Напоминание

"Цветные палочки" Кьюзенера


Автор: Феоктистова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6"Тургай"
Населённый пункт: Татарстан, Азнакаевский район п.г.т. Актюбинский
Наименование материала: Технология "Цветные палочки" Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание"
Тема: "Цветные палочки" Кьюзенера
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология

«Цветные палочки» Кюизенера как

средство реализации программных задач

в образовательной области «Познание»

Ознакомление с дидактическим пособием «Цветные

палочки» Кюизенера.

В современной педагогике широко развиваются технологии использования

известных российских и зарубежных дидактических средств, таких как игры

Б. Никитина, блоки Дьениша, цветные палочки Кюизенера и др.

Дидактические игры занимают важное место в умственном воспитании

детей дошкольного возраста. Обязательным элементом дидактических игр

является познавательное содержание и умственная задача. Многократно

участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют.

Решая умственную задачу, дети упражняются в произвольном запоминании

и воспроизведении, в классификации предметов и явлений по общим

признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по

отдельным признакам.

Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению

знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как

свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении

умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи

решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых

являются цветные палочки Кюизенера.

Д. Кюизенер - бельгийский математик, разработавший уникальную методику

обучения детей математике с помощью цветных палочек.

Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине

параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.

Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с

поперечным сечением 1 см

2

. В наборе содержатся палочки 10-ти цветов и

имеют длину от 1см до 10см.

Состав классического набора «Цветные счетные палочки».

Класс

Цвет

Длина в

сантиметрах

Количество

белых

белый

1

50

красных

красный

вишневый

коричневый

2

8

4

50

12

25

синих

зелёный

синий

голубой

3

6

9

33

16

11

жёлтых

жёлтый

оранжевый

5

10

20

10

чёрных

чёрный

7

14

Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут

отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то

же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и

обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает

комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти

цветов.

Класс

Цвет

Длина в

сантиметрах

Количество

белых

белый

1

25

красных

розовый

красный

бордовый

2

4

8

20

12

7

синих

голубой

фиолетовый

синий

3

6

9

16

9

5

жёлтых

жёлтый

оранжевый

5

10

10

4

чёрных

чёрный

7

8

Близкие

по

цветам

палочки

объединяются

в

семейства

или

классы.

Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 - все

эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих

палочек кратно 3, жёлтых - 5, чёрных - 7. Белая палочка имеет форму куба со

стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и

является условной меркой для определения состава числа из единиц.

Работать

с

комплектом

палочек

можно

как

в

вертикальной,

так

и

в

горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей

младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные

плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе

2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их

можно использовать как демонстрационный материал.

Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как

средство для формирования элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился

более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки

Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной

области «Познание».

1.

Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность

сравнивать

предметы

по

цвету,

форме,

величине;

определять

их

место

положения

в

пространстве,

развивается

глазомер,

уточняются

и

закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Примерные задания:

- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.

-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.

-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.

_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.

_Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит

между…

2.

Развитие

познавательно-исследовательской

и

конструктивной

деятельности.

При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать

связь

между

создаваемыми

конструкциями

и

реальными

объектами

окружающего мира.

Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб,

сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный

материал.

Дети

учатся

выдвигать

предположения

и

самостоятельно

их

проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Примерные задания:

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи коврик для собачки из любых палочек.

-Выложи из палочек любых животных.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Использование

цветных

палочек

Кюизенера

позволяет

развивать

у

дошкольников

представления

о

числе

на

основе

счёта

и

измерения;

формировать

осознание

соотношений

«больше

-

меньше»,

«больше

-

меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав

числа

из

единиц

и

двух

меньших

чисел;

упражнять

в

порядковом

и

количественном

счёте;

измерять

объект

условной

меркой.

Развивается

умение

различать

и

называть

геометрические

фигуры;

происходит

ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху,

внизу и т.д.)

Примерные задания:

-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько

белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под

розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно

определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).

-Разложите

карточки

с

цифрами

по

порядку.

Положите

к

каждой

цифре

палочку соответствующую данному числовому значению.

-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).

-Разложите

палочки

в

порядке

убывания

(от

самой

длинной

к

самой

короткой).

-Сосчитайте

сколько

всего

палочек.

Назовите,

которая

по

счёту

красная

палочка (синяя, оранжевая и т.д.).

-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.

-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю

палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол - розовую, в

правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.

3.

Предметный мир.

Используя

палочки

Кюизенера

как

мозаику

или

конструктор,

дети

могут

создавать

конструкции

различных

предметов,

а

также

предметов

по

лексическим

темам,

что

способствует

усвоению

видовых

и

родовых

представлений.

4.

Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

1.

в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее,

самый длинный; короткий, короче, самый короткий.

2.

В построении предложно-падежных конструкций.

3.

В употреблении порядковых и количественных числительных.

4.

В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На

приведённых

примерах

мы

убеждаемся,

что

дидактическое

пособие

«Цветные

палочки»

Кюизенера

универсально

и

может

использоваться

в

различных

видах

деятельности.

Оно

соответствует

современным

требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.



В раздел образования