможностей
является развитие творческого мышления.
(Частично Бушуева)
Природа творчества полностью до сих пор не изучена, несмотря на то, что
творческое мышление является высшим проявлением феномена человека.
Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым
для естественнонаучных методов. Развитие психических процессов, в том
числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и
велика роль взрослого в развитии ребенка.
Вся история человечества - это история творчества. Опираясь на подсказки
природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились
делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи,
которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем
простого
подражания
природе.
Новые
задачи
требуют
более
глубокого,
осмысленного и творческого решения.
Р.Ф.Томсон
определяет
творческое
мышление,
противопоставляя
его
критическому
мышлению:
"Творческое
мышление
-
это
мышление,
результатом которого является открытие принципиально нового или иной
задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных
решений
с
целью
определения
области
их
возможного
применения.
Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое -
выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения, необходимы
оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление
является помехой для критического, и наоборот".
Библиография.
1. Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления
школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.
2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. С-Пб.:
Иматон,1996.
3. Дереклеева А.В.. Научно-исследовательская работа в школе – М.:
Верум, 2001.
4. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. -
М.: Просвещение, 1985 г.
5. ЛукА.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.
6. Календарь. Задачи.//Начальная школа. Приложение к "Первое сентября".,
№16,17 -2005, №2, 5,9,10-2006.