Автор: Феоктистова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6"Тургай"
Населённый пункт: Татарстан, Азнакаевский район п.г.т. Актюбинский
Наименование материала: Технология "Цветные палочки" Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание"
Тема: "Цветные палочки" Кьюзенера
Раздел: дошкольное образование
Технология
«Цветные палочки» Кюизенера как
средство реализации программных задач
в образовательной области «Познание»
Ознакомление с дидактическим пособием «Цветные
палочки» Кюизенера.
В современной педагогике широко развиваются технологии использования
известных российских и зарубежных дидактических средств, таких как игры
Б. Никитина, блоки Дьениша, цветные палочки Кюизенера и др.
Дидактические игры занимают важное место в умственном воспитании
детей дошкольного возраста. Обязательным элементом дидактических игр
является познавательное содержание и умственная задача. Многократно
участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют.
Решая умственную задачу, дети упражняются в произвольном запоминании
и воспроизведении, в классификации предметов и явлений по общим
признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по
отдельным признакам.
Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению
знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как
свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении
умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи
решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых
являются цветные палочки Кюизенера.
Д. Кюизенер - бельгийский математик, разработавший уникальную методику
обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине
параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с
поперечным сечением 1 см
2
. В наборе содержатся палочки 10-ти цветов и
имеют длину от 1см до 10см.
Состав классического набора «Цветные счетные палочки».
Класс
Цвет
Длина в
сантиметрах
Количество
белых
белый
1
50
красных
красный
вишневый
коричневый
2
8
4
50
12
25
синих
зелёный
синий
голубой
3
6
9
33
16
11
жёлтых
жёлтый
оранжевый
5
10
20
10
чёрных
чёрный
7
14
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут
отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то
же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и
обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает
комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти
цветов.
Класс
Цвет
Длина в
сантиметрах
Количество
белых
белый
1
25
красных
розовый
красный
бордовый
2
4
8
20
12
7
синих
голубой
фиолетовый
синий
3
6
9
16
9
5
жёлтых
жёлтый
оранжевый
5
10
10
4
чёрных
чёрный
7
8
Близкие
по
цветам
палочки
объединяются
в
семейства
или
классы.
Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 - все
эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих
палочек кратно 3, жёлтых - 5, чёрных - 7. Белая палочка имеет форму куба со
стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и
является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать
с
комплектом
палочек
можно
как
в
вертикальной,
так
и
в
горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей
младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные
плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе
2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их
можно использовать как демонстрационный материал.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как
средство для формирования элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился
более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки
Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной
области «Познание».
1.
Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность
сравнивать
предметы
по
цвету,
форме,
величине;
определять
их
место
положения
в
пространстве,
развивается
глазомер,
уточняются
и
закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.
_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
_Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит
между…
2.
Развитие
познавательно-исследовательской
и
конструктивной
деятельности.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать
связь
между
создаваемыми
конструкциями
и
реальными
объектами
окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб,
сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный
материал.
Дети
учатся
выдвигать
предположения
и
самостоятельно
их
проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
3. Формирование элементарных математических представлений.
Использование
цветных
палочек
Кюизенера
позволяет
развивать
у
дошкольников
представления
о
числе
на
основе
счёта
и
измерения;
формировать
осознание
соотношений
«больше
-
меньше»,
«больше
-
меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав
числа
из
единиц
и
двух
меньших
чисел;
упражнять
в
порядковом
и
количественном
счёте;
измерять
объект
условной
меркой.
Развивается
умение
различать
и
называть
геометрические
фигуры;
происходит
ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху,
внизу и т.д.)
Примерные задания:
-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько
белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под
розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно
определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).
-Разложите
карточки
с
цифрами
по
порядку.
Положите
к
каждой
цифре
палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите
палочки
в
порядке
убывания
(от
самой
длинной
к
самой
короткой).
-Сосчитайте
сколько
всего
палочек.
Назовите,
которая
по
счёту
красная
палочка (синяя, оранжевая и т.д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю
палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол - розовую, в
правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
3.
Предметный мир.
Используя
палочки
Кюизенера
как
мозаику
или
конструктор,
дети
могут
создавать
конструкции
различных
предметов,
а
также
предметов
по
лексическим
темам,
что
способствует
усвоению
видовых
и
родовых
представлений.
4.
Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
1.
в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее,
самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
2.
В построении предложно-падежных конструкций.
3.
В употреблении порядковых и количественных числительных.
4.
В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На
приведённых
примерах
мы
убеждаемся,
что
дидактическое
пособие
«Цветные
палочки»
Кюизенера
универсально
и
может
использоваться
в
различных
видах
деятельности.
Оно
соответствует
современным
требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.